[01.12.2014] Папа Франциск перехитрил самого себя

В ходе трехдневного «апостольского» визита в Турцию папа Франциск намеревался достигнуть выдающихся результатов. Не зря накануне он в Европарламенте обозвал Европу «старушкой», дабы сконцентрировать внимание мiровой общественности на молодых, энергичных странах и народах.

В Анкаре папа посетил мавзолей Ататюрка, где возложил венок человеку, при непосредственном участии которого осуществлялся геноцид греков и армян, тех и других было уничтожено приблизительно по миллиону. Мы не знаем, как этот поступок оценили турки: как выдающийся пример папского лицемерия или как столь же выдающийся пример политической недальновидности. Однако данным поступком папа вряд ли приблизил к себе сердца греков и армян, чего он, вроде как, добивался. Увлекшись ублажением политических деятелей, он как-то забыл о простых людях. Увы, многовековая ошибка иезуитов!

Что касается Патриарха Варфоломея, в свое время служившего офицером в турецкой армии, его почитанием Ататюрка, пожалуй, не удивишь, равно как и «братскими» лобзаниями со стороны папы. Тем более, что тот не менее сердечно общался с верховным муфтием Турции и даже сотворил молитву в Голубой мечети.

Но что дает победа над одним Патриархом, когда с севера нависает над целым мiром московский колосс? Накануне папского визита в Турцию президент совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох заявил: «Серьезной преградой для экуменического диалога является тот факт, что сами православные не находятся в согласии друг с другом по многим вопросам, а это в свою очередь затрудняет диалог с Католической церковью. Поэтому я надеюсь, что эта ситуация будет разрешена посредством Всеправославного собора». Здесь имеется в виду намечающееся на 2016 год в Стамбуле Всеправославное совещание. Кардинал выболтал, как усердно римская курия опекает Стамбул в желании достигнуть единства между папистами и православными. Его основные претензии направлены, разумеется, к Москве, такой несговорчивой. Стамбул, наверное, приметил, откуда ветер дует, поэтому будет видеть в Москве скорее друга, чем врага, естественного союзника против натиска папизма.

Поскольку идея папского примата не находит поддержки у православных в ходе богословского диалога, Франциск I, ради осуществления решительного прорыва, в ходе богослужения в храме великомученика Георгия, что в стамбульском квартале Фанар, заявил в присутствии Патриарха Варфоломея: «Я считаю важным вновь напомнить об этом принципе как о существенном и взаимном условии для восстановления полного единства, которое не означает подчинение одного другому или поглощение одного другим, но, скорее, принятие всех даров, которыми Бог облагодетельствовал каждого… Я хочу заверить каждого из вас, что для достижения желанной цели – полного единства – Католическая церковь не намерена навязывать никаких требований, кроме исповедания общей веры, и что мы готовы вместе искать, в свете учения Писаний и опыта первого тысячелетия, способов, которые могут обеспечить необходимое единство Церкви в современных условиях. Единственное, чего желает Католическая церковь и к чему я стремлюсь как епископ Рима, «Церкви, председательствующей в любви», - это общение с Православными Церквами».

Русским хорошо известна эта удушающая «любовь» папы, ибо ее жертвы исчисляются миллионами (даже самому Ататюрку до нее далеко). Поэтому русские свое слово еще скажут.

Что же касается турок, они, конечно, интересуются не столько ставшими привычными речами папы о всеобщем мире и безопасности, сколько его обхождением далеко не последних по своему положению граждан их страны. От турок не скрыто, что в ходе папского визита, о котором торжественно трубят мiровые СМИ, их патриарх выполняет роль почетной свиты, хотя папа и позволил Варфоломею себя благословить.

Турки от такого слишком настойчивого обхождения, скорее всего, не в восторге, как и 500 лет назад. Да если б не турки, Константинополь уже в те далекие времена был бы подчинен Риму. Визит папы, думается, их серьезно насторожил, ведь не зря Эрдоган высказал папе претензии по поводу существующей в Европе «исламофобии». Заметим: она существует в Западной Европе, но не в России.

Эрдоган, человек консервативных взглядов, относится к религии достаточно серьезно, поэтому вызывающее новаторство папы его, вероятно, настораживает, быть может, в той же мере, что религиозное новаторство более понятных ему салафитов. Папа в турецком Управлении религиозных дел обличал «религиозный фундаментализм», а ведь этот термин далеко не однозначен и далеко не всегда является синонимом слова «терроризм».

Возможно, Эрдоган в ходе встречи с Владимиром Владимировичем поинтересуется, как вести себя с папой, а Владимир Владимирович, как человек в этом плане более опытный, в свою очередь, даст ему подходящий совет.

Иерей Сергий Карамышев
Русская народная линия