[02.11.2013] Особенности профилактики подростковых зависимостей в условиях современного российского общества

Смежные проблемы наркотизации и алкоголизации подрастающего поколения становятся все более острыми для современного российского общества. Если – по словам главного нарколога Новосибирской области Р.А.Теркулова – двадцать лет назад врачи «всех наркоманов города знали в лицо», то сегодня это лицо скрылось за маской обыденности. К сожалению, лицо наркомана, алкоголика – это сейчас нередко и лица наших детей, подростков – тех, на кого время в ближайшие годы возложит бремя ответственности за страну, за судьбу русского народа.

В ходе данного исследования мы не будем углубляться в логистику снабжения молодежи психоактивными веществами и алкоголем, но постараемся выявить причинно-следственные связи, ведущие к девиантному поведению подростков, а также дать рекомендации к проведению профилактических программ и мероприятий в целевой возрастной группе подростков от 14 до 17 лет. Возрастная группа выбрана не случайно – «80% всех актуальных потребителей наркотиков (тех, чей нынешний образ жизни включает в себя более или менее регулярное употребление наркотических средств) впервые встретились с ПАВ в возрасте до 17 лет» [4]. Более того, две трети всех актуальных потребителей начали употреблять в возрасте от 15 до 17 лет [4]. Эти цифры подтверждаются и нашим практическим опытом – из нарко- и алкоголезависимых лиц, поступающих на лечение в Епархиальный реабилитационный центр г.Новосибирска, около 95% респондентов пишут в анкете, что первый опыт употребления алкоголя и наркотиков произошел в возрасте до 17 лет, из них около 70% – от 14 до 17 лет. Есть и исключения, подтверждающие правило: в 2012 году на лечении состояли двое зависимых, для которых первый опыт употребления произошел после 22 лет [1].

В наркологии часто встречается утверждение, что наркомания – «это не болезнь, а симптом более глубоко лежащего заболевания». С этим действительно нельзя поспорить. Чаще всего под глубоко лежащим заболеванием подразумевается психо-социо-эмоциональная несостоятельность больного, некое отклонение от нормы поведения – индивидуальная девиантность. По нашим наблюдениям, проблема лежит гораздо глубже: индивидуальная девиантность – это не болезнь, а один из симптомов болезни общества. Девиантное поведение подростков может выражаться в половой распущенности, склонности к физическому насилию (как над собой, так и над другими), вандализме, грубом обращении со старшим поколением. Не секрет, что примерами такого поведения подростки и молодежь, несформировавшиеся личности буквально бомбардируются с утра до поздней ночи с экранов телевизоров, рекламных плакатов и Интернет-сайтов. В наши дни одной из опаснейших угроз благосостоянию России, самой возможности существования нашей страны, являются негативные зависимости.

Проблема стремительно нарастающей наркотизации в России не настолько стара, как в других странах, поэтому следует обратить внимание на опыт зарубежных аналогов в профилактике молодежных зависимостей. Часто в зарубежной литературе основные риски при рассмотрении проблемы индивидуальной зависимости определяются специфическими особенностями референтной группы сверстников молодого человека. Статистические данные подтверждают значимость данного утверждения. «Существует нарастающее количество исследований, подчеркивающих важность группы сверстников и организации досуга подростка в формировании личности. Друзья, которые курят, пьют или употребляют ПАВ, многократно увеличивают шанс того, что сам подросток будет вовлечен в употребление». С другой стороны, «по результатам исследований, минимально число подростков, не имеющих употребляющих друзей и при этом попробовавших наркотики или алкоголь» [5].

Исландская модель профилактики наркозависимости за 10 лет имплементации (1997-2007) дала положительные результаты. Процент подростков 14-16 лет, употребляющих алкоголь на момент опроса, упал с 38% в 1997 году до 20% в 2007 году, также процент подростков, употребляющих гашиш, упал с 13% в 1997 году до 8% в 2007 году. «Модель предотвращения девиантного поведения связывает статистический сбор информации на национальном уровне с осмыслением и действием на местном уровне, для развития социального капитала подростков. Была разработана сеть поддержки, мониторинга и формирования возможностей для позитивного развития молодых людей в условиях микрорайона» [7]. При этом немалая часть успеха программы состояла в особенности Исландии – маленького государства, тем не менее задача ясна – при активной работе на государственном уровне в связке с областным управлением и местной заинтересованной общественностью можно достичь положительных результатов в снижении наркотизации и алкоголизации молодого населения России.

Далеко не все зарубежные программы профилактики были настолько успешны, как Исландская программа. Как показывает опыт федерального правительства США, реклама, даже с самыми благими антинаркотическими намерениями, всегда дает обратный результат. С 1998 года аппарат Белого дома по вопросам национальной политики контроля за наркотиками потратил около 1,4 триллиона долларов на кампанию телевизионной анти-рекламы наркотиков и анализ своей деятельности. Результаты оказались удручающими «Высокий процент просмотра рекламных роликов ведет к более высоким уровням первичного употребления наркотиков подростками 14-16 лет» [5].

По мнению специалистов, проблема кампании состояла в том, что она открыла миллионам американских детей глаза на то, что есть такие вещи как наркотики, и что очень много людей их употребляет. Один из постулатов профилактики негативных зависимостей – «не навреди» – здесь был нарушен.

Что же делать, если подрастающее поколение уже знает не только о том, что наркотики существуют, но и где их купить и как употребить? Когда повсюду – не анти-реклама, а самая настоящая реклама наркотиков. Ни одна страна в мире еще не сталкивалась с таким явлением как целевая, открытая, публичная реклама наркотических средств, с какой столкнулась Россия, особенно Урал и Сибирь, с появлением на рынке синтетических китайских наркотиков.

Министерство образования и науки РФ в «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» определяет три основные модели профилактики:

  1. Медицинская модель – информирование учащихся о негативных последствиях приема ПАВ на физическое и психическое здоровье.
  2. Образовательная модель – направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.
  3. Психосоциальная модель – своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков [5].

Можно обобщить таким образом: медицинская модель сводится к запугиванию, образовательная модель учит, как правильно употреблять наркотики, а психосоциальная модель, самая обещающая, предлагает углубленные психологические тренинги, на которые потребуется немало бюджетных средств. Так или иначе, ни одна из выше представленных моделей не внушает надежды на воспитание поколений трезвых подростков.

Взяв за основу вышеописанное состояние современного российского общества и специфику Новосибирска и Новосибирской области, мы разработали профилактическую программу местного значения и целевого действия. Целевая возрастная группа – от 14 до 17 лет. Наиболее актуальными наркотиками в нашем регионе являются синтетические китайские ПАВ. Современная молодежь получает до 80% всей информации из интернета и социальных сетей – в том числе и информацию о современных наркотиках. Нашей первой задачей стал выход в информационное пространство, сотрудничество с уже существующими организациями в поддержку здорового образа жизни и создание собственного информационного ресурса. В отличие от наркотиков прошлого поколения, в современных синтетических наркотиках мы столкнулись с тем, что молодежь действительно не понимает, «в чем проблема», так как вещества распространяются свободно в полулегальном статусе, называются не наркотиками, а красивыми брендовыми именами (например, «спайс» и т.п.). Так как информирование посредством лекций не может быть вариантом в силу своей малой эффективности, был разработан мультимедиа проект, аналогов которому нет.

В результате сотрудничества с управлением ФСКН по Новосибирской области и Новосибирской митрополии был снят художественный фильм, который стал поводом для разговора с молодежью, – без сцен употребления, но с быстроразвивающейся сюжетной линией. Фильм не утомляет подростков и был многократно одобрен наркологами и сотрудниками ФСКН, вплоть до министра здравоохранения Новосибирской области О.В.Кравченко и начальника управления ФСКН, генерал-лейтенанта А. А. Кандикова. Каждый показ фильма в рамках акции «За здоровый образ жизни» сопровождается беседой с сотрудником отдела профилактики негативных зависимостей Новосибирской митрополии, врачом наркологом и сотрудником ФСКН. С начала учебного года более 3000 учащихся старших классов и специализированных техникумов приняли участие в профилактических мероприятиях, проводимых нами по Новосибирску и Новосибирской области.

Необходимо в начале беседы подружиться с аудиторией, найти двусторонний контакт, расположить к себе, сказать, что мы пришли не «умничать», а побеседовать, узнать мнение самих подростков. В школах, СУЗах и ВУЗах это сделать проще, так как учащаяся там молодежь более открыта, чем в детских домах и учреждениях закрытого типа. Подростки всегда оживленно включаются в дискуссии. В профилактических мероприятиях участвуют профессиональные спортсмены, которые собственным примером показывают необходимость ведения здорового образа жизни. По ходу проведения мероприятий с молодежью разбираются такие темы как счастье, родина, мир души, общение и дружба, преодоление проблем, культура, любовь, ценности, добро и зло.

Опыт показывает, что интенсивная работа в малых группах не уступает по эффективности работе в массах, так как здесь подросткам не навязывается мнение. Наоборот, предоставляется информация и дается возможность сформировать свое отношение основываясь на предоставленных фактах. Факты говорят сами за себя и по истечению серии занятий, подростки несут свое личное мнение в свою возрастную группу, делятся со своими одноклассниками, тем самым осуществляя более эффективную работу в массах – сверстники всегда предпочтут прислушаться к слову сверстников.

Как порекомендовали наши коллеги из США, было бы очень полезно проводить серии уроков по «масс-медиа грамотности» (media-literacy education) в начальных классах. По результатам исследования Американской академии педиатрии, программа из 10 уроков «Медиа детектив» повысила критическое мышление детей по поводу посылов с экрана телевизора и понизила намерения к употреблению табака и алкоголя. Критическое мышление – это как раз то, чего не достает нашей молодежи в условиях информационной «бомбардировки» [6].

Очень важен духовно-нравственный подход в предупреждении зависимостей в подростковой среде, в воспитании здорового образа жизни, как обозначено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», но, к сожалению, на данный момент подобное воспитание возможно исключительно в рамках внешкольных проектов и мероприятий [7]. Профилактика негативных зависимостей среди подростков и молодежи будет достаточно эффективна только в том случае, если целостный федеральный механизм начнет воспринимать географические и социальные особенности региона, на котором проводятся мероприятия, и сотрудничать с местными общественными организациями для укрепления социального капитала нашей страны.

Список литературы:

  1. Анкеты. Новосибирский епархиальный реабилитационный центр. 2007-2013.
  2. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Приложение 1 к приказу Минобразования России от 28.02.2000 N 619
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк, Кондаков, Тишков. – 2008.
  4. «Социальное пространство наркотизма», Л. Кесельман, М. Мацкевич, Снкт-Петербург – 2000 г.
  5. A White House Drug Deal Gone Bad. Ryan Grim. Huffington Post. 2006.
  6. Media Literacy Education for Elementary School Substance Use Prevention: Study of Media Detective. Janis B. Kupersmidt, Ph.D, Tracy M. Scull, Ph.D and Erica Weintraub Austin Ph.D. 2010. American Academy of Pediatrics.
  7. Substance use prevention for adolescents: the Icelandic Model. Health Promotion International, Vol. 24 No. 1. Published by Oxford University Press. 11 December, 2008.

Гришкевич А.Л. (Университет штата Алабама, специалист БФ «Трезвое поколение»),
Цыплов А.Г. (магистрант УрГПУ, г. Новосибирск)
БФ "Трезвое поколение"