[11.12.2017] Цель художника – служение Богу!

 

 

Интервью с заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, художественным руководителем Русского духовного театра «Глас», Н.С. Астаховым.

 

- Никита Сергеевич, здравствуйте. Нет ничего случайного в мире. Вот вы всегда подчеркиваете, что Русский духовный театр «Глас», который вы с супругой Татьяной Георгиевной Белевич создали и возглавляете, родился в 1989 году 24 апреля – в день памяти священномученика Антипы Пергамского. Но, к своему стыду, вынужден признаться, что узнал о театре лишь спустя 28 лет после этого замечательного события – от отца Александра Новопашина. Но! Это произошло в день памяти святителя Димитрия Ростовского, который, как известно, организовал духовный театр в Ростове и всячески поддерживал роль сценического искусства в религиозном и духовно-нравственном воспитании человека. То же очень символично!

- Святитель Димитрий Ростовский, вкупе со священничеством – первый на Руси деятель театра. У нас на сайте театра работает «ГЛАС-Клуб», где мы (впервые в современном театре) обращаем внимание на наши (отечственные) театральные истоки в духовном их толковании. И начали мы этот разговор именно с личности святителя Димитрия Ростовского и его театральной деятельности. И исторически прослеживаем этот путь. Приглашаем всех, кому это интересно, поучаствовать в «ГЛАС-Клубе»!

- Никита Сергеевич, когда вы с Татьяной Георгиевной пришли в Церковь? Я имею в виду – осознано и навсегда. Было ли что-то такое, необычное, особенно запоминающееся, что предшествовало этому событию?

- Я впервые оказался в церкви в 30 лет. Меня привела туда Таня Белевич, моя в ту пору будущая супруга. Именно Татьяна, притянула меня, коммуниста, в церковь. И я вдруг увидел, что там совсем другие люди – не те, что за кулисами театра. Бесплатно, с утра до вечера, чистят подсвечники. Во имя чего, почему? Увидел полное послушание – говорит священник, пойди туда, сделай то – всё делается. Доброта, внимание ко всем. Узнаю: священник раньше пел в Большом театре, потом почему-то ушёл оттуда в Церковь. Другой какой-то мир в принципе!

- 1989 год… Год создания театра. Тяжелое время во всех отношениях. И это еще СССР. Как же советская цензура вас пропустила? Или тогда уже начались какие-то послабления?

- Как ни странно, но при коммунистах театру существовать легче было, чем при нынешних демократах (я имею в виду власть предержащих)

- Я слышал, что работу театра благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II? Вы хорошо знали Святейшего?

- Да, Святейший Патриарх Алексий II благословил работу театра и кроме этого смотрел концерты, которые организовывал театр в Кремле во время проведения Международных рождественских образовательных чтений и даже делал пометки в своей записной книжке нашего театра.

- Ваш театр имеет статус «Духовный». Это слово относит нас как в область сугубо церковную, духовную, так и в область общественной нравственности и морали. Значит ли это, что репертуарный диапазон вашего театра сосредоточен преимущественно на религиозной тематике, или же, напротив, очень широкий и охватывает произведения и духовных, и светских авторов.

- Когда говорят «религиозно-православная» тематика в театре, то люди сразу думают, что значит будут Библию ставить или какие-то популярные религиозные сюжеты. Но это вовсе не так. Сюжеты могут быть абсолютно разные и авторы тоже разные. Просто в основе всего должно лежать определённое направление, я бы сказал точнее, путь. Путь к истине. А истина – это Господь наш, Иисус Христос. То есть - путь ко Христу. Этот путь он может быть в работе с разными произведениями, с разными персонажами: и с теми, которые идут к святости, и с падшими, греховными. А наша (театра) задача осознать, что это - греховность. Этим мы и отличаемся от других театров и от того же кинематографа, которые научились грех оборачивать в красивую обёртку. Такую, когда, персонажи, совершающие грех, вдруг начинают прельщать своим обаянием, внешней красотой. У нас задача изначально другая, у нас грех должен быть вскрыт, должно быть озвучено, что грех есть грех и дальнейший путь может быть только одним – через покаяние. Это и есть задача театра, который называется духовный. Но, вообще-то «все театры должны быть духовными. Так сказал нам давно, в самом начале рождения театра «ГЛАС», иеромонах Иннокентий Просвирнин. А вообще это задача не только театров, а всего искусства».

- Я узнал, что в репертуар театра входят произведения Василия Макаровича Шукшина. Вы ведь его хорошо знали? Наверное, редко какое интервью с вами обходится без вопроса об этом уникальном актере, режиссере, писателе, человеке. И вот именно как о человеке, что вы можете о нем сказать?

- У Василия Макаровича я снимался в картине «Печки-лавочки». «Печки-лавочки» мы снимали в Сростках, на родине Василия Макаровича Шукшина, на Алтае. Это было счастье — встретиться вживую с гениальным художником. Я был студентом Щепкинского, зачитывался его рассказами. А на съемках я почувствовал, как ему трудно. Ему мешали, его не то что недооценивали — над ним посмеивались. А я считаю, что это наш классик. И тогда я пообещал себе: если от меня будет зависеть постановка его работ, я это сделаю. Как только появилась такая возможность, мы сделали два спектакля: «Живы будем — не помрем!» с деревенским алтайским юмором и спектакль «Ванька, не зевай!» с его любимыми рассказами и размышлениями о современности и литературе. Шукшин перед смертью хотел издать книгу с таким названием, но не успел.

- Традиционный вопрос: расскажите, о ваших творческих планах. Есть ли такое произведение, которое вы мечтаете поставить сцене?

- Сейчас идут репетиции по выпуску детского спектакля «Русалочка» Г.Х. Андерсена. А для взрослой аудитории : «Русский крест» («Царский крест») - к столетию зверского убийства Царской семьи - 17 июля 1918 года.

- Несколько лет назад серьезно обсуждался вопрос о том, существует ли православное кино. Однажды отец Александр Новопашин задал этот вопрос кинорежиссеру Евгению Ивановичу Ташков, и тот ответил, что высоконравственное кино это и есть православное кино. Можно ли то же самое сказать о театре, репертуар которого состоит из классических произведений, раскрывающих истинные духовные ценности?

- Смысл работы в театре, я считаю, и есть высоконравственное служение в искусстве. Св. Иоанн Богослов говорил, что цель художника – служение Богу! Путь к Богу бывает совершенно различным и совершенно у всех. Даже возьмите апостолов. Апостол Павел, он же Савл, как язычник участвовал в гонениях первых христиан, и он пришёл к Богу. Апостол Пётр, Камень, предал Христа, но раскаялся, вернулся к Богу, его распяли вниз головой. Иоанн – любимый ученик, с Богом даже возле креста… Вершины духовности у всех людей разные. Как и у нас грешных артистов. Кто-то пришёл к Богу так, его младенцем крестили, а потом он монашествующим стал; я пришёл к Богу где-то в районе 30 лет, прошёл через комсомол, партию и пришёл; кто-то в 50, 60 лет ( в театре были и такие случаи) боится креститься, а потом вдруг говорит: Слава Богу! У всех совершенно разный этот путь, и сила этого пути: и воцерковление, и это вот набирание духовности в себе, у всех это разное. И еще неизвестно кто как окончит? Может быть, сегодня - самые-самые верующие, а вдруг начнутся испытания, и первыми откажутся. Это - многообразие из многообразий.

- Мой наставник, протоиерей Александр Новопашин долгое время являлся духовником открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок», и я считал, что это какое-то уникальное явление. Однако и ваш театр имеет своего духовника. Кто он? Расскажите о нем?

- Наш батюшка, протоиерей Георгий Докукин. Отец Георгий – уникальный священник. Преданный служитель православной церкви, отец Георгий столь же преданно любит театр. Не просто в качестве зрителя, а как популяризатор и даже организатор театрального искусства. Его идейный вдохновитель. Не столь часто можно видеть священника и настоящего театрала в одном лице.

Серьезный интерес к театру не мог не вылиться для отца Георгия в тесное сотрудничество с руководителями Русского духовного театра «Глас», которое выразилось в факте создания в 1989 году «Гласа», первого в стране православного театра. Можно сказать, что особую роль в создании, становлении и развитии театра «Глас» сыграл человек не просто близкий, а родной для театра, благословивший его в самом начале пути. Отец Георгий Докукин с нами именно с той поры, когда родилась эта мысль – донести тексты Евангелия до зрителя. Сотрудничество переросло в крепкую дружбу со всем коллективом театра. Вот уже почти 30 лет отец Георгий является духовным наставником нашего театра. К нему идут за благословением и советом работники театра в радостную и горькую минуту жизни. В храме Живоначальной Троицы в Серебренниках в Москве, где служит наш батюшка, театральные сотрудники бывают очень часто. Они исповедаются и причащаются. И всегда рядом духовный наставник Георгий Докукин. А в театре отец Георгий часто выходит на сцену после окончания представления, когда смолкают овации зала. Эмоциональное восприятие спектакля дополняется и закрепляется пастырским словом отца Георгия, обращенным к разуму и душе зрителя. Он объясняет зрителям важность той или иной постановки с точки зрения духовной, православной: это относится ко всем без исключения спектаклям, даже к таким, в которых нет явной религиозной составляющей.

Все пьесы, идущие на сцене «Гласа», были одобрены к постановке батюшкой, получили его благословение. Некоторые названия из большого репертуарного списка были предложены руководству театра самим отцом Георгием.

Отец Георгий хорошо владеет и словом печатным. Часто его размышления и интервью можно увидеть и прочитать в СМИ и на сайте театра «Глас».

- В вашем альбоме я видел фотографию, под которой подписано: коллектив театра на Божественной Литургии. Неужели все сотрудники театра православные христиане? В это непросто поверить.

- Да, это все! И, да, что в это трудно поверить!

- Прихожанами какого храма вы с супругой являетесь? Расскажите немного о нем?

- Многих. Но чаще мы исповедуемся у отца Георгия в храме Живоначальной Троицы в Серебренниках (настоятель храма отец Геннадий, тоже помощник и друг театра).

- У вас есть богословское образование? Оно помогает вам в работе?

- Домашнее образование. Церковное и православное. Беседы с верующими людьми. Изучение Священного писания.

- Никита Сергеевич, вы являетесь кавалером православных орденов. Православным орденом награждена и ваша супруга. Это правда, что церковными орденами и медалями награждены также и многие сотрудники театра?

- Правда. Но не надо забывать, что на духовного человека критика действует благотворнее, чем похвала.

- Власть говорит о духовности, нравственности, и, казалось бы, всячески поддерживает Русскую Православную Церковь, однако речь об этом ведет так… ВООБЩЕ. А частности не замечет. И пример тому – ваш театр. Это правда, что вас выселяют? Куда? Чем это может обернуться для театра? За вас хоть кто-нибудь заступается? Что вы собираетесь делать «со всем этим»?

- Если коротко и без слёз: Мы на улице! По слову апостола Павла: у нас нет ничего, но мы имеем всё!

- Никита Сергеевич, с каким чувством вы смотрите в будущее? С чувством оптимизма? пессимизма?

- Как светский человек, с чувством, с чувством пессимизма. Как верующий, конечно, с оптимизмом.

кор. Дмитрий Кокоулин