Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Церковно-государственные отношения в европейских станах на примере Польши

    [11.01.2010] Церковно-государственные отношения в европейских станах на примере Польши

             

    В своем выступлении я хотел бы сосредоточиться на церковно-государственных отношениях в Польше, которая первой вышла из социалистического лагеря. С 1985 года как депутат польского парламента я участвовал в разработке многих правовых актов, прежде всего законов, регулирующих правовое положение Церквей и религиозных объединений в государстве. Я надеюсь, что моя информация о польской модели церковно-государственных отношений хоть немного поможет нашим братьям украинцам в их заботах о создании благоприятных условий для осуществления миссии Православной Церкви в Украине. Но перед тем, как представить более подробные сведения о принятом в 1991 году польским парламентом законе об «Отношениях государства и Польской Автокефальной Православной церкви», я считаю нужным напомнить несколько фактов из нашей православной истории в Польше.

    В настоящее время население Польши насчитывает 39 миллионов жителей, в том числе 90 процентов декларирует себя как «верующие римо-католики», православных верующих в Польше около 0,5 миллиона. Православные в большом количестве оказались в пределах Речи Посполитой после объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского в результате, так называемой, Кревской, а затем Люблинской унии.

    Со времен правления короля Сигизмунда III Ваза находившиеся под мощным влиянием Римо-католической церкви власти Речи Посполитой включились в реализацию восточной политики Ватикана, окончательной целью которой была ликвидация Православной Церкви и подчинение Православного населения Ватикану. Попытки достигнуть этой цели принесли православным много испытаний, особенно во время насильственного насаждения, так называемой, Брестской унии в 1596 г. и в период между первой и второй мировыми войнами, т.е. с момента возрождения польского государства в 1918 году до агрессии гитлеровской Германии на Польшу в 1939 году. В то время польское государство, хотя и не прибегало к методам террора и репрессии, применяемым большевиками по отношению к Церкви в СССР, но тоже вело политику притеснения, порой открытых гонений, по отношению к Православной Церкви. Несмотря на то, что Православие было автохтонной верой белорусов и украинцев на их исконных землях, власти возрожденной Польши изначально относились к Православной Ццеркви как к учреждению царской России. До 1924 года католики «стихийно» отняли у православных 215 храмов. За это время было разрушенных более 30 храмов, в том числе соборы в Варшаве, Люблине, Калише. В 1929 году Римо-католическая церковь в судебном порядке пыталась отнять у православных еще 750 храмов, в том числе соборы в Кременце, Луцке, Пинске, Почаевскую лавру. Опасаясь волнений на религиозной почве – в пределах довоенной Польши проживало 4 миллиона православных – власти не решились выполнить требования римо-католиков. Но в 1938 году при помощи армии и полиции на Холмщине и Подляшье были разрушены 127 храмов. Применялись и другие методы борьбы с Православной церковью. Выделив из государственной казны значительные суммы, власти добились признания автокефалии Православной Церкви в Польше Константинопольским Патриархом. Церковно-славянский язык юридическими мерами вытеснялся из богослужений, а русский, украинский и белорусский из практики проповедей.

    Все вышеизложенные действия осуществлялись при наличии конституционных гарантий свободы. Но конституционные нормы не имели никакого отражения в действующих законах. Тут был своеобразный правовой вакуум, которым воспользовались власти в борьбе с Православной церковью. Так было после введения Брестской унии, так было в межвоенный период и в послевоенные годы при, так называемой, народной власти.

    Имея многовековый опыт, мы православные в Польше, сберегая вверенную нам еще со времен святых братьев Кирилла и Мефодия веру, всегда стремились к определению правового статуса Церкви. Нам был необходим закон, который в правовом плане защищал бы Православную церковь от местных чиновников. Такая возможность возникла в конце 80-ых и начале 90-ых годов, и мы ей воспользовались.

    Уже в начале 80-х годов находившийся в то время у власти руководящий состав Польской объединенной рабочей партии, осознавая наступающий политический крах, начал процесс либерализации существующей системы. В частности, одним из проявлений этого процесса явилось изменение отношения государства к религии: в 80-е годы велось массовое строительство католических храмов, около тысячи которых было возведено в эти годы. Ослабевающая коммунистическая власть решила особым законом гарантировать Католической церкви полную свободу. В 1989 году Сейм Польской Народной Республики принял закон об отношениях между госудурством и Католической церковью, в соответствии с которым католики получили гарантии и привилегии даже большие по сравнению с теми, которые имелись у них перед второй мировой войной. Коммунистическая власть вернула Католической церкви все принадлежащее ей раньше недвижимое имущество, дала церкви право на преподавание в школах Закона Божьего, а также возможность духовной опеки над верующими в больницах и тюрьмах, ведения пастырской работы в армии. Отдельный закон гарантировал священникам медицинское страхование, а Церковь получила возможность использования общественных СМИ в своих целях.

    Быть может, представители старой власти рассчитывали на то, что и дальше управляя страной, они смогут контролировать сложившуюся обстановку, и лишь в ограниченной степени дадут возможность Католической церкви воспользоваться предоставленными ей правами. Но образовавшееся в сентябре 1989 года правительство во главе с премьер-министром Тадеушем Мазовецким помнило о той роли, которую сыграли Католическая церковь и папа Иоанн Павел II в процессе свержения коммунизма в Польше. Все данные законом права и привилегии были реально задействованы. Показателен тот факт, что даже были удовлетворены иски Католической церкви относительно недвижимого имущества, утраченного ею несколько веков назад – все имущество было возвращено.

    В некоторых из последних исков Католическая церковь даже потребовала возврата нескольких зданий Варшавского университета, что вызвало определенную критику со стороны части польского общества.

    Формируя отношения с преобладающим вероисповеданием, имеющим огромное влияние на общество, новая власть не учитывала интересов небольших по численности Церквей и религиозных объединений, представленных несколькими десятками различных конфессий. Положение в государстве для тех из них, деятельность которых была легальной, регулировал закон «О гарантии свободы совести». Однако этот закон не гарантировал некатолическим конфессиям всех прав и привилегий, предоставленных Католической церкви, в частности, права собственности на храмы и возврат конфискованного недвижимого имущества, что являлось очень важным вопросом для православных верующих.

    Будучи единственным православным в составе депутатов Сейма, я попытался убедить большинство членов парламента предоставить Православной Церкви, существующей в Польше на протяжении уже более тысячи лет, такие же права, как и Католической. Нам – пытался я убедить премьер-министра Тадеуша Мазовецкого – нужна другая модель правовых отношений между государством и религиозными общинами. Раз парламент принял отдельный закон по отношению к Католической церкви, мы вынуждены дать аналогичные гарантии хотя бы традиционным, существующим в Польше с времен Реформации церквям. Такая модель не возникла сразу. 9 июля 1991 года т.н. «контрактовы Сейм», 2/3 депутатов которого представляли посткоммунистические партии (как тогда казалось, исчезающие навсегда с политической сцены), принял закон о Православной Церкви, который предоставил православным такие же права (хотя не все) и гарантии, как и Католической церкви два года раньше. После этого на протяжении 8 лет Сейм принял еще 8 законов о вероисповеданиях – последний о еврейских общинах. Все остальные вероисповедания получили гарантии в одном общем законе. Эта довольно сложная система, требующая от парламента больших усилий, позволила решить существенный вопрос, т.е. потребность обеспечения надлежащей позиции преобладающей Церкви в Польше, а именно католикам, и в то же время равные права немногочисленным вероисповеданиям. Всем известно, что Церкви, которым принадлежит огромное большинство верующих граждан данной страны, сформировали историческое лицо христианства в своих странах, создали духовную культуру их народов. Тем, чем была и есть Православная Церковь для греков, русских, белорусов, украинцев, болгар, румын, сербов, черногорцев, тем для поляков является Католическая церковь. Признавая этот факт, не претендуя на роль национальной Церкви, другие Церкви и религиозные объединения должны иметь подобные правовые гарантии. И именно польская правовая модель решает этот вопрос.

    В чем заключаются основные достижения православных? Закон гарантирует Православной церкви свободу исполнения духовной власти и свободу управления своими делами (ст. 2 ч. 1). Значение изложенной выше части закона можно оценить должным образом только в том случае, если мы будем помнить о том отношении к православию, которое демонстрировалось на протяжении всей истории Речи Посполитой. Отношение польских властей отличалось недоверчивостью, зачастую нерпикрытой враждебностью, а об отношении Католической церкви к православию проф. Мирослава Папежиньска-Турэк пишет, что «со времен унии она писалась насилием и даже кровью».

    Закон определил соотношение между государством и Православной церковью, в том числе ее правовое и имущественное положение.

    Мне бы хотелось сказать несколько слов по этому вопросу. В конституции каждой демократической страны содержатся правовые гарантии свободы вероисповедания, в том числе право собственности Церквей и религиозных объединений на храмы. Это означает, что Церкви получают полную гарантию свободы вероисповедания в том случае, если государство дает им не только право wladienia chramami, но и право собственности, гарантируемое конституцией, которое является святейшим законом капитализма. При Народной Польше у Церквей тоже было право на владение церквями. Однако в случае возникновения конфликта между верующими разных конфессий, зачастую спровоцированного извне, право на владение древним храмом переносилось на иную, часто конкурирующую конфессию. В настоящее время право собственности на храм принадлежит исключительно Церкви, которая служит в храме, и лишь она сама, а точнее говоря, ее центральная власть (в случае православных – Собор епископов) может его отменить. Такое решение позволило остановить вызывающие общественные волнения и наносящие вред Церквям и государству споры о церковном имуществе.

    Закон также определил православные юридические лица и их органы, причем в соответствии с положениями этого закона церковные власти обязаны только уведомлять государственные органы об установлении и изменении церковных должностей.

    Закон обеспечивает Церкви право организовать обучение Закону Божьему в государственных школах, в приютах, детдомах, детсадах. Церковь – в нашем случае епископ – определяет и утверждает програму обучения и назначает учителей. Учителя получают зарплату от государства. Церковь имеет право духовно окармливать больных в учреждениях здравоохранения, заключенных в тюрьмах и следственных изоляторах, военнослужащих в военных частях. Священники, военные капелланы, получают офицерские звания и жалование.

    Закон также наделяет Церковь правом осуществлять благотворительную деятельности посредством образованных ею организаций, гарантирует Церкви доступ к СМИ. В нем также отражены особенности Православной церкви. Он дает православному населению право отмечать праздники по Юлианскому календарю (семь дней в году). В эти дни работодатели обязаны предоставлять верующим отпуск без сохранения содержания.

    Естественно, не все отношения с государством складываются идеально. Доказательством этому является жалоба, поданная в 2003 году Митрополитом Варшавским и всея Польши Саввой в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. В ней высказано требование отмены постановления польского Конституционного трибунала, в силу которого Православная церковь не получила права собственности на 22 православных храма, которые до 1947 года, т.е. до, так называемой, акции «Висла», принадлежали Униатской церкви. В конце 50-х годов минувшего века возвратившиеся на родину немногочисленные православные украинцы отремонтировали их и молятся в них до сих пор, хотя они являются государственной собственностью. Так же дело обстоит и на Холмщине, где 70 православных церквей после акции «Висла» были превращены в католические храмы. В силу закона об отношении государства и Католической церкви в 1989 году их собственником стала Католическая церковь. Православным же отказали в таком праве. Жалоба оказалась действенной. Правительство и парламент во избежание неблагоприятного для Польши постановления Европейского суда по правам человека очень быстро, уже 4 ноября того же года, принял закон, о принятии которого мы хлопотали на протяжении 20 лет.

    Так как в Польше 2 католических университета и 4 высшие церковные школы финансируются за счет государственного бюджета, я подготовил и предложил парламентской комисси проект закона о финансировании за счет госбюджета Православной семинарии в Варшаве.

    В заключение я хочу сказать, что после 80 лет правового беспредела Православная Церковь в Польше получила закон, который представляет собой современный правовой акт, удовлетворяющий стандартам демократического государства и создающий Православной Церкви в Польше благоприятные условия для исполнения ее миссии.

    Евгений Чиквин

    Календарь

    Последние новости
    15.01.2021 Преподобный Серафим Саровский
    15.01.2021 Защитники г-на Романова
    15.01.2021 Сергий Романов: жизнь после секты
    15.01.2021 Светлой памяти прихожанина собора Аркадия Борисовича Пасмана
    14.01.2021 Слово на Обрезание Господне
    14.01.2021 Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Вселенский учитель
    14.01.2021 Про голодовку Романова (возникшие вопросы)
    13.01.2021 Молебен для сотрудников «Линии Жизни»

    Православный миссионерский апологетический центр «Ставрос»

    Сектовед.ру