[24.08.2015] Боговолец

Журналист Максим Соколов — о том, почему в случае буйных непотребств православных активистов не грех вспомнить и о церковной дисциплине

Называющий себя православным активистом и лидером движения «Божья воля» Димитрий Энтео (в миру Дмитрий Сергеевич Цорионов) сумел наконец истощить долготерпение церковного начальства.

Еще 2 года назад деятельность активиста встречала достаточно благожелательное отношение священноначалия: «Очень ценю вашу пассионарность, вашу способность отстаивать интересы Церкви. Благодарю вас за эту поддержку и призываю на вас благословение Божие» (патриарх Кирилл), «Такие группы нужны Церкви, потому что они не позволяют Церкви скатиться в пропасть либерализма» (митр. Иларион Алфеев), «Господин Цорионов создал сайт, на котором сообщается не только о деятельности организации, которую он возглавляет, но и широко освещаются события, происходящие в РПЦ, мнения православных священников по тем или иным вопросам. И это очень удачно» (прот. В. Чаплин).

Однако последнее пассионарное деяние активиста, явившегося в окружении других боговольцев на выставку в Манеже и сокрушившего произведения скульптора В.А. Сидура (1924–1986), не было сочтено таким удачным, как прежде. Клирики (менее охотно и сквозь зубы) и благочестивые миряне, служащие в Патриархии (более охотно и с разверзстыми устами) осудили Д.С. Цорионова. Присовокупив, впрочем, что квалификация деяний активиста не влияет на их отношение к современному искусству — оно как было отрицательным, так и остается. Правда, считать ли творчество Сидура примером современного искусства, они внятно не указали, что очень даже правильно.

Даже тот, кто сказал бы о произведениях Сидура: «Это не мое», будучи честным, признал бы тем не менее, что в этом есть нечто свободное, сильное и неповторимое, тогда как в образцовых произведениях современного искусства типа гельмановских клистиров или распятий с икрой и орденом Ленина нет ничего, кроме расчетливого хамства.

Впрочем, хамство передовых искусников — особь статья, за него им воздастся не в сем веке, так в будущем, а сейчас речь идет о подвигах православных активистов. Всяк должен за свое отвечать.

В деятельности же православных активистов — и тех, кто с усердием не по разуму их поощряет — наблюдается крайне усеченное толкование слов апостола «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1,23). Упор делается не на Христа распятого, а на две последние синтагмы. Если мы творим то, что для либералов и атеистов есть соблазн и безумие, то тем самым мы исполняем волю Божию. Между тем простейшая логика подсказывает, что далеко не всякие соблазн и безумие есть служение Богу. Многие непотребства, которые здесь нет надобности перечислять, в равной степени соблазнительны и безумны как в глазах иудеев с эллинами, так и в глазах христиан. И деяния лидера «Божьей воли» относятся именно к этому разряду. Главное — круче и больнее досадить неверным, в чем и будет наилучшая проповедь Христа распятого.

Между тем у того же апостола встречаем поучение, куда более относящиеся к миссионерской деятельности Д.С. Цорионова: «И успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого?... Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2, 17-24).

И попустительство негодным деяниям, ради которых имя Божие хулится у язычников, приобрело в последнее время опасный характер. Слава Богу, хоть сейчас наступило некоторое вразумление.

Между тем в случае буйных непотребств не грех вспомнить и о церковной дисциплине, о послушании, а то человек, мнящий себя выразителем Божьей воли, может ведь и ошибиться, и впасть уже в полную прелесть. А ведь если бы сослать Д.С. Цорионова на покаяние в монастырь и объяснить ему устами священноначалия, что Божья воля в том, чтобы он исправно чистил монастырские нужники, прелесть рассеется, аки воск от лица огня.

Максим Соколов
Известия