[21.02.2018] Владимир Головин не Никита Пустосвят (Это гораздо хуже, масштабы не те)
Василий Перов. "Никита Пустосвят. Спор о вере"
Времена, когда власть имущие, выслушав Никиту Пустосвята, не стали тратить время на полемику, а просто отвели его на Красную площадь, на Лобное место, да и отрубили ему голову, миновали безвозвратно. Давным-давно так радикально никто не поступает, и слава Богу. У нас свобода совести. «Если хочешь идти налево, Веничка, иди налево, я тебя не принуждаю ни к чему. Если хочешь идти направо – иди направо».
Сейчас можно запросто пойти и купить собр. соч. А. Меня, и зачитываться им, если есть такое желание, а можно так же легко найти материалы, говорящие о его творчестве как о вышедшем-таки за рамки. Можно сидеть на «курайнике» и наслаждаться свежими записями, а можно — опять же запросто — почитать о деятельности диакона А. Кураева альтернативную точку зрения.
И с «кочетковцами» так же дела обстоят, и с разными экзотическими приходами типа как в Газетном переулке. Есть их деятельность, есть иная оценка их деятельности, и все это в широком доступе.
Ровно так же должно быть и с медиа-продукцией прот. Головина. За что его судить-то? Это правильно рукоположенный священник РПЦ, делающий свое дело, как считает нужным. Частенько несет пургу? Что ж, есть любители и на пургу. Старчествует? На это тем более есть любители. Просит деньги непонятно за что, и непонятно куда они идут? Не думаю, что это подсудное дело, он эти деньги не крадет, он просит, а мы радостно их сами шлем.
Единственное, чего нет — это именно публичного, широко доступного альтернативного взгляда на деятельность прот. Головина. У Болгара сайтов несть числа, контекстной рекламы несть числа, адептов огромное количество, поэтому ответ тоже должен быть максимально доступным, а не ограничиваться только иринеем и ансобором. Люди должны иметь об этом явлении убедительную информацию от ученых-сектоведов, а не только от тех, кому прот. Головин лично руки на макушку клал. И слава Богу — дело сдвинулось с мертвой точки.
А тем, кто по-прежнему захочет остаться под водительством старца Головина, ничего не угрожает. Оставайтесь на здоровье, ездите на духовное лечение, пишите письма, шлите деньги, кто вам запретит?
В сети есть видео, где прот. Головин показывает собственную будущую гробницу. Проф. Дворкин не видит в этом ничего криминального. Это, конечно, так, но все же...
Я много раз видела места на кладбище, которые покупают себе еще живые люди. Дата рождения есть, даты смерти нет. Человек заранее побезпокоился. Может, чтобы оградить родственников от будущих хлопот — не знаю. Резонов может быть много.
Помнится также эпизод из «Несвятых святых», когда лирический герой обнаруживает в келье монашествующего грубо сколоченный гроб, потому что дверь забыли закрыть. Раньше он об этом гробе и не подозревал. Был потрясен.
Не то в Болгаре! Часовня, под часовней крипта, в самом центре массивная гробница, в гробнице склеп, вокруг много пустого пока места. Священник Головин любезно все это показывает, благостно рассказывает, моя, мол. Конечно, ИМХО, но это место распланировано как будущий объект религиозного посмертного поклонения прот. Владимиру, в чем батюшка и не сомневается нисколько.
Прот. Головин без сомнения считает себя старцем, привык к этому, и еще одним признаком такого крайне неполезного состояния я считаю вот что. В текстах его проповедей прекрасно уживаются и Славик, и исход из городов в поселения, и эйфория от поездки патриарха в Гавану, и Мень, и «привет, папа!» у каких-то протестантов, и дикая апокалиптика. Хотя все эти сентенции не новы, но их провозвестниками являются очень разные люди, с разным мироощущением, и даже выглядящие по-разному. И только у прот. Головина все это представлено в одном, так сказать, флаконе.
Я не думаю, что прот. Владимиром движет чисто коммерческий интерес широкого, так сказать, охвата. Более вероятно, особенно с учетом помпезной гробницы, что батюшка выносит на запись абсолютно все, что в данный момент придет ему в голову, потому что не на шутку убежден, что каждое его слово — сребро разжжено, очищено седмерицею. Позаботиться хоть о какой-то стройности взглядов наш старец не считает нужным, да, кажется, этого и не замечает.
................
(А что до мнения Патриархии?) Ни патриархия, ни церковный суд тут ни при чем. Прот. Головину никто не сможет запретить выкладывать в сеть собственные ролики, к ИГИЛ его не приравняют, так что он продолжит деятельность в любом случае, он подсажен на популярность. Значит, ролики его были и будут в широком доступе, а высказаться против можно только тихо, на ушко архиерею? Как же так?
Все, кто пеняет о. Александру, что негоже было выступать публично — добрые люди, заботящиеся о свщ. Головине лично, и о том, что скажет (атеистка) княгиня Марья Алексевна. А меня волнуют совсем не они.
Мне жаль своих знакомых-головинцев. Их масса. Вот о них не думает никто, предлагая тихонько пожаловаться архиерею, а архиерей чтоб тихонько прот. Владимиру попенял. Последний раз я говорила с одной акафистницей буквально позавчера, а в первый раз — года три назад.
«Ой, я тебе сейчас про такого батюшку расскажу, про такую молитву!» Помню, что я без малейшего предубеждения приготовилась с удовольствием слушать. Но очень скоро стала по меньшей мере удивляться. Очень сильная молитва идет, надо читать акафисты, хочешь еще сильнее — читай ежедневно, а если надо вообще сильно, то бери не одно время, а больше. Такая силища — не рассказать! Потому что — десятки тысяч человек!
А тебе что, список на десятки тысяч присылают?
Нет, одна читаю. Но я свое имя посылаю.
А кто читает многотысячные списки?
Не знаю.
А они вообще существуют, эти списки?
Не знаю.
А зачем надо имя посылать?
Ну, как зачем? Одно имя 700 руб., два имени — в два раза больше.
Скажу, что я ничем от знакомых головинцев не отличаюсь, за одним исключением. В свое время я закончила ПСТГУ, а поступала еще в ПСТБИ, и было это в доинтернетную эпоху, т. е. читала книжки и слушала живые лекции. Слава Богу, в ряды головинцев меня завербовать невозможно. Но для самих головинцев мое частное мнение нисколько не убедительно. Все эти годы я надеялась, что на это внутрицерковное полуязыческое явление, да еще с криминальным душком, обратят внимание авторитетные люди, сформулируют правильную точку зрения, а еще лучше — чтоб появились статьи или брошюрки, которые можно было бы при случае подарить.
Слава Богу, теперь это есть, за что поклон о. Александру и проф. Дворкину, моему бывшему преподавателю. А вы, друзья мои, утверждающие, что такие интернет-империи ликвидируются потихоньку, за деревьями леса не видите.
Ирина Ф.
Iriney.ru