Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Церковь и мы. Кому стоит меняться?

    [04.03.2014] Церковь и мы. Кому стоит меняться?

             

    Идет 1993 год. Мне пятнадцать лет, я недавно крестился и рассказываю о своей вере друзьям-одноклассникам. Вопросов много, еще больше советов. Например, записать утреннее и вечернее правило на магнитофон и не читать постоянно одни и те же молитвы. Учительница русского языка обеспокоена моим увлечением верой. Она отзывает меня в сторону и говорит: «Андрей, ты умный человек. Зачем тебе это надо?»

    В 1994 году у меня появляется первый опыт «исповедничества». Учитель логики предлагает мне найти общее в словах: Будда, Мухаммед, Христос, бесы, дьявол. Недрогнувшей рукой я оставляю Христа в гордом одиночестве, а всю остальную компанию отправляю к дьяволу. Решение не радует педагога. Она долго рассказывает об основателях мировых религий, и предлагает еще неделю подумать над тестом. В ответ она получает текст Символа веры, переписанный мной от руки. Тройка в четверти позволяет мне сравнивать себя с древними мучениками.

    1996 год. Я учусь на первом курсе филологического факультета, считаю себя знатоком церковнославянского языка и нахожу простое и верное решение для всех церковных проблем – нужно перевести богослужение на русский. Мои аргументы необычайно сильны: во-первых, Церковь станет ближе к народу, во-вторых, пора уже сбросить славянщину с корабля истории, в-третьих, четвертых, пятых и шестых, мое мнение разделяет сам Сергей Сергеевич Аверинцев.

    С тех пор прошло почти двадцать лет. Мои взгляды изменились: я считаю, что плохо изъясняюсь даже на русском языке и не считаю себя вправе указывать Церкви и священноначалию, на каком языке совершать богослужение или читать Евангелие на службе. Два десятилетия я изучаю историю Церкви и государства, древнерусские жития святых, живу церковной жизнью, могу правильно открыть богослужебные книги и соединить службы, но с каждым прожитым днем мне все больше кажется, что почти ничего не знаю о Церкви. Патристика, литургика или аскетика остаются для меня темным лесом. Я изучаю античную и средневековую историю, зачитываюсь Умберто Эко или текстами, которые написали Ле Гофф и другие представители школы анналов. Я все больше ухожу в свою любимую историю. Читаю, думаю, иногда молюсь. Недавно начал воспитывать сына, но не представляю своей жизни без Церкви.

    Мне неинтересны споры о том, куда ведет Церковь Святейший Патриарх, я перестал участвовать в дискуссиях о языке богослужения, не согласен с теми, что народ должен читать Евангелие, а не акафисты.

    Благодаря книгам и знакомству с настоящими христианами я перестал заботиться о просвещении и исправлении других и хочу просветить хотя бы самого себя.

    Мой любимый митрополит Антоний Сурожский однажды сказал: «Священник должен быть либо святым, либо образованным». До святости мне бесконечно далеко, а потому я занимаюсь своим образованием. Пытаюсь понять свою Церковь. У меня все больше вопросов к самому себе и все меньше – к Патриарху, епископату, священству или единоверцам.

    За двадцать лет я лишь прикоснулся к огромному наследию моей Церкви, краем глаза увидел настоящих верующих, на которых хотел бы быть похожим. Я все чаще вспоминаю слова Сергея Аверинцева, сказанные им в самом начале 90-х годов прошлого столетия: «Наши новые православные, околоправославные, сочувствующие, то есть «широкая публика», кажутся мне уж слишком похожими на детей. Позавчера они вовсе не думали на церковные темы; вчера каждый осанистый архиерей казался им ангелом или святым, только что сошедшим с иконы; сегодня они зачитываются газетными разоблачениями про Священный Синод как филиал КГБ… Так подросток, узнавший нехорошую подробность о своем обожаемом кумире, торопится зачислить его в изверги рода человеческого. Но на то он и подросток. Не будем спрашивать, что хуже — умильное легковерие или школьнический пыл разоблачительства; одно стоит другого, ибо то и другое чуждо чувству ответственности».

    С небольшими поправками, этот текст важен и для нашего времени: достаточно открыть социальные сети, чтобы увидеть, как много мы требуем от нашей Церкви, и как мало – от самих себя.

    Надеюсь, мне удастся хотя бы в конце жизни стать взрослым христианином, ответственным за свою Церковь. Надеюсь, что это получится и у участников наших реальных и виртуальных дискуссий.

    Андрей Зайцев
    Приходы.ру

    Календарь

    Последние новости
    14.09.2019 С 15 по 25 сентября в Новосибирске будет пребывать ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского
    12.09.2019 Святой благоверный князь Александр Невский
    11.09.2019 Слово на день усекновения главы Святого Предтечи Господня Иоанна
    11.09.2019 Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости
    11.09.2019 Митрополит Никодим возглавил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша"
    10.09.2019 Религиозный объект возвела благотворительная организация «Миротворец»
    10.09.2019 Саентология под угрозой признания экстремистской
    09.09.2019 Начала работу благотворительная акция Автопоезда "За духовное возрождение России"

    Фильм МЕНЯ ЭТО НЕ КАСАЕТСЯ кинокомпании АКРОСТИХЪ

    Ювенальная юстиция в России - Мы против!