[07.07.2019] Экстраваганза, или шоу от Herbalife
Новосибирск встречает своих жителей и гостей города яркими баннерами, на которых изображены «посланники бренда Herbalife Nutrition» - олимпийские чемпионы Тотьмянина и Ягудин. Плакат призывает: «Стань частью большой команды Herbalife Nutrition и меняй жизнь к лучшему». Судя по фотографии, спортсмены находятся в благостном расположении духа, улыбаются, по-видимому им очень нравится быть посланниками. И по улицам Новосибирска тоже расхаживают группы людей в футболках с надписью «Herbalife».
Herbalife вернулся? Да нет, он никуда и не исчезал, однако по сравнению с лихими 90-ми, когда эта организация чувствовала себя в Новосибирске (как впрочем, и в других городах России) весьма вольготно, последние годы о ней мало было слышно. И вот опять!..
Что же произошло? А произошло следующее. В Новосибирске проходит экстраваганза Herbalife Nutrition. Экстраваганза – это не мероприятие, не конференция, это такое шоу, эта такая смелая феерия, на которой, также смеем предположить, будет проходить вербовка адептов миссии, за которую так ратуют гербалайфщики. Их миссия, по их же словам, высокое качество жизни, которого можно достичь – правильно! – регулярно принимая препараты на растительной основе Herbalife Nutrition.
Вот этого, пожалуй, будет достаточно, чтобы понять, что собой представляет данное предприятие. Научно выражаясь, это организация многоуровневого маркетинга, а чтобы было всем понятно - просто «пирамида». Впрочем, не «просто». В декабре 2013 года американский финансист Билл Экман, после того как изучил деятельность Herbalife, заявил, что это "самая эффективная пирамида в истории" и между прочим, пообещал стереть ее с лица земли. И не он один.
Организация обладает скандальной репутацией в мире и постоянно сталкивается с судебными процессами со стороны обманутых потребителей или бывших дистрибьюторов компании, считающих себя ее жертвами, а саму компанию - тоталитарной сектой. И это отнюдь не голословное заявление. Согласно резолюциям целого ряда международных научно-практических конференций по исследованию сектантских движений (например, Документы международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты и демократическое государство", 9-11 ноября 2004 г., г. Новосибирск), Herbalife – коммерческий культ. Ну или, проще говоря, секта.
Цель у таких организаций - деньги и власть. Или власть и деньги. Чем больше денег, тем больше власти, тем больше денег… Круг замкнулся. Вот такой круговорот «воды в природе» получается.
- Основной доход секты получают от вовлечения в свою организацию новых членов, - разъясняет известный в стране сектовед, профессор Александр Дворкин. - Верхушка богатеет за счет основания, а чтобы оно не разбежалось, применяются методы манипулирования сознанием. Примером может послужит известная сетевая компания Amway. На судебном процессе, который проходил в Лондоне несколько лет назад, была представлена интересная цифра: 72 процента дохода компании получено от продаж не основных товаров, а сопутствующих. Сопутствующими товарами оказались тренинги, семинары, мотивационные диски и т.д. Иными словами, все то, с помощью чего людям промывают мозги за их же деньги.
Профессор добавляет, что в подобного рода организациях наличие религиозного аспекта не принципиально: здесь все построено на коммерческом культе – нет религиозной составляющей, но налицо все признаки тоталитарной секты: обман при вербовке, манипуляция сознанием своих членов, регламентация всех аспектов их жизни, их эксплуатация, а также абсолютизация и идеализация лидера и организации.
Итак, прежде чем купиться на призыв посланников Herbalife Тотьмяниной и Ягудина "стать частью большой команды и изменить жизнь к лучшему", хорошенько подумайте. Став частью большой команды обманутых, вы непременно измените свою жизнь, но вряд ли к лучшему.
Протоиерей Александр Новопашин