[17.02.2015] «Церковь царя» в рязанской глубинке
«Родной город» разбирался, что за община развернула свою деятельность в Касимовском районе.
В конце октября 2014 года в Касимовской районной администрации прошло заседание по «вопросам гармонизации межэтнических и межнациональных отношений». Поводом для собрания послужила деятельность на территории района так называемой «Царской церкви», филиал которой находится в глухой деревушке Тимохино.
Представители духовенства осудили деятельность этой организации и решили, видимо, совместно с чиновниками, провести совещание с главами сельских поселений и разъяснить населению об угрозе, которая может исходить от Царской Православной Церкви (далее — ЦПЦ).
ДУША И ДЕНЬГИ
По обрывочным сведениям, которые можно было найти в Интернете и почерпнуть в телефонных разговорах с жителями окрестных сел и деревень, выходило, что возглавляет ЦПЦ бывший клирик Московского патриархата РПЦ некто Александр Иванников. В 2009 году его по состоянию здоровья вывели сначала за штат, а в 2010 году, на основании Указа Патриарха Алексия II, официально лишили сана. После этого он вместе с другими раскольниками создает Царскую Православную Церковь и перебирается из столицы со своей паствой в рязанскую глубинку. Сейчас, по предварительным данным, на территории Касимовского района проживает более сотни приверженцев ЦПЦ. Они живут отдельной общиной: построили себе домики в живописном уголке на берегу пруда, отреставрировали здания бывшего завода, где оборудовали церковь, трапезную, гостиницу, гаражи, студию звукозаписи и др.
Ну и самое главное — скупили якобы окрестные земли, построили цеха по производству мебели, тротуарной плитки и практически запустили предприятие по переработке молока. А в свободное от ведения хозяйства время, проводят богослужения, славят царей из династии Романовых и Президента России Владимира Путина. В общем-то, ничего противозаконного — душа и деньги.
СПЛОШНАЯ МОНАРХИЯ
Чтобы разобраться, что такое ЦПЦ, и какая угроза может от нее исходить, «Родной город» отправился в Касимовский район.
Если сейчас взглянуть в Интернете на карту района, то можно обнаружить по соседству с деревней Тимохино — деревню Новое Тимохино. Это и есть «царская община». Как окажется позже, сельские чиновники и не знали, что у них появился еще один населенный пункт.
Замок общины можно увидеть сразу, как только въезжаешь в деревню. Огромное четырехэтажное сооружение величественно возносится над чахлыми домиками местных старушек. Кованые ворота широко распахнуты, на территории ни одной живой души. Несколько машин с рязанскими и московскими номерами примостились у ограды из красного кирпича.
Над дверью входа в замок надпись «Просветитель». То что надо, думаю. Вхожу, и попадаю в «предбанник». Оттуда, уже переобувшись в чьи-то тапочки, попадаю в «царский уголок». Именно так члены общины называют небольшую домовую церквушку. В нос сразу бьет запах лампадного масла. На стенах портреты царей в позолоченных рамах и Президента России Владимира Путина. Сплошная монархия!
По крутой деревянной лестнице поднимаюсь на второй этаж и застаю рабочего, который получает то ли наказ, то ли благословение от человека в одежде священника. Это и есть владыка Александр (Иванников).
— Давайте обойдемся пока без записей, — распорядился священнослужитель. — Мы не знаем, кто вы, откуда, с какими намерениями. Рассказывайте, — требовательно попросил Александр и взял в руки электрогитару. Получив стандартное объяснение о редакционном задании, распорядился показать мне свою студию звукозаписи. Видимо, особый предмет для гордости.
Гитары, синтезаторы, барабанная установка, микрофоны, звукорежиссерский пульт… Именно здесь члены ЦПЦ записывают, как они сами называют — патриотические песни. На столе лежит лист с черновой записью:
«Новороссии крик —
В Одессе всесожженье
Новых мучеников.
И Донбасс путь постиг…»
— Это из «Московской песни», — поясняет молодой адепт по имени Артемий. — Сами написали и слова, и музыку. Даже клип уже сделали.
КОНФЛИКТ РЕЛИГИЙ
Не так давно община принимала у себя ополченцев с Донбасса. По словам владыки, это были не просто ополченцы, а одни из «беркутов», которые были на Майдане. Потом они ушли и отвоевали Крым.
— Это приближенные к Александру Владимировичу люди. К Захарченко, — добавляет Иванников. — Мы собираем здесь гуманитарную помощь для них, вот они и приезжали сюда. Мы позвали местное телевидение, ведь это событие все-таки. Приехали, поснимали, но ничего не показали.
После всех прелюдий и небольшой экскурсии по библиотеке, прошли в кабинет владыки. Все те же цари на стенах, на столе множество книг, церковных брошюрок, кипы исписанных бумаг. Сели напротив.
— Вам нужно понять, что такое законодатель в жизни церкви, то есть лицо, через которое Бог говорит с народом, — начал разговор Александр. — Вот на сегодняшний день, с Россией Бог говорит через Владимира Владимировича, — кивнул глава ЦПЦ на стену через правое плечо на портрет Президента. — Не через патриарха! Потому что есть законодатель, вождь, царь… Да, в церкви есть такой чин, как есть священник, дьякон. А есть царь! Помазанник! Таинство совершаемое. Вот сейчас придет кто-нибудь из московской патриархии и будет уверять, что это не таинство. Но как же нет? Это было все до 1917 года. Давно уже нужно утвердить миропомазание на царство как восьмое таинство церкви.
— Я счастлив, что Россией руководит такой человек, вы слышите?! — вновь обращается на портрет с Президентом Иванников. — Такого ума нету ни у кого. В мире нет человека подобного ему. За него надо молиться и хранить его! Он — избранник!
— Насколько сильно вы отделяете себя от РПЦ? — интересуюсь у владыки.
— А вас самих не смущает название — Русская Православная Церковь? Не было никогда такой РПЦ! Только в 43 году с легкой руки Сталина она появилась, а до революции это была Греко-российская православная кафолическая вселенская церковь. Я везде об этом говорил, а мне только пеняли, что я к сепаратизму всех подталкивал. Но это не было моей изначальной позицией. Я был патриотом, я 20 лет отслужил в Московской патриархии, строил храмы. У меня самая лучшая гимназия была, награды…
— Покинул РПЦ я после Собора, — вспоминает Иванников. — Владыка Диомид поднял на том Соборе очень актуальные вопросы и его выгнали с позором. Сняли саны и опозорили. Я его поддержал.
Потом уже промыслом Божьим я был избран Тихоном Николаевичем Куликовским-Романовым, племянником Николая II, внуком Александра III. В переписке он меня благословил быть духовником братства царя-мученика Николая. Создали братство, но раскололось и оно. Не знал, что делать… Тут еще и болезнь, онкология. Пять операций перенес. В общем, рукоположили меня Епископом. Я принял схиму. Я только молюсь и езжу на Донбасс, отвожу теплые вещи.
По словам Иванникова, сейчас очень многие называют себя Царской Православной Церковью, встречаются даже провокаторы.
— Нет такой официально зарегистрированной организации, как ЦПЦ, — объясняет владыка. — ЦПЦ — это внутрицерковное патриотическое движение. Мы ее называем царской, потому что она не может быть не царской. Вот скажите, вы хотите быть в царской церкви?
— …
— Хорошо, вопрос провокационный. А в какой церкви был Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский? Конечно, в Царской! Я бы на вашем месте задал вопрос к представителям РПЦ, почему не был Патриарх на присоединении Крыма? Почему он не оформляет храмы на Московскую патриархию? Он до сих пор там не был! Значит, он несвободен! Крым — это купель крещения, а Патриарх до сих пор там не был.
На чьи деньги живет псевдоправославная община и что думают о ее деятельности представители РПЦ?
Вкратце напомним суть истории. Около десяти лет назад в касимовскую деревню Тимохино приехал некто Александр Иванников, бывший клирик Московского патриархата РПЦ. В 2009 году его по состоянию здоровья вывели сначала за штат, а в 2010 году, на основании Указа Патриарха Алексия II, официально лишили сана. Но, не мудрствуя лукаво, Иванников перебрался в рязанскую глубинку, где вместе со своими последователями организовали Царскую Православную Церковь. При поддержке касимовских районных властей адепты ЦПЦ скупили земли, построили на них дома, церковь, гостиницу, гаражи, студию звукозаписи, завели хозяйство, открыли бизнес и начали преспокойно поживать.
В свободное от ведения хозяйства время, члены общины проводят богослужения, славят царей из династии Романовых и Президента России Владимира Путина.
«МЫ — НЕ СЕКТА!»
Как говорит Александр Иванников, с местным людом у общины полное взаимопонимание. Мужики из близлежащего села Ибердус приезжают в Тимохино, чистят снег, помогают по хозяйству, и получают по 500 рублей в день.
— Мы же все москвичи. У всех квартиры в столице. Люди сдают их и на это живут. Построились вот, — показывает владыка в сторону домиков. — Общаемся, обсуждаем, снимаем фильмы, пишем музыку. Серьезные люди приезжают часто, — хвастается визитными карточками Иванников, — у меня живут. Говорят, если будут какие-то проблемы, звони — поможем…
Нам больше всего мешает Московская патриархия. Хотя тот же Дионисий (Епископ Касимовский и Сасовский — Ред.) должен быть мне благодарен. Если бы я здесь не появился, то Епископа здесь бы не было, — смеется. — Но я ему не конкурент… Я люблю Русскую церковь, я не мыслю себя без нее. Я не собираюсь ничего нового создавать, я — ее чадо. А меня проверяют без конца. Сначала парня с девушкой искали, думали, в подвалах их прячу. Столько машин ездило постоянно. В итоге нашли ребят в реке. Перед вами приезжали два молодых человека. Снова искали какую-то пропавшую девушку. Вот кто их сюда направляет?
— В местной газете про нас написали, сектантами назвали, — жалуется отлученный от сана священник. — Нужно ведь понимать, что такое секта. Существует 17 признаков, хоть под один мы попадаем? Вот Русская Православная Церковь — это секта… фанатики… «кирилловцы».
АФОНЯ ГОНИТ РУБЛЬ?
В то же время сельские чиновники такому соседству только рады. Мол, «царские» и снег в селах почистят на тракторах, и отремонтирует что-нибудь, и работу мужикам местным дают… С учетом скудного бюджета — благодать!
Говорят, что как раз помощь по оформлению земель активно оказывала общине бывшая глава сельского поселения. При ее же поддержке чуть не стала директором сельской школы прихожанка ЦПЦ. Неоднократно члены общины пытались ввести в школе и факультатив по изучению религиозных дисциплин, но этим «новшествам» помешали якобы родители учеников из других селений.
— На первый взгляд у них все чисто, — рассказывает один из местных жителей. За те 8-10 лет, как они появились в районе, открытого криминала за ними не замечалось. Но возникает вопрос, откуда у столь малочисленной общины, такие, практически безграничные возможности? Возможно, основным спонсором и сторонником ЦПЦ является один из лидеров Измайловской ОПГ по прозвищу Афоня. Тоже строится тут… Он вроде бы как отвечает за «силовую составляющую». В общем, глаз да глаз за ними нужен…
ВРЕД ОТ ЦПЦ
— Руководитель секты гражданин Иванников заинтересовался Касимовым еще в начале 2000-х, будучи действующим священником Русской Православной Церкви, — рассказывает председатель Миссионерского отдела Касимовской епархии иерей Михаил Митрохин. — Тогда он обратился к рязанскому архиепископу (впоследствии – митрополиту) Павлу с просьбой дать благословение на организацию в деревне Тимохино детского приходского лагеря. Судя по всему, полученная у местных властей земля и прочее имущество не были оформлены на приход, которым тогда руководил Иванников, т.к. после его ухода из Церкви собственность осталась в его же руках. Так называемая «ЦПЦ» возникла в 2008 году на основе «Братства Царя Искупителя», впоследствии распавшегося на несколько противоборствующих между собой группировок. Кстати, «синод» гражданина Иванникова — альтернатива «синоду» упоминавшегося им монаха Диомида, известного, в частности, своей фразой — «хороший еретик — либо покаявшийся, либо мертвый».
— Несмотря на утверждения гражданина Иванникова о том, что «ЦПЦ» – это внутрицерковное патриотическое движение, никакого отношения, (кроме некоторых внешних форм – бород и ряс «духовенства», использования изображения креста и икон), ее учение и внутреннее содержание к Православию не имеет, — продолжает иерей. — Сам Иванников лишен священного сана. Набор вероучительных штампов царебожников – «царь земной – одушевленный образ Царя Небесного», «масонский заговор», святые – Григорий Распутин, Иван Грозный, Игорь Тальков. Наличие этого «богословского винегрета» дает возможность заключить, что группировка собрана не вокруг идеи, а вокруг лидера, конкретного человека. Иванников, несомненно, человек харизматичный, властный и довольный своим нынешним положением главы собственной карманной «церкви».
— Были ли случаи, когда прихожане РПЦ переходили в тимохинскую ЦПЦ?
— В Касимове такие случаи нам не известны. Местные жители работают в сектантском «колхозе», но при этом четко знают, что «духовенство» ЦПЦ — ряженые, хотя и не говорят об этом, ведь сектанты — их работодатели.
— Пытались ли представители Касимовской епархии РПЦ повлиять каким-то образом на адептов ЦПЦ?
— Наша работа в данный момент направлена на защиту собственной, православной паствы от влияния сектантов. Своих адептов Иванников от контактов с православными миссионерами старательно оберегает. На наш взгляд, если сами мы, православные – и священнослужители, и миряне, будем всегда на высоте в нравственном отношении, по сравнению с духовной и эстетической красотой настоящего Православия сектантам просто нечего предложить. С другой стороны, все предыдущее время своего существования, «ЦПЦ» не пыталась пропагандировать свои взгляды среди местного населения. Однако в последнее время деятельность секты заметно активизировалась не в миссионерском, а политическом смысле, что видно из заявлений самого Иванникова. «Раскручиваются» темы патриотизма, помощи Донбассу, делаются попытки завязать контакты с казачеством. Это вызывает обеспокоенность, ведь многие люди могут быть введены в заблуждение «православным обликом» служителей ЦПЦ. А паразитирование и самопиар на теме Донбасса вообще представляется вредным и опасным для текущих внешнеполитеских инициатив России.
— В целом, благо или вред присутствие ЦПЦ на территории Касимовского района?
— Думаю, такой вопрос правильнее задать властям района и правоохранительным органам. Если говорить о вреде или пользе для душ людей, ответ однозначный — вред, и вред несомненный.
КОММЕНТАРИЙ МИТРОПОЛИИ
Председатель миссионерского отдела Рязанской митрополии отец Арсений (Вилков):
— Я бы сказал, что это секта, выросшая в православной среде. Такое возможно, потому что каждый человек, пользуясь своим личным пониманием тех или иных аспектов церковной жизни, если не сообразует их с церковным учением, может в конечном итоге создавать псевдорелигиозные химеры. Вот эта секта родилась как раз на искаженном почитании царя Николая II, как царя-искупителя, что противоречит церковному учению. Есть мнение, что кто-то может быть заинтересован в развитии таких групп. Поскольку Церковь является серьезным оплотом сохранения единства в государстве, духовно-нравственного здоровья, общечеловеческих ценностей. Поэтому сектантские движения всегда действуют против Церкви. Их развитие может являться фактором определенного разрушения, внесения сумятицы, разобщения. Все эти расколы, конечно, не к единству ведут. То есть это такой серьезный показатель, если люди свидетельствуют об истине и в то же время стремятся разделиться, то можно задаться вопросом, насколько истина, которую они проповедуют, является истиной. Потому что Христос един, и вера православная — едина.
— В беседе Иванников назвал себя схимником, мол, его дело — только молиться…
— Нет, он не схимник. Насколько мне известно, он изначально монашество не принимал, а схимник – это особый подвиг монашеского служения. Схимники это люди, которые практически ни с кем не общаются, в том числе и с прессой. За редким-редким исключением, потому что их дело, действительно, молитва. Они находятся в монастырях и практически не выходят из своих келий. Поймите, Церковь не просто земная организация. В церкви благодать дается Божья, в том числе и на служение священническое. И если человек лишается этого служения, он лишается этой благодати. Дальше он может только сам для себя что-то выдумывать без всяких полномочий. Он может хоть Епископом себя провозгласить, хоть Патриархом, хоть схимником…
Александр Ефанов
Iriney.ru