[23.06.2017] Про «Православную Церковь Онлайн» и чем опасен «духовный фастфуд»
Мое советское детство хорошо усвоило русскую пословицу «Без труда не вытянешь рыбку из пруда», однако постсоветская молодость помнит ироничный тост эпохи перестройки «Выпьемза то, чтобы у нас все было и нам за это ничего не было!» И современная социальная культура в лице наших сограждан фактически воспроизводит в жизнь данную «формулу успеха» - «как бы все иметь, при этом ничего не делая и ни за что не отвечая», «как бы заработать миллионы долларов, особо не напрягаясь». Закон рынка гласит: «Спрос рождает предложения», и коль есть спрос на легкое достижение «максимального» результата, то недолго ждать и соответствующих инициатив. И вот уже рекламные блоки пестрят многочисленными предложениями «выучить английский за пять дней», «убрать живот за один час», «освоить 1C бухгалтерию за 10 минут». Было бы очень странно, если бы область религиозная не подпала бы влиянию этой культуры «тотальной халявы». И, действительно, мы уже привыкли к тому, что представители тоталитарных сект обещают своим последователям «Царство Небесное» всего лишь за одно «богослужение» в виде веселой тусовки на вечеринке. К сожалению, косвенным образом нечто подобное коснулось и тех, чей взор направлен в сторону Православия.
С 2014 года в рунете действует красиво и стильно оформленный сайт «Православная Церковь Онлайн» на котором наивный посетитель может «заказать требы» (молебен, сорокоуст, Неусыпаемую Псалтырь и даже Крещение, Венчание), «поставить свечу». При этом сии культовые действия авторы проекта обязуются исполнить не в виртуальном пространстве, а в реальном – сайт дает внушительный список храмов в разных городах Российской Федерации. Таким образом, не отходя от монитора, «открывается возможность» поставить свечу в Успенском Соборе Московского Кремля, заказать сорокоуст в новосибирском Соборе во имя св. блгв. князя Александра Невского (где волей Божий я несу служение) или перечислить пожертвование Чесменской церкви во имя святого Иоанна Предтечи в Питере. Помимо стильного (в духе сайтов Православных приходов) оформления, портал снабжен достаточно подробной справочной информацией о том, что такое молебен, сорокоуст, церковные Таинства, как их заказать и как к ним подготовиться. Подобная «псевдокатехизическая» начинка, конечно же, легко «подкупает» искателя «церковных чудес».
На самом деле НКО «Православная Церковь Онлайн» не имеет никакого отношения к Русской Православной Церкви и к ее каноническим подразделениям. В качестве единственного (!) учредителя «Православная Церковь Онлайн» осуществляла сбор пожертвований «за совершение богослужений, молебнов и треб», которые на самом деле никогда никем и нигде не совершались. Федеральная налоговая служба ликвидировала данную некоммерческую организацию, однако сайт продолжает «действовать». С чем мы собственно имеем дело? С банальным мошенничеством. И тот факт, что «Православная Церковь Онлайн» продолжает существовать в сети – это вопрос Управлению «К» МВД. Нас же интересует другой вопрос: почему наши сограждане так легко попадаются в сети незамысловатых обманщиков?
Дело в том, что данная ситуация поднимает гораздо более серьезную и глубокую проблему, которая касается не только внецерковных людей, но и наших непосредственных прихожан. Очень часто Церковь представляется ими в виде своеобразной сервильной организации, которая за деньги оказывает «духовные», а точнее сказать «молитвенные» услуги. Ты заплатил – за тебя (точнее: вместо тебя) помолились. Ты заплатил много, пожертвовал во многие монастыри и за тебя (точнее: вместо тебя) многие молятся и «благодать» таким образом «автоматически», якобы «прирастает». При этом такого рода «жертвователь» и заказчик бесчисленного числа сорокоустов и прочих поминовений не считает для себя необходимым вести духовную жизнью, самому молиться и начать хоть как-то нравственно меняться в лучшую сторону. Зачем? Ведь «все оплочено, по всем монастырям - all inclusive, благодать «понеслась» и все должно быть окейно».
Подобный магический подход, пронизанный языческим юридизмом, к реальностям духовной жизни есть глубочайшее искажение самой сути Православной веры. Молитва есть обращение личности к Личности, личности человека к Личности Бога, это есть непосредственное обращение человека к Богу, непосредственное общение Бога и человека. В этом общении не может быть посредников, но могут быть помощники. Святые, к которым мы обращаемся в молитвах, священнослужители, которым мы адресуем записки «о здравии» и «об упокоении» есть помощники нам в той молитве, которая уже нами совершается!!! Плодотворна молитва за человека (о его здравии, если он жив или об его упокоении, если он уже преставился). Плодотворна молитва вместе с человеком (о спасении и насущных потребностях его самого и его близких). Но абсурдна молитва, совершаемая вместо человека (когда последний не радеет о просимом и священник фактически выступает в качестве наемного работника).
Еще раз стоит повторить – личная молитва это обращение конкретной личности к Божественной Личности и она не может происходить вне конкретной личности. Конечно, некий человек может (и строго говоря, обязан) молиться за своих неверующих родственников, однако эту молитву (обращение к Богу) должен осуществлять он сам, а не кто-то вместо него! Приведу такой пример. Предположим, некто имеет великую просьбу к Президенту страны о себе и о своих родственниках, и он просит своего знакомого из администрации Главы государства представить его прошение и договориться о возможной личной встрече с Главой страны? Можем ли мы представить, чтобы этот человек посчитал лишним придти в назначенный час на прием к Президенту, все бы «свалил» на своего товарища из администрации, а сам пошел, скажем… в баню? Конечно, нет. Но в области религиозной подобные эксцессы происходят достаточно часто. Бывают, что люди заказывают заочное отпевание, но сами не присутствуют на службе, не молятся вместе со священником об упокоении душ своих усопших сродников. Может возникнуть вопрос: а если человек заказывает сорокоуст или поминовение на полгода или год, то неужели он должен молиться на всех Литургиях неуклонно? В идеале – да. Но, конечно же, в условиях нашей жизни, когда (согласно Быт. 3: 19) мы вынуждены добывать пропитание в поте лица, у нас подчас нет физической возможности ежедневно молиться на Божественной службе. Тем не менее ежедневный молитвенный подвиг, в том числе и домашний, наша горячая молитва (о сродниках или о просимом) в высшей степени необходима! Свт. Афанасий Великий говорит: «Бог спасает нас не без нас», в Евангелии читаем:«Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11: 12). В духовной жизни ничего не происходит автоматически, механически!
Так же следует подчеркнуть еще один очень важный момент. Предание Церкви свидетельствует, что сама по себе молитва без стремления человека жить по христианским заповедям подобна крику в пустоту. Духовно-нравственные изменения личности, благоговение, искреннее покаяние в грехах в высшей степени необходимы для того, чтобы наша молитва достигала Адресата и просимое нами было дано. Этот принцип прост – «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10). В Евангелии читаем: «Тогда пришли некоторые к Иисусу и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13: 1-5). Духовный мир – это не «автомат», не терминал, который за получаемые монеты порционно выдает духовное благо. Бог есть Разумная и Нравственная Личность, «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 16), и достигают Бога (в том числе и в молитвах) те, кто своей жизнью уподобляется этому Божественному Качеству, т. е. Любви. Можно в 1000 монастырей подать прошения или весь Афон свечами уставить и не получить просимого до тех пор, пока айсберг грехов в душе человеческой не начнет таять под действием тепла покаянной молитвы и нравственного изменения самого человека!
Кстати о свечках… Еще за долго до появления Онлайн-церкви один известный мне священнослужитель (ныне извергнутый из сана) восторженно предлагал создать некую онлайн-часовню, в которой бы пользователи интернета могли бы «зажигать» за пожертвование (а как без этого?) «электронные свечи». Рафинированный интеллектуал или профессиональный философ могут задать мне вопрос: «Ну а какая онтологическая (т. е. по-существу) разница между возгоранием восковой свечи и изменением картинки на мониторе? Ведь по-существу никакой?» Здесь нас подводит опять-таки пошлый юридизм! Не Богу нужны наши свечки (восковые или нарисованные), а нам самим; нашей окаменелой и закоснелой в грехах душе нужны определенные (в том числе и чувственные) средства для того, чтобы «разбудить» слезы покаяния. Огонь свечи – одно из средств к оному. Когда человек совершает определенный труд – идет в храм и там, в молитвенной обстановке, где другие люди тоже молятся перед святыми образами, возжигает свечу, то, несомненно, данные действия (равно как и обстановка) гораздо более эффективны в пробуждении благоговейного чувства, нежели когда человек, лениво расположившись перед экраном компьютера, щелкает по клавише.
Без благоговения нет молитвы, без внутренней собранности, без внутренней дисциплины нет религиозности! Именно поэтому Апостол Павел пишет: «В Церкви всё благообразно и по чину да бывает…» (1 Кор. 14:40). Конечно же, могут быть какие-то исключения или снисхождения. В этом отношении мы не последователи фарисеев и помним, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2: 27). И получить духовный совет или провести душеспасительную беседу, используя интернет или мобильную связь, вполне возможно. Особенно для недужных. Во многих епархиях есть "телефоны доверия". Если же человек, по своей лени, рассчитывает использовать интернет как замену церковной жизни, личному участию в Церковных Таинствах (дойти до ближайшего храма или, если он болен – вызывать батюшку на дом), то он глубоко заблуждается.
В заключение остается отметить, что нет ничего плохого в том, чтобы подать записку на сайт действующего православного прихода (некоторые настоятели благословляют такую функцию на сайтах храмов), но с учетом того, что это действительно сайт прихода, а подающий сам совершает молитву, сам ходит в храм и старается вести духовную жизнь! Любители же «духовного фастфуда» всегда рискуют быть обманутыми самым примитивным способом. Как часто на разного рода «православных» ярмарках-выставках приходится наблюдать картину, как некие лица под вывесками известных монастырей принимают записки-поминовения на год, 10 лет и до скончания века. И люди активно пишут имена, подают пожертвования, а потом работники торгового помещения выгребают эти записки из туалетов. Вот так. Мошенники везде найдут себе «нишу». Не надежней ли дойти до ближайшего храма, подать записку и помолиться?
Благочинный церквей города Новосибирска,
настоятель собора во имя святого благоверного
и великого князя Александра Невского
протоиерей Александр Новопашин