Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Неспособность к свободе

    [23.09.2012] Неспособность к свободе

             

    Скандал вокруг ролика про «невинность мусульман», как и готовящийся закон об усилении ответственности за оскорбление религиозных чувств, вызвал живую полемику на тему «свобода самовыражения vs уважение к религии». Люди, которые с негодованием требуют себе свободы всех оскорблять, немного не понимают, что такое вообще свобода и каковы ее необходимые условия. Поэтому попробуем рассмотреть этот вопрос подробнее.

    Британский мыслитель XVII века Томас Гоббс известен как один из основателей теории общественного договора. Пережитый им опыт гражданской войны в Англии побудил его задуматься об истоках государственной власти. Согласно Гоббсу, природное состояние человека — это «война всех против всех», при которой «жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна». Чтобы избежать этого, люди передают власть над собой государству, которое железной рукой поддерживает мир и наказывает нарушителей. В этой мрачноватой картине выведены два полюса — либо хаотическое насилие, при котором «каждый является врагом каждого», либо упорядоченное насилие тиранического, по сути, государства, «держащего людей в страхе и под угрозой наказания, принуждающего их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов». К счастью, картина, нарисованная Гоббсом, слишком мрачна. В реальности есть и третья сила, сдерживающая взаимное насилие и войну — то, что можно было бы назвать «цивилизованностью», способность людей добровольно воздерживаться от агрессии по отношению друг ко другу, не по страху перед государством, которое держит наготове свои «бичи, темницы, топоры», а по моральному убеждению в том, что следует уважать законные права других и стремиться к миру.

    Благовоспитанность и вежливость — это не устаревшие и вызывающие насмешку добродетели давно прошедших эпох, это непременное условие мира и свободы. Свободы прежде всего, потому что там, где люди необузданны и грубы, единственное, что способно поддержать мир и обеспечить хоть какую-то безопасность — это суровое государство. Благовоспитанность граждан является необходимым условием свободы; к буйным хамам приходится приставлять сурового полицейского с крепкой дубиной, люди кроткие и воздержанные в этом не нуждаются.

    Людям благоразумным и воспитанным в голову не придёт наносить своим ближним тяжкие оскорбления — непристойно браниться в храмах или глумиться над почитаемыми религиозными фигурами. Просто потому, что цивилизованные люди себя так не ведут.

    Им не нужно, чтобы над ними стояло государство и принуждало их к этому. Но свобода — очень хрупкая и уязвимая вещь. Бывают люди, у которых внутренние ограничения не развиты, и которых может удержать от зла только внешнее принуждение. Не видя такого принуждения, они с радостью провоцируют конфликты и оскорбляют своих ближних — по разным мотивам. Кто-то жаждет внимания, кто-то — денег, большинство — того и другого, кто-то движим вполне бескорыстной злобой и презрением к другим людям.

    Более того, провозглашается принципиальное, идейное нежелание поддерживать мир и уважать своих ближних. В качестве «свободы» постулируется именно свобода бесчинства и провокации; в качестве «прав человека» провозглашается только одно «право» — право гадить своим соседям.

    Парадоксальным образом, носителями продвинутой цивилизации объявляют себя именно люди, тяжело одичавшие, творческими («креативными») — люди, совершенно творчески бесплодные, а борцами за свободу — люди, неспособные жить в условиях свободы.

    Когда свобода таким образом употребляется во зло, государству, в целях поддержания мира, приходится сужать ее границы. Это печально, от этого сужения неизбежно страдают не только сами провокаторы, но и вполне мирные люди, по которым эти меры ударяют косвенно. Но провокаторы ставят государство перед жёстким выбором — или они успешно доводят дело до насилия и крови, или государство принимает меры к тому, чтобы их остановить.

    Требование свободы хамить и провоцировать есть требование, неизбежно ведущее к ограничению свободы. Когда видеохостинг отказывается удалить оскорбительный ролик, журналы печатают хамские карикатуры, поп-звезды выступают в поддержку плясок в храмах, это не борьба за свободу. Это борьба против свободы. Это воззвание к государству — «посмотрите, какие мы бессмысленные дикари, неспособные уважать своих ближних и жить в мире! Если нас не принуждать рукою крепкою, мы живо сбросим общество в состояние войны всех против всех».

    Это весьма печально, что многие у нас неспособны вести себя прилично и благовоспитанно без принуждения со стороны государства. Но мы имеем то состояние нравов, которое имеем, и государство должно поддерживать мир в тех условиях, которые есть. Для свободы нужны люди, способные жить в условиях свободы — ответственные граждане, которые ведут себя прилично и хранят мир. Те, кто требуют себе свободы провоцировать и оскорблять, увы, такими гражданами не являются. Они неспособны к свободе. И как-то обуздать их по закону — значит сохранить максимум свободы, который возможен при текущем состоянии нравов.

    Сергей Худиев
    Православие.ру

    Календарь

    Последние новости
    15.09.2019 Прибытие ковчега с мощами святителя Спиридона Тримифунтского
    14.09.2019 С 15 по 25 сентября в Новосибирске будет пребывать ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского
    12.09.2019 Святой благоверный князь Александр Невский
    11.09.2019 Слово на день усекновения главы Святого Предтечи Господня Иоанна
    11.09.2019 Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости
    11.09.2019 Митрополит Никодим возглавил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша"
    10.09.2019 Религиозный объект возвела благотворительная организация «Миротворец»
    10.09.2019 Саентология под угрозой признания экстремистской

    Фильм МЕНЯ ЭТО НЕ КАСАЕТСЯ кинокомпании АКРОСТИХЪ

    Трезвое поколение