Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Благотворительный фонд по спасению детей от абортов
  • Телефон доверия
  • Образование
  • Школа духовной безопасности
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Иерей Димитрий Полинкевич: «Ошибки – это не повод для отчаяния, а опыт»

    [15.07.2017] Иерей Димитрий Полинкевич: «Ошибки – это не повод для отчаяния, а опыт»

             

    Что такое призвание? Это работа, которая в радость. А если эта работа — служение? Призвание священника, по словам преп. Иустина (Поповича), — быть кратким Евангелием. И это действительно так. Священник показывает нам путь к Богу и является примером для подражания и просителем за нас перед Ним: совершает таинства Церкви, исполняет требы, духовно окормляет прихожан, своих духовных детей. Помимо служения в храме, у многих батюшек есть и другие обязанности, есть семьи, дети и матушка. Что помогает в несении множества послушаний, как все успеть и не сгореть, о трудностях и мечтах — об этом интервью с клириком собора во имя святого благоверного князя Александра Невского г. Новосибирска иереем Димитрием Полинкевичем.

     Отец Димитрий, Вы являетесь настоятелем храма Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского при Епархиальном комплексном центре для бездомных, руководителем Епархиального общества трезвости в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», духовно окормляете добровольческое движение «Родной Дом» при соборе Александра Невского, участвуете в миссионерском служении на корабле-церкви «Андрей Первозванный» и миссионерском поезде «За духовное возрождение России». И у вас большая дружная семья — семь детей и матушка. C чего началось Ваше служение?

    — Я являюсь клириком собора во имя святого благоверного князя Александра Невского. В нашем соборе реализуется много миссионерских проектов. Практически все проекты начинал настоятель собора отец Александр Новопашин, многие продолжили курировать священники нашего собора: протоиерей Константин Работа — миссионерскую работу, прот. Владимир Бобров – паломнический центр, прот. Игорь Гребенников курирует православный детский лагерь, иерей Борис Левитан — взаимодействие со спортсменами, иерей Андрей Тупиченко тоже занимается окормлением спортсменов и православных ребят из реабилитационных центров для зависимых людей. Стараюсь по мере возможностей в проектах участвовать также и я.

    А начал я знакомство с церковно-приходской и социальной жизнью в первом месте служения – храме великомученика и целителя Пантелеимона при Новосибирском областном Доме ветеранов. Там я служил дьяконом и впервые глубоко почувствовал, что такое христианское социальное служение. Там я воочию увидел, что такое одиночество в старости, болезни, немощи, желание жить и уход в вечность, я увидел, что такое милосердие добровольцев, служение помогающих, церковное служение священника.

    Как штатный священник собора и настоятель домового храма при Епархиальном комплексном центре для бездомных служу Божественную литургию, совершаю необходимые таинства и требы, провожу беседы. Вместе с волонтерами «Родного Дома» стараюсь поздравлять опекаемых детей с церковными праздниками, консультирую добровольцев по интересующим вопросам. Конечно, часто переживаю за окормляемых людей, стараюсь помочь им, чем могу.

    Очень актуальны миссионерские поездки на поезде и корабле-церкви для сельской глубинки, где нет храмов, и люди нуждаются в духовной поддержке. С нами едут врачи, которые оказывают врачебную помощь и проводят консультации.

    В своем служении мы, священники, несем весть о Христе Спасителе людям. И это обогащает внутренне не только нуждающихся людей, но и нас, дает опыт и придает силы.

    — Если обобщить, то в целом Ваши служения проходят в общении с большим количеством самых разных людей, которым вы отдаете много времени и сил. Что для Вас является источником вдохновения, где Вы черпаете энергию в своей жизни?

    — Если воспользоваться этим термином, то энергию мне дают сами люди. Общение с людьми вдохновляет меня и словно зажигает какой-то интерес и свет внутри. Если говорить о более высоком, духовном служении, служении Богу — то момент переживания, встречи с Богом через священнодействия, через общение, через молитву, через человека дает эту энергию, потому что Источником этой энергии является Бог. Самое главное — найти этот Источник, и это не то, что можно зафиксировать и удержать, скорее поиск Источника – это постоянный духовный процесс. С одной стороны, процесс поиска этого Источника, поиск встречи с Ним, с Господом, со Христом — это такой созерцательный процесс, когда нужно немножко отстранится от всех дел, передать всё в руки Божии. Из этого состояния может появиться четкая целостная картина происходящего. Тогда ты начинаешь видеть, что делать и когда делать, то есть в свое время. Бывает наоборот. Начинаешь что-то делать, и само делание выводит тебя в определенное состояние — через практику, через делание. Есть два пути, на мой взгляд, к этому Источнику, Источнику всего: через созерцание, когда отстраняешься, и когда возникает какое-то целостное видение цели, и, с другой стороны, это действие, служение во Христе, которое само в себе несет ощущение причастности к чему-то большему.

    — «Послушание превыше поста и молитвы»… Как правильно относиться к послушанию? Для чего оно служит, в чем его значение?

    — Послушание для меня созвучно слову «слушать», «слушаться». Прежде всего слушаться Бога, голоса Церкви, слушать свою совесть. Остановиться и прислушаться. Это и есть духовное измерение послушания. В Церкви послушание — это послушание священноначалию, те труды, которые человек несет внутри церкви. Конечно, это соблюдение заповедей. С одной стороны, послушание Богу через Церковь, с другой стороны — это выражение любви ближнему. И каждый человек в той или иной мере через послушание, через отсечение своей гордыни и своеволия может прийти к смирению. В этом духовное значение послушания.

    — Есть ли различия между послушанием священника и послушанием прихожанина?

    — С одной стороны, каждый христианин уже избран Богом. «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал». Но послушание священства открывает более глубокое участие в таинствах, духовной жизни, в жизни Церкви. С другой стороны, это накладывает большую ответственность. Священник предстоит, священнодействует в Божественной литургии. Это величайшая степень ответственности для человека на земле, на мой взгляд.

    — Удается ли Вам полноценно осуществлять все послушания?

    — Не скажу, что полноценно удается их осуществлять, но я стараюсь делать всё, что возможно, в меру своего разумения. Бывает нужно распределить правильно приоритеты, это в своем роде искусство, ну и опыт тоже пригождается. Бывает, что нужно больше времени уделить семье, особенно если кто-то заболел, или у кого-то из близких возникли трудности. Или неожиданно открываются возможности послужить где-то в храме, и тогда именно в этом направлении необходимо приложить больше усилий.

    «Нельзя пообщаться с человеком, а потом оставить его.
    Люди открываются, и после этого их нельзя бросать»

    Я считаю, что основное качество в послушаниях – это постоянство. То есть если берешься за какое-то послушание, то его надо нести. Особенно это важно в окормлении мирян, в общении с людьми. Нельзя пообщаться с человеком, а потом оставить его. Люди открываются, их нельзя бросать. По словам героя Антуана де Сент-Экзюпери, «мы в ответе за тех, кого приручили».

    — Так как же всё успеть и не сгореть, поделитесь рецептом, пожалуйста.

    — Помогает грамотное планирование, продумывание. Оно много дает, конечно, но в любом плане или деле человеческом есть, что называется, форс-мажорные обстоятельства, то, что непредсказуемо, то, что находится в руках Божиих. И это надо понимать, держать в голове — что все наши планы относительны, и бывает что-то сверх намеченного или, наоборот, где-то переутомляешься и не можешь выполнить планы. Ошибки или неправильные пути – это не повод для отчаяния, а опыт, который приобретается и накапливается, даже ошибочные действия. Принятие своей человеческой немощи, ошибочности и даже слабости и есть начаток того состояния, которое святые отцы именовали «предание себя Богу», когда «всё в Твоих руках, Господи», все-все наши планы. Нам в ограниченной человеческой жизни всё успеть невозможно, Богу же всё возможно. И, конечно, в любой деятельности священника нужны и есть помощники — верующие люди, которые оказывают огромную поддержку, и душевную, и практическую. Это неоценимая помощь, тогда многое можно успеть сделать.

    — Вы — убежденный трезвенник. Расскажите, как Вы к этому пришли?

    — Я сторонник абсолютной трезвости, не приветствую никакого так называемого «культурного пития». Мне по складу ближе активный, подвижный образ жизни. Раньше я занимался плаванием, имею спортивный разряд, и по возможности и сейчас стараюсь заниматься спортом. Тело — это тоже дар Бога, и его нужно содержать в порядке. Здоровое тело является залогом здоровой и гармоничной жизни, а это в свою очередь помогает вести активную, полноценную жизнь. Мы с матушкой стараемся и детей приучать к здоровому и активному образу жизни, ведь это важно и для их роста и развития. Дети посещают бассейн, старший занимается бадминтоном.

    — Сейчас в обществе очень востребованы, если можно так сказать, движения за трезвый образ жизни. Какова миссия Епархиального общества трезвости, руководителем которого Вы являетесь, какие у него цели?

    — Трезвость как духовная добродетель выражается в разумном отношении к себе, к жизни, ко всем качествам, которые человеку даны, чтобы не злоупотреблять ничем. В мирском понимании трезвость — это осмысленное воздержание от алкоголя, от психотропных веществ. Общество трезвости совмещает оба эти подхода и поддерживает людей, нуждающихся в помощи. Цели cоздания общества трезвости — помочь зависимым людям встать на путь выздоровления, прежде всего через воцерковление, и создание общества людей, стремящихся к трезвости в широком смысле. При Александро-Невском соборе существует реабилитационный центр во имя преподобного Серафима Саровского для страдающих от пагубных пристрастий. После выздоровления таким людям долгое время нужна поддержка в трезвом образе жизни. Так и возникла необходимость в создании общества трезвости.

    Учитывая общую ситуацию в стране, когда каждый праздник — и радостный, и скорбный — ассоциируется с распитием алкоголя, я считаю, что даже тем, кто не страдает зависимостью, не стоит употреблять алкоголь, чтобы не поддерживать питейную субкультуру. Ведь у нас есть традиции отмечать праздники радостно и без алкоголя. Один из таких праздников — День трезвости, который был установлен около ста лет назад, и сейчас его проведение возобновляется. В прошлом году мы провели впервые в родном Новосибирске День трезвости, на который люди пришли семьями, участвовали в спортивных состязаниях, играх, мастер-классах и фотосессиях. Проводились образовательные и просветительские мероприятия. Было задействовано много волонтеров, людей, поддерживающих здоровый образ жизни, и, конечно, сами выздоравливающие. Это очень радостное и долгожданное событие, необходимое нашему городу. В текущем году проведение Дня трезвости тоже запланировано, и, надеюсь, что его проведение станет регулярным.

    — А обет трезвости сами давали?

    — Я его давал внутренне, для себя, перед Богом, раз и навсегда. Однажды я почувствовал и понял, что алкоголь мне не нужен и нет в нем необходимости, что это бесполезная и вредная в моей жизни вещь. Что касается общества трезвости, то оно привело меня к мысли, что нужно самому действовать в положительном ключе, самому заниматься этой темой, и тогда это будет вдохновением и примером для других. Для единомышленников, для людей, кому такая поддержка нужна. И единомышленники поддерживают меня в моем решении, желающие принимают такой обет, ради ближних или для себя.

    — Есть ли у Вас любимое послушание? Приходиться ли отсекать какую-то свою самость в выполнении того или иного служения?

    — Любое послушание дано Богом, и я воспринимаю его с радостью. Другое дело, что что-то получается лучше, что-то хуже, в зависимости от качеств моего характера и навыков. Тепло на душе, когда есть обратная связь от людей, это очень приятно. Легче нести служение, если чувствуешь благодарность. Задача послушания как раз отсекать свою волю, научиться выполнять то, что нужно, и тогда, когда нужно, а не тогда, когда хочешь. Признаюсь, что не всегда хватает мудрости и понимания в несении послушания.

    — Были ли какие-нибудь яркие, запоминающиеся события во время Вашей деятельности? Поделитесь впечатлениями.

    — Очень теплые воспоминания у меня связаны со служением в Новосибирском Доме ветеранов. Там всегда меня рады видеть, помнят мою семью. А мне есть чему поучиться у них. Вот, например, в Доме ветеранов живет талантливый поэт Александр Колесников, у него потеря зрения, он ослеп. Мы проводили акцию, записали и издали сборник его стихов, организовали творческий вечер с прочтением его стихов.

    «В связи с проведением церковных таинств
    дискотека сегодня отменяется»

    Из курьезных случаев запомнилось объявление по случаю нашего приезда в одну из миссионерских поездок на двери местного Дома культуры: «В связи с проведением церковных таинств дискотека сегодня отменяется».

    Еще вспомнилось сейчас, как во время посещения приюта «Виктория» с добровольцами из «Родного Дома» один ребенок меня спросил: «А Вы — Бог?!». Такая детская непосредственность и искренность, в которой таится глубокая интуиция, потому что каждый священник являет собой образ Господа, каждый человек — образ Божий.

    Какие еще впечатления… Интересно всё создавать с нуля, открывать новое, чему-то учиться. Все перечисленные проекты уникальны, я считаю. Православных обществ трезвости мало в нашей стране. Тут мы еще находимся в состоянии самоопределения.

    — Какое из Ваших служений самое трудное?

    Самое сложное… Семья, наверное. Бывает сложно что-то спланировать, приходится постоянно корректировать свои планы.

    — Как Вы проводите свободное время, есть ли любимое занятие?

    — Сейчас у меня отпуск, я стройкой занимаюсь, с детьми время провожу. Мне интересно, что сейчас происходит в мире литературы, поэтому читаю, и духовные книги, и светские. Мне важно развиваться в разных направлениях, быть, что называется, устойчивым, тогда нет времени на пустое времяпровождение. Можно и ничего внешне не делать, оставаясь во внутреннем внимании, — это тоже своего рода делание, такая созерцательная жизнь. Сейчас мне отстраненная жизнь малодоступна — много дел, и семья внимания требует. Любимое занятие — что-то делать практически, самому. Слава Богу, теперь есть свой частный дом, где всегда есть чем заняться.

    — Как в большой семье найти время для каждого?

    — Не хватает, конечно, времени. Я для себя понял, что надо стараться не только вместе проводить время, отдыхать, развлекаться, но и иметь общее дело. Для нашей семьи сейчас это храм Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, где я служу, жена моя регентует и поет на клиросе, дети посещают воскресную школу, пономарят. Такое совместное служение и дело, которое нас объединяет. Ну а чтобы семейная жизнь, быт не превратились в рутину, стараемся проводить свободное время интересно, ездить в лес, на природу, вместе читаем книги, играем в настольные игры, стараемся обсуждать актуальные и злободневные темы. Сейчас,на каникулах, это возможно.

    «Главное, чтобы мечты не отстраняли нас от Бога»

    — Есть ли у вас мечты?

    — Сложно сказать. Мечта на ближайшее время — завершить начатое.

    Вообще, по моим наблюдениям, состояние мечтания немножко приподнимает над плоскостью, дает вдохновение, объемное видение, куда идти, для чего идти. Бывает, например, холодным разумом думаешь, что такая-то ситуация не располагающая, а сердце подсказывает, что по воле Божией все будет хорошо – и тогда понимаешь, что жизнь наладится, ситуация разрешится. Наверное, мечта — это одно из душевных состояний. А душевная составляющая в жизни, я считаю, очень важна. Иногда в результате душевного общения, коллективного обмена мнениями, мечтами, рождаются совершенно новые уникальные явления — какие-то проекты, служения, и над всем витает Божий Дух. Главное, чтобы мечты не отстраняли нас от Бога.

    — Как вы поступаете, если нет уверенности в правильности того или иного решения? Бывает ли ощущение, что что-то не успел?

    — Я стараюсь прислушиваться к своим ощущениям, и если возникает желание не делать — то я стараюсь не делать. Не нужно делать суетливых движений, бывает достаточно немножко потерпеть, подождать, и само все развяжется или сложиться. Прислушивание к ощущениям указано и в духовной молитвенной практике. В утренней молитве, например, говорится: «Пускай все твои мысли и чувства твои придут в тишину».

    Нужно прийти в эту тишину и из нее уже действовать. Вот так и с ощущениями.

    Они очень важны для нашей жизни. Не всегда на все случаи жизни есть 1200 вопросов и столько же ответов, не всё в нашей жизни регламентировано. А очищать свои ощущения и прислушиваться к ним очень важно для любого человека.

    — Поделитесь планами на будущее в вашей деятельности.

    — На все воля Божия!

    — Что вы пожелаете нашим читателям?

    — Спешите творить добро, послужить Господу в той мере, что вам попущено. Нам всем дана такая возможность — это и есть милость Божия. Через дела милосердия мы становимся причастниками Божественной милости, Божией благодати, и об этом нам говорят молитвы — поминания в самый священный момент Евхаристии. Оказание милости прежде всего необходимо нам самим, для спасения и преображения нашей души и исправления её твердости, порочности и жесткости.

    С удовольствием приглашаю всех желающих присоединиться по мере сил к жизни в наших сообществах, будем трудиться вместе! Желаю всем читателям спасения души и помощи Божией!

    Православие.фм

    Календарь

    Последние новости
    17.06.2018 Один ли у нас Бог?
    15.06.2018 Экстрасенсы, маги и ведьмы... Как наживаются на чужом горе?
    15.06.2018 «Сделка с Богом»: Словно под гипнозом они достали свои кошельки
    15.06.2018 Церковь не может жить, лишь проводя мероприятия
    14.06.2018 Пастырь истины
    14.06.2018 Чума на наши души
    14.06.2018 Как головинцы реагируют на критику их гуру, или Ещё раз о докладе прот. Александра Новопашина «Коммерческо-религиозный проект священника Владимира Головина»
    14.06.2018 Со скрытой камерой в секту. «Бог сказал, у тебя есть конверт с деньгами, отдай его мне»

    Трезвое поколение

    Православное общество трезвости Новосибирска