[29.06.2015] «Я пришла к Православию, потому что это Христова Церковь». Беседа с бывшей мормонкой
Джекки активно участвовала в жизни мормонской общины с детства. О том, как и почему она оставила ее, что духовно не удовлетворяло ее в учении церкви святых последних дней, как открыла она для себя Православие и что обрела в нем, – ее рассказ.
– Как правило, "церковь святых последних дней" покидают люди двух категорий: первые – это те, кто был убежденным верующим и активно занимался характерными для мормонов видами служения (храмовое служение, миссионерство); вторые – те, кто происходит из семьи мормонов, но был всегда равнодушен к их религиозной практике или же не слишком активен. Джекки, расскажите, пожалуйста, о своем опыте. К какой, на ваш взгляд, категории вы отнесли бы себя? Были ли вы и ваша семья активными приверженцами учения церкви святых последних дней? Сколько поколений ваших родных были мормонами? Занимались ли вы миссионерством? Заключали ли брак в храме мормонов?
– Моя семья не из числа строгих приверженцев мормонства. Мы могли пропустить воскресную службу из-за поездок к родственникам, на рыбалку или спортивные состязания. Помню, я смущалась от того, что не знала многих песнопений или историй из Писания на занятиях в воскресной школе. Но я относила себя к мормонам и, надо сказать, гордилась этим. Когда мне было лет десять, я начала читать серьезные книги и стала очень интересоваться нашей верой. Я прочитала полностью многотомник «Доктрина спасения»[1].
Несмотря на наше нерегулярное присутствие на службах, я закончила семинарию, никогда не нарушала «слово мудрости»[2], хранила «закон целомудрия»[3] и ощущала себя посланником веры мормонов. Я посещала Университет Бригама Янга и повенчалась в храме в 19 лет с юношей из моего города, вернувшимся из миссионерской поездки. Я стала значительно серьезнее относиться к вере и делала всё, что следовало: посещала богослужения, училась, молилась и участвовала в жизни общины.
– А как из верной последовательницы церкви святых последних дней вы стали православной?
– Мы растили наших детей в штате Юта, когда мой муж поступил на военную службу. Я любила Юту, и мне нелегко было уехать. Но я решила воспользоваться случаем и стать миссионером. Мы переехали в регион Библейского пояса[4], и я встретилась с представителями разных христианских деноминаций. Я открыла для себя, что многие из них вели более насыщенную религиозную жизнь, чем я; они отчасти были знакомы с учением мормонов и не выражали желания присоединиться к нам. Мне трудно было это принять. Как человек, живущий согласно своим религиозным убеждениям, я надеялась на «вознесение», но при этом думала: вот, я войду в Царство Небесное, а они, что же, нет? И я была согласна отказаться от уготованного мне места. Я решила, что проблема – в моих миссионерских усилиях. И подумала, что мне надо удвоить молитву, активнее раздавать «Книгу Мормона», приглашать миссионеров, звать друзей на церемонии в церковь святых последних дней и лучше изучить историю мормонства.
Два года я и мой муж усиленно трудились на этом поле. Мы были счастливы, что мы – святые последних дней. Всё шло гладко, кроме моих штудий (исключительно по мормонским источникам) ранней истории мормонов: возникало множество новых вопросов, и я чувствовала, что мои личные убеждения становятся более и более несовместимы с мормонством. Несмотря на эти чувства, я продолжала нести свидетельство ближним и служение, принимала участие в управлении приходом.
Тогда я решила почитать о православном христианстве. Это решение не было необычным. Я старалась изучать иные вероучения из любознательности и в миссионерских целях. Я приобрела книгу «Введение в Православную Церковь: ее вера и жизнь» Антония Кониариса. Я помню, как читала и после каждой страницы думала: «Да, да, это именно то, во что я всегда верила в глубине души!» Этот сплав из чувства духовного неудовлетворения и радости открытия новой увлекательной двери сподвиг меня задать себе вопрос: «А что, если мормонизм – не истинен?» И когда я призналась себе, что должна серьезно обдумать этот вопрос, будто гора свалилась у меня с плеч. С того момента я перестала верить по-мормонски.
Но прежде, чем я увидела первый в моей жизни православный храм, прошло несколько месяцев. Мой муж был всё так же предан церкви святых последних дней, а я, его жена, уже не верила по-прежнему. У нас была очень сплоченная община, и мне не хотелось оставлять свое призвание и всех, кто мне доверял. Я просто учила о Христе во время уроков и бесед о вере. Я сохраняла свое неверие в тайне. Я хотела получить больше новых знаний, попоститься, помолиться, чтобы утвердиться в решении изменить жизнь, поскольку оно касалось не только меня, но и всех окружающих, особенно тех, кого я любила.
Это был волнующий этап. Несмотря на то, что я получила представление о Православии, я была не готова к тому, что произойдет, если я внезапно отрину мои основополагающие убеждения, сформировавшие мою личность. Я чувствовала, что осталась наедине с множеством кусочков мозаики, которые никак не складывались. Разочарование и изнеможение привели меня к склонению в атеизм на короткое время. Восстановление веры было ошеломляющим, особенно с моим новым скептицизмом. Мне надо было начать с чистого листа, чтобы отстроить здание веры. И начать с материалистического атеизма казалось коротким путем.
Христос всегда был наиболее важен для меня в учении мормонов. Весь мой духовный опыт был связан с Ним. Отойти от мормонских верований было сравнительно легко для меня по сравнению с тем, чтобы оставить Христа. Я чувствовала, что мне надо увидеть Его новым взглядом и по-новому пережить встречу с Ним. Но я действительно не знала, Кто такой Христос. Я решила изучить христианство от самых его корней и начала читать отцов ранней Церкви, о доникейском символе веры. Это привело меня к убеждению, что я должна пойти встретиться с Православием. И когда время моего служения в нашей общине закончилось, я обратилась к епископу с просьбой не возлагать на меня новых обязанностей. Это был день, когда я в последний раз была в мормонской церкви.
На свое первое православное богослужение я пришла в греческий храм, я была одна. Мой муж тоже уже отошел от мормонства, он не был готов к принятию новых верований, но поддерживал меня. Я ходила на службы в течение месяца, разговаривала со священником и спросила о крещении. Он улыбнулся и сказал, что нужно лучше узнать веру. Я не знала, как это называется, но я стала оглашенной. Через семь месяцев я и мои дети были крещены, муж присоединился к нам полгода спустя.
– Я уверен, что трудности, с которыми пришлось столкнуться вам в период обращения, понятны многим, кто обратился из мормонов в Православие. Но, как сказано, каждый из нас призван к вере особым образом. Что для вас явилось основным мотивом прихода к Православию?
– Я пришла к Православию, потому что верила и верю: это Христова Церковь. Чтение ранних отцов привело меня к вере в Троицу и в то, что Евхаристия – это истинное Тело и истинная Кровь Христа. Я хотела быть там, где я могу прикоснуться к Богу. Мне нравится, что Православная Церковь с дерзновением утверждает, что содержит истину, но при этом не выносит суда о всех находящихся вне ее. Православные службы, поклоны, чтение православных молитв, жизнь по вере – всё это приносит мир моей душе.
– А вы интересовались другими так называемыми апостольскими традициями (римским католицизмом, восточными церквями)? И если да, то почему вы выбрали все-таки восточное православное христианство?
– Я присматривалась к римо-католичеству. У меня был приятный опыт в католическом приходе, когда я была ребенком. Одна из наших соседок, когда мы переехали из Юты, была католичкой. У меня было ощущение Божественного присутствия в ее доме и в ее жизни. Мои дочери были американскими скаутами, а они работают под эгидой Католической церкви. Возможно, я была бы открыта для католичества, но я обрела свой дом в Православной Церкви. Когда я была оглашенной, я изучала разногласия между Православной Церковью и католической и обычно предпочитала православную практику и учение.
– Как изменилась ваша жизнь, когда вы стали православной?
– После крещения в Православии я с Божией помощью стала более беспокоиться о своих прегрешениях и менее судить других. Я стремлюсь помолиться на богослужении и расстраиваюсь, если мне это не удается. И это не чувство вины, но в большей мере сожаление о потерянной возможности. Мне легче молиться. В мормонстве я, молясь, чувствовала, как будто что-то давит на меня. Я люблю православные молитвы, и теперь я могу сосредоточиться на своем сердце. Я обрела большую любовь к Божией Матери. Я более стремлюсь работать над собой, чем внешне проявлять праведность.
– У вас есть любимый святой? И почему вы его полюбили?
– У меня нет любимого святого. Это одна из замечательных сторон Православия, что здесь столько разных святых с такими разными житиями – они могут соотноситься с нашей собственной жизнью в разные ее периоды. Мое имя в крещении – София. Три моих дочери носят имена ее дочерей – Веры, Надежды и Любви. Недавно я размышляла над житием святой Моники. Я вряд ли стану монахиней. Я не могла бы просить себе подвиг мученичества. Но я мать, как и святая Моника. Она стала святой через упорную молитву за свою семью. И когда я ничего не могу поделать – я могу помолиться. Всегда! Часто я забываю помолиться, и святая Моника напоминает мне об этом.
– Что бы вы хотели сказать приверженцам церкви святых последних дней?
– Я хочу, чтобы все члены общин святых последних дней знали, что я по-прежнему люблю их! Я любила их, будучи одной из них, и всегда буду ценить мое воспитание. Я старалась жить мормонской духовной жизнью со всей тщательностью, но потом произошло разъединение. Я духовно натолкнулась на стену. В Православии моя душа обрела мир, и я обрела духовный рост в моем общении с Богом.
Перевел с английского Василий Томачинский
Православие.ру