[22.11.2014] Если сегодня мы закроем глаза на поругание святынь, завтра мы их лишимся

Как сообщалось, 18 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил открытие I Международного съезда православной молодежи в Москве. После вступительной речи он отвечал на вопросы представителей православных молодежных организаций. Одна из участниц встречи попросила его прокомментировать отмену в Новосибирске и ряде других городов России концертов сатанинских и языческих музыкальных групп после протестов православных активистов.

«Православные верующие имеют право на активный мирный протест и должны к нему прибегать, когда необходимо защитить духовные ценности и предотвратить разные кощунственные акции», - ответил Патриарх.

«Как, на ваш взгляд, протесты православных против концертов разнообразных рок-музыкантов сказываются на репутации религии в нашем обществе? В каких случаях подобные протесты оправданы, а в каких – излишни?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, заявил, что ему сложно оценивать чужие поступки.

«Не могу никого осуждать, но скажу честно: мне трудно представить, что я вышел бы на акцию за запрет выступления каких-либо рок-групп перед публикой, которая хочет их слушать. Да, мы продемонстрируем таким образом свою силу, возможности, агрессию. Но те, кто хотел "встряхнуться" от выступления этой рок-группы, спасибо нам не скажут. От того, что музыканты не выступят, эта публика не проникнется духовными идеями и не побежит в храм. А другие люди на этот концерт и не пошли бы. На мой взгляд, в таких случаях нужно не терять из виду той миссии, которую мы должны нести в мир, где о Христе забыли или не знают. Наши действия, наверное, должны пробуждать в людях иные чувства, нежели сознание, что мы очень сильные, смелые или активные. Конечно, реакция на происходящие события у православных, да и вообще у людей, должна быть. Если ее нет, это плохой знак. Но прежде всего хотелось бы, чтобы мы пробуждали в людях уверенность в Божьей милости, в том, чего мы не получаем в этом мире, общаясь друг с другом. И это, наверное, возымеет больший эффект, нежели разогнанный концерт. Нам, на мой взгляд, все-таки нужно искать язык проповеди. Как вызвать в человеческой душе дрожь, жалость, желание покаяния? Это, конечно, непросто, но нужно учиться», - заключил священник.

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что «оправданы протесты, которые значимы и эффективны».

«А почему не против "попсы", а именно сатанистов? - да потому что как раз эти имеют ярко выраженную религиозную окраску, в отличие от пошлой "попсы", которая сама по себе духовно и религиозно нейтральна. Пошлость бывает, к сожалению, и в православной среде, и в любой другой. Это просто из-за отсутствия вкуса и неразвитой культуры. А надо защищать себя от тех, кто опасен. Почему Александр Невский выбрал сражение с немецкими рыцарями, а не с татаро-монгольским войском? Это было мудрое политическое решение, потому что татаро-монголы не попирали православную веру, они не боролись с нею - в отличие от рыцарей, которые несли на Русь католицизм. Александр Невский выбрал борьбу с тем, что прямо грозило духовным устоям нашего народа. То же самое применимо к нашему времени. Эти демонические музыкальные группы обладают способностью заражать, дают этакий вирусный эффект. Поэтому вполне оправдан выбор православных атак на то, что в первую очередь представляет большую угрозу. Я вообще не знаю, будет ли время, когда победят пошлость, - боюсь, она до скончания века останется, иллюзий питать не надо. А вот сатанизм – это то, с чем надо бороться, как и с сектантством, экстремизмом», - продолжил он.

«Какие формы борьбы оправданы, зависит от вида, типа угрозы и того состояния, в котором мы находимся. Если можно просто собрать подписи и отправить в соответствующие госорганы, где с нашим мнением посчитаются, то этого достаточно. А если такой меры мало или опасность исходит из самих госорганов, как в случае, например, с введением ювенальной юстиции, то вполне допустим и мирный протест: пикетирование, молитвенное стояние, Крестный ход или еще что-либо. У нас много способов высказать свое несогласие и показать, что бы мы хотели изменить в нашей жизни. Крайний метод, который избрали Александр Невский, Дмитрий Донской и многие другие, это вооруженная защита наших ценностей и идеалов, если это угрожает бытию государства нашего, в котором живет православный народ. Будем защищать себя и страну с оружием в руках, если потребуется, чтобы никакому агрессору не было повадно на нас нападать. И не надо нас считать хлюпиками, которые готовы терпеть что угодно и не могут дать сдачи», - подчеркнул священник.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что протест - одна из форм проявления активной жизненной позиции.

«Это еще свидетельствует о том, насколько сам народ обладает пассионарной энергией. Если народ в состоянии гомеостаза, то есть ему все равно, тогда и религиозная принадлежность - это частное дело каждого. А если народ осознает себя иначе, тогда разного рода протесты могут и должны быть. Как раз отсутствие этого свидетельствует о выгорании и угасании энергии народной жизни. И еще очень важно, насколько мы как православные способны в своей частной и общественной жизни не соглашаться со злом. И дело не в активном протесте, а в том, насколько мы стремимся жить по совести во всем. Христианин должен руководствоваться христианской совестью, а она не подчиняется универсальным механическим правилам. В каждой конкретной ситуации христианин должен молитвенно просить у Бога просвещения. А помощь может разные формы принимать - и общественно-активные, и в семейной жизни. Из этого вообще складывается наша способность к созидательной деятельности. А вот излишние протесты – это те, которые могут оборачиваться насилием или призывают к физическому насилию. Протесты должны иметь правовые формы в рамках государственного закона», - заключил он.

Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, сообщил, что был на этом съезде, слышал дискуссии об оскорблениях в адрес Церкви, православных верующих, и вообще нашей веры.

«Есть такое "творчество", такое "самовыражение", которое просто предел безнравственности. И, как мне кажется, в этих случаях православные должны отстаивать свою позицию уже как граждане страны. Выступления таких коллективов, групп толкают молодежь на ложный путь. И во многом такого рода деятельность - источник различных общественно-социальных проблем нашего общества. И здесь православные могут и должны защищать свой народ от того, что противоречит нашим традиционным ценностям (а в русской культуре это христианские православные ценности). Но на некоторые провокации проще не обращать внимания. Нельзя допускать, чтобы люди делали себе имя на таких скандалах. Протестовать активно, как мне кажется, нужно не по любому удобному поводу, а лишь когда мы видим серьезную проблему: для общества, для молодежи», - подчеркнул священник.

Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, считает, что православный имеет право высказывать свое мнение относительно тех или иных явлений культуры, которые происходят в нашей стране.

«И когда что-то выходит за рамки христианской нравственности, почему бы не проводить акции, если это позволяет нам наше российское законодательство? Я думаю, раздражает не столько отмена этих концертов, сколько все больше возрастающее влияние православного актива и молодежи на формирование культурного облика нашей страны. И я очень рад, что есть такие города, где православное сообщество столь активно. Такие "концерты" разрушают людские души, а это очень страшные потери, - тем более если там идет проповедь сатанизма. Надеюсь, не за горами и то время, когда перестанут показывать по телевизору безобразные передачи и мы все-таки будем не разлагать человека, а созидать его. И я очень рад за те населенные пункты, где есть такие активные люди», - подчеркнул он.

Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, отметил, что православные христиане имеют право отстаивать свою гражданскую позицию и должны этим правом пользоваться.

«Что касается методов и способов донести ее – возможно, им действительно в некоторых случаях следует поступать мудрее. Да, сегодня в СМИ "православный активист" - это такое пугало. У публики создают впечатление, что это такие мракобесы, которые всегда выступают против чего-то, но никогда - за что-то. Мне кажется, нам нужно говорить о новых миссионерских методах. Кстати, в Москве с 23 по 25 ноября пройдет съезд епархиальных миссионеров, где как раз и будет идти об этом речь. Безусловно, я - за то, чтобы православные не сидели и не молчали. Реагировать на выходку "Пусси райот" было нужно. Когда сотни тысяч людей вышли и поддержали Церковь в этом вопросе, думаю, точки над i были расставлены. Стало понятно: православные христиане России - это сила, которая может сказать свое громкое "нет". Но иногда православным активистам стоило бы прислушаться к советам православных священников и отказаться от агрессивных методов ведения миссии. Бывали случаи, когда кидались какими-то предметами, потрясали Библией, доходило даже до драк. Вот таких методов я не приемлю», - продолжил он.

«Давайте выступать не против чего-то, а за добро. Мне понравилась акция "Георгиевцев" (есть такая молодежная православная организация). Они в день, когда праздновали Хэллоуин, установили столики и предлагали людям выпить тыквенный сок "за упокой" этого праздника, давая понять, что он для нас неприемлем, конфликтует с нашими традиционными ценностями. Христианская молодежь должна нести в мир добро, предлагать свои, новые пути в жизни. Но что касается сатанинских групп, тут миндальничать нельзя – идет открытая пропаганда западного уклада жизни, который для нас неприемлем», - подчеркнул священник.

Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, отметил, что сейчас не только православных, но и вообще всех считают бесхребетными.

«Под видом "борьбы" за те или иные права нам преподносят как норму различные пороки и ждут, что мы так и будем их воспринимать. Но заглянув в прошлое, мы увидим другие примеры. Так, величайший учитель Церкви Иоанн Златоуст говорил, что если ты видишь нечестивого, хулящего Христа, сокруши его уста. Во времена, когда человек был ближе к природе, да и вся жизнь была куда проще и естественнее, постоять за достоинство человека считалось нормальным. Тогда порок назывался пороком, благородство – благородством, мужество – мужеством. Если мы будем сегодня закрывать глаза на богохульство, святотатство, поругание наших святынь, завтра мы их лишимся. А вместе с ними - настоящего и тем более будущего. Поэтому как бы нам ни внушали идеологи "борьбы с дискриминацией", что мы должны все терпеть и молчать и что нет ничего страшного в самовыражении "Пусси райот" в главном храме нашей Церкви, - мы можем быть уверены: сегодня, чтобы сберечь репутацию "толерантных", позволим так "самовыражаться", а завтра нам уже нечего станет оберегать вообще. Дело в том, что даже если мы сегодня откажемся защищать свои ценности, прекратим противостоять разнузданности и святотатству, это ничего не изменит (кроме того, что наши святыни будут попирать все чаще и чаще). Это все равно, как если бы мы сказали: "давайте с завтрашнего дня отменим контроль над соблюдением правил дорожного движения". И завтра же на улицах начнут давить пешеходов. Не потому, что люди такие плохие, просто если никто за этим не следит - значит, можно. Так уж устроена природа человека», - заключил священник.

Русская народная линия