Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Благотворительный фонд по спасению детей от абортов
  • Телефон доверия
  • Образование
  • Школа духовной безопасности
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Размышления о видеоблогерах в священном сане. К недавним скандальным высказываниям «Киберпопа» протоиерея Андрея Федосова

    [01.08.2018] Размышления о видеоблогерах в священном сане. К недавним скандальным высказываниям «Киберпопа» протоиерея Андрея Федосова

             

    Долгое время я ничего не знал о том, что некоторые наши священники ведут свои видеоблоги в youtube. Я не любитель видео: просмотр занимает долгое время, а прочитать тот же объём информации можно раз в десять быстрее. Важных для прочтения письменных текстов мне всегда хватало, и таким образом видеомонологи отдельных представителей нашего духовенства ускользали от моего внимания. Однако несколько лет назад на одной из миссионерских конференций я услышал об этой форме деятельности от недавно прославившегося на всю страну своей ленинофилией протоиерея Андрея Федосова. Он сделал доклад о своём видеоблоге «Киберпоп», рассказал о значительных миссионерских успехах, и я даже порадовался, что есть такие активные неравнодушные батюшки. В кулуарах конференции он пригласил меня дать ему для блога интервью по скайпу. Я согласился, но что-то не срослось, и я так и не появился на его канале. Теперь понимаю – Бог уберёг.

    В начале этого года в связи с разгоревшейся в Сети полемикой по поводу скандальной деятельности протоиерея Владимира Головина из Болгара я стал отслеживать реакцию православных на тематические публикации. Таким образом, мне пришлось выслушать долгие рассуждения на этот счёт и Киберпопа протоиерея Федосова, и некоторых других видеоблогеров в священном сане.

    Должен сказать, что увиденное весьма меня опечалило. Все, с чем я познакомился - и уже известного мне Киберпопа, и какого-то «Стройбатю», и подмосковного священника, к месту и не к месту поминавшего своего брата-епископа, и еще нескольких именитых и не очень иереев – все был невероятно затянуто, скудно, косноязычно и малосодержательно. (Бесконечные видеопроповеди прот. Головина я сюда не отношу, так как этот коммерческий проект нужно рассматривать отдельно: у него иные цели и задачи – и весьма недоброкачественные). Единственное исключение из всего увиденного мною составил видеоблог священника Георгия Максимова, так что все, сказанное ниже, к нему не относится.

    Все, что киберпоп рассказывал в течение полутора (!) часов, легко можно было уместить в 10 минут. Остальное время занимали бесконечные повторы, вальяжная тягучесть речи оратора, картинные паузы, жеманные разведения рук и т. д. Меня поразило, насколько блогер должен не уважать время своих слушателей, чтобы предлагать им такую тягомотину. Я, постаравшись выражаться как можно тактичнее, написал об этом протоиерею Андрею, предлагая в качестве доброго совета сократить его ролики хотя бы вдвое, но получил обиженный ответ, что у него имеется больше сорока тысяч подписчиков, которых этот формат, видимо, вполне устраивает.

    Остальные замеченные мною «киберпопы» были, пожалуй, еще хуже – косноязычнее, корявее, грубее. Безусловно, каждый из них имеет свой характер и стиль: кто-то рассказывает байки и анекдоты, кто-то, наоборот, чрезвычайно серьёзен и постоянно чем-то раздражён, у кого-то постоянно заплетается язык, как будто перед тем как нажать кнопку записи он изрядно «принял на грудь», кто-то чрезвычайно нетороплив, а кто-то едва ли не подпрыгивает от распирающей его энергии и строчит как из пулемета. Общие для всех черты – малосодержательность, сопряженная с многословием, и невероятное самомнение. В связи со всеми этими невольными просмотрами у меня сложилось определенное мнение о большей части наших интернет-иеровещателей.

    Мне кажется, что все эти люди в глубине души не удовлетворены своим священническим служением и тяготятся им. Вот они находят себе дополнительные занятия и задания. Ведение видеоблога – одно из них. О чем поговоришь с темными прихожанами? Тоска берет! А тут сядешь (или встанешь) перед глазком камеры – и давай рассуждать на отвлеченные темы, представляя себе идеального слушателя-поклонника и почитателя. Смотришь на свою картинку на экране, вещаешь самому себе и проникаешься заслуженной гордостью к себе – умному и всезнающему. К тому же, чем больше человек тебя посмотрит, тем больше денежек тебе же придёт. Тут время – ключевой фактор: чем дальше ты вещаешь, тем больше контекстной рекламы появится на твоём канале. В общем, все – один к одному. Типично для всех них: ролик с каким-либо злободневным названием, но первые полчаса они вещают совсем на другие темы, правда, заявив, что интересующая зрителя тема будет потом, а пока я хочу сказать о совсем другом, дескать – не хотите, не слушайте. И наговаривать часы за часами на камеру – совсем не то, что писать текст. Писание, как правило, принуждает к дисциплине, требует приложения сил, ясности изложения, последовательности. А вот вещать «от ветра головы своея» куда легче: язык болтается, звуки изо рта выходят исправно – что же еще?

    «Киберпопы» в один голос говорят о миссионерской значимости своей интернет-деятельности. Честно сказать, я ее не увидел. Как они, устав от своей реальной паствы, обращаются к виртуальной, так, подозреваю, значительная часть их слушателей/почитателей – вместо живого общения с реальным, живым священником в храме неподалёку предпочитают одностороннее общение в виртуальными киберпопами. Не знаю, какой процент из них регулярно ходит в храм и участвует в таинствах, но как люди могут тратить столько времени на сидение перед экраном и слушания бесконечных разглагольствований – для меня загадка. Это ведь время, оторванное от семьи, от домашних дел, от работы, от молитвы, наконец!

    Все время говорить неизвестно о чем сложно. Нужно постоянно придумывать новые темы. Самая плодородная (и удобная) из них – критика церковной жизни. Она точно привлечёт новых слушателей и поклонников. Критика увлекает – вначале говоришь о какой-то реальной проблеме, потом начинаешь увеличивать ее до вселенских масштабов, а для этого подбираешь соответствующие «факты». Нет фактов – берёшь слухи, выдавая их за факты. Чем дальше, тем больше киберпопы, пьянея от собственной смелости и безнаказанности, «режут правду-матку», невзирая на лица. А их слушатели уверяются в том, насколько ужасна эта РПЦ. А раз она такая, то зачем туда ходить? «Вот к этому батюшке я пошёл бы! Но раз он так далеко, лучше я виртуально его послушаю».

    А сами «киберпопы», теша своё тщеславие в односторонних беседах со своей виртуальной паствой, все больше «бронзовеют» и уверяются в собственной непогрешимости. И это на фоне более чем скромных познаний в тех вопросах, о которых они силятся рассуждать и поучать других. Поэтому рано или поздно они утрачивают адекватность, и чем дальше, тем больше начинают высказывать хульные или еретические мнения. Так, Головин стал принуждать молодежь в деталях представить себе испражняющегося Христа, а Киберпоп начал высказывать своё великое восхищение перед фигурой маньяка-убийцы и богоборца Ульянова. Думаю, подобная эволюция видеоблогеров должна послужить серьезным предупреждением их собратьям по сану, записывающим свои ролики на YouTube-канале.

    Я полностью поддерживаю решение епархиального архиерея протоиерея Федосова, запретившего ему вести блог. Таким образом, он дал этому священнику шанс вернуться к своей реальной пастве и заняться ее нуждами. Надеюсь, архиереи большинства других иероблогеров последуют его примеру.

    Александр Дворкин
    Профессор ПСТГУ
    Царьград

    Календарь

    Последние новости
    13.12.2018 Слово на день Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного. Истинное, вечное богатство человека
    13.12.2018 Протоиерей Александр Новопашин о ситуации с Николаем Каклюгиным
    12.12.2018 В Астрахани пройдёт премьерный показ антиэкстремистского фильма «Рядом с нами»
    11.12.2018 Челябинские «Свидетели Иеговы» создали финансовую пирамиду
    10.12.2018 Святитель Игнатий – апостол наших дней
    10.12.2018 Экзорцизм на фоне судов: В Туле сектанты едва не «отпели» посетителя
    09.12.2018 Плод равнодушия и лицемерия
    09.12.2018 Экономика обмана: бывшие и действующие секты России

    Епархиальный реабилитационный центр во имя св. прп. Серафима Саровского