[28.05.2023] Бизнес и вера. О совместимости понятий – интервью с протоиереем Александром Новопашиным
Давно зрела и, наконец, нашла свое воплощение тема: бизнес и вера – совместимы ли эти понятия? Священное Писание ориентирует нас на более вдумчивое отношение к проблеме богатства и деятельности, его созидающей, то есть бизнесу. Существуют ли духовные и деловые ориентиры для предпринимательства? Может ли бизнес иметь духовное направление? Об этом в интервью с официальным консультантом по религиозным вопросам ГУ МВД РФ по Сибирскому федеральному округу, настоятелем новосибирского Собора во имя святого благоверного великого князя Александра Невского протоиереем Александром Новопашиным.
– Отец Александр, бизнес подразумевает точное знание, расчет, а вера… основана на вере. Значит ли это, что бизнес и вера – совершенно противоположные категории?
– Я мог бы вам порекомендовать, если вы не читали, во-первых, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые на Архиерейском соборе в 2000 г., а именно разделы IV-VII: «Христианская этика и светское право», «Церковь и политика», «Труд и его плоды», «Собственность». Этот документ, в котором содержатся основополагающие принципы христианского воззрения на эти вопросы, сейчас продается во многих книжных церковных лавках, также его можно найти на сайте Московской Патриархии. Во-вторых, о многих проблемах, связанных с отношением христианства с политикой и экономикой писали мыслители начала века: протоиерей Сергий Булгаков, поздние труды С. Франка, особенно ценны труды философа Ивана Ильина (советую прочитать его работу «О сущности правосознания», а также другие, в которых он много размышляет о том, какой должна быть политика). В-третьих, осуществление на практике православной этики предпринимательства вы сможете увидеть в книгах о российском предпринимательстве XIX в., которых издается довольно много. Несколько лет назад продавалась брошюра под названием «Как выжить православному предпринимателю», где один мирянин, имеющий фотостудию, рассказывает о проблемах и трудностях своей деятельности. К сожалению, полных выходных данных по этой теме дать не могу.
Книги книгами, но в целом наша деятельность в экономике, политике есть лишь разные виды служения Богу и ближним, исполнения заповедей. Решение разнообразных случаев, трудностей, возникающих в жизни лучше всего решать, опираясь на многовековой опыт Церкви, то есть обращаясь за советом к конкретному духовнику по конкретному делу, так как то, что для одного полезно, другому способно причинить вред.
Категорически не согласен, что бизнес и вера – противоположенные категории. Никакой предприниматель не начнет дела (то есть бизнеса), если не будет иметь веры (пусть и материальной) в его успешное завершение. Вера христианская, православная никогда не запрещала и ныне не запрещает заниматься предпринимательством и не считает успех в мире бизнеса чем-то греховным. Предпринимательство, целью которого является честное зарабатывание денег, имеет право на существование. Благотворительность приветствуется Церковью, но при этом не является обязательной. Более того, благотворительность должна быть разумной и уместной. Не правильно поступит человек, если отправится на вокзал и раздаст все свое имение бомжам, при этом оставив голодными своих собственных детей или подчиненных. Без рассудительности не может быть и добродетели. Вера предпринимателя проявляется в том, что он будет строить свой бизнес максимально эффективно, будет стремиться к личному профессиональному росту, будет заботиться о процветании своих подчиненных. Социальное обеспечение работников, терпимость, дружелюбие в коллективной деятельности, ориентировка на личный профессиональный и духовный рост, катехизаторские мероприятия, православные праздники – вот широкое поле деятельности для православного бизнесмена, руководителя фирмы или корпорации. Если от работы банкира зависят финансовые потоки, а значит, жизнь и здоровье многих людей, то выполняя свою работу добросовестно, банкир может стать верным последователем Христа. И не требуется для этого уходить в землепашцы или дворники. Причем позиция в современном деловом мире православного руководителя, предпринимателя, бизнесмена не должна всегда быть уступчивой, как это может показаться некоторым. Православный человек должен отстаивать свои убеждения и убеждения своих единоверцев не только словом, но и делом, как святой благоверный князь Александр Невский не распахнул ворота перед шведским королем, не предлагал ему помимо Пскова пожечь еще и Новгород, но погнал с земли Русской, защищая своих сограждан, вверенных ему Самим Богом. Так должен поступать и православный предприниматель, отстаивая интересы (как материальные, так и духовные) вверенных ему подчиненных, в рамках, естественно, законодательства и сообразуясь со своей совестью – голосом Божиим в душе человека. Управляющий в ответе за то, чем и как он управил.
К сожалению, в последние десятилетия слово «бизнесмен» очень часто ассоциируется со словом «бандит». Церковь всегда осуждала разбойников и «лихих людей», но не само предпринимательство. Достаточно вспомнить путь столпника 20-го века преподобного Серафима Вырицкого, который до своего пострига был весьма успешным предпринимателем. Обратите внимание, Христос, говоря о тайне Царства Божия, нередко приводит в пример купца, который продает все свои мелкие драгоценности ради того, чтобы купить одну крупную жемчужину. В своих притчах Христос часто приводит людей богатых и домовитых в качестве примеров благочестия и наоборот, в людях расточительных и неразумных предлагает видеть нечестивцев и отступников веры. Тайны Царства Божия Христос рисует не только на примере быта земледельцев (притча о сеятеле), но и на примере деловой жизни тогдашних предпринимателей (купцов). Это говорит, прежде всего, о том, что христианство открыто для всех социальных слоев. Библия во множестве мест, в разных интерпретациях говорит: Бог смотрит не на лицо, не на социальное положение человека, а на его сердце. Христианином может стать представитель любой достойной профессии, а из Евангелия мы заключаем, что профессия предпринимателя относится к таковым. Ибо богатство не есть зло, ведь как богатство, так и бедность безотносительны в нравственном и духовном отношении. В наших святцах достаточно богатых людей, в то время как наша повседневная жизнь показывает, что многие нищие бывают заражены грехом сребролюбия. Важно как человек реагирует на внешние обстоятельства жизни – на богатство или на постигшую его бедность. В известной евангельской притче о богаче и Лазаре последний после смерти оказался на лоне Авраамовом не потому, что был беден, но потому, что не роптал и смиренно сносил постигшие его горести и болезни, богач же оказался в аду не за то, что был богат, а потому, что, имея всего сполна, не имел в сердце своем милосердия к нищему и больному человеку. Что касается бедности, то в Послании апостола Павла к Коринфянам есть ясный ответ на вопрос о ценности бедности в глазах Божьих. Апостол пишет: «Если я раздам все имение мое, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:3). То есть бедность только тогда имеет реальную ценность для Бога, когда она стоит на основании любви к Богу и ближнему. Получается, для Бога неважно, сколько человек положил в кружку для пожертвований. Важно другое – чем для него была эта жертва? Пустой формальностью – или чем-то важным, что больно отрывать от сердца? Слова: «Сын Мой! Отдай мне сердце твое» (Притчи, 23:26) и «Жертва Богу дух сокрушен» (псалом 50) – это критерий истинной жертвы Богу.
В современной России существуют союзы православных предпринимателей, включающие в себя достаточно крупные компании. Несколько фирм, которые строят свои корпоративные отношения на основе православной культуры. Но, к сожалению, процент таких фирм низок по сравнению с количеством христианских, но не православных фирм на западе. Хотя в деловом мире США существует очень влиятельная греческая православная диаспора.
Предпринимательство – это дело, данное Господом талантливым людям так же, как врачам даются способности лечить, строителям – строить и т.д. А если это дело дано Господом, то и православный предприниматель станет использовать его во славу Божию.
– Тем не менее, Русская Православная Церковь являет собой образец так называемой «хозрасчетной» деятельности. Все свои средства она обретает сама. Значит ли это, что в Русской Православной Церкви накоплен немалый опыт умелого хозяйствования или, говоря современным языком, ведения бизнеса?
– Во-первых, Церкви Христовой уже две тысячи лет, во-вторых, в Священном Писании говорится, что Церковь – это столп и утверждение истины. Истина – это не какое-то отвлеченное философское понятие. Обладание истиной ведет человека ко благу (прежде всего духовному, потом и материальному). Проще говоря, истина – это то, что делает человека по-настоящему счастливым (применяя христианскую терминологию – блаженным). А счастье – это радость с чистой совестью. Истина, то есть адекватное знание законов бытия, распространяется на все сферы человеческой деятельности, в том числе и материальную: частная и общая польза, духовное и материальное – суть равно неотъемлемые части человеческой жизни. Вот почему нельзя пренебрегать ни духовным идеалом, ни разумным стремлением к материальному благу, ни своими жизненными интересами, ни пользой ближнего и общества. Православию чуждо как «безземельное небо», так и «безбожная земля». Православие утверждает, что человек – это не одна душа и не одно тело, и хотя духовное ставится выше материального, последнее тоже чрезвычайно важно.
Я полностью согласен с вами – Русская Православная Церковь имеет огромный опыт умелого хозяйствования, и последнее является только следствием знаний основ правильной духовной жизни. Дух творит форму, а не наоборот. Если человек, а тем более группа людей стараются исполнять заповеди Христа, то Господь устрояет в правильном русле и их хозяйственную жизнь, дарует им чистый рассудок, из которого проистекает правильное отношение к нажитым богатствам, и терпение в случаях каких-то несчастий и бед. – Встречаясь с монастырской братией, часто видишь, какие великолепные плоды может давать труд, одухотворенный верой в Бога. Как вы думаете, что значит упование на Бога для бизнесмена? И вообще может ли быть такое «упование», или это все-таки удел Церкви? – Есть хорошая русская пословица: «Без Бога не до порога». Господь наш Иисус Христос говорит своим ученикам: «Без меня не можете делать ничего», более того, в другом месте Он прямо предостерегает: «Кто не собирает вместе со Мной – тот расточает», то есть кто не делает угодное Господу, кто противится Его воле, кто идет вразрез со своей совестью – тот теряет, в конце концов, все. Греховно не само богатство, а тот культ, в который оно возводится, когда человек все силы своей души и тела направляет исключительно на «зашибание бабла», нарушая при этом законы как Божеские, так и человеческие, окончательно испепеляя совесть, становясь нелюдем. Как сказал блаженной памяти Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «Когда же получение земных благ превращается в самоцель, сопрягается с алчностью, с презрением к нуждам других, а люди в погоне за богатством теряют человеческий облик, то такой настрой, без сомнения, является греховным». Подобное хищничество (богатство ради богатства) несовместимо с нравственностью в человеке и неспособно сделать человека счастливым. Человек своими грехами закладывает в подпол своего духовного строения мертвечину, которая начинает разлагаться и смердить, отравляя жизнь самому человеку и окружающим. Очень часто бывает так, что бизнесмен и достигает материального успеха, однако нечто необъяснимое мучит его, превращает жизнь человека в сущий ад, да так, что даже столь вожделенные богатства становятся «не ко двору». Человек растрачивает свои миллионы, попадая в зависимость от азартных игр, становится наркоманом, спивается и заканчивает жизнь самоубийством. Если кто-то и может назвать это успехом, то только не я. Один успешный предприниматель рассказывал очень поучительную историю о том, как он строил свой дом. Он задумал в нем подземный гараж, русскую и финскую бани, бассейн, спортзал, три жилых этажа... Он старался продумать все до мельчайших подробностей для максимального удобства своей семьи. Но пока возводились стены, семья распалась. Жена ушла, дети стали чужими. И дом оказался никому не нужен. Теперь он его продает. О чем это говорит? О том, что сначала надо выстроить что-то в своей душе и в душах своих близких, а стены и все остальное приложится.
Упование на Бога – удел Церкви, но надо помнить, что Церковь не в бревнах, а в ребрах. Церковь – это не только епископы, священники и диаконы. Церковь – это все православные верующие, и поэтому, если бизнесмен исповедует веру Христову, он тоже является частью Церкви, и только упование на Бога дает возможность достижения им истинного успеха. Монастыри не купаются в богатствах, и при этом все насельники своим трудом достойно обеспечены всем необходимым. Вот эта гармония и выражает умелое хозяйствование, которое в свою очередь рождается умелым «хозяйствованием» духа благодати, который живет в душах монахов.
– Несколько лет назад Русская Православная Церковь приняла своего рода моральный кодекс для отечественного бизнеса. Тогда ряд близких к олигархам СМИ ерничали, рассказывая об этом под заголовками типа «Не закажи». Как вы думаете, почему возникла необходимость разработки такого документа в Русской Православной Церкви, и сказался ли он в какой-то степени на моральных принципах отечественных предпринимателей?
– Подобная необходимость возникла ввиду тотальной духовной безграмотности наших соотечественников, ввиду полного отсутствия каких бы то ни было духовно-нравственных ориентиров. За годы, когда наша страна жила без Церкви, без Бога, выросло поколение людей, которые в прямом смысле слова не знают, «что такое хорошо, а что такое плохо». В социальной и государственной жизни процветают самые мерзкие пороки. Смертный грех убийства стал повседневным фактом нашей жизни, и особенно – в среде деловых людей. Понятия «честность», «порядочность», «трудолюбие» откровенно высмеиваются и считаются неуместными на страницах либеральных СМИ. Фактически в обществе идет война «всех против всех», а Церковь знает, что подобное общество нежизнеспособно. Общество, лишенное духовно-нравственных ориентиров, обречено на самоуничтожение. Это обстоятельно доказывает весь ход мировой истории. Православие же указывает на источник данного смертоносного недуга – отсутствие в обществе духовно-нравственных ценностей. Церковь, видя своей задачей спасение каждого человека, а значит, и общества в целом, обращается к наиболее активным представителям современного российского социума, которые являются своеобразными общественными двигателями: руководителям предприятий и коммерческих структур, предпринимателям, чиновникам государственных органов, лидерам общественных объединений, вовлеченных в хозяйствование. Свод нравственных принципов основывается на десяти заповедях, данных Богом, а также на опыте их усвоения христианством и другими религиями, традиционно исповедуемыми в России. Данный свод описывает идеальную модель хозяйствования, которая не существует сейчас, но к воплощению которой можно и должно стремиться в повседневности. Возможно, реальность еще долго не будет соответствовать данному документу. Но нельзя заранее говорить, что цель следования ему недостижима, ибо в стремлении к чистой совести и достойной жизни человек с помощью Божией может пройти сколь угодно трудными путями, даже если дело касается таких непростых сфер человеческого бытия, как экономика и бизнес. Мы должны создавать такой экономический уклад, который поможет гармонично реализовывать как духовные устремления, так и материальные интересы личности и общества. Этой гармонизации, как показывает исторический опыт, содействуют правила, основанные на библейских принципах. Для нравственного человека собственность есть не только средство извлечения выгоды, но и средство служения идеалам добра и справедливости.
Честность и профессионализм в отношениях должны стать основным моральным принципом современных предпринимателей, в то время как «нечестную игру» должно порицать деловое сообщество. Лица и структуры, виновные в совершении тяжких преступлений, особенно связанных с коррупцией, должны быть неприемлемы как деловые партнеры и участники предпринимательского сообщества. Неслучайно в России главный лозунг делового сословия звучал так: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Деловая репутация – это долгосрочный актив. Она долго зарабатывается, но легко теряется. Как я уже говорил, православный руководитель будет заботиться о социальном обеспечении его тружеников, ибо работник, который не имеет перспективы заработать на достойную пенсию, лишен доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, социальному страхованию, никогда не будет трудиться с радостью и удовлетворением. Отсутствие социального обеспечения заставляет его искать дополнительные возможности заработка на стороне, что отрицательно сказывается на его профессиональном уровне. Цель труда такого работника – в социальном выживании, а не в сознательном и целенаправленном созидании. Потеря трудоспособности равнозначна для него потере всего. Напротив, уверенность человека в завтрашнем дне создает предпосылки для профессионального роста, позволяет выстраивать долгосрочную стратегию развития предприятия.
– В исламе запрещено ростовщичество. В связи с этим так называемые исламские банки вынуждены давать беспроцентный кредит, закладывая прибыль от ссуд в другие кредитные операции. А как относятся к даче денег под проценты православные?
– Действительно есть заповедь, которая запрещает давать деньги в рост. Но следует обстоятельно разобраться – кто именно в те времена просил о подобном займе. Как правило, это были люди обездоленные, которые вынуждены были идти в кредитную кабалу богача, чтобы хоть как-то прокормить свою семью. Если бедняк не отдавал богачу долг с «накапавшими» процентами, то кредитор превращал своего должника в бесправного раба. И вот против этой социальной несправедливости, а точнее сказать подлости, направлена данная заповедь. Она, прежде всего, запрещает наживаться на беде другого человека. Если банк дает, пусть даже небольшой, кредит заведомо неплатежеспособному наркоману или алкоголику, за которого потом вынуждены рассчитываться своим имуществом родные и близкие, то этот банк поступает подло. То же делают ломбарды, некоторые комиссионные магазины, а также уличные скупщики краденого. Они превращают чужие слезы в свои деньги. Но если заведомо платежеспособный человек просит у банка одолжить ему несколько миллионов для строительства супермаркета, то из этого не следует, что этот человек оказался в страшной беде. В этом случае банк выступает в роли его партнера в бизнесе и просто разделяет с ним и финансовые риски, и будущую прибыль. В такой «даче» денег под проценты я греха не вижу.
– Ряд бизнесменов полагают, что предпринимательские законы практически несовместимы с моральными заповедями Христианства. Дескать, соблюдая заповеди Божии, сегодня невозможно заниматься бизнесом. Так ли это?
– Наша ветхая человеческая природа ничего не умеет делать так хорошо, как оправдываться. Если постараться, мы найдем оправдания чему угодно, даже самому нашему постыдному поступку. И здесь я склонен считать, что подобное мнение вызвано к жизни как раз желанием оправдать себя. Один негодяй ляпнул формулу «честно жить нельзя», нашлись и те, кто ему вторят, как попугаи. Из этого выросла целая воровская «философия оправдания»: «краду, иначе украдет чиновник», «краду, иначе украдет конкурент», «краду, потому что у меня украли», «все воруют», «хочешь жить – умей вертеться», «не мы такие, жизнь такая» и т. д. Однако такому «знатоку жизни» честнее было бы признаться: «Краду потому, что вор», – а вор, как сказано в известном советском фильме, должен сидеть в тюрьме. Кесарю должно отдавать кесарево. Предприниматель должен понимать, что неуплата налогов, положенных по закону, – это хищение у сирот, стариков, инвалидов, других самых незащищенных людей, сокрытие доходов, незаконный увод капиталов за рубеж также равнозначны обкрадыванию своих соотечественников. А если закон нарушает чиновник, конкурент или еще кто-нибудь – это вовсе не повод для того, чтобы самому совершать преступления. На Страшном Суде каждому придется держать личный ответ перед Богом за те случаи из своей личной жизни, когда человек знал, как поступить по совести, но поступал иначе. Конечно, с болью в сердце приходится констатировать, сколь много нюансов имеется в современном бизнес-мире, о которых не принято говорить, но которые обойти порой сложно – это неизбежные взятки инстанциям и «крышам», начиная от откровенных уголовников и кончая теми, кто якобы борется с оными. Но здесь также требуется рассудительность: лукавит ли человек с целью личного обогащения – это бесспорный грех, или он вынужден идти на хитрость в силу сложившихся обстоятельств руководствуясь целью защитить своих работников, которые могут лишиться средств к существованию – здесь уже все не так просто. Как здесь быть? Главное, чтобы в сердце у человека была любовь, и тогда найдется решение, нет любви – не будет решения. Вышеприведенная ситуация еще раз показывает, что нюансы бизнеса есть частное проявление болезни, которой поражено все наше общество. Бог оценивает человека именно настолько, насколько человек поступил по совести именно в сложившейся ситуации, Бог всегда смотрит на сердце человека, на те мотивы, которыми руководствуется человек, совершая те или иные поступки. И подобные коллизии характерны не только для жизни бизнесменов, а вообще всех людей. И здесь можно пожелать одно: «Дай Бог нам поступать по совести, когда мы точно знаем, как поступить по совести». Так начинается духовная жизнь, открывается видение и ведание своих грехов и способов борьбы с ними. Во всех этих перипетиях чрезвычайно важен совет духовника, который должен быть у каждого православного христианина. Однако если бы действительно предпринимательские законы и христианские заповеди были несовместимы друг с другом, то не существовало бы союзов православных предпринимателей, о которых я говорил в начале нашей беседы. Однако они существуют, подчеркну – существуют на протяжении столетий, и это подтверждает тот факт, что можно жить согласно христианским заповедям, заниматься вполне успешным бизнесом и, простите за пафос, действительно, заплатив налоги, спать спокойно.
– Сегодня многие крупные предприятия и фирмы жертвуют свои средства на строительство храмов, часовен, монастырей, на помощь храмам и монастырям. На Ваш взгляд, что стоит за такими поступками?
– А действительно, что? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам надо обладать уникальной возможностью – взять да заглянуть в душу каждого жертвователя: что у него там в душе? Но мы не святые и у нас такой возможности нет. Поэтому на Ваш вопрос можно было бы ответить так: Есть пословица «Сколько людей – столько и мнений», а я бы ее интерпретировал в нашем случае следующим образом: «Сколько жертвователей – столько и мотивов жертвования», ведь каждый человек по-своему неповторим. Может, это прозвучит наивно, но я всегда был твердо убежден, что хороших и порядочных людей на свете больше, чем злых и бессовестных. Я полагаю, что большинство жертвуют действительно от чистого сердца. Этими людьми ведет стремление к духовному совершенствованию, и их жертва есть видимое выражение присутствия в сердцах этих людей любви нелицемерной, любви жертвенной, любви христианской. Хотя, я полагаю, есть и такие жертвователи, которые руководствуются прямо противоположенными мотивами – расчетом, тщеславием, наивной попыткой «откупиться от грехов» и т. д. Здесь стоит еще раз напомнить слова 50-го псалма: «Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Главная жертва Богу – сердце смиренное и дух сокрушенный. Без этого всякая жертва превращается в лучшем случае в профанацию, а в худшем – в хуление Бога. Апостол Павел сказал: «Если я раздам все имение мое, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:3).
– Как известно, часть так называемых «новых русских» весьма неумеренны в потреблении. Между тем, и РПЦ, и ряд выдающихся мыслителей наших дней постоянно призывают к самоограничению и общества в целом, и его отдельных представителей. Чем вызваны такие призывы и почему они доходят далеко не до всех?
– Есть такое выражение: «Достаток – это Божья благодать, а избыток – Божье наказание». Пресыщенность рождает безумие, которое выражается в стяжании все большего и большего количества материальных благ, удовольствий и доводит человека до полного духовного, а часто и физического истощения. Избыток губит человека, и этот факт признается всеми мировыми религиями, всеми религиозно-философскими школами. Любой действительно думающий человек может убедиться в этом, сопоставив факты, взятые из опыта мировой истории и нашей повседневной жизни. Христианство говорит, что человеческая природа больна, что человек, по причине грехопадения прародителей, предрасположен к утрате образа Божьего, а следом и человеческого облика. Христианство понуждает человека следить за собой, не разжигать те страсти и пороки, которые бурно произрастают на поврежденной почве человеческой природы, а наоборот, бороться с таковыми, ограничивая себя тем, что действительно необходимо, и отсекая излишнее, которое усыпляет бдительность, делает человеческое сердце хладнокровным и бесчувственным. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» – просим мы Господа в молитве «Отче наш», то есть мы испрашиваем хлеба на сегодняшний день, и сразу же говорим: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». Неумеренность в потреблении ведет к смерти, и это факт, который констатируют все мировые религии и философы, как древних времен, так и современности. Возможно, как раз отсутствие даже малейших предпосылок всерьез задуматься над своей жизнью приводит к тому, что этот очевидный факт действительно доходит далеко не до всех. Человек часто не придает серьезного значения тому, что в христианстве именуется грехом, считает это «мелочью», в то время как грех является нарушением нормального существования самого человека. Духовно близорукий не хочет понять, что собственным грехом он вредит прежде всего самому себе. Духовность человека выражается в том, к чему направлены все его устремления, и здесь уместно вспомнить слова Евангелия: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»(Мф. 6.21). А сердца многих наших современников, к сожалению, не ищут вечного, не стремятся к разумному, а живут, исходя из материалистической парадигмы «здесь и сейчас». В ней нет места нравственности, совести, в ней отрицается Бог. Такой человек не будет слушать никого, кто посмеет сказать ему: «Ты не совсем прав». Если совесть сожжена – зачем кого-то слушать?
– С другой стороны, сегодня часто совершается освящение офисов. Что это? Дань моде или истинная, глубокая тяга к вере в Бога?
– Опять же, в каждом конкретном случае по-разному. Хотя как таковая «мода на Церковь» была более характерна для 90-х годов прошлого века. Сейчас такого нет. Многие предприниматели обращаются с просьбой освятить их рабочие помещения именно потому, что понимают – человек, в данном случае бизнесмен, не укладывается в какие-то социальные стереотипы. И деньги – это лишь средство. Этим средством надо еще правильно распорядиться, то есть так, чтобы не навредить себе и своим ближним, уничтожив тем самым и свою компанию. Я надеюсь, если бизнесмены просят освятить офис, это свидетельствует о том, что каждый из них (кто-то с большим пониманием, кто-то с меньшим) вручают свою судьбу и судьбу своей компании в руки Божии, то есть уповают на Господа, и это хорошо. Здесь возникает и психологический фактор: возможно, сам бизнесмен стремится к тому, чтобы в нем прежде всего увидели ЧЕЛОВЕКА, а не машину.
– Чем «полезно» освящение офисов, производственных помещений и т.д.? Мы уже слышали о том, что все российские космические корабли перед стартом освящаются православными священниками. А освящаются ли сделанные в Новосибирске, например, самолеты?
– Священник, освящая офис, испрашивает у Бога благословение не только на стены, потолок, столы, компьютеры, но, прежде всего, на сам коллектив, дабы он процветал как духовно, так и материально, чтобы в нем самом существовала гармония, которая проявляется, в том числе, и в отношениях между людьми. В новосибирских авиакомпаниях нам действительно приходилось освящать самолеты.
– В последнее время нам все чаще приходится сталкиваться с представителями тоталитарных сект, активно рвущимися в бизнес. При этом такие люди искренне уверены, что Бог обязательно поможет им в ведении дел. А если успехи в бизнесе невысоки, значит, они недостаточно сильно верят в Бога. Как с точки зрения Православия можно охарактеризовать подобные тенденции? Как бизнесменам защитить себя от влияния подобных сект? И какие секты, на Ваш взгляд, имеют склонность к проникновению в бизнес-сообщество?
– Здесь стоит привести очень важный религиоведческий аспект. В 16-м веке произошла реформация. Появились люди с «новым религиозным сознанием»: проповедники кальвинизма, отчасти и лютеранства, были фаталистами. По их вере – у человека нет свободы. У человека нет возможности выбрать свой жизненный путь и его вечный итог. Бог еще до создания мира решил, кого Он спасет, а кого отправит в погибель. И человек ничего не может сделать для изменения Божьего решения. Как жить, если человек разделяет подобное мировоззрение? Как определить ему, кто он – избранный или нет? Здесь протестантские богословы выдвинули аксиому, основами своими уходящую в языческий мир: если ты идешь к спасению, значит, Господь тебя любит, а если Он тебя любит, то Он должен проявить Свое благорасположение к тебе еще в этой земной жизни, и это благорасположение будет заметно и для тебя, и для других; оно будет проявляться в твоем житейском благосостоянии. Отец Небесный будет всегда помогать тебе, а не твоему «проклятому соседу». Из этого протестантами и многочисленными современными сектантами, прежде всего неопятидесятниками, вскормленными на основе данного «богословия», делается банальный вывод: если ты социально и материально успешен, значит, у тебя с Богом отношения добрые, ты – избран. А если разоряешься, значит, ты не подлинный христианин, ты все-таки отвергнут Богом. Это извращение христианства получило название «теология процветания». Вся духовная составляющая христианства в этом «богословии» сводилась к нулю. Отношения с Богом приобрели мирской характер товарно-денежных отношений. Дух сокрушенный и сердце смиренное не требуются, чтобы быть таким «христианином». Этому незамысловатому принципу ныне следуют многие так называемые постпротестантские, а также неопятидесятнические секты. Подобная доктрина серьезнейшим образом противоречит тому, что возвещает традиционное христианство. В Евангелии Христос говорит о том, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные, из чего можно сделать вывод, что обездоленные и несчастные ни в коей мере не чужды Спасителю, а точно наоборот. Христос – там, где боль, а не только там, где шумный успех. И если на «теологии процветания» действительно лежит часть вины за дух стяжательства, охвативший западный мир, то не стоит вину за это извращение христианства перекладывать на само христианство. По крайней мере, Православие не принимало участия в этом процессе. Еще одно существенное отличие сектантской «теологии процветания» от истинной веры Христовой состоит в том, что Православие не навязывает себя, не вводит свою догматическую систему непосредственно в сферу хозяйственной деятельности людей, в то время как модель «теологии процветания» способна работать лишь в условиях тоталитарной религиозности, когда церковная община контролирует всю, даже интимную, жизнь человека. А последнее является одним из главных критериев в сектоведении, по которому ту или иную организацию относят к тоталитарным сектам. Справедливости ради стоит отметить, что не все протестантские деноминации принимают подобную богословскую систему. Одной из наиболее нацеленных на бизнесменов тоталитарных сект сегодня являются неопятидесятники, принадлежащие к «Движению веры» (другие названия – «Теология процветания» и «Слово жизни»). В это движение входят секты «Живая вода», «Новая жизнь», «Живой родник», «Слово истины», «Церковь нового поколения», «Церковь живого Бога», «Церковь Завета», «Церковь прославления», «Дело веры», «Роса», «Благодать», «Церковь любви Христа», «Церковь Иисуса Христа», «Живая вера», различные «Церкви Полного Евангелия», «N-ский Христианский центр» и т.д.
Кроме того, есть немало других сект, желающих затащить в свои сети людей обладающих денежным достатком, и прежде всего предприятия, приносящие стабильный доход. Это и тоталитарная секта Сайентологов с ее филиалами «WISE», «Церковь Сайентологии», «Криминон» – ведь это ее создателю Лафайету Рональду Хаббарду принадлежит фраза: «Если хочешь разбогатеть, создай свою собственную религию». Ныне запрещенная в России секта «Свидетелей Иеговы», которая воспринимается прежде всего как религиозная организация. На самом же деле в основе ее, по мнению многих исследователей, лежит чистая коммерция. Секты «Трансцендентальная Медитация», «Общество сознания Кришны» и др.
Но есть секты, в которых нет собственно религиозного учения, учения о Боге. В них есть лишь культ благополучия и богатства и громкие, навязчивые обещания успеха, которые принесет вступление в организацию, компанию, клуб. Такие секты религиоведы называют коммерческими (или индустриальными) культами.
Типичные примеры подобных сект – «Гербалайф», «ЭмУэй» («Amway»), «Ипсум» («Ipsum») Фабриса Керерве и другие подобные им организации, функционирующие по принципу пирамиды или, как они сами это называют, «многоуровневого маркетинга». Один из признаков таких пирамид – это то, что людям обещается прибыль не только (и не столько) от торговли, сколько от вербовки в организацию новых людей. Каждому члену обещается процент от всех продаж, совершенных теми, кого они приведут в организацию. И характерно, что одно из первых заданий, которое дается желающим поступить в коммерческий культ, – это составить список (с адресами и телефонами) всех знакомых, которых они могли бы попытаться привести в «фирму».
Итак, религиозного учения у таких сект, как правило, нет, но методы их деятельности и контролирования сознания своих членов – совершенно сектантские.
Любому человеку, а не только бизнесмену, нужно проявлять здоровое недоверие, чтобы не очутиться в сетях секты.
– Есть ли какие-то специальные молитвы для бизнесменов, предпринимателей, руководителей предприятий? Наверное, нет. Тогда, какие молитвы Вы бы посоветовали?
– Прежде всего, молитву Господню «Отче наш». И не забывать дорогу в храм Божий.
Беседу вел Александр Оконишников