[16.10.2014] Подмена Европы

Сегодня, когда отношения России и Европы переживают очередной кризис, вновь актуально зазвучал, на самом деле никогда не затухавший, спор о том является ли Россия частью Европы, европейской культуры и цивилизации или она отдельный мир и у нее отдельный, отличный от Европы путь развития.

Спору этому уже почти 200 лет, если вести отсчет от времен первого поколения западников и славянофилов. Но он не закончен и сегодня. Можно было бы вновь привести основные аргументы спорящих сторон, но зачем? Желающие, что называется, могут обратиться к источникам и литературе.

 

Сегодня о другом. Об отношении России к европейским ценностям и культуре. Неважно является ли Россия частью Европы или нет, но то, что называется европейской культурой, объективно существует. И ее можно уважать и к ней можно приобщаться (при этом считая или не считая исконно своей), либо ее нужно отвергать. И именно в этой плоскости сегодня российская либеральная общественность пытается навязать дискуссию патриотической общественности. Сначала задается вопрос: Вы признаете европейские ценности и культуру? Если ответ отрицательный, то все ясно, можно кричать о том, что ваши оппоненты невежды и мракобесы. В самом деле, как можно не уважать культуру Баха и Моцарта, Гете и Диккенса, Канта и Гегеля, Рембранда и Веласкеса?

Но если вы признаетесь в своем уважении и даже любви к европейской культуре, повторите вслед за поэтом, что вам «внятно все, и острый галльский смысл и сумрачный германский гений», то вас тут же на этом попытаются подловить. Если так, то как вы смеете, что называется, «идти против тренда» современной европейской культуры? Как вы смеете возражать против регистрации однополых браков, обязательности гей-парадов и необходимости общественной дискуссии о легализации инцеста? Ведь это все ценности современной Европы, а значит вершина и итог развития всей европейской культуры.

При этом наши либералы сами, похоже, искренне считают (или умело это изображают), что современность – это и есть вершина развития любой культуры. То, что сделано сегодня обязательно лучше того, что было сделано вчера, просто потому, что это более современно. Именно на этом строится агрессивное продвижение того, что называют «современным искусством». Современное, значит, хорошее. На самом деле такой подход верен только для техники и то не всегда. А вот в культуре и искусстве господствует другой принцип – «выдержки временем», то есть нет «современного искусства» и искусства прошлого. А есть только искусство вечное и никакое, то есть такое, о котором завтра уже забудут. Это не значит, что сегодня не создается шедевров искусства, возможно и создаются, но что это за шедевры выявит только время. В этом плане «современность» - это не достоинство, а некий объективный недостаток любого произведения искусства и культуры. И этот недостаток может устранить только ход времени, но никак не скандальные выставки Марата Гельмана.

Но вернемся к основной теме нашего разговора – европейской культуре. Какое отношение имеют величайшие достижения европейской культуры к ценностям современной Европы? Бах к гей-парадам, а Гегель к легализации легких наркотиков? Представляется, что никакого. Более того, возникает вполне обоснованная мысль, что подлинная, то есть традиционная европейская культура в своих основах противоречит основным культурным тенденция современной Европы. То есть, произошло отречение значительной части современных европейцев от того, что мы привыкли считать европейской, западной культурой. Это отречение по факту уже произошло, хотя и не афишируется.

Тем не менее, это отречение от своих культурных истоков, от своего культурного кода, так или иначе, постоянно прорывается наружу. Всего лишь один характерный эпизод. Когда римский папа Бенедикт XVI заявил о своем отречении от престола, активистки скандально известного украинского движения «FEMEN» ворвались в парижский собор Нотр-Дам де Пари и устроили там хулиганскую акцию с публичным раздеванием. Собор Парижской богоматери это, образно выражаясь, культовый памятник европейской культуры. Такие действия нельзя оценить иначе как одновременно нанесение морального ущерба культурным ценностям и оскорбление религиозных чувств верующих. Тем не менее, парижский суд этих скандальных девиц оправдал, а виновными признали тех охранников, которые пресекли эти хулиганские действия. Кто-то в этом увидел чрезмерное проявление толерантности, но на самом деле все гораздо хуже. Подобные решения это как раз признание факта отречения современной Европы от своих традиционных культурных ценностей, замена их другими, порой прямо противоположными. Только так можно объяснить равнодушие французской Фемиды к оскорблению знакового символа европейской культуры. По аналогии с античным мифом и известной картиной Валентина Серова «Похищение Европы», мы можем сказать, что на наших глазах происходит «Подмена Европы», а точнее традиционной европейской культуры на что-то совершенно другое. И вот это «другое» мы уважать, а уж тем более любить не обязаны и не будем.

По аналогии с выходкой (точнее уже многочисленными и безнаказанными выходками) «FEMEN» в Европе можно вспомнить хулиганскую провокацию группы «Pussy Riot» в нашем храме Христа Спасителя. Как по-разному они закончились и как нервно реагировали западные и российские «правозащитники» на то, что этих хулиганок и провокаторш наказали.

И эта разница между реакцией Европы и России на попытку опошления своих основополагающих культурных ценностей, кроме всего прочего, означает еще и то, что Россия становится защитницей не только своих, но и европейских культурных ценностей, которые в самой Европе уже (или еще пока) по настоящему защищать сегодня некому.

Юрий Курьянов
Национальный медиа-союз