Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Благотворительный фонд по спасению детей от абортов
  • Телефон доверия
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Пост и болезни: пример Амвросия Оптинского

    [29.12.2018] Пост и болезни: пример Амвросия Оптинского

             

    Во время Рождественского поста многие православные планируют понести посильные духовные и физические труды, но, к сожалению, нередко от этого приходится отказываться. Нежданно приходят болезни и рушат все так хорошо обдуманные маленькие надежды на духовный подвиг. С этим многие сталкиваются и часто не могут понять, почему так получается. Советы священников о полагании надежды на Божий Промысл понятны рационально, но их не всегда удается принять сердцем. В таких ситуациях небесполезно узнать или почитать, а как же жили святые люди. К примеру, всем известный преподобный Амвросий Оптинский.

    Вся зрелая жизнь будущего святого была тесно переплетена с самыми разнообразными болезнями. Каждый шаг в духовном развитии становился ответом на физические недуги, а его старчество проходило на фоне постоянных телесных страданий. После каждой тяжелой, нередко смертельной, болезни он выходил другим, приобретая ценный духовный опыт.

    Решение о принятии монашества будущим старцем стало ответом на тяжелую болезнь на последнем году семинарии. Непосредственным поводом к принятию ангельского чина тоже была болезнь. За иерейскую хиротонию начинающему подвижнику пришлось дорого «заплатить». Во время поездки в Калугу в декабре 1845 года, где его рукоположили, он простудился, что привело к различным осложнениям. На фоне болезней по просьбе игумена и духовника Оптиной обители правящий епископ 23 августа 1846 года благословил молодого иеромонаха помогать будущему преподобному Макарию «в старчестве». К лету 1848 года Амвросия постригли в схиму и приняли за штат как неизлечимого больного – все ждали смерти 36-летнего монаха (по косвенным данным, ему могло быть только 34 года!).

    Это был не конец его земной жизни – а только начало его подготовки к великому подвигу старчества. К большому удивлению оптинских монашествующих, молодой схимник начал выходить из кельи, но главное – переменился в иного человека. Умный, словоохотливый и любознательный молодой человек стал сосредоточенным на чистоте своих помыслов, а его интеллектуальные таланты перетекли в духовную плоскость: исполненное мудростью и любовью слово отца Амвросия начало помогать ближним. В это время иеросхимонах Амвросий старательно нес важные послушания: помогал своему наставнику в издании трудов святых отцов и другой литературы, а также по его поручению отвечал на письма интересующихся духовной жизнью людей. Около 10 лет готовил Макарий своего ученика к самостоятельному подвигу старчества, который последнему пришлось взять на свои немощные физические плечи.

    Когда в начале 1860-х годов отошли к Богу духовник обители старец Макарий и игумен Моисей (также причисленный к лику святых), то далеко не все сразу восприняли 50-летнего Амвросия преемником всеми чтимого Макария. Однако духовные добродетели молодого схимника – любовь и смирение, мудрость и рассудительность – не могли не вызывать уважения как среди монашествующих, так и мирян. Сам того не желая, отец Амвросий становился центральной фигурой Оптиной пустыни, а затем и основанной им в 1884 году Шамординской обители.

    Мало кто знает, что старец Амвросий на протяжении своего 30-летнего старчества был настолько немощным, что не мог служить и быть на монастырских службах: Литургия служилась в его келлии. Он постоянно исцелял других, однако сам жил с целым «букетом» болезней, о которых старался не проронить и слова. Невероятно тяжелые и предвиденные им физические страдания пришлось ему вытерпеть перед смертью, в 1891 году. Этот год был голодным во всей Российской империи, но окрестности Оптиной и Шамордино по молитвам старца были богатые на урожай. «Урожайным» оказался этот год и в духовном плане: похороны старца были похожими на перенесение мощей святого, вера в преподобие которого распространялась в связи с многочисленными чудесами, свершавшимися в ответ на молитвенное обращение к нему.

    Особенно поучительно отношение старца к болезням. Оно свидетельствует о его мудрости и рассудительности. Он лечился у врачей, но надеялся на Бога. Он хотел быть здоровым, но с благодарностью воспринимал все то, что посылал ему Всевышний. Он часто говорил: «Монаху полезно болеть». Этим он подбадривал себя и других монашествующих во время телесных недугов. Приходящим больным он часто в утешение говорил: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения». Своей жизнью преподобный показал, что при правильном отношении к болезни – следствию греха – она может быть обращена против своей первопричины и может привести к святости.

    Назидательность мудрого отношения преподобного к болезням видна при сравнении его жизни с обыденностью сегодняшнего и прошлых поколений. В нашей повседневной жизни почти все не так, как это было у отца Амвросия: обладающие хорошим здоровьем люди не ценят его, не ведут здоровый образ жизни… Одновременно часто болеющие ропщут, нередко православные при недугах не только не просят помощи у Небесного Врача, но и игнорируют советы докторов земных…

    Православная Церковь понимает и тех, кто всеми своими силами на протяжении всей своей жизни стяжает Духа Святого, так и ленивых, нерадивых, глупых и многих других. Поэтому Церковь в своих богослужениях молится только за жизнь, о мире, о здравии, об исцелении болящих. Но в Церкви есть и особые дары для тех, кто может вместить великую тайну: «кто полюбил свою болезнь, тот недалек святости». И совсем не обязательно вмещать все, возможно нам нужно лишь малое – научиться немного время от времени терпеть процесс своего физического выздоровления с пользой для духовной жизни.

    Василий Кононенко
    Православие.ру

    Календарь

    Последние новости
    21.03.2019 Икона «Знамение» Курско-Коренная
    21.03.2019 До самой сути. За что можно лишить сана?
    21.03.2019 Гуруизм в православных общинах
    20.03.2019 "Меня это не касается" в Люберцах
    20.03.2019 Церковь и постмодерн
    19.03.2019 Постмодернизм и Церковь: о перспективах
    18.03.2019 Святитель Лука Войно-Ясенецкий (Крымский): Два Пути спасения
    18.03.2019 Модная ловушка: как бизнесменов заманивают в секту через международную сеть тренингов

    Ювенальная юстиция в России - Мы против!

    Фильм МЕНЯ ЭТО НЕ КАСАЕТСЯ кинокомпании АКРОСТИХЪ