Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » «Поздравление» от Гельмана

    [25.09.2012] «Поздравление» от Гельмана

             

    Очередная скандальная выставка галереи Гельмана была кощунственно приурочена к православному празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Поздравили, так сказать…. Но дело не столько в этом, как и в том, что не обошлось без «пуськиного следа»- святые были изображены в балаклавах, на одной картине было с намеком намалевано: Free (под заказ, не иначе). Поясним, для тех, кто не был и не знает: выставка мало до того известной художницы родом из Перми Евгении Мальцевой явила миру ее «творческое» прочтение знаменитых православных икон. Увеличенные изображения Троицы, Спасителя, Божией Матери в мрачном, черно-желтом цвете способны скорее напугать, если вдруг приснятся ненароком. Что ж, в галерее Гельмана подобные эксперименты со святынями не редкость. И то, что каждый раз экспозиция сопровождается скандалами и протестами со стороны нормальных людей – это тоже не новость. Московская публика всего навидалась: и коллажи, и постановки немыслимых в сочетании предметов поклонения верующих- с плакатами, изображениями животных, и невесть с чем еще. К сожалению, ни самого Гельмана, ни пригретых им мазил, ни сдвинутых завсегдатаев этих вернисажей время ничему не учит. Может, хоть чему-то научат правовые меры, которые готовятся в связи с эпидемией кощунственных выходок, развернувшейся в последнее время. На сознательность и добропорядочность, увы, надеяться не приходится. Казалось бы, все ясно. Но это нам с вами ясно, уважаемый читатель. Мы, вроде, здравомыслящие люди. А на кого рассчитаны такие пассажи из выставочного буклета: «Создание этого ряда отражает радикальное движение от экзистенциальной самоотверженности к метафизической. Надо обладать ответственностью и дисциплиной, чтобы формулировать в сегодняшних условиях «умозрение в красках», где вместо красок — скупые пропорции битума, лаков и золота. Новые иконы Мальцевой не могут не воздействовать: революционными визуальными решениями, яростной экспрессией в сочетании с холодной ясностью; личной, продуманной мотивацией... В отличие от акции Pussy Riot это отнюдь не провокация. Это свежая и смелая, горячая и горькая, тревожная и трепетная попытка разобраться разом с двадцатью веками христианской изобразительной традиции...»

    Прошу прощения за длинную цитату. Но как закручено! И с литературой по теме не поленились ознакомиться, по крайней мере, с обложкой. И какая смелость (чтобы не сказать больше) -разобраться сразу с двадцатью веками традиции! Все это время гениальные христианские изографы и богословы только и ждали, когда, наконец, придет Евгения Мальцева и скажет свое веское слово. Да, «Революционный держите шаг», видно, откуда художница черпала вдохновение. Из резервуара великого Ниспровергателя, не иначе.

    Расцвеченный цветистыми эпитетами и витиеватыми словосочетаниями данный пассаж призван придать скандальному мероприятию некую эстетическую утонченность: и мы, дескать, не лыком шиты.

    Приходится признать, что свобода творчества для ряда деятелей современной культуры означает отнюдь не только движение к совершенствованию мастерства, поиску нового при бережном сохранении достигнутого. Нет, круши и бей, жги и рушь! Сбросим с парохода современности!

    Приходится напоминать азбучные истины. Икона-это окно в небо. Это молитва в красках, путь восхождения к Первообразу. Икона-это предмет благоговейного почитания. Перед ней верующие изливают свои лучшие чувства, через святые иконы мы просим покрова и защиты вышних сил. И нередко получаем. Обращаться со святыней, тем более-самовольно менять что-то в ней можно только с величайшей осторожностью. Недаром во все времена иконописцы приступали к написанию очередного образа только после продолжительного поста, и сопровождали свой труд молитвой. Что представить зримые образы мира горнего, надо самому неустанно стремиться к бесстрастию.

    Но наши современные рукодельцы все это выносят за скобки. Икона для них-бессловесный обьект для творческих поисков: захотел-черным намазал, захотел-что-то налепил. Краски и дерево все стерпят. Где же граница творческих исканий?

    Она проходит там, где перед новонаписанным образом хочется молиться. А от работ Мальцевой хочется бежать куда глаза глядят, а не молиться перед ними. «Понятно, что современному авангардному искусству по его собственным представлениям о мире и своем месте в нем, что называется, "везде можно",-пишет в «Российской газете» и авторском блоге Елена Яковлева. - «Не только в Зоологический музей с публичными соитиями и с курицей известно куда, но и на амвон прыжком, и задом к алтарю. Но это "можно", не будем забывать, содержится только в головах у представителей этого искусства - и мейнстримовских, и маргинальных. К очевидности оно не имеет никакого отношения.

    Другие головы ( и, судя по соцопросам, их большинство) такую полную растабуированность не содержат. Нормы культуры, как русской, так и любой достоуважаемой и наличествующей в России, также.Поэтому не приходилось сомневаться, что деятели такого "искусства" (неважно, "после" оно или "до") однажды "напорются".

    Всяк, кто к богословию не всуе прикасался, знает несколько "по жизни" важных канонов. Один из них: не понесешь малые тяготы, получишь большие. Не понесешь табу общества - получишь табу тюремного сообщества.

    Блестящая дразнилка бродит по консервативной части блогосферы - сторонников Pussy Riot называют "Иуда Пуссириот".

    Ну раз уж вы рветесь, как Евгения Мальцева, в новые апостолы и богословы, то вот вам уже и место приготовлено - Иуда Пуссириот», зключает автор статьи.

    Кстати, хочется напомнить, что Бог поругаем не бывает. История Церкви знает немало случаев, когда ниспровергатели крестов и разрушители храмов теряли рассудок и погибали в мучениях. Когда святотатцы претерпевали увечья, когда род кощунников прекращался. Хоть чему-то научиться надо. Или в Иуды Пуссириоты захотелось?

    Марина Васильева
    Радонеж

    Календарь

    Последние новости
    20.04.2021 К 800-летию со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского
    20.04.2021 Выселение секты Романова из Среднеуральского монастыря
    20.04.2021 "Граждане СССР" лишились квартиры
    19.04.2021 В Москве прошла конференция «Место психологии в духовном образовании»
    18.04.2021 Мария Египетская
    18.04.2021 Проповедь протоиерея Александра Новопашина в Неделю пятую Великого поста
    18.04.2021 Епархиальная команда по хоккею «Дружина» завоевала Кубок имени святого Александра Невского
    17.04.2021 Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота Акафиста





    Епархиальный реабилитационный центр во имя св. прп. Серафима Саровского