[24.02.2013] Xаризматики начинают и проигрывают
Российский суд разрешил называть неопятидесятников тоталитарной сектой
5 - 6 июня с. г. в Кузнецком районном суде г. Новокузнецка прошли слушания по иску двух неопятидесятнических сект "Живая вода" городов Новокузнецк и Мыски Кемеровской области к настоятелю Спасо-Преображенского собора г. Новокузнецка священнику Владимиру Пивоварову. Отец Владимир, 17 марта 2001 г. выступая в телепередаче "Благословите, батюшка", рассказал зрителям о сектах и, в частности, о "Живой воде", упомянув последнюю в списке тоталитарных сект. Пасторы "Живой воды" из Новокузнецка и Мысков обиделись и подали иски в суд.
Нужно сказать, что иски были составлены крайне неряшливо, и исковые требования сектантов в них были определены весьма туманно. Очевидно было лишь то, что они обиделись за "тоталитарную секту", посчитали, что этот термин оскорбляет честь и достоинство и порочит деловую репутацию их религиозных организаций. Соответственно, они требовали "принять меры воздействия в отношении православного священника Пивоварова В. А.", а также принудить его заявить в той же передаче, что "Живая вода" не является тоталитарной сектой.
Интересно, что не так давно ту же самую "Живую воду" назвал тоталитарной сектой губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. В ответ сектанты написали ему открытое письмо, опубликованное в их собственной газете "Голос Пробуждения".
Сами обидчивые сектанты даже в этом письме не выбирают выражений, когда пишут о Православной Церкви и своей Родине. Не стесняются они в выражениях, и когда обращаются к законно избранному губернатору. В суд, тем не менее, они на него не подали. Два года спустя, однако, они решили привлечь к ответственности православного священника. Возникает вопрос, почему?
Выяснилось, что одновременно представители другой неопятидесятнической секты "Новая жизнь" вчинили иск журналисту из Екатеринбурга, который также назвал их тоталитарной сектой. Возможно, сектанты инициировали и другие иски в других городах России, о которых нам пока не известно. Но даже то, что мы знаем, позволяет предположить, что мы имеем дело с тенденцией: неопятидесятническое начальство дало разнарядку по местам подавлять критику в их адрес, и те развязали кампанию судебных исков против своих оппонентов. И первыми из оппонентов сектанты, как мы убедились, видят Православную Церковь и ее священников. Задача этих процессов, по всей видимости, даже не столько выиграть, сколько запугать. Если люди будут знать, что критические высказывания о той или иной секте повлекут за собой иск, а затем долгое судебное разбирательство, многие из них просто не захотят связываться.
В суде интересы священника Владимира Пивоварова представляли зав. кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского Богословского института А. Дворкин и новокузнецкий адвокат Г. Купавцев. Интересы истцов представляла член новокузнецкой "Живой воды" И. Воронина. Дело рассматривалось судьей Л. Забировой. Заседания продолжались два дня. В ходе слушаний было допрошено около 15 свидетелей с обеих сторон.
Ответчики строили свою защиту таким образом:
Во-первых, они доказывали, что истцы являются ненадлежащими. Честь и достоинство - это личные категории, которых не может быть у юридического лица. А никто из свидетелей истцов - членов секты - не смог доказать, что передача каким-то образом причинила им вред или нанесла ущерб. Также каждый из них был вынужден признать, что сам он в суд обращаться не собирался. Что же касается деловой репутации, то у некоммерческой организации (а религиозная организация по определению является некоммерческой) ее не может быть. Вместе с тем, в ходе процесса истцы несколько раз проговаривались и высказывали опасения, что передача ограничит приток новых членов в организацию, из-за чего сократятся ее доходы. В таком случае, действительно, можно признать, что передача может нанести ущерб деловой репутации организации, но сама организация в таком случае должна перерегистрироваться как коммерческая.
Во-вторых, ответчики пояснили, что термин "тоталитарная секта" является оценочным и каждый человек вправе употреблять его по своему усмотрению. Небезызвестный Якунин, например, неоднократно называл тоталитарной сектой Русскую Православную Церковь, которая не подавал не него в суд и не мешала ему реализовывать конституционное право свободы слова. Сами истцы, кстати сказать, в своих публикациях считали возможным использовать гораздо более жесткие, а то и напрямую оскорбительные высказывания в адрес Православной Церкви и ее служителей (некоторые из этих публикаций по ходатайству ответчиков были приобщены к делу).
Мнение отца Владимира Пивоварова было основано на целом ряде источников, в которых неопятидесятнические организации назывались тоталитарными сектами. В частности, им посвящено специальное определение, прошедшей 23 - 25 апреля 2001 года в Нижнем Новгороде Международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты - угроза XXI века". Тоталитарными сектами организации харизматиков называются в книге А. Дворкина "Сектоведение: Тоталитарные секты" (Н. Новгород, 2000), а также в целом ряде публикаций протестантов и евангеликов (некоторые из них также были приобщены к делу). По мнению губернатора Тулеева, высказанного непосредственно о "Живой воде", говорилось выше.
В принципе, ответчики могли бы этим и ограничиться. Но, поскольку речь шла об открытом судебном заседании, из-за важности судебного решения по этому вопросу они сочли нужным постараться доказать по существу, что "Живая вода" может быть названа тоталитарной сектой в научном смысле.
Показания свидетелей и предъявленные материалы доказали, что "Живую воду" можно считать тоталитарной сектой по следующим критериям:
1. При вербовке использовался обман и неэтичные методы: учительница вербовала своих несовершеннолетних учеников прямо на уроках (естественно, не спрашивая согласия родителей); 14-летнюю девочку, которая на улице спросила дорогу в православный храм, привели в "Живую воду" и стали очень жестко обрабатывать, чтобы она сделалась членом секты. Эти же факты доказывают, что для адептов внутригрупповые ценности делаются высшим нравственным критерием, несравненно превосходящим обычные этические и нравственные нормы.
2. Свидетели показывали, что когда они впервые попадали в организацию, на них оказывалось жесткое давление: их запугивали, требовали, чтобы они стали членами организации немедленно.
3. Эксклюзивизм: руководители и члены секты убеждены в своей особости и исключительности по сравнению со всем другим человечеством. Интересно, что слово "верующие" они употребляют только по отношению к неопятидесятникам.
4. В секте используется целый арсенал неэтичных методов воздействия на личность, например, гипноз, психические манипуляции, контролирование сознания, в частности контроль информации и поведения и др. Члены секты, которые давали показания в суде, не могли вынести ни одного самостоятельного суждения. Они утверждали, что абсолютно свободны, но вместе с тем, помимо нескольких штампов, ничего не могли сказать. Критическое мышление отсутствовало у них полностью.
5. Члены секты являются рабами, "человеческим материалом", который руководство использует по своему усмотрению: только из выступавших на процессе свидетелей женщина с педагогическим образованием нянчила детей пастора Мамонтова (естественно, бесплатно); беременную женщину, невзирая на ее состояние, заставили два дня толкаться в коридоре суда и давать показания, что, конечно, являлось для нее тяжелейшим стрессом; еще одного адепта заставили бросить высокооплачиваемую работу и трудиться в секте за номинальное жалование.
6. Руководство секты прививало адептам ненависть и презрение к родителям (например, в проповедях пастор Мамонтов называл родителей рабами сатаны); ненависть к своему народу, к своей стране, к другим религиям и, в первую очередь, к Православию.
7. "Живая вода", как, впрочем, и все неопятидесятническое движение, существует во внекультурном социуме: ее члены далеки от культуры как национальной, так и общечеловеческой; они не читают классическую литературу, не слушают классическую музыку, не интересуются ничем, кроме внутрисектантских дел. В равной степени можно сказать, что миру не известен ни один сколько-нибудь значительный писатель-харизматик, художник-харизматик, композитор-харизматик.
Очевидно, что этих доказанных в зале Кузнецкого районного суда признаков достаточно для квалификации "Живой воды" как тоталитарной секты.
В заключительном слове Александр Дворкин призвал суд особо внимательно отнестись к этому делу и к собранным доказательствам. Речь идет не о противостоянии двух религиозных конфессий, пояснил он, тут ставится вопрос о свободе слова, свободе мысли и свободы критических высказываний. Совершенно очевидно, что группа, крайне негативно воспринимающая окружающий мир, традиционную культуру и традиционную культурообразующую религию, стремится завербовать как можно большее число адептов путем распространения недобросовестной рекламы о самой себе. Такая группа не заинтересована в появлении правдивой информации с критикой в свой адрес. Очевидно, что группа исповедует двойную мораль, ибо считает нормальным весьма оскорбительно высказываться обо всех, кто не входит в ее структуру, но любую критику в свой адрес объявляет нападением на свободу совести. В данном процессе решается, сохраним ли мы свободу слова, столь недавно обретенную нами после тоталитарного диктата, или поддадимся на шантаж новоявленных тоталитарных группировок, стремящихся этой свободы нас лишить. При этом стоит учитывать, что "Живая вода", также как и другие неопятидесятнические секты, открыто заявляет о том, что стремится к власти в Новокузнецке, в Сибири, во всей России.
Суд внял доводам ответчиков. "Живой воде" в иске было отказано. Судья Лилия Забирова и два народных заседателя поддержали свободу слова. Сектанты заявили, что намерены судиться дальше и подавать кассацию в кемеровский областной суд. Так что судебные баталии будут продолжены.
Приложение.
Отрывки из открытого письма губернатору Кемеровской области Тулееву А. Г., опубликованного в газете "Голос Пробуждения" № 19, январь 1999 г.
"Уважаемый Аман Гумирович!
<...>С чувством глубокого возмущения мы восприняли Ваше высказывание относительно церкви "Живая вода" на соборной встрече, состоявшейся в Москве 9 октября 1998 года. Вы назвали нас тоталитарной сектой...<...>
Мы - представители пятидесятническо-харизматического движения, которое является самой преследуемой и гонимой группой в христианстве.<...>
Наше движение существует столько же, сколько существует христианство. Мы и есть первое и последнее христианское движение. <...>
Вопреки мрачным временам отступничества наше движение никогда не переставало существовать. Часто оно становилось невидимым для этого мира, подобно движущемуся под водой цунами. Но по временам, вырываясь наружу, оно потрясало общество, производя взрыв передовой мысли, когда реформация охватывала целые народы и распространялась на многие страны и континенты. <...>
Мы сожалеем, Аман Гумирович, что Вы позволяете себе поносить то, о чем не имеете никакого представления. <...>
Нам известно, что религиозные чиновники от Православия открыто сеют межрелигиозную и межнациональную рознь, усматривая в чистом и живом Евангельском движении угрозу своему господству. И многие уважаемые люди легко попадают в ловко расставленные сети так называемых "ревнителей отеческой веры". Мы усматриваем, что Ваше выступление - это выполнение заказа тех, кто заинтересован в нагнетании противостояния в обществе и в духовном порабощении нашего народа.
Знайте, что Ваше легкомысленное заявление - это хула на Бога. Назвав нашу церковь "дребеденью", Вы называете этим словом Бога.<...>
Вы также утверждаете, что с нашей помощью происходит духовное разложение народа через пропаганду "жестокости, насилия, бесстыдства, цинизма, ненависти". Вы обвиняете церковь "Живая вода" в том, что она насаждает бездуховность и калечит человеческие души. Это абсолютная ложь!<...>
Несмотря на огромный потенциал, которым Бог одарил наш народ, Россия еще никогда не почитала Бога, как Бога. Традиции нашего народа и весь его жизненный уклад свидетельствуют, что большая часть нашего народа является язычниками. За целое тысячелетие православие не приблизило наш народ к Богу. Ставшее модным в последнее время словосочетание "святая Русь" не более, чем игра слов известного поэта. Русь никогда не была святой. Истинная святость - это жизнь по заповедям Божиим. На деле же русский народ поклонялся и продолжает поклоняться идолам, не познав Иисуса Христа.
"Святая Русь" известная во все времена жесточайшим угнетением, эксплуатацией и геноцидом собственного народа. Русский народ во все времена был непокорен Богу. И поэтому Бог не благоволит нашей стране. Дьявол сегодня господствует в России. Отсюда безнравственность и бездуховность, отсюда экономические кризисы, нищета, болезни и высокая смертность.<...>
Вы говорите, что заключили соглашение о сотрудничестве с Кемеровской епархией? Классическая история: "Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку".<...>
Обвиняя нас в преступлениях, в коих мы неповинны, Вы напоминаете нам римского императора Нерона, того, кто поджег Рим и обвинил в этом христиан".