[03.02.2010] Новосибирцы приняли участие в XVIII Международных Рождественских Чтениях (с фоторепортажем)

С 24 по 29 января 2010 года в Москве проходили Восемнадцатые Международные Рождественские образовательные чтения. По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Новосибирского и Бердского, от Новосибирской епархии в столицу отправилась делегация, в состав которой вошли члены Александро-Невского братства во главе с его руководителем протоиереем Александром Новопашиным.


Работа на Рождественских Чтениях начинается с молитвы

Не смотря на то, что тема Чтений каждый год меняется, суть их заключается в одном – найти оптимальные пути взаимодействия Церкви и государственной системы образования. Образование в светском понимании этого слова есть воспитание и обучение наукам, которые в последствие могут пригодиться человеку в его деятельности. Под образованием, в церковном смысле, понимают восстановление в падшем, грешном человеке образа Божия. Воссоединение двух этих образовательных процессов в единый процесс позволит воспитать цельного, рассудительного, целомудренного человека.

Вот как об этом сказал Святейший Патриарх Кирилл: «С уважением относясь к науке, к просвещению, активно содействуя процветанию научного и школьного знания в нашей стране, Церковь одновременно призывает людей не только вооружаться знаниями, но и возрастать в вере, потому что только знание, сопряженное с верой, только знание, сопряженное с развитым нравственным чувством, способно послужить благу и пользе человека».

За день до открытия Рождественских Чтений, в неделю мытаря и фарисея, 24 января, члены Александро-Невского братства, по уже сложившейся традиции пришли помолиться в храм Святой Живоначальной Троицы в Хохлах, в котором настоятельствует известный московский священник Алексий Уминский.

После чтения Евангелия протоиерей Александр Новопашин произнес с амвона проповедь, в которой призвал всех просить Бога, научить их мытаревой молитве. Истинная молитва, говорил священник, это СМИРЕННАЯ жертва Богу. Такая молитва была у мытаря. Образованный же фарисей, благодаривший Бога за то, что он Ему «свой», на самом деле приносил молитвенную жертву своему тщеславию в горделивом сознании собственного превосходства над другими. Таким образом, тот, кто совершенно уверенно полагал себя своим в доме Божием, оказался чужаком. А тот, кто считал себя чужим, недостойным преступить порог этого дома, стал своим, ибо его «сердце сокрушенно» не дало ему утонуть в бездне отчаяния, и по приговору нелицеприятного Судьи всех, он «пошел оправданным в дом свой более, нежели тот».

После службы и по окончании праздничной трапезы, в которой по воскресным дням традиционно принимают участие все желающие прихожане храма, отцом Алексиим было продолжено присутствующим подробно обсудить тему мытаря и фарисея. Живое обсуждение продолжалось не менее получаса. «Нам нужно увидеть в себе фарисея и стать в духовном смысле мытарем», - подвел итог духовной беседе настоятель храма священник Алексий Уминский.


Открытие Рождественских Чтений

На следующий день, 25 января, православные христиане собрались в Государственном Кремлевском Дворце, где состоялось торжественное открытие XVIII Международных Рождественских Чтений. Церемонию открытия возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Обращаясь с Первосвятительским словом к делегатам Чтений, «соработникам на ниве духовного просвещения», Предстоятель Русской Церкви сообщил, что с 2010 года начнется преподавание в средних образовательных учебных заведениях России Основ духовной культуры и светской этики. По его словам, это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. «Тем самым, - заявил Святейший Патриарх, - закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности».

Массовая культура приучает человека поклоняться всякому новшеству, презрительно отвергая все то, что было новым и важным вчера, пояснил Святейший Владыка. Он сказал, что то, что еще недавно было весьма значимым, то, что воспринималось с почтением и благоговением, ради чего готовы были умереть, сегодня становится малозначительным и неважным. В эпоху массового потребления значение исторической памяти обесценивается, ее пути с нашей индивидуальной памятью, с памятью нашего сердца все более расходятся. Знания о прошлом, не согретые личным отношением, становятся информационным шумом.

«Развивая память, мы укрепляем совесть», - сказал Святейший Патриарх

В то же время, по словам Святейшего Владыки, до сих пор не умолкает критика со стороны сторонников агрессивного секуляризма по поводу преподавания «Основ православной культуры». И при этом практически отсутствует критика в адрес преподавания светской этики. Многие, не вполне осознавая значение термина «светская этика», склонны полагать, что речь идет о правилах приличия. «Наши сограждане, - сказал Святейший Владыка, - должны знать, что светская этика — это нерелигиозная, то есть атеистическая мораль». Его Святейшество считает, что в данном случае мы имеем дело с попыткой идеологизировать школьное образование под прикрытием борьбы за светский характер школы, навязать учащимся материалистическое мировоззрение.

«Совершенно очевидно, что в нашем обществе имеются нерелигиозные люди и у них есть право на воспитание своих детей в соответствии с собственными убеждениями. Но этот факт не должен препятствовать верующим родителям делать выбор на основе своих религиозных предпочтений. Следует прямо сказать, что значение президентской инициативы состоит как раз в том, что она удовлетворяет все присутствующие в обществе запросы, предполагая уважение к свободе выбора каждого человека», - сказал Святейший Патриарх. Он подчеркнул, что сегодня существуют влиятельные силы, движимые идеологическими, коммерческими и политическими интересами, которым не по душе видеть нашу молодежь опамятовавшейся.

После выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси были оглашены приветствия участникам Рождественских Чтений главы президентской администрации, а также председателя правительства РФ В.В. Путина.

Следом выступил министр образования Андрей Фурсенко. Его доклад, по мнению многих делегатов, диаметрально противоположно отличался от всех предыдущих его выступлений на Рождественских чтениях. Если раньше Фурсенко активно противился введению предмета Основы православной культуры, то сегодня министр образования, возможно, из конъюнктурных соображений, изменил свою точку зрения или, по крайней мере, сделал вид, что изменил. «Логика нового курса в том, что семьи могут выбрать, что будут изучать их дети в школе, основы одной из религиозных культур или базовые понятия светской этики. Это может стать мощным фактором сплочения общества», - сказал министр образования. Однако при этом он все-таки не преминул добавить, что «разделение классов на группы очень рискованные ход».

А вот выступление градоначальника Москвы Юрия Лужкова было, как всегда, горячим и открытым. Его приветственное слово очень тепло приняли православные христиане, которые в знак одобрения даже неоднократно прерывали его речь аплодисментами.

«Наша страна, - говорил мэр столицы, - вступила в период модернизации, а это значит, что базовые сферы жизни должны получить должное развитие. Под базовыми сферами обычно понимают политику, экономику, производство, финансы, управление, науку, армию, гражданское общество. Но мы должны твердо усвоить, что если ограничиться только этими институтами, никакой модернизации не произойдет. Базис всех положительных изменений лежит в образовании и духовно-нравственном совершенствовании. Необразованные безнравственные люди не могут наладить собственную жизнь, что уж говорить о жизни всего общества, о жизни всей страны».

Столичный мэр отметил, что засилье массовой культуры в самых пошлых ее проявлениях вызывает уже не просто тревогу, а праведный гражданский гнев. «Мы не можем равнодушно взирать на богохульство, которое преподносится под видом творчества и насаждается под прикрытием либеральных принципов свободы слова, мы полагаем недопустимым деятельность разрушительных для психики сект, совершенно не приемлем пропаганду так называемой однополой любви! «Конфессиональные институты вместе со светскими властями в некоторых странах благословляют однополые браки, в школах с первого года обучения внедряются пособия сексуального плана и даже печатаются учебники с отвратительными «обучающими» картинками, один взгляд на которые оскорбляет чувства взрослого человека. На чистое детское сознание такие вещи действую как смертельный яд!» Юрий Лужков сообщил, что в течение нескольких лет на Москву осуществляется беспрецедентное давление с целью заставить правительство столицы дать согласие на проведение в городе гей-парада. «Мы такого парада, который кроме как сатанинским и назвать нельзя, не допустили и не допустим впредь», - пообещал Юрий Лужков.

Он также сообщил, что все силы нужно направлять на подъем и развитие подлинной культуры с глубокими народными корнями. «В наших силах создать такую образовательную среду, которая сможет противостоять агрессивному информационному давлению на российскую молодежь», - заключил московский градоначальник.


О ювенальной юстиции

В последующие дни работа в рамках Рождественских чтений велась по семи основным направлениям. По всей Москве прошли десятки секций, конференций, круглых столов. В частности, в Московском государственном университете состоялась секция на тему «Ювенальная юстиция: теория и практика» под председательством епископа Павлово-Посадского Кирилла. Кураторами секции были директор Института демографической безопасности, детский психолог Ирина Медведева и детский педагог, психолог, эксперт Фонда социально-психической помощи семье и ребенку Татьяна Шишова.

Сторонники ювенальной юстиции (действующей во многих зарубежных странах, в том числе Германии, Франции, США, Канаде и т.д.) ратуют за ее скорейшей внедрение в российское законодательство, поскольку считают, что реформа позволит защитить детей от произвола взрослых, снизить рост детской и подростковой преступности и воспитать ребенка в духе «нового времени». В частности, с этой целью предлагается ввести в школах службу омбудсменов, призванную строго отслеживать каждый шаг учащегося, чтобы знать про него все и в случае необходимости своевременно помочь школьнику, если у него появляются проблемы в семье с родителями, либо в школе с учениками или педагогами. При этом каждому ученику предлагается активно сотрудничать со службой, вплоть до того, чтобы сообщать о своих неприятностях (обидчиках) школьному омбудсмену с целью скорейшего разрешения вопроса.

Однако их оппоненты, среди которых много педагогов, врачей, психологов, социологов, юристов полагают, что внедрение чуждой нам системы приведет к разрушению семьи. Более того, они уверены, что именно для этого она и внедряется. Новая система откроет двери в каждую семью, она позволит знать все о каждом члене семьи и не даст родителям (и педагогам) воспитывать детей так, как они считают нужным. По сути, у них окажутся связанными руки, в то время как сами представители ювенальной юстиции («ювеналы») смогут беспрепятственно вмешиваться в воспитание детей и осуществлять все, что им вздумается.

Есть серьезные опасения полагать, что ювенальная юстиция серьезно ударит по патриархальным устоям в семье. Если родителям вздумается не пускать ребенка на уроки по сексуальному просвещению, которые уже проводятся в некоторых школах, то у омбудсменов появляется возможность обвинить их в том, что они нарушают права ребенка и развязать против этих родителей судебную тяжбу. В то же время детям предлагается информировать омбудсменов обо всем, что происходит у них в доме, не ставя об этом в известность самих родителей. По сути это является доносительством, которое омбудсменами поощряется.

«Я только начинаю знакомиться с этой проблемой, но уже совершенно ясно, что это не какой-то исторический вопрос, с которым можно повременить, - сказал владыка Кирилл. - Он напрямую касается нас и наших детей, будущего нашей страны»

По словам владыки, ювенальная юстиция по своей подлинной, а не декларируемой сути, способна нанести сильный удар по всему нашему социальному укладу. «Этот процесс, - сказал владыка, - несомненно деструктивный, ибо он низвергает родительский авторитет, беспощадно уничтожает традиционную семью. А чиновники ювенальной юстиции получают возможность абсолютно безнаказанно манипулировать сознанием детей».

Владыка Кирилл говорил о том, что проблему следует решать не путем бездумного копирования не очень удачного опыта других стран. Для решения социальных проблем следует подумать о собственных возможностях, тем более что они немалые. Главное, заставить работать уже имеющиеся механизмы. Это будет вернее, чем вкладывать огромные средства в создание в стране новой системы, которая совершенно не приспособлена ни к нашей культурно-нравственной среде, ни к семейному укладу.

О том же самом говорили и все участники секции – психологи, юристы, педагоги. В работе секции принял участие и протоиерей Александр Новопашин. «Я не собирался здесь выступать, но и не мог оставаться равнодушным и поэтому, когда меня попросили высказать свое мнение, я сказал все, что думаю по этому поводу», - сказал позже священник.

Протоиерей Александр Новопашин известен в стране как один из непримиримых оппонентов ювенальной юстиции, показывающий своими громкими выступлениями и яркими печатными публикациями деструктивную, антихристианскую сущность предлагаемой либералами новой структуры, направленной на уничтожение российской семьи и развал общества.

Интересно, что одновременно эта же тема была поднята на журналистской секции "Церковь в информационном пространстве", проходившей в то же самое время в МГИМО. Ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин неожиданно призвал журналистов не поддаваться тому психозу, той истерии, которую искусственно раздувают некоторые активные деятели православной общественности с целью манипулировать невежественными людьми. Как оказалось, речь он вел о ювенальной юстиции, а под «деятелями», видимо, следует понимать Ирину Медведеву и Татьяну Шишову. Сергей Чапнин предложил журналистам не идти на поводу у тех, кто «завязывает узел ювенальной юстиции», а встретиться, к примеру с человеком, который как раз наоборот заинтересован в продвижении ювенальной юстиции - Олегом Зыковым. Тот самый Зыков, который в свое время при поддержке Агентства Международного Развития США и PSI осуществил Программу Партнерства с Lower East Side Harm Reduction Center. Ее результатом стал проект «снижения вреда» «Ясень» (раздача наркозависимым чистых шприцов и синтетических опиатов, то есть фактическая легализация потребления наркотических средств). Впрочем, Чапнин признал, что «все новое всегда несет и новые проблемы», а «хорошее получается редко и не сразу», «но стоит ли тотально воевать против ювенальной юстиции»?


Информационное пространство Церкви

Сергея Чапнина поддержали некоторые журналисты. Однако руководитель Пресс-службы Патриарха протоиерей Владимир Вигилянский, напротив, заметил, что вовсе не уверен, что та же Ирина Медведева, уважаемый, умный, интеллигентный человек, может кем-то манипулировать. А председатель православного братства «Радонеж» Евгений Никифоров в своем очень эмоциональном выступлении и вовсе заявил: «За этим (ювенальной юстицией) стоит уничтожение семьи!» «О какой защите прав детей может идти речь, если у нас права семьи не защищены!», - возмущался он. По словам Никифорова, в нашей стране вполне достаточно правовых инструментов, чтобы не принимать ювенальную юстицию, тем более в том виде, в каком ее нам предлагают. При этом он добавил, что народу и нужно «биться в истерике» по поводу насаждаемой в России ювенальной юстиции, а вот «наша с вами задача, - обратился Евгений Константинович к журналистам, - членораздельно и грамотно сформулировать опасения испуганных родителей и толково отвечать на все их вопросы».

Так получилось, что в общем и целом журналистская секция была посвящена теме «Информационного пространства Церкви в информационном пространстве России» в различных ее вариациях. Тему задал председатель клуба православных журналистов Александр Щипков. Александр Владимирович выступал жестко, говорил о том, что в российском информационном поле не осталось места целомудрию. «Его просто вытравили», - заявил он. Досталось и прессе, и телевидению, "зарабатывающим на пропаганде порока". При этом он сказал, что телевидение – это не какой-то абстрактный монстр. Это – люди. «Загляните в Останкино, - предложил журналист, – и вы увидите, что в воздухе там весят густой табачный дым и отборный мат. Я два года служил в самых неблагополучных частях Туркестанского военного округа, пятнадцать лет работал на заводе, но такого изощренного мата как в Останкино, никогда не слышал». По его словам, телевизионные девочки матерятся круче любого прапорщика.

Матерщина, по словам Щипкова, это не просто знак нынешнего информационного пространства, это его суть, его антихристианская душа. Не зря же всю ненормативную лексику Церковь называет хулой на Божию Матерь, напомнил собранию Александр Щипков.

Нельзя было также не согласиться с утверждением, что информация сегодня превращена в бизнес. Она уже не выполняет своей основной функции, которая заключается в том, чтобы консолидировать общество. Напротив, она становится все более деструктивной и не соответствует общепринятым нормам морали.

Выступивший после Щипкова протоиерей Владимир Вигилянский был настроен более оптимистично. Священник считает, что за последнее время все-таки произошел существенный сдвиг. Он напомнил о тяжелых 90-х годах, когда голоса Церкви никто не слышал, да и не хотел слышать, а обо всем церковном писалось и говорилось в издевательском тоне.

В то же время он признал, что и сегодня делается недостаточно для того, чтобы гармонично заполнить информационное пространство церковной информацией. Православным просто не хватает сил! В РФ всего 15 тысяч священников, в Москве – одна тысяч, и все абсолютно перезагружены. «Поэтому на вопрос одного правозащитника, почему о том, что делают они - правозащитники, знают все, а о том, что делает Церковь – очень немногие, и на его предложение тесно сотрудничать, чтобы общество было более информировано о церковной деятельности, я ответил не совсем корректно, что у нас просто нет времени с ними встречаться!» - посетовал руководитель Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси священник Владимир Вигилянский.

Впрочем, по словам о. Владимира, в светских СМИ сейчас работает много если и не православных христиан, то людей с религиозным сознанием. Это мощная потенциальная сила, которую нужно использовать. За счет этого можно будет значительно усилить информационное поле Церкви, считает священник.

«Конечно, не все так плохо! – вновь высказал свое мнение Евгений Никифоров, являющийся еще и главным редактором газеты «Радонеж», и президентом одноименного Фестиваля православных теле- и радиопрограмм. – У нас столько замечательных, умных, талантливых православных людей. Церковь жива, уверяю вас! А работы православных журналистов, режиссеров-документалистов отвечает высочайшим образцам современной журналистики!»

На секции также было высказано предложение для завоевания современного медийного пространства изменить язык, на котором православные журналисты общаются с невоцерковленной читательской или зрительской аудиториями. Кода-то с этой целью о религии говорили языком политики, потому что в то время (90-е годы) только этот язык народ и понимал. Сегодня, по мнению журналистов, следует начать писать и говорить понятным для всех языком абсолютно на все темы, которые сегодня интересуют общество (политика, наука, бизнес, общество, искусство, спорт и прочее) анализируя и представляя их исключительно с точки зрения христианской морали.

 


Маросейка, 12

28 января в главном корпусе Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков на Маросейке, 12 прошла конференция «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокурения». Интерес к конференции был настолько высокий, а количество желающих послушать докладчиков настолько велико, что конференция, начавшаяся в одном зале, из-за большого скопления людей в проходах была вскоре перенесена в другой, более просторный.

К делегатам Чтений обратился председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России Виктор Иванов. В своем выступлении Виктор Петрович говорил о необходимости консолидации усилий государства, общества и Церкви в решении проблемы героиновой наркомании, доминирующей в нашем обществе. «Есть все основания утверждать, что афганский героин стал национальной проблемой российского общества», - заявил Виктор Петрович. Он сообщил, что весь употребляемый в нашей стране героин поступает исключительно из Афганистана, который в последние восемь лет, с момента начала в 2001 году операции США "Несокрушимая свобода", стал абсолютным лидером в мире по производству героина. Сегодня здесь производится в 2 раза больше героина, чем 10 лет назад производил весь мир. Виктор Иванов отметил, что фактическое количество наркозависимых в России за последние двадцать лет выросло в двадцать раз, достигнув порядка двух с половиной миллионов человек, причем 90 процентов наркозависимых, то есть абсолютное большинство, составляют героиновые наркоманы. В результате страна ежегодно теряет от героина 30-40 тысяч молодых людей.

Глава наркоконтроля наметил несколько возможных направлений совместной работы государства и Церкви в рамках Стратегии государственной антинаркотической политики. Виктор Петрович считает необходимым поддержать инициативу Председателя Совета Федерации по созданию Общественного совета на телевидении, в состав которого целесообразно включить представителей Государственного Антинаркотического Комитета и РПЦ. Он также выразил уверенность, что наркополицейским следует еще теснее работать с Русской Православной Церковью и создавать управленческие механизмы по обеспечению эффективного церковно-государственного сотрудничества.

«У государства и общества с Церковью сегодня одна большая общая задача - строить и удерживать справедливый миропорядок и, тем самым, преобразовывать и спасать мир. Поэтому мы работали и будем работать вместе», - заключил Виктор Иванов.


Православная реабилитация

Затем за содействие органам наркоконтроля Виктор Иванов наградил несколько делегатов. Почетная Грамота ФСКН России в торжественной обстановке была вручена члену рабочей группы общественного совета ФСНК России, директору Новосибирского отделения МОО «Центр религиоведческих исследований», руководителю Новосибирского епархиального центра по реабилитации наркозависимых во имя Серафима Саровского протоиерею Александру Новопашину.

В своем выступлении Виктор Иванов положительно отозвался о православных центрах по реабилитации наркозависимых. «Как показывает российский опыт реабилитации наркоманов, достижение устойчивой ремиссии наиболее вероятно именно в заведениях, работающих на основе православных духовных ценностей и соответствующих практик. Поэтому реабилитационные программы при православных приходах могли бы стать важным шагом в лечении наркомании - физическом и духовном. Эти два аспекта неотделимы друг от друга. И государство должно помочь Церкви, как в развитии таких программ, так и во многом другом», - сказал глава ФСНК России.

Выступивший следом руководитель Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, д.м.н., игумен Анатолий (Берестов) сообщил, что эффективность православных методов реабилитации, основанных на Святоотеческом учении борьбы с духовными недугами, составляет от 60 до 90 процентов. В то время как эффективность модной протестантской 12-ти шаговой программы – менее 5 процентов. Больше того, по словам о. Анатолия, результаты уважаемого общеевропейского научного обзора «Кохрановское сотрудничество» говорят о том, что «ни одно экспериментальное исследование однозначно не показало эффективность групп «Анонимные алкоголики» или других 12-шаговых программ как варианта снижения алкогольной зависимости или проблем, связанных с ней». Затем о. Анатолий сослался на статью директора ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского академика Татьяны Дмитриевой, опубликованной в 2006 году в журнале «Наркология». Татьяна Борисовна пишет, что «нашему менталитету непривычны характерная для протестантских общин идеология 12-шаговой программы и длительные обсуждения с собратьями по вере своих духовных проблем. Более стабильно функционируют реабилитационные центры, создающиеся при традиционных для нашей страны религиозных организациях (в первую очередь при Русской Православной Церкви)».


Тоталитарные секты и псевдореабилитация наркозависимых

На антинаркотической конференции с докладом о псевдореабилитационной деятельности тоталитарных сект выступил протоиерей Александр Новопашин.

«Сегодня Русская Православная Церковь наряду с правоохранительными, социальными, общественными и медицинскими учреждениями активно противостоит распространению наркомании в стране. Церковью разработаны и реализуются проекты по предупреждению порока, одних из таких проектов является учреждение православных реабилитационных общин и центров для наркозависимых. В то же время появилось немало центров, учредители которых заявляют, что они «лечат верой» и, нередко представляются при этом «русскими христианами», неопротестантами, иногда просто протестантами. Но это все ложь. На самом деле это неохаризматы, или неопятидесятники – называйте как хотите. Никакого отношения к русской вере они не имеют. И к протестантизму – тоже», - предупредил отец Александр.

В Новосибирске хорошо известны неопятидесятнические антинаркотические центры «Новое поколение», «Новосибирск без наркотиков», «Эммануил», благотворительный фонд «Ответственность» (среди его основателей — организация «Краеугольный Камень», а в ее активе такие акции, как «Молодежь против наркотиков», «Я выбираю жизнь», «Выход есть», «Чужих детей нет» и др.). По словам о. Александра, периодически возникают слухи о потрясающих массовых исцелениях, совершающихся в сектантских реабилитационных центрах, искусно распространяемых самими адептами секты. Но еще чаще всплывают факты преступных деяний сектантов, сопровождающиеся скандальными подробностями.

Священник напомнил, что в Итоговом документе международной научно-практической религиоведческой конференции "Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма" организованной в 2005 году Саратовским государственным университетом при поддержке администрации Саратовской области и города Саратова, сказано: «Мы заявляем об опасности, исходящей от деструктивных сект, исповедующих неопятидесятническое учение. Их деятельность представляет собой агрессивную экспансию, наносит вред физическому и духовному здоровью людей, провоцирует религиозно-политический экстремизм, создает угрозу семье, обществу и государству».

Священник привел также выдержку из Итоговой резолюции круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью», который прошел в Москве в 2007 году: «Появляется все больше фактов, свидетельствующих о том, что многократное посещение массовых собраний харизматических неопятидесятнических объединений… может способствовать росту психической патологии у лиц, принимающих в них наиболее активное участие… Люди, у которых до автоматизма выработана привычка к длительным служениям и ритуальным песнопениям под громкую ритмичную и мелодичную музыку, циклично заменяемую на тихую и спокойную (что усиливает внушаемость адептов), дополненную крайне эмоциональными проповедями ораторов с цитированием фрагментов из Библии, испытывают резко выраженную психическую зависимость от используемых технологий контроля над их сознанием. То есть желание вновь и вновь посещать подобные мероприятия, активно участвовать в них… Необходимо, чтобы специалисты в области психического здоровья обратили внимание на членов тоталитарных культов».

Священник упомянул и секту сайентологов, которая также всюду заявляет, что выводит людей из наркотической зависимости. «Сайентологические сеансы по силе своего воздействия превосходят собрания пятидесятников в несколько раз!» - сказал он.

Согласно лингвистической и психолого-психиатрической экспертизе, сайентологическая литература и специальные сайентологические психотехники способны нанести вред психическому здоровью граждан, могут привести к дезориентации, суицидальному поведению и насильственным действиям в отношении других людей.


Антисектантская секция

Сразу после выступления на Маросейке, 12 священник немедленно выехал на секцию «Тоталитарные секты, оккультизм, искажение Православия», где выступил с очередным докладом о немалой изворотливости и разрушительной деятельности тоталитарных сект.

На антисектантской секции под председательством Архиепископа Элистинского и Калмыцкого Зосимы собрались известные в стране специалисты по тоталитарным сектам и деструктивным культам. Выступали президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект, вице президент Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах профессор Александр Дворкин, кандидат исторических наук священник Лев Семенов, и многие другие.

Один из журналистов обратился к Александру Дворкину с вопросом, не кажется ли тому, что, не смотря на широкое противодействие сектам, последних не становится меньше, и даже наоборот количество их с каждым годом только увеличивается.

«Совершенно верно, - согласился с ним Александр Леонидович. – Одну голову рубим, а на ее месте сразу вырастает несколько. Связано это в том числе и с тем, что секты все время пытаются приспособиться, видоизмениться. Однако своевременная и полная информированность общества об опасности, исходящей от тоталитарных сект, сегодня несравнимо выше, чем она была еще каких-то несколько лет назад».

На секции прозвучало, что иметь свою секту крайне выгодно, бесплатные рабы – адепты секты, приносят лидерам тоталитарных организаций баснословные барыши, и те даже не скрывают этого. Например, лидер неопятидесятнической секты «Новое поколение» Алексей Ледяев говорит: «Ну а кто тебе мешает? Иди, открой свою церковь и стриги своих овец! Собери, проповедуй, втирай, грузи их, а потом стриги: три шкуры снимай, пять шкур… Иди и живи!». Что касается основателя сайентологической секты Р. Хаббарда, то и он, как известно, пришел к выводу: если хочешь разбогатеть, нужно основать собственную религию. Тяга к золотому тельцу, к власти над людьми зачастую и является толчком к тому, что бессовестные люди создают сектантские группировки, деструктивные культы и, одурачивая несчастных, пополняют ими свои организации.


Церковь благословила спортсменов

Еще недавно Церковь практически никак не обозначала свои контакты со спортом. Официально – их не было. Однако постепенно ситуация начала меняться, и сегодня, по словам председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, «контакты между Церковью и спортивными организациями заметно интенсифицируются». При этом священник отметил, что "конечно, спорт должен быть чист от допинга, подкупа и нещадной эксплуатации".

28 января в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялись торжественные проводы сборной России на зимние Олимпийские игры 2010 года в Ванкувере. В благословение спортсменам Святейший Патриарх Кирилл передал иконы Спасителя со словами: «В тяжелый момент, когда особенно потребуется помощь Божия, помолитесь пред этим образом искренне и сердечно».

За день до этого события послушник Александро-Невского собора, мастер спорта по пауэрлифтингу Борис Левитан принял участие в работе секции «Православие и спорт», под председательством протоиерея Всеволод Чаплина. Секция проходила в здании Олимпийского Комитета России. На ней присутствовали Президент Международного комитета боевого самбо, президенты федераций спортивных единоборств, тренеры, спортсмены.

Председатель секции сообщил присутствующим о том, что Святейший Патриарх Кирилл говорит о необходимости привлечения активной молодежи в РПЦ, а самая жизнеспособная часть молодежи – это спортсмены. Священник также отметил, что есть большая необходимость работы и среди бывших спортсменов, которые не перестают быть авторитетами для подрастающего поколения.

Борис Левитан выступил с докладом «Опыт Новосибирской епархии и результаты миссионерской деятельности среди спортсменов и спортивных организаций». Перед самым началом выступления всем участникам и слушателям секции был показан видеоролик о Чемпионате Новосибирской области по жиму штанги лежа. На ролике были запечатлены моменты выступлений команды Новосибирского Епархиального центра по реабилитации наркозависимых во главе с капитаном – руководителем центра протоиереем Александром Новопашиным.

Известный миссионер, чемпион Новосибирской области среди ветеранов по жиму штанги лежа, священник Александр Новопашин считает спорт неотъемлемой частью реабилитации наркозависимости. Батюшка уверен, что невозможно победить порок без духовно-нравственного преображения, без глубокой Веры в Бога и доверия Богу, веры в Его милосердие. В то же время в реабилитации наркозависимых необходимо использовать и прикладные методы. По мнению священника, в этом смысле спорт просто показан его подопечным. В результате, сегодня в Новосибирской епархии при реабилитационном центре организована футбольная команда, есть команда пауэрлифтеров-разрядников.

В докладе Борис Левитан подчеркнул, что спортивные федерации охотно приглашают православных священников на открытие соревнований, для участия в награждении спортсменов. «Священническое напутственное слово спортсменам – это проповедь Православия в их среде», - справедливо заметил докладчик.

Новосибирский спортсмен рассказал о планах епархиального отдела по связям со спортивными организациями, что произвело хорошее впечатление на слушателей. Тем более что на данной секции рассматривался вопрос о создании Отдела по связям со спортивными организациями при Священном Синоде РПЦ. В свете этого, выступление Бориса Левитана о работе уже существующего отдела в Новосибирской епархии прозвучало как нельзя кстати и возымело особый вес.

Дмитрий Кокоулин