Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Сектоведение » Новости » Casus Golovini: Как остановить лжепророка из Болгара?

    [28.08.2018] Casus Golovini: Как остановить лжепророка из Болгара?

             

    Заявление Чистопольского епархиального управления о кощунственной деятельности протоиерея Владимира Головина — очень важный, но половинчатый шаг

    «Берегитесь лжепророков,
    которые приходят к вам в овечьей одежде,
    а внутри суть волки хищные...» (Мф. 7:15)

    Седовласый старец с печальными глазами и нарочито простонародной речью, предельно «доходчивой» и... не терпящей возражений. Провинциальный батюшка из далекого Болгара, этнически русского городка, что на юге Татарстана. Услышишь первый раз и диву дашься: да это же народный самородок, провинциальный златоуст, проповедник, чье слово будет услышано «от Москвы до самых до окраин»! Но, «встретив по одежке», стоит и повнимательнее вслушаться в то, что же несут «миллионам людей по всему миру» столь популярные в соцсетях и блогосфере интернет-проповеди протоиерея Владимира Головина.

    А прислушивались, увы, лишь немногие. Хотя в Центр религиоведческих исследований имени священномученика Иринея Лионского, непосредственно занимающийся проблемами новых религиозных движений, сект и культов, еще с 2014 года стали поступать тревожные сигналы. Мол, батюшка не столь прост, как кажется: благословляет разводы, уводит людей из других церковных общин, получает немалые пожертвования от своих виртуальных «духовных чад», порой отдающих последнее в ущерб семьям. Собственно, ведет себя как самый настоящий тоталитарный «гуру». И это, не считая, мягко говоря, «богословских вольностей», а на самом деле — серьезных расхождений болгарского батюшки с православным богословием, облеченных порой в откровенно кощунственные формы.

    Два удара в набат

    Первым в набат ударил известный новосибирский клирик, протоиерей Александр Новопашин, в начале 2018 года выступивший на Международных образовательных Рождественских чтениях с докладом «Коммерческо-религиозный проект протоиерея Владимира Головина». Отец Александр проанализировал выступления этого клирика, сделав неутешительный вывод:«То, что говорит в своих проповедях знаменитый "проповедник", на самом деле является элементарной глупостью, смакуемой скабрезностью и страшной грязью в устах уже немолодого человека в рясе».

    Более того, новосибирский пастырь детально разобрал коммерческую составляющую так называемой молитвы по соглашению, к которой болгарский проповедник привлекает верующих отнюдь не бескорыстно (адепты отца Владимира молятся вместе в одно и то же время по часовому поясу Болгара, внося за эти совместные молитвы вполне определенную мзду).

    Вскоре к отцу Александру Новопашину подключился и главный российский специалист по «нетрадиционной духовности», профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин. В серии своих статей «Нетрадиционное богословие прот. Владимира Головина» профессор-сектовед остановился на разборе не только коммерческого характера нового околоцерковного культа и на кощунственных изречениях его создателя. Александр Дворкин детально разобрал и то, что «богословие» клирика из Болгара не имеет отношения к Православию, но исповедует «целый букет ересей, осужденных на большинстве Вселенских соборов нашей Церкви», а многие его теории и стилистика самих его речей базируются на «творениях» сектантов-неопятидесятников. Возможно, из-за банальной богословской малограмотности. Однако для православного священника эта простота воистину «хуже воровства».

    Казалось бы, после столь авторитетных материалов церковное священноначалие должно было незамедлительно отреагировать. Как минимум, запретив еретичествующего кощунника в служении до церковного суда. На протяжении полугода автор этих строк в разговорах с авторитетными священниками и даже архиереями нашей Церкви задавался элементарным вопросом «почему?», на что получал примерно один и тот же ответ: «Пока не время выносить сор из избы». Сложно сказать, чего ждали. Возможно, реакции Святейшего Патриарха, который в силу чрезвычайной занятости едва ли может оперативно реагировать на чудачества того или иного провинциального клирика. Однако в данном конкретном случае эти «чудачества» с очевидностью дискредитировали всю Русскую Церковь.

    Заявление без решения?

    И только несколько дней назад появилось «Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина, штатного клирика Чистопольской епархии». Заявление, с одной стороны, содержательно очень жесткое, а с другой — откровенно половинчатое относительно сделанных выводов. Коротко перечислим основные тезисы этого официального церковного документа:

    Размещенные в открытом доступе в Интернете проповеди прот. Владимира Головина содержат явно противоречащие православному учению утверждения. Например, о том, что у Христа "в одной сущности — две природы". Или о том, что будто бы Христос "мог пасть", но "победил в себе грех". Также прот. Владимир называет ложью наименование Христа Богом, говоря, что "Он — не Бог. Он — Богочеловек", и при этом обвиняет в монофизитстве всех православных, которые молятся Христу как Богу.

    Казалось бы, одного этого достаточно, чтобы самыми жесткими, «хирургическими» методами оградить православных христиан от деятельности такого еретичествующего «пастыря». Но дальше — больше!

    В публичных выступлениях прот. Владимира Головина имеются высказывания, граничащие с кощунством и глумлением над Христом. В беседе с молодежью он призывал слушателей представить физиологические отправления. Даже само по себе обращение к теме справления естественных потребностей в "духовной" беседе в высшей степени неуместно для православного священника, а если еще учесть, что прот. Владимир настойчиво предлагал своим слушателям, в том числе и присутствовавшим на беседе девушкам, подробно представить, как мужчина совершает физиологические отправления, то это к тому же и безнравственно.

    А вот это уже откровенно страшно! Ведь если еретики древности зачастую были весьма благочестивыми в личном отношении людьми, порой готовыми отдать жизнь за свои заблуждения, то здесь мы сталкиваемся с откровенно хамским, кощунственным глумом над Самим Христом: «Ради красного словца не пожалел и Творца». Также в заявлении разбираются и многие другие головинские непотребства, включая неканонический чин «духовного лечения», уже упомянутую коммерческую практику «молитв по соглашению» и даже «оскорбление памяти Героя России, гвардии майора Р. Н. Филипова и героев Великой Отечественной войны, отдавших свои жизни, подобно подвигу военного летчика Н. Ф. Гастелло».

    Словом, сказанного уже предостаточно «на статью». И не на одну. Другое дело, что в Церкви во все времена любому грешнику и даже еретику предоставлялась возможность для покаяния. А потому, несмотря на то, что протоиерей Владимир Головин уже много лет упорствует в своих хулах и заблуждениях, даже в его отношении пока еще не было вынесено окончательное дисциплинарное решение. Но только призыв к его возможным адептам (а по сути, и к нему самому):

    Обращаемся прежде всего ко всем клирикам и пастве Чистопольской и Нижнекамской епархии, а также ко всем верным чадам Русской Православной Церкви с просьбой постараться со вниманием и любовью увещевать своих братьев и сестер, вовлеченных в движение "соборной молитвы по соглашению с Болгаром", к познанию подлинного святоотеческого понимания Евангелия Христова и святой апостольской веры.

    Профессор Александр Дворкин:
    «Протоиерей Владимир Головин
    должен принести публичное покаяние»

    За комментарием относительно принятого Заявления, а также с вопросом, каким образом можно оградить православных христиан от подобных лжепророков в пастырских одеждах, Телеканал «Царьград» обратился к уже упомянутому в этом материале профессору Александру Дворкину.

    «Царьград»: Насколько важно появление «Заявления Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина, штатного клирика Чистопольской епархии»? И почему оно появилось так поздно?

    Профессор Александр Дворкин: Заявление очень важно, потому что наконец-то епархия выразила отношение к деятельности этого священника, вышедшего за рамки канонов и нравственных норм, а также, судя по всему, позволил себе чудовищные финансовые нарушения. Подчеркну: главная проблема не в том, что они собирают деньги (как это делают те же православные обители, собирая пожертвования на свой монастырь), а в том, что этот сбор денег «на Церковь» никак Церкви не касался. Все это шло на электронные кошельки, в некие фонды, а то и откровенно на частные счета секретарей и помощников протоиерея Владимира Головина, то есть от имени Церкви он собирал средства на собственные нужды, и как эти деньги расходовались, никому не известно. Подчеркну: речь, судя по всему, идет о сотнях миллионах рублей.

    «Ц.»: Но откуда такие цифры?

    Профессор Дворкин: Все на уровне элементарной арифметики. Минимальная сумма пожертвований, которые протоиерей Владимир Головин брал за поминание одного имени на «молитве по соглашению», составляла 700 рублей, а максимальная — 32 тысячи (!!!). Каждый человек подает на поминовение несколько имен. По уверениям самого Головина, к этой молитве присоединились сотни тысяч человек. Возможно, он преувеличивает, но, судя по посещаемости его видеоблога (самые популярные записи набрали свыше миллиона просмотров — ред.), масштаб проблемы действительно очень серьезен.

    «Ц.»: Но что же можно и должно сделать, чтобы остановить подобных лжепророков? Почему «казусу Головина» на протяжении многих лет не была дана надлежащая церковная оценка?

    Профессор Дворкин: Дело протоиерея Владимира Головина разбиралось достаточно долго, что не удивительно, в Церкви такие вопросы всегда разбираются неторопливо (тут очень важно не ошибиться, и чтобы решение было взвешенным). Отчасти в этом есть и моя вина, поскольку после первых сигналов, первых писем о деятельности Головина я не обратил на это должного внимания. И когда обращений стало очень много, то сначала попросил своего друга протоиерея Александра Новопашина прочитать об этом доклад на Рождественских чтениях, что он и сделал поистине великолепно, обнажив весь масштаб проблемы. И только после этого разбора я занялся этим делом вплотную, осознав, что это не просто чудаковатый батюшка.

    С другой стороны, очевидна вина епархиальных архиереев. Понять можно, на первый взгляд, приход успешный: народ едет, епархиальные взносы исправно платятся. И сложилась ситуация, когда, с одной стороны, протоиерею Владимиру Головину делались замечания за «неосторожные высказывания», а с другой — он награждался церковными наградами. И практически никто не обращал внимания, что, по заявлениям самого Головина, он ушел из Московской духовной семинарии с 3-го курса, потому что там «невозможно молиться» (это в Троице-Сергиевой лавре-то «невозможно молиться»?!). А его сын вообще не имеет никакого образования — ни светского, ни духовного, — но при этом является настоятелем храма, личным секретарем владыки и руководителем двух епархиальных отделов.

    Конечно, если бы епархиальное руководство на местах обращало больше внимания на уровень образования клириков (а Святейший Патриарх Кирилл неоднократно поднимал этот вопрос), а также на их публичные высказывания, такой ситуации, как в Болгаре, не сложилось бы. Сегодня, насколько я знаю, протоиерею Владимиру Головину даны достаточно жесткие сроки, чтобы свернуть всю свою деятельность и стать тем, к чему он, по его словам, стремится: скромным и незаметным сельским батюшкой, а не наследным феодалом со своими дворцами, разноцветными рясами, фраками, специально выстроенными помпезными усыпальницами и так далее.

    Решиться все должно буквально на днях, и тогда мы посмотрим, что для него дороже: Церковь или его собственная коммерческая структура, параллельная Церкви, и то почитание и поклонение, которыми он окружен. И тогда он либо со всеми своими фондами, угодьями и раболепными почитателями уходит в раскол, либо приносит публичное покаяние, осознав, что не он спасает Церковь, а Церковь спасает его. Думаю, на днях мы узнаем о решении протоиерея Владимира Головина.

    Тюренков Михаил
    Царьград

    Календарь

    Последние новости
    14.09.2019 С 15 по 25 сентября в Новосибирске будет пребывать ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского
    12.09.2019 Святой благоверный князь Александр Невский
    11.09.2019 Слово на день усекновения главы Святого Предтечи Господня Иоанна
    11.09.2019 Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости
    11.09.2019 Митрополит Никодим возглавил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша"
    10.09.2019 Религиозный объект возвела благотворительная организация «Миротворец»
    10.09.2019 Саентология под угрозой признания экстремистской
    09.09.2019 Начала работу благотворительная акция Автопоезда "За духовное возрождение России"

    Трезвое поколение

    Новосибирское отделение Общества православных врачей России