Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Избалованные выбором,или О духовной пользе самоизоляции

    [18.05.2020] Избалованные выбором,или О духовной пользе самоизоляции

             

    Плюсом так называемой «самоизоляции» может стать возможность проверить на себе жизнь без выборов. Прожить «на чистовик» какой-то период времени с одними людьми, в одной квартире, с ограниченным набором предметов и маршрутов. Как жили наши предки сотни лет назад. (Не будем сейчас об изобилии в виртуальном пространстве, ибо до сих пор у одних нестабильный интернет, а у других – маленькие дети, выбора не оставляющие.)

    До своего всемирного кризиса глобализация диктовала нам, как нужно жить, а именно: постоянно куда-то бежать, регулярно летать, что-то покупать и в своей жизни менять. От обоев и работы до супругов и детей.

    В мире, где вожделенным символом потребления стало надкусанное яблоко, не стыдно было самому выглядеть таким фруктом. Но как-то грустно вступать в брак, зная, что твоя половинка уже опробована до тебя. Как на рынке протягивают кусочек арбуза, сыра или сала. Представляете бегущую строку на лбу: «Пробован 5 раз. 7. 10…»? Или читаешь ребенку сказку, а там, в финале: «И решили принц и принцесса попробовать жить вместе. Хотели было долго и счастливо, но встретили варианты получше и разбежались».

    Нас манит иллюзия изобилия. Хочется попробовать все и сразу или отправиться в бесконечный поиск идеала. Кажется, что мы ничего при этом не теряем, а на самом деле тратим драгоценное время своей жизни. Опустошая наш кошелек, мир попутно опустошает душу.

    Когда несколько дет назад я выбирала танцевальную студию, то подсела на пробные занятия. Некоторые были бесплатными, другие за полцены, третьи по полной стоимости. Я несколько месяцев ходила по нескольким десяткам студий, не получив в итоге ничего. Но заметила: чем больше выбираешь – тем труднее сделать выбор.

    У наших родителей и тем более бабушек с дедушками такой проблемы не было. Ели то, что удавалось урвать по талонам, жили с тем, кого выбрали в молодости, работали по специальности, которую получали на всю жизнь, и очень часто на одной работе.

    У нас не так. Перед нами открыты все дороги. Мы заходим в кондитерскую по дороге на очередную нелюбимую работу и берем пакет разных пирожных. Просто попробовать. Неважно, что потом будет изжога от вторых или депрессия от первой. Учебу или работу можно ведь и поменять, а в аптеке взять что-нибудь от тошноты и диспепсии. Вот только никому не приходит в голову попробовать на себе весь аптечный ассортимент. А что, интересно ведь? Или прийти к врачу с серьезной болезнью и услышать: «А давайте мы, голубчик, попробуем на вас вот это, а потом это, а если не поможет, то еще это». Хочется спросить такого врача: эй, а если я не доживу, пока вы будете пробовать?

    А если мы не доживем до настоящей семьи, пока пробуем партнеров, которые точно так же пробуют нас? Как тот самый арбуз на рынке, отрезанный не очень чистым ножом и не очень свежими руками. Со вкусовыми рецепторами ведь как – пока обед готовишь, так всего напробуешься, что и обедать не хочется. Знакомо? И замуж что-то уже не очень хочется. И детей. И призвание искать тоже. Перепробовали… Или напробовались? А может, наоборот, вошли во вкус так жить?

    Замуж я, как и многие православные девушки из моего окружения, вышла не рано. Всё что-то не торопилась, выбирала, перебирала. Казалось, выбор безграничен, молодость и жизнь вечны (вот они, плоды рекламы) и найти Идеального Мужа только вопрос времени. Увы, мода на образ жизни делает свое гнусное дело незаметно, но верно. Это я, отучившись и поработав несколько лет в сфере рекламы, усвоила точно. Первые полжизни мы ищем идеального мужа, вторую половину – подтягиваем уже неидеальное лицо. Боюсь, что по-настоящему идеальным будет только новенький лакированный гроб.

    Думаете, мы, православные, сильно отличаемся в этом плане, тусуясь в популярных приходах, с комфортом колеся по душеспасительным паломническим маршрутам и выбирая в смартфоне: распев какого монастыря послушать сегодня?

    Да простят меня настоящие верующие, которые искренне не понимают, за что нас лишили Пасхи. Я же о себе могу сказать словами заключенной концлагеря из книги Виктора Франкла «Сказать жизни: “Да!”»:

    «Я благодарна судьбе за то, что она обошлась со мной так сурово, потому что в прежней своей жизни я была слишком избалована, а духовные мои притязания не были серьезны».

    До слез обидно, что Воскресение Христово, Антипасху и Радоницу мы встретили дома. Но, по словам одного батюшки, мы получили то, чего в глубине души желали. Те, кто много лет ходит в храм, знают, как часто через силу понукаешь себя и идти на службу, и молиться, и причащаться, «потому что уже пора». За пятнадцать лет церковной жизни я стала настоящей «профессиональной богомолкой», певшей на клиросе, работавшей в епархиальном управлении и православной гимназии, учившейся на миссионерско-катехизаторских курсах и трудничавшей на Валааме. Для меня декретный отпуск стал вполне уважаемой причиной сокращенного молитвенного правила и прихода в храм к Причастию. Но… я вполне понимаю, для чего лично мне это досталось и почему лично для меня мир больше никогда не будет прежним. Просто потому, что возвращения прежней несерьезной жизни после напряжения нынешних дней больше не хочется. Игры кончаются в тот момент, когда ты понимаешь, что кто-то играет тобой.

    Избалованные выбором, как капризные дети, мы давно перестали ценить его свободу. Да и свобода ли это или добровольное рабство в мире шопинга, туризма и постоянно сменяющегося калейдоскопа людей и мест? Почему нам, наделенным Богом правом свободы выбора, часто кажется, что этот выбор делает за нас кто-то другой? Где та тонкая грань между решеткой концлагеря и нелепой смертью Буриданова осла?

    Возможно, именно для истинного освобождения Господь дает нам сейчас шанс узнать поближе (и полюбить по-настоящему!) самих себя и своих близких. Решить, что же выбрать: модный нынче минимализм или все же православную аскезу.

    Одна надежда – отпрыскам королевской крови, говорят, после горы надкусанных пирожных до жути хочется простого черного хлеба. А это, как мне кажется, начало исцеления.

    Ксения Гринькова
    Православие.ру

    Календарь

    Последние новости
    10.08.2020 Просьба о помощи
    10.08.2020 Об обиженных на Церковь, или как правильно публично критиковать недостатки церковной жизни?
    09.08.2020 Великомученик и целитель Пантелеимон
    09.08.2020 Тайны отсидевшего за убийство схимонаха Сергия
    09.08.2020 Рассказ пострадавшей от секты Виссариона
    08.08.2020 Сергий (Романов): информационная война
    07.08.2020 Церковный календарь. 7 августа 2020. Пятый Вселенский Собор
    07.08.2020 II слет Православных центров помощи зависимым Сибирского федерального округа. Как это было...

    Епархиальный реабилитационный центр во имя св. прп. Серафима Саровского

    Трезвое поколение

    Новосибирское отделение Общества православных врачей России