Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: «Знание культуры своего народа и духовно-нравственных традиций – основа патриотизма»

    [25.06.2018] Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: «Знание культуры своего народа и духовно-нравственных традиций – основа патриотизма»

             

    Защитников Отечества Владыка Тихон называет исключительно воинами. А как иначе — ведь каждый, кто избрал делом жизни службу Родине, должен быть не просто профессиональным солдатом, а человеком, который знает и понимает, зачем и почему он оберегает свою страну. О духовных скрепах, любви к своему Отечеству и бережном отношении к истории мы побеседовали с митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном.

    – В Новосибирской митрополии успешно работает специальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством. В ряде частей есть армейские священники. Какую работу они проводят с людьми в погонах?

    – В армии мы работаем как с воинами, так и с призывниками. Очень многие из которых, кстати, принимают таинство крещения еще до отправки в войска. Благо, что около двух лет назад в областном военкомате мы освятили часовню. Военком области говорит, что восемьдесят процентов ребят приходят к ним уже крещеными, а двадцать процентов – крестятся уже перед тем, как отправиться нести службу. Шаг ответственный, но нужно понимать, что крещение – это только начало. Начало христианства, духовной жизни для человека. И помогать ему на этом пути – одна из наших главных задач.

    Так, руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством протоиерей Димитрий Полушин разработал курс лекций «Духовные основы воинского служения». Есть и специальные методички, пособия – все для работы с нашими молодыми воинами. Интересно, что самые усердные люди, которые посещают многие беседы со священниками, – мусульмане и буддисты. Воспитанные в традиционных религиозных семьях, они интересуются – какая «русская» вера. Все-таки труднее найти для армии священнослужителя их веры, хотя это важно. Порою нашим священникам приходится заменять представителей других конфессий. Впрочем, принципы духовной жизни одни и те же, и поэтому всем понятно, о чем говорит православный священник.

    Армия требует к себе большого внимания. Сейчас мы охватываем пока только три процента военнослужащих. Войсковых подразделений много, а священнослужителей – армейских священников – меньше, чем требуется. Ведь для того, чтобы попасть в войска,нужно пройти очень строгий отбор и проверку, так как впоследствии каждый из них будет нести все тяготы армейской жизни. И в расположении части, и в полевых условиях, и в «горячих точках». И, разумеется, для того, чтобы священнослужитель мог работать в армии полноценно, его нужно обучать.

    Одной из главных наших целей является налаживание систематической работы с личным составом: как с солдатами, так и с офицерами. Поэтому стараемся постоянно проводить встречи с воинами, беседовать на волнующие их темы.

    – Что же интересует военнослужащих?

    – Из года в год воины спрашивают о самом главном. Помню, как встречался с личным составом в одной из военных частей перед их отправкой в «горячие точки». Обстановка тревожная: люди понимают, что уезжают на несколько месяцев, и кто знает, кому из них суждено будет вернуться… Поэтому вопросы были о самом главном. Как и тогда, когда работали с воинами еще во время войны в Чечне. Первое, о чем они просили – это покреститься. Потому что перед ними очень явно встал вопрос жизни и смерти. В такие моменты патриоты и профессиональные воины осознают, что у каждого человека есть еще и душа. И тогда начинаются вопросы: что он получит там, в вечности, если это произойдет? Да и в принципе, почему он должен в свои тридцать лет умереть и за кого? И почему другие люди, которые, может, и хуже него, должны остаться жить, а он должен умереть? И так далее. Каждому нужно ответить, разъяснить. Причем так, чтобы воин не только понял, но и принял свой путь как важный и нужный. Это очень большая работа именно в плане воспитания. Начало духовно-нравственного становления и роста каждогочеловека, воина.

    – Так как же воспитать настоящего Защитника Отечества?

    – Священное Писание говорит, что воин, признающий нравственные правила духовной жизни, не должен обижать людей безоружных и не требовать прибавки жалованья. Мы считаем, что нужна планомерная работа, необходимо постоянно встречаться с людьми, разговаривать. Они должны иметь элементарные знания о православной церкви и правилах духовной культуры. О том, для чего она и почему существует. О церковном учении, о Священном Писании, да и в целом обо всем том духовном наследии, которое за тысячу лет накопилось у Русской православной церкви, о ее истории. Без знания истории своего Отечества – никуда. Каждый должен понимать, как создавалась и росланаша страна. Ведь зная о становлении Руси и о том, почему князь Владимир выбрал именно этот путь цивилизации, понимаешь, почему сейчас у нас большое непонимание с Западом, с другими странами.

    Знание духовной культуры своего народа и ценностей этой традиционной культуры – это тоже основание для патриотизма. К слову, патриотическое отношение к Родине – это же, прежде всего, любовь к своему народу. Не к березкам и речкам. А людей еще нужно полюбить. Поэтому очень важно, чтобы человек знал и лидеров своей страны, и что они привнесли в нашу историю. И не только Суворова, Невского и Ушакова, но и других. Идет спор о том, хорош или нет Сталин. Никто не снимает с него ответственности за жуткие репрессии. Но было также им многое сделано для подъема страны, и, самое главное, в том числе под его руководством побежден фашизм, этого тоже нельзя отрицать. Мы не должны плевать в сторону своей истории. Особенно должны помнить воинов-героев, положивших свои жизни в войну за свой народ. Должны поддерживать нашего лидера и не поддаваться соблазну критиковать зря. В Священном Писании сказано: «Начальствующего в твоем народе не злословь». Без этого патриотизма не будет. Человек должен уяснить, что наша страна действительно стоит за правду. И наша отечественная история и культура стоят того, чтобы их защищать ценой своей жизни. И начинать рассказывать об этом следует как можно раньше – в семье и школе. Задолго до того, как молодой парень отправится в военкомат.

    – Именно для этого так много времени и сил сегодня нужно уделять духовно-нравственному воспитанию молодежи?

    – У нас в школах эта работа сейчас идет достаточно трудно. Потому что многие преподаватели настаивают на том, чтобы преподавать не основы религиозных культур, а исключительно светскую этику. Почему? Возможно, из-за того, что, преподавая основы религиозных культур, нужно говорить о духовном, а это действует и на самого учителя. Ведь все нравственные вопросы обязательно касаются души. Да и без веры человек не поймет, зачем и для чего это все нужно. Но религиозные понятия – непростые, они затрагивают душу. А светская этика проще. Однако в учебнике по этому предмету на первых же страницах говорится, что добро и зло определяет сам человек. Но ведь в таком случае, если он сам волен определять, что хорошо, а что плохо, и нет никакой другой истины в высшей инстанции, то тогда мы все – просто несчастные люди. Ведь, следуя этому заявлению, человек может решить, что воровать – это хорошо, если он избрал, что это добро для него. То есть сразу же идет размывание базовых нравственных понятий. Поэтому если в школе не будет налажено преподавание основ религиозных культур, а будет на восемьдесят процентов светская этика, как это происходит сегодня в наших школах, то и подвижек в духовно-нравственном воспитании наших воинов не будет.

    Потому что новое поколение следует не только обучать – давать знания, но и воспитывать. Ведь по церковным понятиям, воспитание – это освящение человека. Не только говорить о том, что нужно быть хорошими, добрыми, толерантными. Должно идти возрастание человека в духовно-нравственной сфере. Чтобы у него изменения произошли в душе. Так как у человека должна быть чуткая совесть, сочувствие и сострадание к другим людям, готовность помочь ближнему. Он должен нести в себе все эти великие чувства. Например, любовь. Так, мы говорим о любви к Родине. И ведь это уже нравственное понятие. Ведь любить Отчизну человека, воина, не заставишь. Это чувство он должен взрастить в себе. А как? Церковь говорит о том, что добро и зло – это энергия. Вот мы говорим: добрый человек. Это человек, который накапливает в себе позитив, накапливает добрую энергию, и все, что он ни делает – это добро. И человек должен жить в рамках добра. Если и добро, и зло уживаются в человеке, то зло обязательно будет побеждать, и тогда свобода станет опасным чувством для человека. Потому что он может быть свободен как в плюсе, так и в минусе. У него не будет никаких тормозов, он просто будет опасен для общества. Поэтому необходимы правильные критерии, общепризнанные нравственные нормы, понятия, что есть истина в последней инстанции, что так заложено в человека самим Богом, что это подтверждает наличие совести. И если священнослужителей разных традиционных религий не пускать в школы, вузы – кто будет сеять эти добрые семена? Нести духовные скрепы, базовые ценности? Некому. Потому что больше никто не понимает, что это такое, и не интересуется этим. Ну, сказал президент о скрепах – а что это такое? Бог его знает.

    А ведь это именно то, что наши предки особенно ценили. Ведь, защищая нашу страну, они защищали отечественные традиции. Культура, образ жизни и все духовное наследие нам досталось от наших предков. Все это есть, запечатлено и в нашей церковной архитектуре, и в пении, и в литературе. И все наши великие художники, писатели и поэты черпали из этой традиции свои произведения, которые мы именуем классическими.

    – Вы говорили, что целесообразно продлить программу преподавания основ религиозных культур?

    – «Основы» в общеобразовательных школах желательно преподавать с четвертого по одиннадцатый классы. А в вузах организовать хотя бы богословские кружки или теологические факультеты для тех, кто желает получить больше образования. И чтобы подобный предмет ввели и в военных школах. Тогда бы и те, кто получает воинское образование и становится офицером, могли бы в этих значимых вопросах быть более компетентными. И там, где нет священника, они могли бы сами поговорить с солдатами. Ведь бывают разные стрессовые ситуации. Так что если мы говорим о духовном возрождении армии – нужно начинать с учебного заведения. Служба в армии – это же, и правда, стресс. Вот попал в армию мальчишка, его только от матери оторвали. То, что он в «горячей точке» находится, это одно, а ведь ему же еще нужно построить взаимоотношения с сослуживцами, офицерами. А он ломается. И физически, и духовно. Священников вызывают уже в пожарных случаях. При угрозе суицида, например. Чтобы он мог поговорить с человеком, который находится в сложном положении. А если бы человек был заранее подготовлен духовно, он бы не сломался. Поэтому важна наша методичная простая работа, но постоянная. Она многое сможет изменить. В тех организациях, где мы постоянно присутствуем, все преображается. Там совершенно другие люди, с другими понятиями. Они не только знают, но и понимают, что нужно быть ответственными, жить честно, иметь совесть, и осознают, что человек не может быть счастливым один, что счастье – это коллективное понятие. Часть от общего благополучия. Поэтому сейчас требуется внимание со стороны государства, чтобы наладить эту работу как следует. Летом и зимой мы сейчас проводим военно-патриотические лагеря для мальчишек десяти – пятнадцати лет. Инструкторы там – настоящие офицеры, распорядок дня – военный. И вот как-то один подросток четырнадцати лет пожил там дня три, заплакал, говорит, что хочет домой, просит вызвать маму. Инструктор с ним беседует, мол, ты же будущий воин, мужчина. А паренек ему: «Да не хочу я быть ни воином, ни мужчиной. – А кем же ты хочешь быть? – Дизайнером хочу быть». Видимо, за всю его жизнь мальчику не объяснили, что значит «быть мужчиной» и что дизайнер – это не непонятный модный образ жизни из телевизора, а просто профессия. Вот он, пример того, как Запад влияет на нашу молодежь. В США универсальная мораль уже и армию затронула. Вот что делает «мода» на отсутствие различия полов. Сейчас Вооруженные силы там превращаются в армию извращенцев. Недаром президент сказал, что нет в Америке таких воинов, как наш Роман Филиппов. Настоящий воин – защитник и Мужчина. И я также уверен в этом. Ведь наша армия, если она останется такой, как сейчас, она непобедима. А если пойдут все эти западные веяния, то ничего хорошего не будет.

    – Вы проходили службу в рядах Советской армии. Пожалуйста, расскажите об этом.

    – Я проходил службу в Москве, в 1970 году. Часть наша была образцовая. Всебыло очень серьезно, строго. Командиром части был Герой СССР, фронтовик. Знаете, все тогда очень многое делали для того, чтобы обстановка в части была братская. Спрашивали за все строго, но и жизни учили – на совесть. Я трудился в штабе и помню, как командир части наставлял наших молодых офицеров: «Солдаты должны вас считать отцами! А вы себя до их уровня низводите!» Вот это было неравнодушное отношение к воспитанию воинов. Приходили маменькины сынки и за два года становились настоящими мужчинами. И те, кто дома не получил соответствующей подготовки для самостоятельной жизни, получили ее здесь. Тогда же без армии человека и на руководящие должности не ставили, и серьезных заданий не поручали. Я хоть и был рядовым, а меня поставили командовать взводом. И это потом очень пригодилось мне в жизни. И офицеры своим примером очень многое делали для воспитания личного состава. Беседовали, общались, вместе занимались спортом, водили на культурные мероприятия. Были с нами всегда рядом. Дух воинский – он тоже передается.

    – Служба как-то повлияла на Ваше мировоззрение?

    – Именно в армии я начал думать, по какому пути жизни мне идти. И через два года службы решение принимал уже осознанно. Когда вернулся домой, меня родственники и друзья хорошо встретили. А на второй день остался один и подумал, что пора определяться. Решил, что буду трудиться в церкви. И я отправился в Троице-Сергиевскую лавру к отцу Кириллу (Павлову), герою Сталинградской битвы, и он меня благословил в Переславль-Залесский. Дал мне адрес батюшки. Так и началась моя уже церковная жизнь. Сразу после службы – служение. И уже после, когда поехал в семинарию поступать, думал, что мне будет там все непривычно, трудно. Ведь в семинарии все люди духовные. А потом посмотрел, что все, как в армии. Только матом не ругаются.

    – Какие люди посвящают себя службе и служению?

    – Люди наши воистину бесстрашные. Представляете, в Великую Отечественную войну 27 миллионов погибло, но они все – герои. Ведь что такое война? Родители мои на фронте познакомились, рассказывали – это «мясорубка». Привезли дивизию. День-два – и их нет. Запрашивают пополнение. Новые приезжают. Опять – день-два. Едут молодые здоровые ребята с гитарами и гармошками. Через час боя – инвалиды. Без рук, ног, глаз, челюстей. У мамы спрашиваю, что такое война. А она – фронтовой медик – отвечает, что это кровь, грязь и слезы. Пафоса никакого нет. Только ежедневный героизм. Идти на смерть. Снова и снова. Видеть этот ужас каждый день, и каждый день все равно идти сражаться. Героизм в повседневности этого военного ужаса. Я был под Ржевом. Там погибли 800 тысяч наших солдат. Был в городе Белый в Тверской области, где погибли 12 тысяч только новосибирцев. Подходишь к этому полю боя – и чувствуешь, что они все живы. И равнодушным на этой огромной братской могиле человек остаться просто не может. Чувствуется, что есть вечность, что не просто так они отдали свои жизни. Отдали за свое Отечество. Защищали не только свою территорию и близких, но и огромное историческое и культурное наследие – уникальную цивилизацию.

    И сейчас я смотрю на наших защитников, вне зависимости, воины это или сотрудники правоохранительных органов, и понимаю, какие ребята прекрасные – бесстрашные былинные богатыри. Наша армия попросту непобедимая. Потому что народ у нас – герой.

    Алена Ведерникова
    Фото из архива медиацентра
    Новосибирской епархии
    Служба и служение

    Календарь

    Последние новости
    25.09.2020 Виссарион обустраивал чиновников
    24.09.2020 «Детям внушали, что молоко — это гной»: истории бывших «виссарионовцев» о жизни в «Городе Солнца»
    24.09.2020 Жертва «церкви» Виссариона рассказала «Вестям» об ужасах секты
    23.09.2020 Группа "граждан СССР", покушавшаяся на жизнь кубанского раввина, входит в оккультную секту из движения некрокоммунистов
    22.09.2020 Силовики задержали лидера общины «Город Солнца» Виссариона
    22.09.2020 Обитель Рассвета: подробности задержания главаря "секты Виссариона"
    22.09.2020 Следственный комитет о задержании лидеров секты "Церковь последнего завета"
    22.09.2020 Силовики везут Виссариона в Новосибирск

    Православное общество трезвости Новосибирска

    Епархиальный реабилитационный центр во имя св. прп. Серафима Саровского

    Фильм МЕНЯ ЭТО НЕ КАСАЕТСЯ кинокомпании АКРОСТИХЪ