[21.08.2015] Энтео и его братья

Энтео – мой брат, брат во Христе, также как отец Алексей Уминский, дьякон Андрей Кураев, Владимир Семенко или Сергей Носенко и миллионы других православных христиан, и не только русских. Осмелюсь считать, что и Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Нового Рима, Его мерность, Патриарх Константинопольский Варфоломей тоже мой всесвятейший брат во Христе. Я исхожу из этого и стараюсь из этой нашей глубинной связи и родства делать свои умозаключения и ею измерять свои поступки. Я также верю, что все перечисленные искренне любят Христа и болеют за Его Церковь. Все они ей желают благо, переживают за всех нас. Но поступают в меру своего ума, христианской зрелости и других качеств. Мы разные. Поэтому буду говорить в свою меру разумения.

Не предполагаю больших обобщений и окончательных резолюций, выскажу лишь свои сомнения и недоумения. Меня впечатлило не само событие в Манеже (как известно, на Арт Манежах и иконы рубили), сколько реакция в нашем церковном обществе. Про внешних все давно понятно, они кушают телевидение. И становятся тем, что едят. Говорят им про скрепы – будут крепить, скажут: «Ученые доказали, что столица русского мира – Вашингтон» - «А мы думали, что Санта-Барбара!». Этот внешний мир мне не очень интересен. Не интересны ни его журналисты, ни их читатели. Бессовестность этих моральных судей уже давно меня не удивляет, как не удивляет и их инстинкт соврать. Поэтому не разделяю удивления Пиотровского и Союза музеев России «стилем общественной реакции на события – нечеткостью информации, неадекватностью ухмылки, неуверенностью и нервозностью тона». Это действительно симтомы болезни нашего общества, но болезни хронической, застарелой и известной, но не удивительной.

Приходится в который раз вернуться к теме «нечеткости информации». Давайте определимся в словах и терминах. Как вы назовете вещи, таковы будут и ваши поступки, говорил Конфуций. Ответственный писатель следит за верным словоупотреблением. И это не только проблема стиля. Как вы квалифицируете событие, таковой будет и статья УК. «Погром в Манеже» – звучит ярко и провокационно, привлекательно для заголовка. Но погромами в русской истории назывались довольно кровавые действия. Поэтому прилагать это слово к событиям в Манеже, тем более к выставке трех известных еврейских художников нужно весьма осмотрительно. Но, слава Богу, ни погрома, как и разгрома не было. Никто никуда не «врывался»: купили билеты. То, что мне удалось увидеть, было, безусловно, нервной реакцией, и даже возможно хулиганством, но никак не погромом. Скульптур никто не разбивал. Линолеум вообще не тянет на скульптуру, да и повредить его сложно, так как это половое покрытие. Уважающий себя эксперт-реставратор за такую экспертизу не возьмется, иначе будет очевидна его политическая или корпоративная ангажированность, нарушение профессиональной этики. Ущерб определить поэтому невозможно.

Что же произошло? Если определять жанр произошедшего, то это скорее всего политический перформанс. Энтео, кажется, придумал новый вид спорта «Найти кощунника», и является в нем безусловным лидером. Насколько он искренен, есть ли у него тайные карьерные планы, мы не знаем. Видим, что видим. Это по форме. А по содержанию мы наблюдали выражение протеста христиан против действительного кощунства и богохульства. Чувства верующих были оскорблены. Мои, например. Реакция на это была, возможно, излишне нервная. Но в Москве невротизация населения зашкаливает за 80 процентов! «Грешно издеваться над больными людьми», – сказано сумасшедшим из любимой комедии. Вина за произошедшее на задирах и провокаторах, которым выступил именно Манеж. А если вы уже декларируете, что современное искусства по природе провокативно, то наивно думать, что никто не спровоцируется. Если вы спровоцировали скандал, то что ж лицемерно возмущаться, что он произошел. Не провоцируйте скандал и его не будет. А если вы провоцировали намеренно, то теперь будьте любезны объяснить свои мотивы или ответить по Закону.

Интересен и аргумент: нечего сюда ходить, здесь у нас культурное заведение, сидите у себя в храмах, а тут мы в своем праве: можем и порнографию, и кощунства выставлять безнадзорно, ибо здесь храм искусства. Отвечать на эту дичь как-то и не пристало. Сочинили каких-то абстрактных «верующих», которые сидят по храмам и монастырям и больше ничем не интересуются. А верующие – это 85 процентов граждан России. И среди них и я, и профессор А. Лидов, и В. Якунин, и В. Семенко, и Анна Данилова и перечислять ли дальше? Мы – верующие русские люди – имеем очень широкие культурные и интеллектуальные интересы.

«Атака маргинальных сил на права культуры»? Но «права культуры», как и само понятие «культура» ныне определяемы столь же плохо, как и «оскорбление чувств». Современное «актуальное искусства» вообще не укладывается в классическое определение искусства.

Сравнивать действия Энтео с действиями ИГИЛ, как это сделал Федотов? Известный приемчик. Ничего нового. Обама также не моргнув сравнил Путина с ИГИЛ. Но вряд ли кто ему поверил. И чести себе не приобрел. Не надо звонких фраз. Чем звонче они, тем дешевле.

Печалит реакция части нашего церковного общества. Все внимание ее направлено не на проявления богохульства и надругательство над нравственным чувством, а на упражнения в шельмовании своих братьев во Христе, которые в силу своего понимания предприняли попытки пресечь богохульство или то, что им таковым показалось.

Все требуют смерти Энтео! Свои же! Не хотим с ним иметь ничего общего. Требования (послушайте – требования!) к священноначалию определиться с кем оно. Прямые доносы. Отлучить этого Энтео от нашей культурной и благовоспитанной церкви. Он нас позорит! Что из-за него О НАС подумает мир? Это удар по репутации Церкви! Репутации у кого?

Действительно, по слову Паисия Святогорца, считают, что церковь это прогулочный катер, а не Корабль Спасения. Уютный вязальный кружок вечером у телевизора.

Церковный корабль сегодня в бушующем море. Христиан вырезают целыми селами и городами, под угрозой санкций целые страны заставляют смириться перед содомским грехом. И этого мало: не смириться, а благословить. И не просто благословить, а преподать церковные таинства и у Алтаря! Вот так, принять и не поперхнуться всею гнилью земли. Принять и их гнилое искусство, которое на проверку является лишь очередным финансовым пузырем, деривативом галеристов, СМИ, пиарщиков и банкиров. Искусство не обеспеченное ничем. Ни талантом, ни страданием, ни признаньем, ни любовью, ни умом. Но хорошо конвертируемое в доллар, правда тоже ничем не обеспеченный. Эти вонючие волны мировой «цивилизации» заливают церковный корабль. Информационные шквалы рвут паруса, а когда матросы начинают материться, удерживая мачты, сонные пассажиры жалуются, что им не дают спать и оскорбляют их слух.

И требуют расправы над этими ошалевшими матросами, как будто вообще не представляют, что такое Церковь и как устроена. «Божья воля» не является религиозной организацией и структурным подразделением Русской Православной Церкви. Да и вообще не имеет юрлица. А Энтео – свободный гражданин в пока свободной стране и свободный член пока свободной Церкви, а не тоталитарной секты, контролирующей своих адептов. Где он согрешил пред Богом? Неужели те, кого по недоразумению называют либералами, совсем не ценят свободы? Неужели непонятно, что чем больше мы будем требовать расправы над своими нелюбезными собратьями, тем больше подадим соблазн государству и многим другим желающим по нашему же доносу разобраться со всеми нами и нашими свободами?

Даже весьма сдержанные слова прот. Александра Пелина («Если бы устроители позволили себе нечто подобное по отношению к другим традиционным религиям, было бы гораздо хуже. А на христианство, как на самую "терпимую" религию, можно, по мысли организаторов, всегда плюнуть. И здесь Дмитрий конечно же прав") вызвали у протодиакона Андрея Кураева приступ желчной болезни. Недостоин мол «мордовский десант» культурной столицы, помолчали бы некультурные провинциалы. Плюнут, а ты утрись. Христианин же. Отец Андрей Кураев уже предлагал свои советы, как обходиться с кощунниками. Например, батюшкам из Храма Христа Спасителя рекомендовал девиц из Пуси Райот накормить блинами, блинами их воцерковлять. Что же здесь он не предлагает руководству манежа замирить Энтео если не блинами, то эклерами в местном буфете? Посидели бы за чашкой кофе, поговорили бы, разъяснили бы? Авось в чем-нибудь и сошлись?

Совершенно неубедительны и призывы довериться мудрости прокуратуры. Напомню совсем недавнюю историю с «Тангейзером». Ни массовые протесты, ни обращение к совести руководства самого большого оперного театра в мире, ни к прокуратуре результатов не дали. Совесть у творческих работников промолчала, а прокуратура не усмотрела в спектакле, где Распятие вложено во влагалище, оскорбления религиозных чувств. Ну не почувствовало ничего такого оскорбительного, ну вложили и вложили. Только вмешательство Министра культуры В. Мединского спасло ситуацию. А чтобы успокоить деятелей искусства пришлось режиссеру Кулибину дать постановку уже в Большом театре Москвы. Как после этого не согласиться с Энтео: "Наша акция - это крик, потому что нас не слышат, государство сегодня не защищает наши святыни, только резонанс может что-то изменить"?

Поэтому давайте все же сдерживать эмоции и отвечать за свои слова. У Церкви сегодня не так много отважных защитников. Их просто единицы. Не всегда их действия безупречны. Но это мужественные люди. Я не большой поклонник Энтео и не большой ценитель Сидура. Но Сидур – это Энтео 60-х, человек не побоявшийся КГБ и бульдозеров. Без мужественности и бесстрашия невозможно стать ни настоящим художником, ни христианином.

Евгений Константинович Никифоров
Радонеж