Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Сектоведение » Новости » Как избежать психологической зависимости?

    [28.02.2014] Как избежать психологической зависимости?

             

    «На людей и их психику секты воздействуют точно так же, как наркотики и алкоголь, – отмечает врач-психиатр Алексей Звездин. – За счет мнимого, искусственного благополучия проблемы уходят на второй план, но отнюдь не решаются, а наоборот, становятся лишь острее. Точно так же, как ни один алкоголик или наркоман не признает себя таковым, люди, попавшие в секту, не считают, что с ними происходит что-то страшное. Как правило, они остаются там до тех пор, пока у них не закончатся либо деньги и все имущество, либо психическое здоровье».

    По оценкам профессора Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Александра Дворкина, в России в секты вовлечено более миллиона человек, и их количество год от года растет. Подобно финансовой пирамиде секты развиваются до тех пор, пока есть приток новых людей.

    Ситуация с новыми религиозными движениями за последнее десятилетие становится все более проблемной. «В последнее время журналисты, государственные и общественные структуры обращаются ко мне по этому поводу значительно чаще, чем 10–15 лет назад, – сравнивает Александр Дворкин. – Однако в общем информационном потоке, который за это время тоже многократно возрос, проблема опасности тоталитарных сект тонет. В восприятии обывателя сектанты ассоциируются с уличными приставалами, число которых действительно уменьшилось. Но не потому, что сект и сектантов стало меньше. Просто они перешли к новым формам вербовки, в первую очередь через интернет-форумы и социальные сети».

    По словам эксперта, наибольшее количество последователей в России имеет десяток крупных сект. Если говорить о мелких сектах, деятельность которых ограничивается одним регионом или городом, то счет идет на сотни и даже тысячи. «Самое активное и распространенное в масштабах страны –неопятидесятническое движение. Количество его адептов в России превысило 300 тысяч человек. Для сравнения: это столько же, сколько проживает в таких городах, как Саранск, Мурманск, Вологда или Владикавказ. Второе по численности – «Свидетели Иеговы», те самые уличные и телефонные приставалы, настойчиво призывающие «поговорить о Боге». Известны они в основном тем, что заставляют своих адептов давать расписку о запрете переливания крови им и их детям, из-за чего по всему миру фиксируются случаи гибели иеговистов. Порой у «свидетелей» возникают психические проблемы из-за чрезмерного давления на них со стороны секты. Адептам запрещено отмечать государственные, религиозные и личные праздники, служить в армии, избирать и быть избранными, петь гимн и любые народные песни, участвовать в соревнованиях, – рассказывает Александр Дворкин. – Также в последнее время существенно возросла активность анастасийцев. Это движение больше напоминает бизнес-проект, нежели секту. Идеологически оно основано на книгах Владимира Пузакова-Мегрэ и расписанных в них идеях гармонизации отношений с природой, отказа от благ современной цивилизации в пользу жизни в экопоселениях, исполнения заветов Анастасии (по всей видимости, вымышленной героини книг Мегрэ). «Анастасийцев» вербовали из числа читателей этих книг. Сначала по баснословным ценам им продавали изделия из кедра, якобы обладающие чудодейственными свойствами, затем адептов убеждали продавать свои городские квартиры и переселяться из городов в экопоселения. Основой процветания лидеров секты становились, судя по всему, доходы от продажи кедровых изделий, недвижимости, от которой отказывались адепты, и земли взамен этой недвижимости».

     

    Руководством к действию для анастасийцев, видимо, стала фраза, обычно приписываемая основателю «Сайентологической церкви» Рону Хаббарду: «Хочешь заработать миллион – придумай свою религию». Помимо умения мастерски вытягивать деньги из кошельков доверчивых граждан, разрушая их психическое здоровье, о «Сайентологической церкви» говорят как об организации, имеющей тесную связь с ЦРУ и активно занимающейся сбором информации о своих адептах и тех, с кем они общаются. Немногие сегодня помнят о грандиозном скандале 15-летней давности, когда в Гуманитарном центре Хаббарда, Московском центре дианетики и других офисах «Сайентологической церкви» правоохранительные органы обнаружили сотни папок с досье на высокопоставленных чиновников, сотрудников российских госструктур, депутатов Госдумы, известных журналистов и православных священников.

    Врач Алексей Звездин, специализирующийся на лечении пострадавших от сект, также указывает на активность восточных сект шиваитской и кришнаитской направленности, которые могут существовать под видом центров изучения восточных единоборств или йоги. В плане же географии наиболее активные секты, по его словам, в Москве и Подмосковье, Поволжье, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

    «Мнение, что секты – это что-то экзотическое, далекое и их жертвами никогда не станем мы или наши близкие – увы, очень часто бывает ошибочным. Все мы проживаем в регионе, входящем в группу риска, интегрированы в социум, общаемся со случайными и неслучайными знакомыми, большинство из нас пользуется интернетом», - предостерегает Алексей Звездин.

    Многие москвичи даже не знают, что живут в одном городе с «богом Кузей». Он же – некий 37-летний Андрей Попов, который утверждает, что «был богом, создавшим Христа» и уже сделал «в восемь раз больше, чем Христос». В 2008 году гражданин Попов представлялся батюшкой одного из московских храмов. Из-за жалоб прихожан его выгнали, но «Кузя» отчаиваться не стал. Сразу же после этого он, отличный оратор и психолог, представляясь уже епископом РПЦ «владыкой Романом», стал арендовать помещения в столичных вузах и НИИ. Там он читал лекции, основанные на Библии, но со значительными вкраплениями своих идей. А затем и вовсе провозгласил себя богом и создал секту своего имени.

    Признаки вовлеченности человека в секту

    • замкнутость, скрытность, стремление изолироваться от обычного круга общения;
    • «стеклянные» глаза, отрешенный взгляд, забывчивость, невнимательность;
    • неспособность мыслить критически, слушать собеседника;
    • частые немотивированные уходы из дома;
    • резкое изменение образа жизни, мыслей, словарного запаса и манеры общения;
    • пропажа в семье денег и ценных вещей;
    • приготовление ранее непривычной пищи и напитков;
    • отказ отмечать Новый год, день рождения и другие семейные праздники;
    • внезапные разговоры о добре-зле, наказании-прощении, астрале, кармических узлах и т.д.;
    • уход из семьи, отказ от общения с близкими и др.

    Те, кто сумел выбраться из секты, вспоминают, как их ломали психологически, били за связь с родственниками и внешним миром, принуждали жертвовать своему божеству все свои деньги, имущество и недвижимость. У Татьяны Полченской внучка, попав в секту три года назад, бросила колледж. С тех пор женщина ее не видела. Зато девушку встречали знакомые – когда она собирала деньги на православных выставках на ВВЦ, в переходах метро и около православных храмов.

    «Жертвователям она объясняла, что молиться за них будет некий святой старец, – рассказывает Татьяна. – Девушка говорила, что все деньги передает «богу», а самой ей тратить пожертвования нельзя. Еду и одежду можно и нужно воровать, уповая на «бога», а если не воруешь и тратишь предназначенные «Кузе» деньги, то тебя зверски избивают. Полицейские разводят руками и говорят, что без официального заявления реагировать не имеют права, а за добровольное избиение привлечь к ответственности нельзя, мошенничество доказать практически невозможно, на экстремизм эта деятельность не тянет…»

    А вот и еще одна экзотическая организация. Житель Пушкино Олег Савельев рассказал журналисту о Фонде Аркадия Петрова, который давно работает в этом городе и якобы умеет выращивать и регенерировать внутренние и внешние органы человека. Разумеется, за огромную предоплату. Достоверной информации о том, что у кого-то выросла ампутированная рука или почка, найти не удалось, зато в Пушкинском районе говорят о смертельных исходах в фонде Петрова и одном случае тяжкого причинения вреда здоровью ребенка.

    «Жительница Пушкино Оксана Смирнова вышла замуж за гражданина ФРГ и родила от него девочку. Отец ребенка посчитал, что у трёхлетнего ребенка есть проблемы с избыточным весом и обратился за помощью в Фонд Аркадия Петрова, – вспоминает Олег Савельев. – Девочке там внушили, что вместо рук у нее крылья, а в горле у нее сидит лягушка, соответственно брать еду и кушать она никак не может. Мать заметила изменения в психике дочки, на этой почве начались конфликты с мужем. Немец пытался выкрасть документы и вывезти девочку за рубеж. Матери удалось вернуть ребенка, но потребовалось экстренное вмешательство представителя традиционной медицины. Услуги психотерапевта обошлись почти в 300 тысяч рублей, семья распалась, бывший муж вернулся в Германию, но продолжает поддерживать отношения с «целителем» Петровым».

    Некоторые из пострадавших уверены, что деструктивные псевдорелигиозные секты являются угрозой, сопоставимой с организованными преступными группировками. Однако отношение к этой проблеме правоохранительных органов, как полагают, остается пока еще легкомысленным. «Правоохранителям достаточно проблематично открыть уголовное дело при отсутствии потерпевших. А пока человек находится в секте, он себя пострадавшим не признает. Если же проводить серьезную операцию с внедрением оперативника в секту, то это потребует много времени, очень больших усилий, а результат будет не таким впечатляющим, как перехват какой-нибудь группы бомбистов», – объясняет юрист Антон Живин.

    Еще одна проблема, на которую указывает Живин, – отсутствие государственного реабилитационного центра для людей, ставших жертвами сект. В общем, как в советском юмористическом афоризме – спасение утопающих дело рук самих утопающих. Поэтому все эксперты сегодня, увы, солидарны во мнении: «Лучший способ уберечься от секты – это туда не попадать».

    Виталий Цветков

     

    Как избежать попадания в секту?
    (Рекомендации психологов)

    1. Как правило, человека толкает в секту сложная жизненная ситуация, одиночество, ощущение ненужности и невостребованности. Найдите себе и своим близким единомышленников и постарайтесь создать такой круг общения, в котором будет комфортно, интересно и познавательно. Свободное время займите спортом, отдыхом на свежем воздухе, другими увлечениями, приятными хлопотам. Соблюдайте режим труда и отдыха, высыпайтесь.
    2. Тонкие психологи вербуют в секты настолько грамотно, что человек, еще не успев понять, куда он попал, уже опутан сетями, и выйти из ловушки очень сложно. Чем дольше он находится в секте, тем сложнее его оттуда вытащить. Если срок пребывания там идет пока только на недели и месяцы, шансы вернуть его к нормальной жизни достаточно высоки, а если на годы, то они, если и не равны нулю, все равно мизерны. Поэтому в случае резкого изменения поведения и образа жизни вашего ребенка или другого родственника срочно примите меры. Посоветуйтесь с психологом, постарайтесь переключить его на другую деятельность, созидательную и интересную.
    3. Нет человека, который пришел бы в секту сам. Его приводят туда через обман, сокрытие информации, недобросовестную рекламу и держат, манипулируя сознанием. Секты могут скрываться под ширмой различных кружков по интересам: бесплатных или подозрительно дешевых курсов изучения иностранного языка, Библии, восточной философии, йоги, групп здоровья, центров развития личностных способностей, общественных организаций. Постепенно жизнь пришедших в секту становится полностью подконтрольной лидеру, наставнику. Воспринимайте призыв «Не сотвори себе кумира» не только как библейский афоризм, но и как разумный жизненный принцип.
    4. Отличить служителя традиционной церкви от проповедника религиозной секты несложно. Если вам делают весьма заманчивое (за символические деньги) предложение, то необходимо задуматься. Когда требуют принять решение прямо здесь и сейчас, потому что «потом будет поздно», то это явно что-то недобросовестное, вам просто не хотят предоставить полную информацию. Любой адекватный представитель традиционной конфессии даст вам время ознакомиться с предоставленной информацией, чтобы принять осознанно, разумом и сердцем. Поэтому, когда вас будут усиленно куда-то завлекать и требовать скорее поменять свое сознание, – не спешите говорить «да». Предварительно «пробейте» организацию и ее лидера по интернету – возможно, вы сразу узнаете много любопытных нюансов, от которых ваше желание приобщиться к «разумному, доброму, вечному» в этой группе моментально поугаснет.

    Национальный контроль

    Календарь

    Последние новости
    16.10.2019 «Со мной никто никогда об этом не говорил...»
    15.10.2019 Пылесосы, личностный рост, религия: как сразу распознать секту
    14.10.2019 Слово на Покров Пресвятой Богородицы святителя Николая (Велимировича)
    14.10.2019 Покров Пресвятой Богородицы
    13.10.2019 Радиация греха: ситуация в России
    12.10.2019 Радиация греха: взгляд из Великобритании
    12.10.2019 Криминал в реабилитационных центрах пятидесятников "Исход" (ХВЕ)
    11.10.2019 О духовном содержании дарвинизма



    Православное общество трезвости Новосибирска