[30.09.2013] Об отношении православных к делу Толоконниковой

Православные христиане не питают ненависти к Надежде Толоконниковой и не желают ей зла. Они попросту не хотят продолжения шоу в тех же лицах.

Православные христиане – одна из наиболее спокойных и миролюбивых групп в современном российском обществе. Православные празднества и мероприятия, проводимые Церковью, проходящие при стечении народа, не бывают источниками напряжённости и агрессии. Православные верующие относительно мало политизированы. Для их среды нехарактерен культ силы. Это люди, живущие в основном семейными ценностями, гуманитарии по своим интересам.

В условиях, когда в обществе действуют обезличенные законы конкуренции и личной выгоды, когда демонстрация превосходства и самоуверенности становятся едва ли не нормой, когда групповая и этническая солидарность перевешивает общегражданскую, аудитории ежедневно предлагаются многочисленные сцены насилия, дети записывают на видео сцены издевательств над сверстниками, а конфликты на дорогах нередко разрешаются при помощи оружия, обвинять православных в особенной нетерпимости нелепо.

Православному верующему, как и всем остальным, свойственны слабости – проявления невнимания, безразличия, немилосердия, недружелюбия. Православная этика более строга к ним в сравнении с другими религиозно-этическими доктринами и господствующими в светском обществе представлениями.

Лица, пылающие ненавистью к Н. Толоконниковой, высказывающие в интернете угрозы и пр., хотя бы называли себя православными, обильно использовали цитаты и церковные термины, являются исключением и их позиция не должна отождествляться с позицией Церкви.

Эпатажные выходки, начатые Толоконниковой и друзьями задолго до происшествия в храме Христа Спасителя, должны быть скорейшим образом прекращены. Никакие, сколь угодно значимые общественные проблемы, от содержания в тюрьмах до музейного дела и современной культуры, не могут обсуждаться с подачи лиц, прославившихся цинизмом и провокативностью.

Велика вероятность того, что любые очередные заявления Толоконниковой, её предприятия и предложения являются очередной ложью, частными случаями «акционизма», по сути же особым видом глумления над окружающими. Православные не имеют доверия к заявлениям Н. Толоконниковой, и перемена нашего отношения произойдёт в том случае, если Надежда выкажет сожаление, и притом ясное, о том, что было сделано в храме Христа Спасителя.

Попытки представить Церковь гонительницей Н. Толоконниковой являются манипуляцией, способом оказать моральное давление на православных.

Полемика православных по вопросам мировоззрения является внутренней полемикой Церкви и длится не один год. Внешний наблюдатель в основном оставляет её без внимания и не проникает богословскую подоплёку, причины и следствия. В случае с Н. Толоконниковой, стараниями СМИ проблема получает широкий общественный резонанс. Откровением для светского читателя оказываются хлёсткие риторические определения одних православных в адрес других. Например, такие как «людоедские настроения» в Русской Православной Церкви или «христиане без креста».

Следует осторожней относиться к риторике, отказаться от достижения политических целей на теме P. Riot и скорейшим образом опровергнуть домыслы о расколе в Церкви, её порче, закате, оставлении Св. Духом и пр., о чём с таким удовольствием твердят СМИ либерального толка, дабы своими упорством и недружелюбием не подать повода к дальнейшим спекуляциям.

Андрей Рогозянский
Радонеж