[08.05.2018] Историческая память в кино и не только

Что дает современным детям кино о войне и помогут ли пилотки и ленточки осознать смысл праздника 9 мая - рассказывает учитель Закона Божьего Православной Свято-Петровской школы, преподаватель Миссионерского факультета ПСТГУ протоиерей Андрей Близнюк.

Современные дети мало знают о героях

– Вторая мировая война – далекое даже для старшего поколения прошлое. И чем оно дальше, тем менее понятны образы из старых фильмов о войне – они скорее лирические герои, чем реальные люди. А сами фильмы часто выглядят скучной черно-белой классикой. Как говорить сегодня с детьми о войне и нужно ли вообще говорить?

– Историческая память – то, что необходимо человеку для жизни. У большинства из нас родственники участвовали в Великой Отечественной войне. Оба мои деда там погибли. Как бы мы ни относились к политике, “за красных” мы или “за белых”, нужно воспринимать войну и говорить о ней с детьми как о чем-то личном. Вторая мировая война была личной трагедией каждого человека.

Современная жизнь наполнена псевдо- и антигероями.

Дети, например, смотрят боевики, и им кажется, будто тот, кто покрошил народу по-максимуму – тот и есть настоящий герой.

Я показываю детям большие фрагменты военных фильмов и вместе мы рассуждаем о понятии героизма как о духовной категории. Мои встречи со школьниками обычно бывают ближе к весне, к 9 мая. На исторических примерах и образах, предложенных кино, мы вместе пытаемся раскрыть тему «Герои и подвижники».

– Знают ли дети героев войны?

– В какой бы класс я ни пришел, будь то пятиклашки, или ребята постарше, всегда спрашиваю, кого из героев они знают. Есть более известные, хрестоматийные примеры из учебников и художественной литературы, но, надо признать, что современные дети действительно мало знают героев Великой Отечественной войны. А интересных и живых историй не знают вовсе.

Лет семь-десять назад еще можно было поговорить с участниками войны. И мы в нашу школу специально приглашали ветеранов. Особенно мне запомнилась наша встреча с замечательной женщиной, Екатериной Илларионовной Деминой, Героем Советского Сюза, которая была во время войны санинструктором, служила в разведке морской пехоты. Невысокого росточка, миловидная, улыбчивая, живая.

Как же она интересно рассказывала о том, как вытаскивала раненых бойцов с линии огня.

Она служила в морской пехоте. Тогда был приказ уносить с поля боя не только раненого, но и его оружие: патроны, винтовку, карабин, даже пулемет. Она описывала, как с этим справлялась.

Слушать было одно удовольствие. Картинки как живые перед глазами вставали. И я тогда поймал себя на мысли, как полезны подобные встречи детям. Они и фильмы о войне совсем по-другому уже смотрели. И рассуждали иначе.

Сейчас все больше приходится пересказывать истории, приводить факты, которые детям, увы, неизвестны, чтобы вскрыть духовный пласт той войны. Например, говорить о том, что с каждым годом войны геройских поступков, настоящих подвигов, когда человек жертвовал собой, когда отдавал свою жизнь за друзей своих, становилось все больше.

Многие дети знают о подвиге Александра Матросова. Но то, что он был не первым, кто закрыл собой амбразуру дзота (первым был политрук Александр Панкратов), а главное, что Матросов был не последним, дети не только не помнят, но даже не знают. Я рассказываю об этих людях, о возрастающем героизме, о подвигах, которых с приближением финала становилось все больше.

– Современные дети задаются вопросом, как относиться к подобным подвигам?

– Безусловно. Рассуждая о героизме Матросова невозможно не коснуться довольно сложной проблемы, когда человек сам себя убивает. Матросов, который лёг на амбразуру, прекрасно понимал, что это приведет к смерти.

Конечно же я вспоминаю летчиков, говорю о легендарном «огненном таране». Показываю фильм «Хроники пикирующего бомбардировщика». Мы пытаемся разобраться между ситуацией, когда воин жертвует собой и самоубийством, которое является страшным смертным грехом. Пытаемся обнаружить этот очевидный водораздел. Кинофильмы в этом отношении помогают самым лучшим образом.

Вообще, фильмы дают богатейший материал для обсуждения, а главное – для воспитания ребенка. Мне очень нравится фильм Алексея Германа «Проверка на дорогах» и лента Ларисы Шепитько «Восхождение». Я очень люблю оба эти фильма и показываю детям специально отобранные фрагменты, которые обязательно обсуждаю.

В кино дети видят, как героизм без любви превращается в фанатизм

– Какие, например, темы обсуждаете?

–Тему предательства. «Восхождение» снят по повести Василия Быкова «Сотников». Я показываю детям отрывок, в котором двое партизан, кадровый военный Рыбак и бывший учитель Сотников, отправились на поиски продовольствия, попали в плен к немцам и совершенно по-разному себя ведут. В этом фильме потрясающие диалоги между людьми, ожидающими смерти.

Сотников уверен, что нужно готовиться к смерти и не выдавать своих. Рыбак – молодой, крепкий, энергичный и инициативный боец уверен, что до последнего надо стараться выкрутиться – мол, не надо сдаваться и тогда получится спастись. Он ни перед чем не останавливается в этом своем желании жить.

Оба сталкиваются со следователем-предателем Портновым – олицетворением беса в этом фильме. Его играет замечательный Анатолий Солоницын. Противостояние правды и лжи, добра и зла показано в фильме очень ярко.

На одном эпизоде детям можно показать где, в чем состоит героизм, предательство, какова высота и духовная сторона воинского героизма. Когда сам враг, дьявол искушает бойца, говоря, что человек ничто, конечен, и каждый будет бороться за жизнь, как только столкнется со смертью.

Достаточно увидеть как Сотников побеждает в этом диалоге, в этой пытке, увидеть лицо предателя Портнова, чтобы все в голове встало на свои места.

В «Проверке на дорогах» очень интересно показана тема ненависти к врагам. Безусловно и ее необходимо обсуждать с детьми. Майор Петушков, которого тоже играет Солоницын – фанатичный и вместе талантливый коммунист, боец, офицер. Но его ненависть к врагам и предателям зашкаливает. Понятие нравственности у него доведено до абсурда. Он предельно ненавидит человека, который мог оступиться. Он просто безжалостен. Разбирать образ этого человека с детьми невероятно интересно.

Один из фрагментов, который я показываю ребятам, описывает ситуацию, где партизанский отряд должен взорвать мост. Под мостом – баржа с нашими пленными, которых везут фашисты. Командир отряда отказывается от идеи взрывать мост. Майор в ярости. «Как посмел? Был приказ.» – «Так там наши пленные».

«Они предатели. Мой сын погиб, протаранив самолетом врага, но не сдался в плен. Те кто на барже – предатели» … В коротком диалоге дети видят, как героизм, который вышел из рамок любви, превращается в фанатизм. Образ майора, готового убивать даже своих, ярко демонстрирует, как человек разучился любить, разлучается с любовью.

– Тема войны в кинематографе многогранна. Безусловно, это и тема сохранения человечности. Как вы обсуждаете это с детьми?

– Есть прекрасный немецкий фильм «Академия смерти». Это фильм 2004 года об элитной школе будущих гауляйтеров Минска и Лондона.

Третий рейх готовит элиту мальчиков из фашистских семей, пытается воспитать расу новых господ, которая заставит содрогаться от ужаса весь мир. В этой школе изучают боевые и политические навыки. И обыкновенных мальчишек в академии «НАПОЛА» перемалывают, перекраивают, стирая все их человеческие качества. Главные герои – два друга. Один – из семьи офицера значительного чина. Другой сбежал из дома, подделав подпись отца. Отец был против фашистской школы и идеи учиться в ней.

Юноши подружились, несмотря на разный социальный статус и уровень достатка. Между ними возникает настоящая мужская дружба, которая помогает им устоять в этой мясорубке и не превратиться в нацистов-биороботов. Фильм невероятный, главное, он демонстрирует подросткам как можно сохранить лицо, человеческое лицо, как можно дружить, несмотря на то, что вся система против тебя.

Мы знаем немало психологических экспериментов, доказывающих, что группа всегда довлеет над личностью. И даже человек с хорошими и правильными представлениями о жизни, редко может противостоять мнению большинства. А в этом фильме показано, как у ребят получилось сделать это. Ярко и интересно показано. В том числе, как человек понимает, что не в силах выбраться из системы и жертвует собой, чтобы не превратиться в зверя. И это тоже возможность поговорить с детьми о теме самоубийства и героизма, зле и добре. Его обязательно нужно показывать подросткам.

Фильм хорош еще и тем, что снят в Германии. Сами немцы очень серьезно переосмысливают войну, пытаясь разобраться, что и почему произошло.

Детям помладше, с пятого класса, я показываю «Мальчика в полосатой пижаме». Все-таки там нет таких очевидных ужасов, при том, что он поднимает очень глубокую и важную тему жизни в концлагере – как фашизм ломает личность маленького ребенка, сына коменданта лагеря. В этом отношении он похож на «Академию смерти».

Плохих фильмов о войне гораздо больше, чем хороших

– В 1998 году Спилберг снял эпическую военную драму «Спасти рядового Райана», удостоенную множества международных наград, в том числе пяти «Оскаров». Вы показываете этот фильм детям?

– Он довольно тяжелый, натуралистичный, как и другие работы Спилберга.

Но это фильм, который стал тем самым водоразделом между тем как до него снимали про войну и как стали после снимать. Спилберг ярко показал бой, личность в бою и ее перемены. Как война влияет на образ мысли человека, как ведет себя в бою верующий. Как человек молится, но при этом совершает убийство.

Этот фильм показывает то состояние мира, когда нельзя не участвовать в войне. Помните мысль у Ильина: грех остается грехом, но происходят события, в которых не останавливая зло, ты становишься его соучастником. Участвовать в войне – меньший грех, чем бездействие.

И, конечно, видеть на экране снайпера, который каждый выстрел совершает с молитвой, честно говоря страшно. Ты понимаешь, что это вообще страшная профессия. Но вместе с тем ты видишь, что человек удерживается, не переходит границу к фанатизму, его личность не переломанная, а цельная и живая. Впрочем, я показываю этот фильм в отрывках. В рамках школы целиком смотреть фильмы сложно. Я скорее напоминаю здесь учителя литературы, который берет отрывки из произведений и разбирает на них тему героизма и подвижничества, сохранения личности и предательства.

Я уверен, что именно так нужно смотреть фильмы с детьми, разбирая вместе шаг за шагом. Очень важно сохранить детей, чтобы вместо настоящего героя на первый план не вылез антигерой.

– Какие-то последние киноновинки разбираете со школьниками?

– Конечно. Недавно смотрели с детьми фильм Мэла Гибсона «По соображениям совести». Мне очень понравилось, что в основе фильма лежат настоящие исторические события и настоящий герой. Но еще важнее, что герой фильма – человек верующий, который отказывается убивать врагов, но не отказывается участвовать в войне.

И это противоречие показано ярко в начале фильма и раскрыто в нем самом самым блестящим образом. И то, как он ведет себя в бою, как спасает других, жертвуя своей жизнью, как участвует в жизни этого человека Бог, спася его в самых невероятных обстоятельствах – показано прекрасно. Этот фильм все-таки для подростков, маленьким детям нельзя показывать такие фильмы, потому что Мэл Гибсон очень натурально показывает бой.

– Как вы отбираете фильмы?

– Нужно понимать, что в СССР много разного кино снималось и столько никудышных, идеологических, заштампованных лент. Впрочем, в западном кинематографе также не мало плохих фильмов. Я, например, не люблю кинокомедии о войне. Вообще, плохих фильмов о войне гораздо больше, чем хороших. Именно поэтому для семейного просмотра, для просмотра в школе надо тщательно выбирать киноленты и обсуждать только лучшее. Еще важнее читать о войне, а потом смотреть фильмы.

В нашем летнем лагере однажды я читал детям повести Василя Быкова «Дожить до рассвета», «Волчья стая», «Мертвым не больно» – это вообще повесть, которая в столе у него пролежала аж двадцать лет. Быков – участник войны и талантливый писатель. Он описывает события ярко, образно, кинематографично, если хотите. Поэтому проживаешь события вместе с ним. И потом фильмы о войне смотришь уже новыми глазами.

Современный же кинематограф грешит тем, что изображению внешних обстоятельств уделяется больше внимания чем тому, что остается за кадром, между строк, тому, что Станиславский называл сверхзадачей. 3D, спецэффект, какой-то умопомрачительный звук вызывают ощущение головокружительного зрелища, которое просто глушит твое восприятие. И на тот заэкранный уровень, на глубину оказываешься не способен уйти, потому что контужен слишком яркой, слишком натуральной, слишком впечатляющей картинкой.

Понятно, что когда мы смотрим такое кино, то у нас хочешь не хочешь, возникает зависимость и привычка, и вернуться к черно белому, медленному кино становится почти невозможным. В нем нет динамики, драйва. Когда я включаю детям черно-белое кино они тут же кричат: «ой, такое смотреть не будем!»

– Как же вы «лечите» этот протест?

– Убеждаю, что на десятой минуте просмотра у них появится цвет в голове и не нужно будет уже зависеть от красок на экране. Обещаю, что они поймут не только, что это настоящее искусство, но что это настоящее и живое, от которого щемит сердце и слезятся глаза, захватывает дух и будет екать сердце.

Очевидно, что у родителей должен быть педагогический авторитет, который поможет преодолеть поверхностное восприятие, научит видеть в том числе в старых хороших фильмах предельно настоящее. Родитель должен уметь подготовить ребенка к материалу. Самому может быть что-то вспомнить, прочитать, тогда- то будет легко мотивировать, а главное, будет о чем поговорить.

А говорить о настоящих героях надо. Дети нуждаются в этом, тянутся к этому. И поэтому взрослый должен уметь это делать.

Современных фильмах не в пример старым черно-белым часто не хватает психологической глубины.

– Показываете только художественные фильмы?

– Художественные фильмы очень легко смотреть, но, конечно, я не только их разбираю с детьми. Документальные фильмы очень люблю. Показываю детям «Обыкновенный фашизм», отрывки из сериала «Неизвестная война».

– Несколько лет назад на экраны вышел фильм «Поп». Показываете его детям?

– «Поп» один из современных фильмов, который с натяжкой, но попадает в список для просмотра. Там немцы не страшные, герой победит. А война страшна тем, что ты хорошо понимаешь, что тебя могут убить в любую минуту. Мне об этом даже мама рассказывала, которая в войну жила.

И вот это ощущение войны, когда ты перманентно чувствуешь опасность, когда нет никого, кто был бы в стороне, когда страшно тотально всем – его очень трудно передать. Его труднее передать и спецэффектами, и актерской игрой. Увы, я наблюдаю, что уровень актерской игры сегодня слабее. И несмотря на технические возможности, компьютерную графику, спецэффекты не восполняют недостаток игры.

Увы, это очень заметно в современном кино. Где-то актеры справились, а где-то нет.

В ленте «В августе 44 года» – актеры великолепно играют и создают напряжение, поэтому дети смотрят не отрываясь. Как и в фильм 2004 года «Неслужебное задание». Но это все-таки редкие единицы.

Понимаете, просмотр фильмов не должен быть аттракционом. И потом, когда особенно верующие родители показывают детям фильмы на военную тему, они должны понимать, что показывать нужно то, что не вызовет у ребенка контузии.

Мы показываем фильмы не для того, чтобы удержать от улицы, а чтобы воспитывать. Кино – это и есть воспитательный инструмент, который должен не страхи возбуждать, а личность воспитывать, прививать любовь и другие важные человеческие качества.

Не должно быть принципа «к Новому году – елку, к 9 мая – пилотку»

– Наряду с фильмами на военные темы, которые повсеместно начинают демонстрировать к 9 мая, мы наблюдаем подготовку к шествию “Бессмертного полка”, раздачу героических ленточек и пилоток в детских садах и школах. Как вы относитесь к этим явлениям последних лет?

– В надписи на багажнике автомобиля «Спасибо деду за победу», в героической ленточке и пилотке, безусловно, есть немало формализма. Если не будет содержания у замечательной идеи «Бессмертного полка», если это будет культмассовое мероприятие без настоящих, конкретных героев, которых дети узнают 9 мая, то это и будет той самой контузией, которой я так опасаюсь. Это вызовет неправильное отношение к войне. Но если родителям и педагогам удастся показать войну через призму конкретных событий, конкретных личностей, то это будет не мешать, а дополнять и наполнять жизнь наших детей.

Дети, которые будут идти в марше «Бессмертного полка» с плакатами своих прадедов, если будут вспоминать и сопереживать подвигу прадедов, если наденут пилотку, как ту, которую носил дед или бабушка, поймут и почувствуют как сами связаны с историей, с героическим прошлым. Тогда это будет настоящее, будет одной из сторон исторической памяти.

Нельзя чтобы пазл складывался по принципу «к Новому году – елку, к 9 мая – пилотку с ленточкой». Это не главная часть воспитания, а вспомогательная. И все это должно исходить от родителей.

Купить пилотку недостаточно. Историческая память – она намного сложнее, чем все другие.

Она требует не только участия школы. Она требует львиной доли усилий родителей. Родители должны заботиться о разговоре и встрече с прошлым.

pravmir