[29.05.2013] Боевые искусства: как в поисках секции не попасть в секту
Предмет исследования
Что есть боевые искусства в своем исходном значении? Комплекс методов для ведения войны – от строевой подготовки до фортификации, от рукопашного боя без оружия, до применения оружия массового поражения. Применительно к рассматриваемой теме нас интересует такая часть, как рукопашный бой, а еще точнее – то, во что он трансформировался на гражданской почве – различные виды так называемых единоборств.
В своем исходном значении рукопашный бой (ближний бой без применения огнестрельного оружия) нужен, и практикуется теми, в чью работу входит силовое противодействие – это армия и полиция с одной стороны, и противостоящие им (террористы и преступники) – с другой. Набор ситуаций, в которых он используется в нынешнее время - гораздо уже, чем в средние века, или даже во Вторую мировую войну. При наличии приспособлений для ведения бесшумной и беспламенной стрельбы он практически не используется для снятия часовых, а практическая область его применения сужается до ведения боя в пожаро-взрывоопасных помещениях, для задержания преступника/секретоносителя, и ситуации «разборок» в криминальном мире при невозможности/нежелании использования оружия.
Мы же поговорим о том, как обычному мирному человеку, желающему заниматься единоборствами по каким-либо причинам, в поисках секции не попасть в секту. А цветут они в этой области пышным цветом, в отличие от конкретно силовых организаций, о которых было сказано ранее, ведь для силовиков важен практический результат, а не процесс мороченья головы тренирующимся за их же деньги.
По этой же причине из исследования мы исключим и большую часть спортивных единоборств, по которым проводятся соревнования – там так же нужен конкретный результат – успешное выступление, а промывание мозгов и игры в бесконтактные воздействия и медитации этому никак не способствуют. Я думаю, что все слышали об этих феноменах как в восточных, так и в отечественных системах, но никто и никогда не видел бесконтактного бокса, или, к примеру, бесконтактной греко-римской борьбы.
Итак, предметом рассмотрения будут секции для гражданского населения, в которых не проводятся контактные соревнования, или, хотя бы, дружеские встречи с представителями других школ. Ведь в этом случае у занимающихся нет объективных критериев оценки полученных навыков, и это предоставляет широкое поле для обмана различным шарлатанам и представителям, так сказать, нетрадиционных религиозных организаций, в просторечии – сект.
Если говорить о традиционных, исторически существовавших школах боевых искусств, то следует отметить кардинальную разницу подходов на Востоке и на Западе. Для восточных школ характерна всеохватность жизни практикующего – школы часто являлись или сугубо семейными, или же имитировали родственные связи – ученик называл учителя отцом, других учеников – братьями, и отношения строились соответственно. Часто студент такой школы осваивал не только искусство боя, но и основы медицины, принимал мировоззренческую модель школы, и сам, становясь впоследствии учителем, старался передать полученное именно в том виде, в котором получил. Именно по этой причине в Китае, Японии, Вьетнаме и Корее до сих пор сохранились средневековые школы именно в том виде, в котором они возникали – от ритуалов до формы одежды, от доспехов до оружия. Корни этого явления уходят в конфуцианство.
Для запада в обучении силовому противодействию всегда был характерен утилитарный подход – ценность имело не носительство многовековых традиций, а практические навыки противостояния противнику, вооруженному по последнему слову техники на момент обучения. По этой причине работа со средневековым оружием и в доспехах на Западе не сохранилась как традиция и является сейчас результатом работы реконструкторов. Так же отличались отношения учитель-ученик – учителя фехтования преподавали за деньги, как правило – дворянству, и ни о каких отношениях «сын-отец» речи не шло, как и о сохранении в неизменном виде использования оружия, вышедшего из употребления.
Говоря о школах искусств вообще, и о школах боевых искусств в частности, следует отметить, из чего состоит школа:
- теория
- практика (техника и тактические схемы ее применения)
- методика и дидактика (обучение технике и обучение инструкторов)
- традиция (линия передачи, соответствующая предыдущим пунктам).
Последовательность исторического возникновения признаков именно такова, и для возникновения школы все признаки обязательны, будь то школа боевого искусства, школа живописи или архитектурная школа. Условие, необходимое для сохранения школы – традиция, передача. В силу рассмотренной выше разницы в подходах, мы видим сохранение передачи традиционных школ на Востоке и отсутствие традиционных, передаваемых от поколения к поколению школ в Европе. Так как практическая необходимость в навыках рукопашного боя в современных условиях ничтожна, традиционные восточные школы имеют тенденцию к трансформации в спорт, гимнастику или фольклор, когда, к примеру, взрослые сибиряки, собираясь два-три раза в неделю, надевают средневековую японскую одежду и играют в японских самураев. Европейские же виды, выдаваемые за традиционные, на самом деле являются в лучшем случае реконструкциями, а по большей части – откровенным новоделом, не имеющим исторических корней, возникшим и расцветшим в постперестроечные времена. Все разнообразные «казачьи» стили, древнеславянские/древнеарийские, и прочие «родовые» школы есть подражание феномену восточных школ, и не являются традиционными, так как исторически они не существовали в силу культурных различий, и, в особенности – учитывая, что при советской власти просто отсутствовала культурная среда для их сохранения (то же касается неоязыческих «религий», созданных после развала СССР).
Религия, философия, секты и боевые искусства
Перейдем непосредственно к основной теме – сектантство и боевые искусства, религия и боевые искусства. Возможно ли некое «религиозно-зависимое боевое искусство» в принципе? То есть некоторый набор физической техники и тактических способов ее применения, который можно освоить, будучи только представителем определенной религиозной группы? Нет, абсолютно невозможно, говорит нам православная антропология, в которой раскрывается учение о сущности и личности человека. Если коротко, сущность – это ЧТО есть человек, как он устроен, что объединяет всех людей независимо от мировоззрения. Личность же – КТО есть человек, с его мировоззрением, системой убеждений, веры и ценностей. Рукопашный бой, как таковой, лежит в области взаимодействия сущностей, и для техники и тактики нет никакой разницы в мировоззрении человека, который дерется. Рукопашный бой здесь – просто набор инструментальных навыков тела для решения конкретных задач (ведения рукопашного боя), а тела наши устроены анатомически и механически одинаково. Разница есть для личности, которая определяет, когда и по каким причинам следует эти навыки применять, а когда воздерживаться от их применения, как относиться к противнику.
Примером независимости практических навыков боя от мировоззрения является, например, великий боксер Кассиус Клей. Христианин, ставший олимпийским Чемпионом в 1960 году в Риме, в 1964 году принял ислам и продолжал успешно выступать до 1981 года, став абсолютным чемпионом мира.
В то же время, существует ряд школ, которые в обязательном порядке требуют от адепта принятия своей мировоззренческой модели. Можно сказать – навязывают ее желающему заниматься, обосновывая это тем или иным образом.
Это можно проиллюстрировать следующими примерами:
I. Айкидо
Философской базой айкидо является учение Омотэ-кё, с которым основатель айкидо, Морихей Уэсиба, познакомился через некого Онисабуро Дэгути. Учение Омото-кё в своей основе близко традиционным японским народным верованиям. Для него, в частности, характерны идеи религиозного целительства и священной одержимости духами-«ками» как способа общения с божеством. Эта медиумическая практика связана непосредственно с японским шаманизмом. В вероучении Омото-кё имеется и догмат о конце света: должна наступить космическая катастрофа, в результате которой возникнет новый мировой порядок, исходящий из Аябэ — центра Вселенной и града божьего. В своей эсхатологии Омото-кё апеллирует к буддизму: Дэгути Онисабуро считается будущим буддой, который станет хозяином нового мира. Доктрина Омото-кё не признаёт грех как неизбежное свойство человеческой природы. Проповедуются идеи всеобщего братства и поиска некоей «Вселенской Гармонии», что в практике некоторых школ айкидо выражается в том, что занимающиеся учатся не противодействовать друг другу, а занимаются неким «Искусством мира», «гармонизируя» в поединке энергии вселенной. Посредством подобных «энергетических» воздействий объясняются примеры т.н. «бесконтактного воздействия» в айкидо, продемонстрированного ещё его основателем – Морихеем Уэсибой. Эта концепция «Ки» (некоей всепронизывающей энергии) является по сути пантеистичной, и будет рассмотрена ниже.
В нашем городе айкидо представлено несколькими федерациями. Федерация Айкидо-айкикай, являющаяся прямой линией от Уэсибы к сыну и внуку:
В то же время, существует так называемое «Реальное айкидо», основатель которого, серб Любомир Врачарович, подошёл к делу не с точки поиска всемирной гармонии, а сугубо с прикладной. Тренировал военных, полицию, телохранителей Каддафи и Мугабе в Африке, без всяких игр в философию, и без попыток промывать мозги занимающимся. Именно как боевое искусство.
II. Сериндзи-кемпо
Другой пример системы, в которой обучение напрямую связано с изменением мировоззрения, и принятием буддизма – Сериндзи кемпо. Школу основал японец Досин Со, и зарегистрирована она в Японии именно как религиозная буддийская община. Изучение дзэн-буддизма является обязательным для последователей.
III. Славяно-горицкая борьба
Следующий пример – отечественная разработка. Является реконструкцией Александра Белова, который кроме якобы древнеславянской борьбы решил реконструировать еще и древнеславянское язычество, объявив себя в получившейся неоязыческой секте жрецом и приняв имя Селидор. Соответственно, занимающиеся, кроме изучения собственно рукопашного боя, изучают также самодельный вариант «древнеславянской йоги» под названием «Здрава» и участвуют в неоязыческих ритуалах. Организация, практикующие данный вид, как правило националистические, ориентированы преимущественно на молодежь, которой активно промывают мозги неоязычеством.
IV. Черная пантера
Псевдобуддийская школа-секта на Украине, отколовшаяся от возникшей ранее подобной же школы-секты «Белый лотос», где новичок при приеме обязан написать типовое заявление, содержащее, в частности такие строки: «Прошу принять меня в организацию в целях воспитания во мне духа бойца, мужества и выносливости... Совершенно добровольно отказываюсь от всяческих свобод и прошу считать меня собственностью школы. Прошу учителя и наставников распоряжаться мною по собственному усмотрению. В случае моего ухода или исключения я обязуюсь уплатить сумму, указанную мне моим наставником или учителем».
V. Сибирский вьюн
Наша, местная, новосибирская разработка – школа «Сибирский Вьюн». Псевдотрадиционная оккультная неоязыческая школа. Основатель – Дмитрий Скогорев, занимался в 80-х каратэ в СК «Динамо». После армии решил изобрести что-то свое. Теоретическая часть замешана из Кастанеды, НЛП, экстрасенсорики и неоязычества. К последним он приобщился в процессе участия в семинарах другой неоязыческой секты - «Троянова тропа». Её, так сказать, «боевая» составляющая сейчас известна под названием «Любки». В «Сибирском вьюне» используется элементы бесконтактного боя, о котором уже упоминалось при рассказе об айкидо, практики внушения и экстрасенсорики. Занятно, что с легкостью роняя своих учеников, на авторе статьи Скогорев это умение демонстрировать отказался, из чего можно сделать вывод, что необработанный и/или невнушаемый человек является для подобных техник «потенциальным источником проблем», как говорят сайентологи, и задачей инструкторов в подобных системах является изменение мировоззрения учеников на оккультное, повышение их внушаемости и дальнейшее манипулирование. Школа «Сибирский вьюн» активно работает с детьми, через псевдотрадиционные толкования сказок навязывая оккультное мировоззрение.
Бесконтакт, энергетика, медитации, оккультизм и лженаука
Если на Западе с «бесконтактом» познакомились, как выше было сказано, через основателя айкидо Морихея Уэсибу, то в нашей стране «бесконтакт» и интерес к нему возник в начале 90-х, после его демонстрации Кадочниковым и Вишневецким в видеоприложении к журналу «Русский стиль».
К чести Кадочникова надо сказать, что впоследствии он отказался от подобных опытов, и стал православным христианином. Однако же джин «бес-контакта» оказался выпущен из бутылки – количество инструкторов, утверждающих, что владеют подобным умением, сейчас исчисляется тысячами, и сосредоточены они по большей части в тех самых секциях, куда приходят люди заниматься, что называется, для себя, а не для соревнований. Ярчайший пример – система Рябко, позиционирующая себя как древнерусская и православная.
Ложью является и то, и другое. О несуществовании традиции школ боевых искусств в европейской культуре уже сказано ранее, так что она никакая не «древне». А православным может быть человек, личность, но никак не система боя, в особенности, учитывая, что у Рябко и кришнаиты занимаются. Примером другой системы, так же упирающей на древнерусскость и занимающуюся бесконтактом, является такая школа, как «Любки» – у нас в 90-х годах она действовала под названием «Троянова тропа». Практики «бесконтакта» являются оккультными, и для их объяснения используют концепции магии, и т.н. «энергетики».
Оккультизм – общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для «посвященных», а также комплекс верований в существование скрытой связи человека с потусторонним миром. Оккультизм тесно связан с такими понятиями как «магия», «колдовство», «экстрасенсорика», «паранормальные явления» и др. Зачастую термины «оккультизм» и «эзотеризм» применяются как синонимы. Ярким примером школы боевых искусств с оккультной идеологией является «Сибирский вьюн».
Магия – понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие или бездействие, направленное на достижение определенной цели сверхъестественным путем. Такая система мышления отличается от религиозной или научной. Практики, относимые к магическим, включают гадание (прорицание), астрологию, заклинательство (заговоры), колдовство (бесконтакт), алхимию (цигун), медиумизм и некромантию. Для магического сознания характерны так же инициации – изменение личности через какой-либо ритуал, в котором прежняя личность умирает, а вместо нее в том же теле появляется другая. Обычно инициации сопровождаются так же изменением имени. Идею инициаций использует в своей деятельности руководитель местной, новосибирской школы боевых искусств «Система Сибирский Казак» Андрей Каримов. На ней он строит педагогическую модель для воспитания детей, как он это называет, «в традиционной культуре». На самом же деле подобные построения не находят конкретного подтверждения в истории. Т.е. мы видим очередной псевдофольклорный новодел под вывеской «традиция».
Инициации в «традиционной русской культуре» по Каримову
Неотъемлемой частью оккультных и магических практик являются так называемые медитации. В восточных практиках они имеют корни в йоге и буддизме. Йогическая практика созерцания, когда практикующий сначала обучался однонаправленности (экаграта) сознания, а затем фиксировал его на чем-либо (объекте, идее, мантре), называется медитацией (дхьяна). От этой йогической практики происходят буддийские, получившие в Китае название «чань», а в Японии – «дзэн». И то и другое – прямой перевод санскритского «дхьяна» – созерцание. Западная традиция медитаций идет от католических монахов-бенедиктинцев Игнатия Лойолы, Терезы Авильской, каббалистики эпохи возрождения и немецкого мистицизма эпохи барокко, на почве которого потом возник протестантизм.
Современная практика любителей медитации может быть определена их любимым выражением – «Мысль материальна». Они занимаются визуализациями, самогипнозом, самовнушением. Иногда используют индуистские, буддийские или кришнаитские мантры, даже не понимая смысла того, что они говорят. Интенсивно-практикующие, утрачивая различение реальности и собственных фантазий, становятся со временем или пациентами психиатрических лечебниц, или кончают жизнь самоубийством, или обращаются за помощью в наш Новосибирский Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства. И, надо сказать, что реабилитация пострадавших от оккультизма – крайне тяжелая задача именно в силу того, что получив оккультный опыт, растущий из собственного фантазирования, человек не может отличить его от реальности. Для его психики он так же реален.
Так же составной частью оккультизма является вера в некую энергетику и разнообразные манипуляции с этими воображаемыми энергиями. Восточная разновидность таких практик называется «цигун» (кхи-конг, ки-хаб и т. д.).
У эзотерически-озабоченного населения «ци» понимается как всепронизывающая вселенская жизненная энергия, которая рассматривается в качестве основы существования в том числе человеческого организма. Объективное существование «ци» не подвергается сомнению, хотя никаких научных доказательств этому нет, и быть не может в принципе, так как на самом деле «цигун» – это практика, уходящая корнями в даосский пантеизм, и является по сути религиозной. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-Творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость Природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе. Практика часто связана с целительством (рэйки, цигун-терапия) и различными экологическими культами.
Об истории термина «цигун» следует заметить, что в своём нынешнем, оккультно-магическом смысле, он начал употребляться во времена «культурной революции» в Китае, в середине XX века, и по смыслу соответствует термину средневековой даосской алхимии «нэй-дань» (практика, целью которой являлась попытка достижения бессмертия – сначала посредством химических препаратов, а позже – через медитативные практики, символизировавшие химические превращения). До того термин «цигун» использовался в прямом своём переводе (иероглиф «ци» - газ, воздух; иероглиф «гун» - работа) – для обозначения различных видов гимнастики с ритмизацией дыхания (например, в 1934 г. была опубликована книга Дун Хао «Специальные методы лечения и профилактики легочного туберкулеза – цигунотерапия», не содержащая никакой мистики, присущей данному термину сейчас).
По сути любой «цигун» содержит в себе синхронизацию дыхания и внимания, которая может быть дополнена движением (или изометрическими упражнениями на напряжение-расслабление), а так же – некоей «медитативной» составляющей, которая может включать фантазирование, визуализации, и самовнушение. Собственно, наличие этого последнего элемента – «медитации», и превращает безобидную дыхательную гимнастику в оккультную пантеистическую практику.
Целями подобной гимнастики в исторически существовавших боевых искусствах являлись общефизическая и специальная физическая подготовка, укрепление и набивка тела, реабилитация после травм, постановка дыхания, и без принятия пантеистической модели и верований во вселенскую энергию «ци» являлись по сути специализированной физкультурой.
Интересно, что современная практика с оккультной составляющей не вызывает опасения у занимающихся, даже не смотря на то, что их предупреждают о т.н. «отклонениях в цигун»: «головокружение, тяжесть в голове (словно «гора Тай-шань давит на голову»), ломота во лбу, метеоризм в области даньтяня, опухание большого позвонка, неравномерные скопления ци по всему телу, теснение в груди и задержка дыхания, онемение ног, расстройства сердца и воли, напряжение головы и твердый язык, неконтролируемые размашистые движения, дремота и сонливость, озноб и жар в груди и на спине, нарушения движения ци, истечение ци и утрата цзин, импульсивное возбуждение силы ян. Цигунисты определяют вышеперечисленные явления «осложнениями», «прохождениями через огонь и морок». При их возникновении следует самостоятельно определить способ коррекции, либо с помощью опытного врача-цигунотерапевта. В противном случае телу и психике занимающегося цигуном может быть нанесен серьезный ущерб».
Примером тоталитарной деструктивной секты, использующей в своей практике «цигун» является «Фалуньгун». Это синкретическая псевдобуддийская секта, которая запрещена в КНР, т.к. её деятельность привела ко множеству самоубийств и сумасшествий.
основатель секты "Фалуньгун" Ли Хунчжи
Другим примером может являться «Чжун Юань цигун», отделение которого действует и у нас, в Новосибирске. В рекламе указывается, что «в направление Чжун Юань цигун входят элементы практически всех школ цигун, но при этом, оно свободно от какой бы то ни было религиозной окраски и не преследует никакие идеологические цели». Это ложь, т.к. на самом деле мы видим всё те же идеи даосского пантеизма.
С «цигуном» в боевых искусствах чаще всего можно встретиться в т.н. «внутренних» стилях Китая, Вьетнама и Японии. В особенности – в тех версиях, которые позиционируют себя не столько как школы боевых искусств, сколько как «школы духовного развития», или группы «оздоровительной гимнастики»
Так же, наряду с цигуном, среди практикующих боевые искусства весьма распространена йога. Не следует считать ее безобидной гимнастикой. «Йога есть прекращение деятельности сознания» – гласит классический, основополагающий трактат «Йога-сутра».
Если боевые искусства по сути своей являются инструментами для ведения боя – взаимодействия с другими людьми, направлены вовне человека и вполне работоспособны без всякой философии, то йога всегда направлена внутрь, и требует изменения мировоззрения. Поэтому практика йоги опасна всегда. Следует заметить, что некоторое время назад осуществлялись попытки зарегистрировать йогу как официальный вид спорта. Что занятно – в обязательной программе занятий значились такие предметы, как изучение Бхагавад-гиты, пение мантр, астральная анатомия человека, и прочие не менее чисто «спортивные» в кавычках вещи. Впрочем, тема йоги требует отдельной, большой статьи.
Последователи всех систем, имеющих оккультную составляющую, любят утверждать, что их «знания» - абсолютно научны, и подтверждены экспериментально. Это ложь. В 1989 году на базе В/Ч 10003 Министерства обороны СССР было организовано подразделение для изучения возможностей военного использования паранормальных явлений. При Госкомитете СССР по науке и технике при непосредственном участии в/ч 10003 было создано МНТЦ «Вент», которое занималось, в частности, изучением несуществующих в природе «торсионных полей». Проводились эксперименты по получению информации «экстрасенсорным методом», бесконтактное обнаружение минных полей и т.п. В том числе – проводились эксперименты с людьми, утверждавшими, что владеют «бесконтактным боем». Все «рабочие» примеры были продемонстрированы исключительно на собственных учениках, а при замене их на сторонних бойцов, всё «бесконтактное» умение тут же переставало работать. Ни одного подтвердившего свои навыки в этой области так и не было обнаружено. Деятельность в/ч 10003 подверглась резкой критике со стороны Эдуарда Круглякова, председателя Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. В конце 2003 года в/ч 10003 была ликвидирована, а исследования закрыты, как безрезультатные, и полностью бесперспективные.
Аналогичные исследования велись по заказу Министерства обороны США и ЦРУ в рамках проекта «Star Gate» в 1972-95 годах и так же были прекращены в связи с бесперспективностью.
Мастера бесконтактного боя, лечения по фотографии, чтения мыслей, открытия третьего глаза, диагностики очищения кармы страдающих, и прочая и прочая, с лёгкостью генерирующие невидимую «вселенскую энергию», очень любят презренные деньги, и проводят «обучение» своим чудесным умениям исключительно за плату. Тем удивительнее тот факт, что до сих пор ни один из них не осилил получить миллион долларов от «Фонда Рэнди» - частного образовательного фонда, занимающегося исследованиями и научной проверкой фактов, представляемых различными лицами и организациями в качестве так называемых «паранормальных явлений». А всего-то надо – продемонстрировать свои навыки в условиях корректного научного эксперимента. Нет, никто из этих «мастеров» так до сих пор и не осилил, хотя с учащихся плату взымают регулярно, стало быть – нужду в деньгах имеют.
И в заключение хотелось бы сказать:
- Если вместо непосредственно рукопашного боя вам преподают под его названием "боевую присядку" – вы занимаетесь танцами и не занимаетесь обучением бою.
- Если вместо непосредственно рукопашного боя вам преподают под его названием философию – вы занимаетесь философией и не занимаетесь обучением бою.
- Если вместо непосредственно рукопашного боя вам преподают под его названием оздоровительную гимнастику – вы занимаетесь оздоровлением, и не занимаетесь обучением бою.
- Если вместо непосредственно рукопашного боя вам преподают под его названием «работу с внутренними энергиями» – вы занимаетесь оккультным галлюцинированием и не занимаетесь обучением бою.
- Если вместо непосредственно рукопашного боя вам преподают под его названием что-то другое, что боем не является (фольклор, религию, ритуалы, медитации, «боевые» балет и танцы вприсядку т.п.) – вы занимаетесь чем угодно другим, но не обучением бою.
- Чтобы плавать – надо учиться плавать. Чтобы бить – надо учиться бить. Чтобы защищаться и контратаковать – надо учиться защищаться и контратаковать.
- Мало того: чтобы побеждать в соревнованиях по конкретному виду – надо готовиться именно к ним, отрабатывая то, что оценивается, и исключая запрещенные действия.
- А чтобы быть готовым к реальному бою, кроме отработки именно калечащих техник, надо тщательно пересмотреть и подкорректировать свое поведение, от того, где, когда и как ходить, как одеваться и разговаривать, что носить с собой, до постоянного состояния готовности как атаковать самому, так и подвергнуться атаке в самой, казалось бы, непредвещавшей того обстановке.
- Нельзя научиться бить, все время недоставая противника, или попадать, все время вытягивая руки/ноги мимо него на тренировке. Что нарабатывается – то и вылезает потом. Прямой метод дает прямой результат.
- Кто хочет играть в казаков, самураев, кунфуистов, цигунистов, великих магов, дистанционно поражающих противника файрболами – пусть играет, но неплохо было бы отдавать себе отчет в том, что это игры, и окружающие, скорее всего, в них не играют, так что соприкосновение с реальностью может преизрядно огорчить таких игрунов.
Юрий Рагозин,
сотрудник
Информационно-консультационного
центра по вопросам сектантства
при соборе во имя святого благоверного
князя Александра Невского