[02.07.2018] "Молимся акафистом!" (Реплика на молитвенные практики прот. Владимира Головина)
Вновь возвращаемся к бОлгарской практике "молитвы по соглашению", ставшей нынче уже "всемирной" и "вселенской", хотя дотоле никем в Православной Церкви не виданной за все 2000 лет ее существования. "Молимся акафистОМ!" - постоянно провозглашает прот. Владимир Головин. В свое время нами было сказано "два слова об акафистах как таковых". А теперь пришла пора кратко рассмотреть историю возникновения акафистов и ценность этой формы церковной гимнографии немного подробнее.
Строго говоря, Устав Церкви знает только один Акафист - хвалебно-догматическое песнопение ко Пресвятой Богородице, поемое на 5-й седмице Великого Поста, в день, который называется Суббота Акафиста. Слово "Акафист" (неседальная песнь, нельзя сидеть) употреблялось только по отношению к этому, одному-единственному песнопению. Много позже, когда появились плоды благочестивого творчества, созданные по формальному образцу Акафиста, слово "акафист" стало как бы нарицательным и стало обозначать жанр церковной гимнографии.
Впервые такие гимны появились в XIV веке в Византии и иногда читались в монастырях. В приходской практике никогда не использовались.
Переводные акафисты появились на Руси во 2-й пол. XIV - XV вв., и наши монашествующие тоже стали иногда включать их в свое правило. В XVI в. появились и свои акафисты. Первые из них принадлежали автору католического исповедания и имели поначалу распространение только в Южной и Западной Руси. А на остальной территории нашей страны интерес к акафистам был весьма невелик. Ежедневным молитвенным правилом русских людей был Часослов - 1-й, 3-й, 6-й, 9-й час, вечерня, утреня. Наше правило, то, которое печатается в молитвословах, возникло только в петровские времена, а раньше наши христиане читали Псалтирь и акафистами не интересовались, потому что Псалтирь и акафисты совершенно несопоставимы, сравнивать их невозможно вообще - выше Псалтири человечество ничего не имеет и не будет иметь никогда.
Начало увлеченности акафистами, а также широкого народного акафистного творчества - это период с 40-х годов XIX в. до 10-х годов XX в. Но особенно массовым стало это творчество в последние 30 лет нашего времени. Так сложилось, что наши акафисты имели и имеют хвалебный характер и совсем не имеют богословско-догматического. Предполагалось, что православные будут их читать у мощей, у иконы святого, в храмах, связанных в его именем, и конечно, дома. В уставное литургическое употребление акафисты не включены, хотя по благословению настоятеля они иногда читаются и в храмах, потому что мы, прихожане, акафисты любим.
Поскольку в акафистах шаблонно используются одни и те же слова и выражения, зачастую неглубокие и не очень литературные, то они часто подвергались критике. К примеру, свт. Феофан Затворник был к акафистам добродушен, а вот свт. Филарет Московский неоднократно отзывался о них критически. Не любил акафисты митр. Антоний (Храповицкий). А вот фрагмент труда архим. Киприана (Керна) "Литургика, гимнография и эортология", принятом в наших семинариях в качестве учебного пособия.
"Все неисчислимое множество акафистов, разбросанное по молитвословам, каноникам, акафистникам и т. д. является продуктом позднейшего и, надо сказать, очень упадочного творчества. По своему достоинству еще можно приблизить к акафисту патр. Сергия (имееется ввиду акафист Владимирской иконе Божией Матери) разве только Акафист Иисусу Сладчайшему, своим частым и многочисленным повторением имени Иисусова напоминающий Иисусову молитву. Может быть, еще два-три акафиста могут по своему содержанию выдержать строгую критику литургиста и богослова. Но все бесконечное количество особенно в России распространившихся акафистов есть ни что иное, как убогое и бессодержательное старание перефразировать классический Акафист. В России их распространилось несколько сотен в честь разных икон Богоматери, разным событиям, отдельным святым... Некоторые из них представляют просто перечисление географических и личных имен князей, святителей и преподобных с очень немногочисленными и малосодержательными похвалами.
Внебогослужебное употребление акафистов для домашнего, келейного молитвенного правила, конечно, не может быть возбранено, хотя надо было бы пожелать, чтобы душа верующего и его эстетическое церковное чувство питалось больше чистой поэзией псалмов, стихир, чем убогих по содержанию акафистов, составленных часто лицами малоцерковными и богословски безграмотными."
А теперь расскажем об отношении к акафистам великого литургиста и песнописца нашего времени свт. Афанасия (Сахарова), того самого, который вздыхал, что наступает время акафистов - он откуда-то это знал. Расскажем о нем поподробнее, так как в этом возникла нужда. Свт. Афанасий - автор службы "Всем святым, в земле Русской просиявшим", всем известные слова "Русь святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение" - оттуда, из этой службы. А вздохи святителя Афанасия происходили оттого, что ему часто присылали новописанные акафисты на отзыв - и священники, и благочестивые девицы, то есть разные люди. Много присылали. Обычно владыка их проглядывал, отвечал "молодец" и вот тут-то горестно вздыхал. Из воспоминаний современника:
«Он не любил акафистов и тяготился тем, что некоторые их составители присылают их ему на оценку и благословение. В современных акафистах угнетает искусственность их составления, обязательность этих именно 144 «радуйся», хотя невозможно человеку 144 раза подряд радоваться, эта и тематическая и даже словарная стандартность. Каноны, составлявшиеся в древности, неизмеримо глубже, свободнее и богаче акафистов. Помню, как Владыка говорит: «Вот опять прислали новосоставленный акафист святому. Вы знаете, как они теперь составляются: берется житие и перелагается отдельными стишками, с прикреплением к каждому слова «радуйся». Вот и в этом: в житии святого был случай, что он, не желая нарушить закон любви, в постный день не отказался в гостях от рыбы. В акафисте насчет любви сократили и получился такой стишок: «Радуйся, иже в пяток от рыбныя пищи не отказавыйся». (С.И.Фудель, Воспоминания, М., Русский путь, 2009, с.115).
Для самого свт. Афанасия существовали три акафиста - Иисусу Сладчайшему, Николаю Чудотворцу и, конечно, Акафист акафистов - Божией Матери. И всё.
Мы нисколько не хотим уничижать народное творчество. Существуют, к примеру, прекрасные народные православные канты - песни-переложения на стихи житий или событий Священной Истории. Любовь к акафистам, а не к Псалтири - это следствие нашей духовной незрелости, наша беда, и тут упрекать кого-либо безполезно. В конце концов, тексты издаваемых акафистов имеют одобрение Богослужебной комиссии при Свящ. Синоде РПЦ. Мы не литургисты, наше эстетическое чувство никогда не страдает за полным его отсутствием. Поэтому мы, конечно, будем читать акафисты - и в праздники, и святым, и петь их будем хором в храме, аще изволит настоятель, это у нас самое любимое. Хотя наш патриарх Кирилл об акафистах на храмовом богослужении сказал так: "Иные настоятели, не творя уставной памяти святым, излишне увлекаются чтением акафистов. Между тем многие акафисты по богословскому содержанию и по поэтическим достоинствам уступают текстам Триоди, Октоиха и Миней. Следует осмотрительно относиться к этому и не преувеличивать необходимости богослужебного употребления все новых и новых акафистов." - из слова на открытии Архиерейского Собора 2011 года.
А теперь хочется обратиться к головинцам и сказать вот о чем. Когда вам говорят "Молимся акафистом!" - это не молитва, это всего лишь чтение акафиста. Посмотрите на наши утренние и вечерние молитвы, многие из них имеют авторов - это Василий Великий, Иоанн Дамаскин, Макарий Великий, Иоанн Златоуст, истинные святые Божии. И эти молитвы совсем не похожи на акафисты. Центром нашей молитвенной жизни должны быть именно они. Когда вам предлагают читать акафисты за то и за сё, против того и против этого - будем помнить, что Церковь сберегла и донесла до нас через столетия именно настоящие молитвы на всякую потребу, а не акафисты. Когда вам говорят, что если акафист читают "тыщи и тыщи", и это очень могучая "молитва" - это неправда. Повторим, что если молитвенная жизнь современного христианина имеет центром акафисты, то это неизбежно искривит его духовный облик, поскольку это вообще не молитвенная жизнь, и именно на отсутствие молитвы толкают вас сомнительные бОлгарские практики. Если вы думали, что акафисты - это глубокие сакральные тексты, освященные временем и опытом святых, то теперь вы знаете, что это не так.
Последние предсмертные слова святителя Афанасия (Сахарова) были обращены ко всем нам: "Молитва вас всех спасет". Молитва, а не акафисты по соглашению. Почитайте его житие, кто не читал.
Напоследок - тест. Взгляните на картинку с бОлгарского сайта.
Если она не вызывает у вас чувства как минимум недоумения, а наоборот, кажется вам хорошей, правильной, благочестивой, радостно вам на нее смотреть и видеть любимого батюшку - вы в беде. Оставьте срочно ютуб-каналы Болгара и их акафисты. Скоро Рождество Иоанна Предтечи - почитаем же в этот день акафист Иоанну Предтече, а в день первоверховных апостолов Петра и Павла - акафист Петру и Павлу. Просто по любви к ним, к нашим дивным святым. Без Болгара. Спаси всех Господь.
Ирина Фр., г. Москва