[18.03.2015] Мунисты ищут нового гуру
Церковь объединения – религиозное движение, основанное южнокорейским проповедником Мун Сон Мёном - в марте с.г. вновь заявило о себе. Под руководством вдовы духовного лидера Хан Хакча в окрестностях Сеула прошла церемония бракосочетания 7600 приверженцев этой веры. Между тем сообщество мунистов раздирают скандалы, напрямую затрагивающие это таинство. Назначенный некогда новым лидером, но потом отстраненный от власти Мун Хёнг Чжин заявил, что церемонии, совершающиеся без его участия, не имеют духовной силы. На фоне обвинений в «узурпации» империю Муна делят через суд.
Скандал в доме Мунов начался еще до смерти родоначальника в сентябре 2012 года, получив среди религиоведов название «восстания принцев». Как пишет ежемесячное издание Shin Dong A в майском номере за 2013 год, двое сыновей вероучителя – Мун Кук Чин и Мун Хёнг Чжин – смогли убедить своего отца отстранить от наследования своего старшего брата Мун Хён Чжина. Решение, противоречащее принципу первородства, было одобрено не всеми верующими. Среди мунистов оформился раскол, а часть финансовых активов основателя оказалась утрачена.
Споры в ближайшем окружении религиозного лидера деморализовали некоторых из адептов, убежденных, что семья вероучителя должна быть идеальной. Чтобы объяснить неожиданное изгнание Мун Хён Чжина, его брату Мун Кук Чину пришлось в полной мере задействовать христианскую риторику: «Этот сын моего отца – это Сатана, падший ангел, пошедший против воли основателя Церкви». «Отвергнутый принц» в долгу не остался: «Что бы ни делал мой младший брат, я сохраняю за собой старшинство». Как утверждает ресурс howwelldoyouknowyourmoon.tumblr.com, при расколе Мун Хён Чжину удалось увлечь за собой наиболее образованную часть паствы.
Едва умер его отец, Мун Кук Чин подал в суд против старшего брата в надежде отобрать принадлежащие тому активы, но потерпел поражение. После первой неудачи «принц» обжаловал решение, но вновь не добился успеха. В окружении недавнего победителя началось брожение: высокопоставленный мунист Ким Дун Вон заявил, что «пожертвования растрачиваются на бесполезные суды, а вера среди адептов слабеет», – и предложил сместить Мун Кук Чина.
Казавшаяся невероятной отставка еще одного сына самого Муна действительно последовала в 2013 году – по сведениям Shin Dong A, из-за того, что он поссорился со своей матерью Хан Хакча. Вскоре выяснилось, что у этого кадрового решения могла иметься и более серьезная подоплека. Хан Хакча объявила, что полностью берет власть в свои руки, а уговорил ее на это, по данным корейских СМИ, экс-камердинер старшего Муна Ким Хё Юль, в англоязычном мире больше известный как Питер Ким. В ходе интриги был отстранен еще один сын вероучителя, по воле отца все это время возглавлявший Церковь Мун Хёнг Чжин, и как следствие, все дети лидера сошли со сцены.
Смена власти, противоречащая завещанию покойного основателя движения, удалась во многом из-за того, что его вдова имеет для мунистов экстраординарное значение. Покойный лидер многократно называл ее «истинной матерью» и избранной Богом, хотя официальной преемницей все же не сделал. Таким образом, Хан Хакча совершила внутри Церкви объединения настоящий переворот.
С тех пор, как произошла смена власти, имя Питера Кима не сходит у наблюдателей, пишущих о мунистах, с уст. В противоположность «революции принцев», случившейся еще при жизни преподобного Муна, приход к власти Кима злые языки называют «революцией евнуха». Пожилая вдова Муна выступает в глазах некоторых скорее как церемониальная фигура, за спиной которой полнотой власти якобы обладает Ким. Вспоминают, что еще за отстранением Мун Хён Чжина мог стоять этот человек.
Преемница лидера считает необходимым повторять, что «Питер Ким – особый человек, который находится над системой». Отстраненные дети Муна имеют по поводу этой фигуры совершенно иное мнение. В феврале с.г. Мун Хёнг Чжин заявил, что его мать «эмоционально контролируют» враждебные ей люди – вероятно, имея в виду Кима.
Вполне вероятно, не случайно, что разоблачительные речи младшего Муна были произнесены незадолго до того, как адепты его отца вновь провели церемонии массового бракосочетания. Как сообщает ресурс howwelldoyouknowyourmoon.tumblr.com, сын лидера заявил, что его мать не имеет духовной власти благословлять эти свадьбы в одиночку и в целом таинства, совершаемые официальными мунистами без его участия, недействительны.
Тем временем проблемы для религиозной группы пришли со стороны правоохранительных органов. Как сообщает ресурс www.mediatoday.co.kr, в конце 2014 года корейские власти инициировали против Церкви объединения расследование по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Для сторонников Муна трудности этого рода не новы. Сам духовный лидер в 1984 году был осужден за то же преступление и отбыл 18 месяцев в американской тюрьме. Перспектива попадания в корейские застенки, похоже, беспокоит вдову Муна – по крайней мере, как утверждает Nikkei Asian Review, она покинула Дальний Восток.
Отъезд наследницы Муна сопровождался личными обвинениями, выдвинутыми ею против действующего президента страны Пак Кын Хе, как сообщает газета Metro Seoul. Cестра политика в 2009 году заключила брак по обряду Муна. Хан Хакча дала обещание разгласить «компрометирующие сведения» о главе государства, подобные, по ее словам, «взрыву ядерной бомбы», но далее широковещательных заявлений пока не пошла.
Нынешнее положение дел в духовной империи Муна можно охарактеризовать как патовое. Ни назначенный отцом, но отстраненный матерью Мун Хёнг Чжин, ни сама его пожилая родительница, как считают критики движения, не способны обеспечить эффективное управление имеющимся наследством. Вдова основателя, по некоторым сведениям, рассчитывает на «третье поколение» – от детей Муна передать духовную власть его внукам.
Игорь Гашков
Iriney.ru