[27.03.2017] Как сохранить мир в душе, когда вокруг столько зла?

В последние годы нам всё чаще приходится слышать о шокирующих терактах в странах, ранее казавшихся безопасными, о нетипичных природных явлениях и росте насилия по всему миру. Наряду с волнением за жертв конфликтов и бедствий, многие люди чувствуют беспокойство и за свою жизнь, за её привычный уклад. Как справиться с тревогой и сохранить мир в своей душе? На этот вопрос редакция sobor.by попросила ответить минских священников.

Протоиерей Виктор Якушев, клирик прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Минска:

- Живя в миру, сохранить мир в душе очень сложно, ведь нам обычно до всего есть дело. Почему святые уходили в пустыню, туда, где можно побыть в одиночестве и ни с кем не общаться? Они уходили, чтобы быть наедине с самими собой и ближе к Богу.

Современный человек встаёт утром и включает телевизор, чтобы посмотреть новости. По пути на работу, сидя в машине, мы также включаем радио и знакомимся с последними событиями. Чаще всего мы остаёмся к новостям безучастными, но некоторые из них нас пугают и будоражат, иногда и возмущают. Все сегодня разбираются в политике и все могут дать совет, как лучше поступить.

Какой из этого можно сделать вывод? Всего, что лишает мира в нашей душе, нужно избегать. Если человека беспокоят политические новости, он из-за этого не может спокойно спать и со всеми ругается, значит, смотреть такие новости не нужно.

Вообще, здесь речь идёт о таком качестве, как смирение. Смирение – то качество, когда мы спокойно воспринимаем всё, что происходит вокруг нас, особенно, когда это касается лично нас. Нас обижают, оскорбляют, а мы словно камень при дороге: его пнули и пошли дальше, а он остался лежать, никак не ответил. Вот и мы должны вести себя также, но это не получается делать, потому что это очень сложно. Но если человек старается, Господь даёт силы и укрепляет Своей благодатью.

Иерей Александр Кухта, клирик прихода храма святителя Димитрия Ростовского п. Михановичи Минского района:

- В этом вопросе можно выделить два важных аспекта, первый из которых – количество зла в мире. Я не думаю, что в мире сейчас намного больше зла, чем две тысячи лет назад. Люди не так уж сильно деградировали, возможно, они в чём-то наоборот стали лучше, но в общей массе мы остались теми же эгоистами, что и две тысячи лет назад. С другой стороны, с помощью СМИ мы действительно получаем больше информации о том, что происходит вокруг нас, но правильное восприятие этой информации – это, пожалуй, вопрос самоконтроля. Многие из моих знакомых намеренно отказываются от чтения новостей просто для того, чтобы жить в удобном для себя мире, мире, который им нравится.

Второй аспект этого вопроса касается цели и идеи Христианства. Христианство в первую очередь обращено внутрь человека. Вспомните момент, когда Христос сказал апостолу Петру про Иоанна Богослова: "Что тебе до того? Ты иди за Мной". Как видите, подобная проблема была известна ещё две тысячи лет назад, и методы её решения остались теми же. Да, возможно, поменялись темп жизни и окружающие нас декорации, но смысл остался тем же.

Христианство за свою историю накопило большой опыт попечения о душе человека, поэтому так полезно знакомиться с хорошей христианской литературой. Такие книги бывают очень разными, поэтому единого рецепта здесь нет. Так или иначе, среди них попадаются настоящие жемчужины, которые учат нас мыслить по-другому, смотреть на этот мир по-христиански. Я в своё время начинал с книг Кураева, а потом в силу специфики образования меня очень поразил Ириней Лионский – отец Церкви, живший на границе 2 и 3 веков, который в своих произведениях как бы пытается оправдывать человека.

Все эти книги учат нас по-другому смотреть на мир, на окружающие нас события, учат нас понимать, насколько мы должны быть оторваны от повседневности и рутины. Мы принадлежим не сегодняшнему дню, мы – граждане вечности. Если этого не понять, то тогда действительно сложно воспринимать то, что происходит вокруг нас. Но если я смотрю на события с точки зрения вечности и в первую очередь смотрю за собой и на себя, то всё обретает несколько другой смысл. Христианство само по себе – очень фаталистическая религия, потому что уже было объявлено тысячелетия назад – корабль утонул, нам не спастись, мы сидим на дне. Мы ждём спасательную команду, и что-то делать самим бесполезно. По сути, зло в мире – это та самая катастрофа, которая с нами произошла. Вода потихоньку затапливает отсеки, и мы ничего с этим поделать не можем, наша задача – не паниковать и ждать Христа. Если во мне есть это знание, то пережить катастрофу мне будет проще.

Иерей Иоанн Ковалев, настоятель прихода храма Архангела Михаила в д. Новый Двор Минского района:

- Вопросу о том, как сохранить мир в душе, несмотря на всё то зло, что происходит в мире, сейчас придаётся немало значения в Церкви. Мы живём в век информации, имеем возможность знать всё обо всём, и сейчас люди всё чаще встречаются с такими новостями, с которыми они не могут совладать.

Когда мы слышим подобную информацию, нам нужно стараться справляться с ней с позиции нашей веры и искать утешения в Боге, молиться Богу. Самой большой трагедией сейчас является то, что человеческая жизнь теряет свою ценность, мы забываем о многом из-за ценностей материальных. Думаю, что верующего человека такие события побуждают к остепенению, к непраздной молитве за пострадавших людей, к тому, чтобы мы научились тот мир, который мы имеем сегодня, ценить по-новому, и чтобы эти события не оставались каким-то негативным пятном на нашей душе. Но достичь этого мы можем только с Божьей помощью, и верующий человек должен в первую очередь осознавать, что мы имеем такой духовный потенциал, который просто не может нам позволить впасть в уныние и панику. Все эти события можно правильно понять только с позиции духовного самоотвержения, к которому нас подводит Христос.

Не хочется говорить, что подобные новости – знаки Апокалипсиса. Здесь правильнее сохранять спокойствие, потому что мы знаем, что для каждого человека есть свой личный апокалипсис – конец жизни. Эти события служат подтверждением словам Господа о трезвении и постоянной молитве, а также словам апостола Павла, призывавшего к доброделанию: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите". Сегодня эти слова звучат актуально, и именно в Боге, в Церкви и в духовной жизни мы можем найти ответы на все вопросы о том, что сегодня происходит в мире. Тогда никакая информация не сможет поколебать обычный ритм нашей жизни, ведь наша жизнь постоянно связана с определённым риском, и мы будем ориентированы на духовную стабильность, которую мы находим в вере. Эта духовная стабильность, с одной стороны, не будет позволять нам оставаться безучастными к этим событиям, и, с другой стороны, не будет позволять панике и отчаянию овладеть нашим сознанием – церковным сознанием, которое зиждется на живой вере в Бога.

Надежда Филипчик
sobor.by