[14.05.2015] Охотники на наши души и... кошельки

Для разговора с Александром Леонидовичем Дворкиным особого повода в наши дни искать не надо — как и десять и двадцать лет назад сама жизнь таких поводов доставляет предостаточно, ведь основное поле деятельности профессора Свято-Тихоновского Гуманитарного университета и заместителя председателя экспертного совета по проведению государственной религиозной экспертизы при Министерстве юстиции РФ - разоблачения деструктивной сектантской деятельности, а секты в нашей стране не перевелись, поэтому и своей актуальности работа Александра Леонидовича не утратила, как не иссяк и интерес к ней.

Хотя, по правде сказать, если бы не секты, то все равно поговорить с Дворкиным есть о чем, ведь он не только автор учебника «Сектоведение», с самого момента публикации ставшего настольной книгой всех специалистов в этой области, им написаны воспоминания об Америке, где он долго жил и знал многих интересных людей. Одно только то, что он свою дипломную работу писал под руководством протоиерея Иоанна Мейендорфа — уже повод для долгого и обстоятельного разговора! Можно поговорить и о его поездках на Афон — они хотя и описаны в книге «Афонские рассказы», но кто из нас не знает, как трудно пересказать свои впечатления о дорогах и встречах и как многое не умещается в полях печатной страницы! Я уже не говорю о поистине энциклопедических знаниях Дворкина в области церковной истории, накопленные им в ходе написания тысячестраничного курса лекций «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви». Но все эти темы нам приходится отложить в сторону. До лучших времен.

Первое, что интересовало меня в начале этой беседы, — это качественное изменение в деятельности сект. Хлынувшие потоком в наше Отечество, раздираемое экономическими и политическими кризисами в девяностые годы, они как бы поумерили свой пыл и несколько стушевались на общем фоне. Но, может быть, это только иллюзия?

По словам Александра Леонидовича, секты никуда не исчезли. Некоторые из них, конечно, были поглощены более крупными, но говорить о каком-то снижении сектанской активности рано. Просто активность эта приобрела новые формы: уличные вербовщики, хотя и не исчезли совсем, переместились в сеть Интернет, только поэтому их видно меньше, чем прежде. Ну и характер их изменился. Примечательная деталь: если в последнее десятилетие прошлого века все те организации, которые принято называть «сектами», были завезены так или иначе из-за границы, то теперь примерно половина их — вполне российского «производства». То есть прежде российским сектоведам приходилось искать помощи у западных коллег, чтобы понять суть того или иного сектанского движения, теперь же российские ученые часто рассказывают на Западе — что это к ним туда прищло и как это понимать.

Причем можно отметить еще одну интересную особенность — в наши дни в Росии сильно вырос сегмент нерелигиозных сект. Для кого-то, возможно, будет открытием, что не всегда сектанты — это те, кто придумывает новое учение о Боге и человеке, о спасении и об аде, но подчас это люди, к мистике не имеющие никакого отношения.

Сегодня сектантами могут оказаться люди, предлагающие, скажем, тренинги «личностного роста». Казалось бы, научиться собирать воедино свою волю, интеллект, освоить приемы правильного распределения своего времени, суметь самому мотивировать себя на работу и творчество — это же здорово и полезно! Но если на этом рынке есть вполне добросовестные люди, которые стремятся без своей выгоды распространять реальные научные знания, то есть также и те, кто освоил сектантские методики завлечения «клиентов» и удержания их в цепких лапах, нацеленных на ваш карман до тех пор, пока он не опустеет.

И тут, забегая вперед, я сразу скажу об одном моменте, упомянутом Дворкиным, который является ключом к нашей с вами безопасности и безопасности наших близких. Александр Леонидович, говоря о сектантских методах вербовки, упомянул, что совершенно не внушаемых людей нет и ключик так или иначе можно подобрать к любой, даже самой здоровой психике. Но есть моменты, когда мы особенно уязвимы, — это моменты различных кризисов. Когда мы переживаем проблемы, когда мы не уверены в себе, когда нам требуется опора в сложных жизненных ситуациях, нас особенно легко увлечь в сообщество, готовое продать псевдорелигиозную пустышку в обмен на все наше имущество и здоровье. Для этого у сектантских вербовщиков разработан огромный арсенал средств — от умения определить в толпе человека, испытывающего стресс, или по сообщениям в социальной сети «вычислить» потерявшего психическую стабильность до «бомбардировок любовью», позволяющей измором взять человека, потерявшего кого-то из родных, оказавшегося в душевном кризисе или испытывающего неуверенность в будущем.

И в борьбе с такими способами вербовки никакие государственные, юридические, психологические методы не будут так эффективны, как обычная человеческая забота. Подставьте родному человеку плечо, не оставляйте друга наедине с бедой - и вам не придется с ужасом наблюдать, как он превращается в куклу, разрушающую по прихоти очередного гуру свою жизнь и жизни тех, кто его окружает. Не отворачивайтесь от человека, бросив напоследок пренебрежительное «алкоголик», и вам не придется, видя, как он агитирует на улицах за очередную сомнительную «истину», замечать: лучше бы пил. Наше равнодушие оставляет место для тех, кому не лень ради собственной выгоды симулировать любовь.

Но совсем ли бесполезна в данном деле помощь государства? Отнюдь нет. Александр Леонидович упомянул несколько примеров западной антисектантской деятельности, которые нам в России неплохо было бы позаимствовать, скажем, французский антисектанский закон и их же Межминистерскую миссию по борьбе с сектантскими злоупотреблениями. Небольшая по своему составу эта организация имеет серьезные полномочия и вправе привлекать специалистов самого различного профиля — юристов, врачей, психологов и т. д. Правда, надо быть готовыми к тому, что попытка перенять подобный опыт встретит серьезное сопротивление и со стороны отечественных политиков и западных деятелей: даже тот «беззубый» закон о свободе совести и религиозных объединениях, что был принят в ельцинские годы, вызвал дипломатическую суету со стороны США: даже Мэдлин Олбрайт, тогдашний госсекретарь, провела личную встречу с Патриархом Алексием II, настойчиво стараясь убедить его не чинить препятствия сектантам.

И это понятно. Пример того, как США используют секты, у нас перед глазами, это все та же многострадальная Украина, где «майданы» устраивали и неопятидесятники и униаты, и каждый раз из-за кулис выглядывала сайентология, устроенная по образцу разведывательной спецслужбы.

Но серьезна ли подобная опасность в России? По оценке профессора Дворкина, сейчас в сектантских организациях участвует от шестисот до восьмисот тысяч россиян. «Меньше сотой части!» - воскликнет кто-то. Да, в процентном выражении количество небольшое. Но надо учитывать, что это люди, жестко подчиненные своим наставникам, готовые расстаться со своим имуществом, готовые тратить время, люди, потерявшие связь с реальностью, утратившие социальные связи. И не надо обольщаться тем, что эти секты часто враждуют между собой, мы уже видели, как на сцене киевской площади Независимости рядом стояли вчерашние противники, объединенные некой неназываемой волей и вместе призывающие своих адептов на баррикады.

И у нас в стране на государственном уровне серьезной работы по борьбе с сектами не ведется, это приходится признать. Не ведется даже мониторинга ситуации, что может нам дорого стоить. Вывод можно сделать один — за эту работу должна взяться общественность. Кстати, у калужан для этого есть возможность — если вас тревожит деятельность сектантов, если кто-то из ваших родных попал в странную религиозную организацию, если вы хотите получить консультацию по данному поводу, звоните по телефону 8 900 571 19 91.

Михаил Дьяченко
Iriney.ru