Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Экзамены – ожидаемые и нежданные

    [21.12.2019] Экзамены – ожидаемые и нежданные

             

    Коварство неожиданностей

    Мы часто слышим о том, что жизнь – это школа. И это действительно так, с одним, я бы сказал, существенным отличием: в жизни мы приходим порой, как нам кажется, на очередной урок, ожидая возможности чему-то научиться, – а оказывается, что прямо сейчас нужно сдавать экзамен. И каждый из нас, наверное, может вспомнить моменты, когда он в такой ситуации оказывался совершенно растерянным и поступал от этой растерянности далеко не самым лучшим образом.

    В христианской жизни не сданные нами «экзамены» и проваленные «контрольные работы» – это то, с чем мы раз за разом приходим на исповедь. И если разбирать типичные ситуации, в которых мы вновь и вновь ведем себя не по-христиански, то часто выясняется, что это было не что-то превосходившее наши силы, с чем невозможно было справиться, но в состоянии смятения мы наделали ошибок, и всё пошло кувырком. Первое неверное движение человек часто делает просто не подумав, рефлекторно, от неожиданности; это движение рождает неверный шаг, который приводит к падению, и дальше уже человек катится кубарем, что может очень быстро привести к самым серьезным, а порой и трагическим последствиям. И следовательно, значение первой реакции на ситуацию очень велико.

    Для того чтобы нас не заставали врасплох какие-то неурядицы и неприятности, существует очень простая практика, которая многим известна, но мне кажется нелишним о ней напомнить. Это практика завершать каждый прожитый день воспоминанием о том, что мы в течение этого дня сделали недолжного: в чем солгали, чего испугались, где растерялись, в чем не пришли необходимым образом на помощь.

    Кто-то делает это после вечернего правила, которое завершается как раз повседневным исповеданием грехов. Но важно не только в этих ошибках Богу и самому себе признаться и попросить прощения – нужно обязательно принимать решение на будущее: как мы будем действовать, когда вновь окажемся в подобной ситуации. И утром, в начале каждого дня, нужно подумать, какие ситуации нас могут ждать сегодня и как мы собираемся к ним отнестись.

    Конечно, всего предугадать невозможно, но могу сказать, что люди, в жизни которых эта практика находит свое место, реже срываются в ответ на причиненные им обиды, чаще задумываются, прежде чем что-то сделать, и быстрее приходят другим на помощь. А человек, который такую работу над ошибками совершать не привык, так и действует хаотично, и в этом хаосе тонет всё – и исповедь этого человека в итоге оказывается тоже бессвязной, сумбурной, унылой, не рождающей в нем намерения тех или иных грехов больше не повторять.

    Быть готовым ко всему

    Но не только об этом я хотел сегодня сказать. Каждый день кто-то из живущих на земле людей оказывается в обстоятельствах, переворачивающих для него всю прежнюю жизнь. Это может быть известие о тяжелом диагнозе – собственном или кого-то из родных; это может быть предательство близкого человека, финансовый крах, крушение карьеры; это может быть чья-то смерть. Можно ли оказаться к этому готовым? Нужно ли пытаться как-то к этому подготовиться? Думаю, что, безусловно, и можно, и нужно.

    И прежде всего, наверное, нужно вспомнить, что к любому серьезному экзамену нас ведут некие промежуточные ступеньки. И очень важно в повседневной жизни, когда Господь нам эти ступеньки предлагает, их не пропускать. Если человек впадает в ропот и в уныние, когда у него от непогоды болит голова, то что будет, если ему сообщат, что у него рак? Скорее всего, это разрушит всю его жизнь и, что еще страшнее, его самого. Бывает, что лечение тела потом оказывается успешным, но в человеке уже нет ни воли, ни желания жить, ни стремления быть с Богом, ни любви деятельной – в его душе это потрясение запустило необратимый процесс, он разуверился во всем. И в то же время, когда, наоборот, человек воспринимает такое известие без смятения, мужественно, понимая, что и не было никаких гарантий, что с ним этого не случится, – это всегда является результатом того, как вообще он живет. Наши реакции, наши поступки не возникают вдруг – они формируются той самой ежедневной христианской или не христианской жизнью, в которой, как я сказал выше, нам следует рассматривать свое состояние в конце каждого дня.

    Путем Иова

    У апостола Павла есть такие слова: Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2 Кор. 13: 5). Что это значит? Это означает, что мы должны время от времени останавливать свой повседневный бег, обращать свой внутренний взор на то, что мы думаем, что чувствуем, что делаем, и задавать себе вопрос: какое внутреннее основание всё это имеет во мне? Основано ли это на каких-то обстоятельствах, на чьих-то мнениях, на какой-то человеческой логике – или краеугольный камень этого все-таки моя вера? Мы часто забываем испытывать себя подобным образом. Но есть в жизни такие экзамены, которые можно сдать только тогда, когда ты не просто веришь, а когда нет ничего важнее, больше и утешительнее этой веры в твоей жизни. И какое именно испытание в какой момент потребует от нас именно такой веры, мы не знаем. Зато мы знаем, что жить в перспективе вечности возможно уже здесь, на земле, – и, живя так, с упованием на грядущее, человек может выдержать абсолютно всё, предав себя и всё, что ему дорого, в руки Божии. И тогда не только после каких-то повседневных неприятностей, но и после самых настоящих трагедий мы будем продолжать полноценно жить.

    В Священном Писании мы находим пример, который многих нецерковных людей пугает, – это пример праведного Иова. Большинство людей в этом мире надеется, что с ними ничего подобного не случится. Но христианское отношение к этому иное: нужно понимать, что этот пример дан нам не для устрашения, не для восхищения, не просто как далекая история из прошлого. Путь Иова – это путь каждого из нас: чей-то – на один процент, чей-то – на десять процентов, чей-то – на 120 процентов, потому что случаются с людьми в жизни вещи и тяжелей того, что с Иовом случилось. И когда мы перестанем воспринимать этот пример как нечто чужеродное нам, мы сможем приблизиться к тому состоянию сердца, из которого родились его слова: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1: 21).

    Игумен Нектарий (Морозов)
    Православие.ру

    Календарь

    Последние новости
    11.04.2021 Иоанн Лествичник о пастырях и духовных врачах
    11.04.2021 Проповедь протоиерея Александра Новопашина в Неделю четвёртую Великого поста
    10.04.2021 Форум «Россия-Таджикистан. Интеграционные проекты и межкультурное сотрудничество»
    09.04.2021 "Диалог на равных": встреча с молодёжью Новосибирска
    08.04.2021 Собор Архангела Гавриила
    07.04.2021 Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила
    07.04.2021 Проповедь протоиерея Александра Новопашина на Благовещение Пресвятой Богородицы
    06.04.2021 Роман Силантьев. Конференция «Актуальные вопросы духовной безопасности». Тезисы

    Православное общество трезвости Новосибирска

    Образование и Православие

    Ювенальная юстиция в России - Мы против!