[13.02.2018] Кто основал интернет-империю священника Владимира Головина?

«Ибо будет время, когда здравого учения принимать
не будут, но по своим прихотям будут избирать себе
учителей, которые льстили бы слуху»
(2 Тим 4: 3)

Скандал вокруг деятельности протоиерея Владимира Головина из города Болгар продолжается и набирает обороты. В связи с публикацией статьи «Коммерческо-религиозный проект священника Владимира Головина» у «старца» объявились многочисленные защитники из числа практикующих «молитвы по соглашению». И это вызывает серьезное беспокойство. Тревожит и пугает совсем не то агрессивное неофитство, которое читается в строках народных «апологий» прот. Головина и совсем даже не те оскорбления (подчас в нецензурной форме) и даже угрозы, которые приходят нам на электронную почту. Тревожит другое. Все христианство «головинцев» имеет своим центром непосредственно личность самого о. Владимира, он является абсолютной духовной доминантой для всех его последователей. И этот «памятник нерукотворный», который воздвигли Головину (либо он сам, либо его соработники) серьезно и основательно заслоняет от его паствы не только других священников, проповедников и миссионеров современности, не только двухтысячелетний колоссальнейший духовный опыт святых отцов, но и самого Христа!

Агрессивное неофитство формируется командой Головина посредством «изучения» христианской веры исключительно через призму головинских проповедей, через слушание и принятие разного рода вульгарных и неприличных головизмов, и прочего "голословия", которое изобилует потрясающей богословской безграмотностью, откровенным незнанием догматических истин христианской веры.

Чему может научить христианский проповедник, не знающий основ христианской религии? Христос отвечает на этот вопрос: «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15: 14). Многочисленные экзальтированные поклонники о. Владимира в социальных сетях рассыпаются благодарностями «батюшке Владимиру» за то, что он «перевернул их жизнь», «возрождает Россию», «исцеляет недуги», но сам Иисус Христос в контексте сладчайших дифирамбов Головину остается в стороне или вообще не присутствует. К какому "богу" может привести священник, который фактически отрицает Божественность Иисуса Христа и приписывает Воплотившемуся Богу Слову возможность личностных греховных интенций (возможность греховного падения) ? Кстати, в своих апологиях «головинцы» редко затрагивают какие-то духовные темы, путь ко Христу и т. д., как правило «материалом» их защитительных речей является сама личность Головина, его «молитва по соглашению», его супер-проповеди, которые очень нравятся, т. е. льстят слуху (по словам Апостола Павла). Здесь, на примере «общины» прот. Головина, мы видим создание и осуществление совершенно типичного гуруистического культа. Пришли ли эти люди ко Христу? Об этом сложно судить, но одно можно утверждать с абсолютной уверенностью – эти люди пришли к Головину и для них он абсолютный духовный авторитет, властитель их дум, чаяний, желаний.

Однако в ходе описываемого скандала, опять же в интернет- пространстве, чрезвычайно много внимания уделяется непосредственно Головину, что, конечно же, служит для его деятельности скрытой рекламой. И в данном случае, полагаю важно поговорить не только и не столько о нем, сколько именно о его деятельности, проекте, самой организации. Знакомясь с проповедями о. Владимира, нетрудно сделать вывод, что человек он простой, не вполне воспитанный (и его простота, малограмотность, опрометчивость в слове не отрицается его защитниками). В то же самое время в создании рекламной программы «Православный Болгар», сайта "Мой духовный маяк", проекта «Молитва по соглашению.рф», многочисленных «благотворительных фондов» (связанных с именем Головина) чувствуется рука профессионала высшей категории. Сама «замануха» осуществляется с учетом потребительской психологии ищущих чудес людей, возможных личностных особенностей потенциальных последователей и т. п. Каждое слово в рекламе «Молитвы по соглашению» выверено в соответствии с последними достижениями в изучении психологии потребителя.

К этому стоит добавить, что рекламные ролики «Молитвы по соглашению» последователи Головина снимают не в провинциальном городке Болгар, а в центре России. Для ощущения величавости и эпохальности происходящего на экране зритель видит Кремль, Красную площадь, Собор св. Василия Блаженного, Казанский Собор и… утверждающий некую «истину» восторженный голос, который рассказывает о «соборной молитве», о ее силе и важности, и о ее родоначальнике в городе Болгар.

Кто же благословил г-на Кулишова на призыв к масштабной акции с Красной площади?

Таким образом, совершаются вполне профессиональные попытки на уровне подсознания доверчивых зрителей переместить духовный центр России – в город Болгар. Видна отчетливая задача, замкнуть сознание доверчивого потребителя на месте где, по утверждениям Головина, бродят «цунами Святого Духа». Вот оказывается где «новый духовный центр России». А вот и новый «Сергий Радонежский», батюшка с нетрадиционным богословием.

Очевидно, организаторы проекта «молитвапосоглашению» взяли на вооружение весьма эффективный психологический прием для вовлечения в свои ряды неофитов. Дело в том, что когда некий человек слышит ряд непристойностей, то в нем (естественным образом) возникает смущение, которое опять же (в силу публичности мероприятия и статуса слушающего, как зрителя, ученика) не может быть сразу обозначено (не у всех хватает силы духа остановить «статусного» кощунника у микрофона или возразить ему). И таким образом человек глотает «головизм» за «головизмом» и такая «пища» снижает критичность мышления, убирает психологические барьеры между человеком и… организацией… «Если уж мы о таких интимных вещах говорим, то все – свои».

У рок-певца Константина Кинчева (в одной из его ранних песен, которую он написал еще до принятия Крещения) есть такие слова- «Смахни сон с век, страх сдай в багаж, хлебнул – и ты уже наш». Именно такая же психологическая модель вербовки работает в организации «молитвапосоглашению», только вербуют не в панк-браство и не в партию любителей пива (где все по-честному и глашатаи не скрывают своих подлинных целей), а в псевдохристианскую организацию, которая имеет черты и признаки самой настоящей секты. Там присутствуют:

  • харизматический лидер («учитель», «гуру»), абсолютная духовная и нравственная доминанта в религиозном движении, не подвергающаяся критике и фактически обожествляемая.
  • свое учение, т. н. голословие, которое фактически является искажением подлинно христианского учения, однако выдает себя за «христианскую истину» значит и противостоит учению Церкви, т. е. является ересью.
  • своя организация (т. н. «община»), которая опять же фактически противостоит единству Православной Церкви, являя собой де-факто некую альтернативу Русской Православной Церкви Московского Патриархата со своим «духовным центром» в г. Болгар, со своими мистериальными нововведениями («духовное лечение»), со своими внутригрупповыми ценностями («молитва по соглашению») и т. д.
  • маркетинговые приемы, восторженные "свидетельства" о многочисленных исцелениях и чудесах, призванных убедить потенциального потребителя в безошибочности выбора товара,
  • особые методы вербовки, которые повторяют действия вербовщиков тоталитарных сект.
  • свой «мир», своя «цивилизация», свои «эко-поселения», наподобие красноярской «общины» Виссариона, секты «Анастасия» («Звенящие кедры России») или секты (тоже эко-поселения) «Джонстаун» в Гайане, история которой закончилась самоубийством «поселенцев» числом 914 человек.
  • утверждения об оскудении благодати в стране и Церкви,
  • резкое и агрессивное неприятие любой критики лидера.

Вряд ли священник Владимир Головин, один мог организовать и вести такой проект. Несомненно кто-то стоит за всем этим, и сам Головин лишь часть этой большой игры.

И еще… В контексте возмущений «головинцев» мы с удивлением обнаружили, что некоторые почитатели Головина полагают, что «травлю на батюшку» начали те же «силы», что и в свое время «травили» профессора А. И. Осипова. Но, профессор А. И. Осипов как раз таки полная противоположность протоиерею В. Головину. Дело в том, что Алексей Ильич в своих лекциях и публичных выступлениях неоднократно высказывался, что нашу Церковь постигла самая настоящая беда – лжестарчество, когда самозваные «старцы» буквально создают тоталитарные секты внутри Церкви, подчиняют неопытных неофитов своей абсолютной власти, влиянию и авторитету. Более того, А. И. Осипов говорит, что данное лжестарчество буквально уничтожит нашу Церковь (в смысле – Поместную Церковь, Русскую Православную). Профессор высказывает свое предположение и опасение, что данное явление (распространение лжестарчества) есть процесс, управляемый из вне, направленный на разрушение Русского Православия, а точнее на переформатирование нашей Церкви в обычную западную «христианскую» конфессию (кои каждый день возникают в мире постпротестантизма) и которые полностью идут «в ногу» с прогрессивным миром, его признанием т. н. гей-браков и прочей мерзости! А не этого ли «прогрессивизма» хотели пошедшие на поводу у богоборцев идеологи обновленчества 20-х гг. XX века Александр Введенский и Антонин Грановский?

К позиции А. И. Осипова можно добавить, что на просторах нашего государства, профессионалами, фактически создается весьма многочисленная по-неофистки безграмотная, но агрессивная религиозная структура. На сегодня это пока еще ИНТЕРНЕТ-империя, весьма масштабная и финансово-мощная. Но это пока! А ответственность за это несут все, кто находится рядом с Головиным, ободряя, прикрывая и агрессивно рекламируя его.

протоиерей Александр Новопашин

  • написать о.Александру Новопашину вы можете по этому адресу: ikc2019@mail.ru