Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Благотворительный фонд по спасению детей от абортов
  • Телефон доверия
  • Образование
  • Школа духовной безопасности
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Цель художника – служение Богу!

    [11.12.2017] Цель художника – служение Богу!

             

     

     

    Интервью с заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, художественным руководителем Русского духовного театра «Глас», Н.С. Астаховым.

     

    - Никита Сергеевич, здравствуйте. Нет ничего случайного в мире. Вот вы всегда подчеркиваете, что Русский духовный театр «Глас», который вы с супругой Татьяной Георгиевной Белевич создали и возглавляете, родился в 1989 году 24 апреля – в день памяти священномученика Антипы Пергамского. Но, к своему стыду, вынужден признаться, что узнал о театре лишь спустя 28 лет после этого замечательного события – от отца Александра Новопашина. Но! Это произошло в день памяти святителя Димитрия Ростовского, который, как известно, организовал духовный театр в Ростове и всячески поддерживал роль сценического искусства в религиозном и духовно-нравственном воспитании человека. То же очень символично!

    - Святитель Димитрий Ростовский, вкупе со священничеством – первый на Руси деятель театра. У нас на сайте театра работает «ГЛАС-Клуб», где мы (впервые в современном театре) обращаем внимание на наши (отечственные) театральные истоки в духовном их толковании. И начали мы этот разговор именно с личности святителя Димитрия Ростовского и его театральной деятельности. И исторически прослеживаем этот путь. Приглашаем всех, кому это интересно, поучаствовать в «ГЛАС-Клубе»!

    - Никита Сергеевич, когда вы с Татьяной Георгиевной пришли в Церковь? Я имею в виду – осознано и навсегда. Было ли что-то такое, необычное, особенно запоминающееся, что предшествовало этому событию?

    - Я впервые оказался в церкви в 30 лет. Меня привела туда Таня Белевич, моя в ту пору будущая супруга. Именно Татьяна, притянула меня, коммуниста, в церковь. И я вдруг увидел, что там совсем другие люди – не те, что за кулисами театра. Бесплатно, с утра до вечера, чистят подсвечники. Во имя чего, почему? Увидел полное послушание – говорит священник, пойди туда, сделай то – всё делается. Доброта, внимание ко всем. Узнаю: священник раньше пел в Большом театре, потом почему-то ушёл оттуда в Церковь. Другой какой-то мир в принципе!

    - 1989 год… Год создания театра. Тяжелое время во всех отношениях. И это еще СССР. Как же советская цензура вас пропустила? Или тогда уже начались какие-то послабления?

    - Как ни странно, но при коммунистах театру существовать легче было, чем при нынешних демократах (я имею в виду власть предержащих)

    - Я слышал, что работу театра благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II? Вы хорошо знали Святейшего?

    - Да, Святейший Патриарх Алексий II благословил работу театра и кроме этого смотрел концерты, которые организовывал театр в Кремле во время проведения Международных рождественских образовательных чтений и даже делал пометки в своей записной книжке нашего театра.

    - Ваш театр имеет статус «Духовный». Это слово относит нас как в область сугубо церковную, духовную, так и в область общественной нравственности и морали. Значит ли это, что репертуарный диапазон вашего театра сосредоточен преимущественно на религиозной тематике, или же, напротив, очень широкий и охватывает произведения и духовных, и светских авторов.

    - Когда говорят «религиозно-православная» тематика в театре, то люди сразу думают, что значит будут Библию ставить или какие-то популярные религиозные сюжеты. Но это вовсе не так. Сюжеты могут быть абсолютно разные и авторы тоже разные. Просто в основе всего должно лежать определённое направление, я бы сказал точнее, путь. Путь к истине. А истина – это Господь наш, Иисус Христос. То есть - путь ко Христу. Этот путь он может быть в работе с разными произведениями, с разными персонажами: и с теми, которые идут к святости, и с падшими, греховными. А наша (театра) задача осознать, что это - греховность. Этим мы и отличаемся от других театров и от того же кинематографа, которые научились грех оборачивать в красивую обёртку. Такую, когда, персонажи, совершающие грех, вдруг начинают прельщать своим обаянием, внешней красотой. У нас задача изначально другая, у нас грех должен быть вскрыт, должно быть озвучено, что грех есть грех и дальнейший путь может быть только одним – через покаяние. Это и есть задача театра, который называется духовный. Но, вообще-то «все театры должны быть духовными. Так сказал нам давно, в самом начале рождения театра «ГЛАС», иеромонах Иннокентий Просвирнин. А вообще это задача не только театров, а всего искусства».

    - Я узнал, что в репертуар театра входят произведения Василия Макаровича Шукшина. Вы ведь его хорошо знали? Наверное, редко какое интервью с вами обходится без вопроса об этом уникальном актере, режиссере, писателе, человеке. И вот именно как о человеке, что вы можете о нем сказать?

    - У Василия Макаровича я снимался в картине «Печки-лавочки». «Печки-лавочки» мы снимали в Сростках, на родине Василия Макаровича Шукшина, на Алтае. Это было счастье — встретиться вживую с гениальным художником. Я был студентом Щепкинского, зачитывался его рассказами. А на съемках я почувствовал, как ему трудно. Ему мешали, его не то что недооценивали — над ним посмеивались. А я считаю, что это наш классик. И тогда я пообещал себе: если от меня будет зависеть постановка его работ, я это сделаю. Как только появилась такая возможность, мы сделали два спектакля: «Живы будем — не помрем!» с деревенским алтайским юмором и спектакль «Ванька, не зевай!» с его любимыми рассказами и размышлениями о современности и литературе. Шукшин перед смертью хотел издать книгу с таким названием, но не успел.

    - Традиционный вопрос: расскажите, о ваших творческих планах. Есть ли такое произведение, которое вы мечтаете поставить сцене?

    - Сейчас идут репетиции по выпуску детского спектакля «Русалочка» Г.Х. Андерсена. А для взрослой аудитории : «Русский крест» («Царский крест») - к столетию зверского убийства Царской семьи - 17 июля 1918 года.

    - Несколько лет назад серьезно обсуждался вопрос о том, существует ли православное кино. Однажды отец Александр Новопашин задал этот вопрос кинорежиссеру Евгению Ивановичу Ташков, и тот ответил, что высоконравственное кино это и есть православное кино. Можно ли то же самое сказать о театре, репертуар которого состоит из классических произведений, раскрывающих истинные духовные ценности?

    - Смысл работы в театре, я считаю, и есть высоконравственное служение в искусстве. Св. Иоанн Богослов говорил, что цель художника – служение Богу! Путь к Богу бывает совершенно различным и совершенно у всех. Даже возьмите апостолов. Апостол Павел, он же Савл, как язычник участвовал в гонениях первых христиан, и он пришёл к Богу. Апостол Пётр, Камень, предал Христа, но раскаялся, вернулся к Богу, его распяли вниз головой. Иоанн – любимый ученик, с Богом даже возле креста… Вершины духовности у всех людей разные. Как и у нас грешных артистов. Кто-то пришёл к Богу так, его младенцем крестили, а потом он монашествующим стал; я пришёл к Богу где-то в районе 30 лет, прошёл через комсомол, партию и пришёл; кто-то в 50, 60 лет ( в театре были и такие случаи) боится креститься, а потом вдруг говорит: Слава Богу! У всех совершенно разный этот путь, и сила этого пути: и воцерковление, и это вот набирание духовности в себе, у всех это разное. И еще неизвестно кто как окончит? Может быть, сегодня - самые-самые верующие, а вдруг начнутся испытания, и первыми откажутся. Это - многообразие из многообразий.

    - Мой наставник, протоиерей Александр Новопашин долгое время являлся духовником открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок», и я считал, что это какое-то уникальное явление. Однако и ваш театр имеет своего духовника. Кто он? Расскажите о нем?

    - Наш батюшка, протоиерей Георгий Докукин. Отец Георгий – уникальный священник. Преданный служитель православной церкви, отец Георгий столь же преданно любит театр. Не просто в качестве зрителя, а как популяризатор и даже организатор театрального искусства. Его идейный вдохновитель. Не столь часто можно видеть священника и настоящего театрала в одном лице.

    Серьезный интерес к театру не мог не вылиться для отца Георгия в тесное сотрудничество с руководителями Русского духовного театра «Глас», которое выразилось в факте создания в 1989 году «Гласа», первого в стране православного театра. Можно сказать, что особую роль в создании, становлении и развитии театра «Глас» сыграл человек не просто близкий, а родной для театра, благословивший его в самом начале пути. Отец Георгий Докукин с нами именно с той поры, когда родилась эта мысль – донести тексты Евангелия до зрителя. Сотрудничество переросло в крепкую дружбу со всем коллективом театра. Вот уже почти 30 лет отец Георгий является духовным наставником нашего театра. К нему идут за благословением и советом работники театра в радостную и горькую минуту жизни. В храме Живоначальной Троицы в Серебренниках в Москве, где служит наш батюшка, театральные сотрудники бывают очень часто. Они исповедаются и причащаются. И всегда рядом духовный наставник Георгий Докукин. А в театре отец Георгий часто выходит на сцену после окончания представления, когда смолкают овации зала. Эмоциональное восприятие спектакля дополняется и закрепляется пастырским словом отца Георгия, обращенным к разуму и душе зрителя. Он объясняет зрителям важность той или иной постановки с точки зрения духовной, православной: это относится ко всем без исключения спектаклям, даже к таким, в которых нет явной религиозной составляющей.

    Все пьесы, идущие на сцене «Гласа», были одобрены к постановке батюшкой, получили его благословение. Некоторые названия из большого репертуарного списка были предложены руководству театра самим отцом Георгием.

    Отец Георгий хорошо владеет и словом печатным. Часто его размышления и интервью можно увидеть и прочитать в СМИ и на сайте театра «Глас».

    - В вашем альбоме я видел фотографию, под которой подписано: коллектив театра на Божественной Литургии. Неужели все сотрудники театра православные христиане? В это непросто поверить.

    - Да, это все! И, да, что в это трудно поверить!

    - Прихожанами какого храма вы с супругой являетесь? Расскажите немного о нем?

    - Многих. Но чаще мы исповедуемся у отца Георгия в храме Живоначальной Троицы в Серебренниках (настоятель храма отец Геннадий, тоже помощник и друг театра).

    - У вас есть богословское образование? Оно помогает вам в работе?

    - Домашнее образование. Церковное и православное. Беседы с верующими людьми. Изучение Священного писания.

    - Никита Сергеевич, вы являетесь кавалером православных орденов. Православным орденом награждена и ваша супруга. Это правда, что церковными орденами и медалями награждены также и многие сотрудники театра?

    - Правда. Но не надо забывать, что на духовного человека критика действует благотворнее, чем похвала.

    - Власть говорит о духовности, нравственности, и, казалось бы, всячески поддерживает Русскую Православную Церковь, однако речь об этом ведет так… ВООБЩЕ. А частности не замечет. И пример тому – ваш театр. Это правда, что вас выселяют? Куда? Чем это может обернуться для театра? За вас хоть кто-нибудь заступается? Что вы собираетесь делать «со всем этим»?

    - Если коротко и без слёз: Мы на улице! По слову апостола Павла: у нас нет ничего, но мы имеем всё!

    - Никита Сергеевич, с каким чувством вы смотрите в будущее? С чувством оптимизма? пессимизма?

    - Как светский человек, с чувством, с чувством пессимизма. Как верующий, конечно, с оптимизмом.

    кор. Дмитрий Кокоулин

    Календарь

    Последние новости
    20.05.2018 Святыни Рима
    19.05.2018 Странный адвокат Владимира Головина
    19.05.2018 Освящены крест и купол в навершие храма во имя cвятого страстотерпца Царя Николая II
    18.05.2018 Сексуальным просвещением калужских подростков занялись сектанты?
    18.05.2018 Представители Новосибирской Епархии получили награды в честь 125-летия Новосибирска
    17.05.2018 Вознесение Господне
    17.05.2018 Продолжаем разбор лжеучений священника Головина
    16.05.2018 VIII Детский фестиваль звонарей Сибири

    Фильм МЕНЯ ЭТО НЕ КАСАЕТСЯ кинокомпании АКРОСТИХЪ

    Епархиальный реабилитационный центр во имя св. прп. Серафима Саровского

    Новосибирское отделение Общества православных врачей России