[16.02.2018] Болгарский камень преткновения

Всё, что я пишу здесь, не является какой-то богословской работой или исследованием. Такие видные богословы и сектоведы, как протоиерей Александр Новопашин и любимый мной Александр Леонидович Дворкин, сделали это лучше и грамотнее меня.

Очень надеюсь, что, спокойно и взвешенно разобравшись во всей этой ситуации, правящий архиерей протоиерея Владимира Головина епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен озвучит свою оценку деятельности болгарского священника.

В этой небольшой заметке будут размышления обычного провинциального священника одной из епархий Нижегородской митрополии, который по благословению своего епископа занимается в меру своих возможностей миссионерской деятельностью на территории Лысковской епархии.

Всё это моё личное, субъективное мнение.

Доклад, сделанный протоиереем Александром Новопашиным в январе 2018 года на Международных Рождественских чтениях, произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Безусловно, это относится в подавляющей степени к православному и околоправославному сообществу, но отголоски дошли и до людей, совершенно далёких от Бога и Церкви. Признаться, довольно слабо верилось, что такое нужное и правдивое слово для нас прозвучит со столь высоких московских трибун.

Разговоры о болгарском чудо-проповеднике, от проповедей которого, по слову некоторых его почитателей, тысячи атеистов обращаются ко Христу, идут в нашей местности не первый год. Я служу в городе, от которого добраться до Казани можно за 4,5 часа езды на автомобиле. Поэтому влияние слухов и разговоров здесь ощутимо сильнее, чем в каких-либо отдалённых местах.

Помимо довольно спорной практики молитв по соглашению за свои собственные деньги и усиления этих молитв в святых местах за дополнительное «пожертвование» его общине, давно смущало то, что люди, посещавшие Болгары, заметно хуже начинали относиться к своим местным священникам. Некоторые даже покинули мой приход, когда я отказался вводить практику совместных молитв за деньги в своём приходе по примеру татарстанского прихода. Это сейчас, после просмотренной проповеди о. Владимира, где он советует с осторожностью относиться к тем священникам, которые не благословляют ездить в Болгары, всё стало более ясно, но тогда вызывало всё больше вопросов.

Болгары и паломничества за «духовным лечением» становились всё большей преградой между людьми, высказывающимися «за» и «против» всего этого.

Многие священники, предвидя слишком сильную экзальтированность некоторых почитателей Головина, старались просто избегать этой темы, чтобы не попасть в число не совсем «духовных» священников и не потерять прихожан.

Но проблема росла и, если бы не этот важнейший доклад, то грозила бы вырасти в нечто совсем ужасное.

Доклад о. Александра выполнил свою главную миссию – он остановил рост этой сомнительной практики и привлёк внимание священноначалия к болгарскому проповеднику. Я бы выразился ещё жёстче, но, до определения епархиальной власти, воздержусь.

Когда доклад был опубликован, я попытался избежать ненужных словопрений в социальных сетях, ограничившись только размещением текста на своих страницах.

Как ни убеждал себя, как ни уговаривал, а всё равно втянулся в диспуты по Головину и увяз в них до сего дня! И вот откуда эта моя вечная наивность, что удастся кого-то в чём-то убедить? Тысячу раз не убеждало, а теперь должно пойти! Напоминает фильмы, где человек также надеется, что его ставка в казино - на этот раз точно! - сыграет! В фильме не играет, у меня тоже. Люди входят в дискуссию с уже сложившимся мнением, которое они отстаивают любой ценой. Эх, нужно было слушать мне Апостола Павла, не рекомендующего участвовать в словопрениях, от которых только один вред! Увы, но многие " имеют уши слышать, и не слышат".

И это, действительно, очень удивляет. Иногда мне приходится участвовать в уличных диспутах с сектантами. И там ты прекрасно понимаешь, что масса аргументов будет просто проигнорирована. Как говорят у нас в стране: «Как об стенку горох». Но с сектантами - дело привычное, но здесь!
Это же свои, родные, братья и сёстры во Христе! Но нет! Подчас потрясающая глухота.

Думаю, что заметил это не я первый и не я один: у защитников практики о. Владимира всё строится вокруг его личности! «Хороший батюшка, сильный проповедник Евангелия, многие туда едут» и т.д. Но, простите, разве кто-то обсуждает личность батюшки? Или кто-то выносит суд над ним? Нет. Вызывает вопросы практика и некоторые проповеди о. Владимира, а не его личность. Его самого никто не трогает и не судит.

Часто можно услышать, что батюшка Владимир – хороший миссионер. Но как определить, какой миссионер хороший, а какой - нет? Мне кажется, что настоящий миссионер должен приводить ко Христу в Церковь. Не к какой-то условно «хорошей» части Церкви, а к самой Церкви, которая есть Тело Христово. Если миссионер или проповедник так или иначе сеет некоторые семена разделения, когда некоторая часть верующих людей несколько неодобрительно начинает смотреть на другую часть верующих людей, то перед таким проповедником могут и должны быть поставлены серьёзные вопросы: к кому или к чему он привёл людей? Какие плоды духовности рождают семена, посеянные этим человеком в людях?

Когда почитатели о. Владимира из нашего города все, как один, начинают свою дискуссию со слов: «Вы ненавидите людей» и «Мне жаль таких злых священников, как Вы», то у меня возникают закономерные вопросы: «Что же это за духовные плоды, позволяющие верующему человеку так разговаривать? Какого вы духа?»

И важно помнить, что священника слушают не потому, что он «хороший батюшка» и «сильный проповедник», а потому что он – священник Русской Православной Церкви. Следовательно, ему важно помнить, что говорить он должен то, чему учит Церковь, а не выражать своё мнение по поводу и без повода. Тем более, что и своё мнение нужно сравнивать и проверять через Церковь, а не Церковь через себя. И отцу Владимиру это точно должно быть известно как пастырю, прослужившему много лет у Престола Божия.

Мне бы искренне хотелось верить в то, что о. Владимир Головин – хороший и добрый пастырь. Пастырь достойный, но, как и каждый из нас, не застрахованный от ошибок и заблуждений. И сейчас, когда его деятельность стала поводом для стольких соблазнов и разделений среди православных христиан, он как истинный работник винограда Христова исправил бы все свои ошибки и заблуждения, в том числе, отказавшись от сомнительной практики «духовного лечения» и возложения рук. Также, исправив и свои догматические ошибки (уверен, что это ошибки, а не твёрдые убеждения), которые, увы, у него имеют место быть.

Разделение и раздоры среди православных – это ужасно, это не по-евангельски и противоречит духу Священного Писания.

Дай Бог отцу Владимиру и нам избежать всего этого.

Священник Димитрий Боголюбов,
настоятель прихода во имя свт. Иоанна Милостивого г. Сергач,
руководитель Миссионерского отдела Лысковской епархии
Iriney.ru