[11.06.2019] «Свидетели СССР» и другие деструктивные секты

В последние годы в России появилось немало деструктивных образований, играющих на ностальгических чувствах бывших советских граждан

Телеканал «Царьград» открывает цикл бесед с доктором исторических наук, заведующим лаборатории деструктологии Московского государственного лингвистического университета, и.о. руководителя Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Романом Силантьевым. В первой беседе речь пойдёт как о самой деструктологии, так и об одном из объектов её исследования – появившихся относительно недавно коммунистических сектах.

* * *

Царьград: Роман Анатольевич, слово «деструктология» вошло в научный лексикон совсем недавно, меньше года назад, но уже создана и лаборатория, и сам этот курс читается студентам МГЛУ. Расскажите, что же это за наука?

Р. С.: Деструктология – это новая прикладная дисциплина, созданная в рамках конфликтологии. Она призвана изучать всю совокупность деструктивных образований, под которыми понимаются и чётко структурированные организации, и субкультуры, и идеологии, и даже игры.

 
Заведующий лаборатории деструктологии Московского государственного
лингвистического университета Роман Силантьев.

Ц.: То есть эта дисциплина значительно шире, нежели классическое сектоведение, которое преподаётся в духовных учебных заведениях?

Р. С.: Да, она намного шире, поскольку изучает не только секты, но и психокульты, нерелигиозные деструктивные образования, субкультуры и, конечно, всевозможных политических экстремистов и террористов. Всех, кто у нас в России таковыми признаны.

В рамках деструктологии параллельно изучается и запрещённое в России «Исламское государство», и суицидальные группы наподобие нашумевшего несколько лет назад «Синего кита», и «колумбайн»-сообщества. Сюда же относятся медицинские диссиденты (ВИЧ-диссиденты, отрицающие существования ВИЧ, антивакцинаторы, противники переливания крови и т. п. – Прим ред.) и нерелигиозные, в том числе коммерческие, секты.

Ц.: Чем же можно объединить все деструктивные образования?

Р. С.: Общая черта – то, что они приносят людям вред. Финансовый вред, вред здоровью, а в худшем случае – приводят к потере собственной жизни или убийству других людей. В деструктивных образованиях есть четыре градации. Первая – это потеря времени и денег. Вторая – потеря здоровья. Третья – жизни. И наконец, четвертая – это убийство других или подстрекательство к нему.

Ц.: Какие деструктивные образования в нашей стране на сегодняшний день наиболее активны и опасны? Можно ли их проранжировать?

Р. С.: Степень угрозы тех или иных деструктивных образований очень быстро меняется. На данный момент у нас наблюдается активизация «колумбайна», так называемых школьных стрелков. Особенно после трагедии в Керчи. Также активизировалась субкультура АУЕ («Арестантский уклад един»), связанная с романтизацией уголовной жизни.

И конечно, никуда не делись политические террористы. Хотя в последнее время стало меньше самих терактов, поскольку довольно часто их предотвращают, уничтожая террористов. То есть сама их угроза заметно снизилась, однако угроза экстремизма остаётся. Причём уклон идёт в сторону левого экстремизма. Так, взрыв в приёмной ФСБ в Архангельске совершил анархист с марксистским уклоном.

Также совсем недавно, в начале этого года, в Москве задержали аспиранта мехмата МГУ Азата Мифтахова, который прямо в университетском общежитии делал бомбу и испытывал её в ближайшем парке при университете. Он представлял анархо-марксистскую организацию «Национальная самооборона».

Ц.: Всё это очень напоминает то, что в нашей стране происходило в конце XIX– начале XX столетия и в итоге привело к революционной трагедии 1917 года. Поэтому предлагаю начать разбор деструктивных образований именно с левацких сект.

Р. С.: Да, причём в последние два года мы наблюдаем всплеск новых левацких сект, по поводу которых пока ещё точно не решили, как их назвать. Это секты, адепты которых считают, что СССР до сих пор жив.

Ц.: То есть этакие сектанты-коммунисты?

Р. С.: Сегодня у нас идут жёсткие дискуссии, кого считать коммунистами, а кого не считать. Потому что официальные коммунисты, если считать таковыми КПРФ хотя бы на том основании, что те же коммунисты Китая, Северной Кореи и Кубы именно их признают наследниками КПСС, деструктивным образованием, конечно, не являются, но и подъёма не переживают. Напротив, на выборах они набирают всё меньше голосов, а в их рядах всё больше олигархов.

Конечно, всё это в традициях современного Китая, но вряд ли в традициях изначального коммунизма. Хотя, с другой стороны, курс компартии в течение её истории неоднократно менялся, поворачивая на 180 градусов. Но именно официальная компартия в России сейчас, мягко говоря, в кризисе. Именно поэтому за последнее время возникла масса других левацких течений: разного рода марксистские кружки, сталинистские организации.

Среди них уже появилось много противоборствующих группировок, обвиняющих друг друга то в троцкизме, то в охранительстве, то в каком-то ином уклонизме. Борьба между ними идёт преимущественно в социальных сетях и на форумах – например, на портале Гоблина. Именно там забанили (заблокировали. – Прим. Царьграда) в комментариях одного пламенного марксиста по кличке Юля, проигравшего дискуссию оппонентам. И это хорошо, что только в комментариях – в 30-х годах прошлого века за такое «банили» уже в реальной жизни.

Мы видим, что сегодня появляется всё больше экзотических образований. Таких как, например, марксисты-ауешники. Реально отсидевшие уголовники, ставшие марксистами, но при этом не разорвавшие с уголовным прошлым. Есть марксисты-манихеи. Но и это не самые экзотические левацкие образования. Есть и самые настоящие секты, обожествляющие коммунистических лидеров.

А началось всё это не вчера, а с появившегося ещё в 1980-е годы «Братства кандидатов в настоящие люди "ПОРТОС"». Они реально обожествляли Ленина, Маркса, Энгельса и целый ряд других товарищей, учили язык эсперанто, сочиняли стихи. А в 2003 году их лидеров судили за создание организации, посягающей на права и свободы граждан, но признали невменяемыми. То есть именно они первыми создали полноценную тоталитарную коммунистическую секту, где издевались над людьми.

Ц.: Но при этом эта секта была довольно широкой, массовой?

Р. С.: Да, по меньшей мере сотни, а может быть, и более тысячи. Но они не были одиноки: так, в 1990-е в Волгограде появилась секта космических коммунистов. Там уже оккультизм в полный рост: смесь оккультизма с коммунистической идеологией. Хотя эта секта не была особо агрессивной. А вот, например, секта «Партизанская правда партизан» из Тульской области, обожествившая четырёх лидеров партизанского движения, включая почему-то лётчика Гастелло, реально собиралась построить храм шумерского типа с четырьмя статуями по углам. И сейчас её лидера судят за разжигание ненависти в отношении женщин. На моей памяти это первый случай уголовного дела о разжигании ненависти по половому признаку.

Ц.: Но в чём корни идеологии этих оккультных сект? Ведь, казалось бы, марксисты всегда настаивали на своём материализме.

Р. С.: В советское время нормальная религиозность была подавлена, и люди искали эрзац-религиозность в самых удивительных местах. Зачастую не имея доступа к богословской литературе, имея только отрывочные сведения, причем из советских же книг, в том числе всевозможной фантастики. При этом у нас развивалось почитание Ленина, Маркса и Энгельса, по сути, как полноценная религия. Вопрос: можно ли обожествить материалиста и богоборца? Оказалось, что можно.

Во всех серьёзных научных исследованиях, включая технические и естественнонаучные, надо было обязательно приводить цитаты из «классиков» марксизма-ленинизма. Естественно, дискутировать с ними было нельзя: налицо догматизированная «непогрешимость». Были и культ революционных «первомучеников», и канонизация и деканонизация (как в случае со Сталиным), и борьба с «ересями», и «соборы» в виде съездов, ознаменовавших победы над «ересями». Ну и разумеется, портреты, бюсты и статуи в великом множестве...

Ц.: Вы уже упомянули «Партизанскую правду партизан». А какие ещё неокоммунистические секты сегодня наиболее активны?

Р. С.: Те, что со временем, возможно, назовут «коммунистами-некромантами». В данном случае под некромантией имеется в виду желание воскресить труп Союза Советских Социалистических Республик, а точнее – желание считать труп живым организмом. Скажем прямо, подобное сектантство после революции случалось и на православной почве: так, в той же Тамбовской области чуть ли не до 1960-х годов встречались антисоветские «партизаны», топившие в колодцах коммунистов и считавшие себя подданными Российской империи.

Что любопытно, подобные неокоммунистические секты активизировались не после крушения СССР, а в последние два года: «Верховный Совет СССР», «Профсоюз СССР» и целый ряд подобных организаций. И каждая из них имеет типичные признаки мошенничества: они собирают со своих адептов деньги за обещание противозаконных услуг. То есть начиналось это как типичная мошенническая схема, а в итоге, как это нередко бывает, стало сектантской системой.

Ц.: В чём же заключается эта схема?

Р. С.: Играя на ностальгических чувствах людей, им предлагали получать «советские паспорта» и «справки», которые, с точки зрения этих сект, являются единственными настоящими документами. Они не считают Российскую Федерацию легитимным государством, именуя её самозваным образованием или даже какой-то коммерческой организацией, зарегистрированной в США. И «если мы придём к власти», обычные российские паспорта будут считаться подобием нацистских аусвайсов на оккупированных территориях. А потому «настоящие документы» – только у нас, но они стоят денег.

Это один подход. Другой подход, как в «Профсоюзе СССР», связан с тем, что нынешняя власть «нелегитимна», а каждый «советский человек» имеет право на немалую долю от государственных ресурсов. А это значит, можно не платить за коммунальные услуги и электроэнергию, и мы вас научим, как жить, не оплачивая коммуналку. Только заплатите за это тысячу за профсоюзные билеты и по 200 рублей ежемесячных взносов. Классическая мошенническая схема, под которую уже подвели идеологическую базу.

В итоге появились всевозможные «советские» министерства и ведомства, многочисленные министры и даже «временно исполняющий обязанности президента СССР». При этом все они существуют параллельно и между собой не дружат. Видимо, эта тема оказалось очень «вкусной» по деньгам. И в это «играют» не только люди преклонного возраста, но и молодёжи в этих сектах тоже хватает. Совершенно не удивлюсь, если скоро начнут менять советские деньги (которых они уже раскопали несколько тонн) на российские.

Ц.: Но можно ли сказать, что уже появилась масса адептов, которые перестали оплачивать коммуналку исходя не из своего бедственного положения, но именно из сектантской идеологии?

Р. С.: Нам известно уже о тысячах таких случаев. Допускаю, что в реальности речь идёт о десятках тысяч. К ним, кстати, примыкает «Движение живых людей», которые не считают себя физлицами (и юридическими, разумеется, тоже). Они вообще отказываются от каких-либо документов. Эти товарищи сближаются с псевдоправославными штрихофобами, среди которых, кстати, еще сохранились люди с советскими паспортами, поскольку советский молоткастый паспорт им почему-то ближе, чем современный российский.

Ц.: Насколько эти секты подходят под понятие «деструктивные образования»?

Р. С.: Безусловно, это деструктивные образования. Во-первых, потому что занимаются мошенничеством. Соответственно, наносят урон благосостоянию граждан, заставляют их тратить время и деньги на всякую дурь. А главное, подставляют людей под иски от организаций, которые обеспечивают их теплом и электроэнергией. Плюс призывы к свержению власти, заявления о том, что власть нелегитимна. А это уже полное основание для признания их экстремистскими организациями.

Ц.: Ведётся ли вашей лабораторией работа по детальному описанию этих организаций, чтобы наши правоохранительные органы ими занялись более плотно?

Р. С.: Да, как раз сейчас мы изучаем их количество. Пока про это мало написано, поскольку само явление относительно свежее. Наша задача – максимально оперативно на это обращать внимание, поскольку я вижу вполне определенный злой умысел в активизации этих левацких движений. Понятно, если бы это происходило в 1990-х годах, в период дефолта 1998 года или во время чеченской войны. Но сейчас у нас в стране ситуация довольно неплохая, и вдруг такая резкая активизация этих товарищей...

Вообще, я разделяю гипотезу, что наши заокеанские «друзья» сейчас делают ставку на свержение власти «слева». Заметьте, ультраправые у нас вообще сильно сдали: значительную часть неофашистских организаций запретили, многие выехали воевать в тот же Донбасс со стороны бандеровцев, а другие резко поумнели. Поэтому не удивлюсь, если ставка сейчас делается на «леваков». Во всяком случае, их активизация видна невооружённым глазом.

Можно предположить, что в России готовится левацкий «майдан». Это, кстати, касается и протестов против храмов. При этом леваки-марксисты прекрасно работают с теми же либералами. Типичная большевистская логика столетней давности: сначала вместе свергнем власть, а потом... В общем, если даже допустить, что такое случится, это закончится массовой резнёй самих же леваков.

Ц.: Но какова может и должна быть профилактика этого деструктивного направления?

Р. С.: Для начала как минимум необходимо внимательно наблюдать за этой эволюцией. Выявлять источники финансирования этих образований. Необходимо изучать их странички в различных пабликах: соцсетях, в том же YouTube, Telegram-каналах. Думаю, вскроется множество интересных моментов.

Тюренков Михаил
Царьград