Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Благотворительный фонд по спасению детей от абортов
  • Телефон доверия
  • Образование
  • Школа духовной безопасности
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Сектоведение » Новости » Определение участников круглого стола "Православие в Украине: актуальность современной апологетики" об актуальности создании православной ассоциации психологов и недопущении псевдоправославной психологической практики

    [23.11.2011] Определение участников круглого стола "Православие в Украине: актуальность современной апологетики" об актуальности создании православной ассоциации психологов и недопущении псевдоправославной психологической практики

             

    г.Киев
    Киево-Печерская Лавра
    Киевская Духовная Академия и Семинария

    Собравшиеся по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира участники Круглого Стола «Православие в Украине: актуальность современной апологетики» определили:

    Продолжающийся в течение последнего десятилетия всплеск общественного интереса к психологии и психотерапии не обошел стороной и Церковь. Стремление духовенства и церковнослужителей помочь людям, часто не готовым к восприятию духовных советов и наставлений, заставляет искать компромиссные – психологические методы помощи. В то же время часто сами психологи, приходя в Церковь, стараются использовать свои знания и навыки для помощи людям. Не маловажна психология и в организации волонтерского служения, решении семейных проблем, реабилитации алко- и наркозависимых, бывших заключенных и других видах социального служения. Особенно актуальны психологические вопросы, когда речь идет о молодежи.

    Однако применение психологических навыков и методик требует особо трепетного, крайне осторожного анализа возможных последствий, как для психики человека, так и для его духовной жизни. Часто популярные методы вступают в прямое противоречие с наставлениями святых Отцов, а то и вовсе представляют из себя игру в «русскую рулетку» с психикой человека.

    За последние двадцать лет на постсоветском пространстве возникло много школ и направлений как импортного, так и отечественного происхождения, называющих себя психологическими. При новаторской полезности некоторых из них, порой даже возможности их синергии со святоотеческой аскетикой, некоторые из них несут в себе и нечто совсем обратное – антинаучные, оккультные составляющие.

    К таковым относиться т.н. «положительное мышление», построенное на самовнушении и деформации восприятия реальности, НЛП, заведомо устремленное на недопустимое для православного христианина стремление влиять и манипулировать другими людьми. К ним же относятся те из методов психотренингов, которые направлены на «выработку командности», «привитие корпоративных ценностей» и «повышение эффективности», которые переводят рабочие обязанности из ранга социально и личностно значимых в ранг смысла жизни и основы всего в сознании человека. Таким образом, выводят их на место в жизни человека предназначенное лишь для Господа Иисуса Христа. Следовательно, стираются грани человеческой личности, формируется внешняя корпоративная личность, при этом игнорируется внутреннее состояние человека.

    К ним относятся и всевозможные методы, включающие в себя скрытое воздействие на психику человека, пусть даже и с благими целями, но без информирования объекта о применяемых к нему методах и возможных последствиях. К сожалению, есть случаи, когда такие методы с целью «повышения эффективности» иногда по неведенью используют при проведении православных мероприятий социального или молодежного направления. Как правило, это есть следствие желания «повысить эффективность» мероприятия и восприятия информации, без понимания самим тренером сути используемых им техник.

    Иногда из-за недостаточной информированности православные люди воспринимают в качестве научных явно оккультные практики, такие как ДЭИР Верещагина, «метод Сильвы», «Вальдорфская педагогика», практики Козлова, Некрасова, Норбекова и другие.

    Порою сомнительные системы вовсе позиционируются как «православные» или «очень близкие к Православию». К сожалению, могут исходить они и от лиц наделенных священным саном. Например – психологические методы и рекомендации игумена Евмения, несмотря на то, что в феврале 2008 года пресс-служба Синодального миссионерского отдела РПЦ распространила заявление, оценив его методы и тексты, как: «сомнительные примеры и сравнения, которые вносят смущение в умы и сердца новоначальных и не могут служить главному назначению миссионерства — распространению православной веры».

    Разобраться во всевозможных психологических школах и методах, оценить степень квалификации специалиста, который в случае недостаточной подготовленности может этим нанести вред, даже используя вполне полезные методы, – задача не из простых. Она под силу профессионалам, имеющим хороший консультационный опыт и опыт воцерковления. Только так можно оценить научный потенциал психологической методики и возможные духовные последствия ее применения. Сочетание таких двух качеств – достаточно редкое явление. Поэтому, порой благословение священноначалия получают люди, просто пользующиеся расположением и доверием. Часто и без всякого благословения отдельные граждане или группы, именуемые в сектоведении психокультами, выдают себя за православных психологов, при этом не являясь ни православными, ни психологами.

    Еще одним риском является смешение понятий «психологической помощи» и «духовного наставничества», которое иногда практикуют не в меру ретивые православные прихожане, под вывеской «православной психологии» занимаясь духовным наставничеством, при этом не будучи ни священниками, ни монахами.

    Для предостережения от возможного вреда прихожан Православной Церкви и людей, просто доверяющих именно православным психологам, участники Круглого Стола считают целесообразным:

    1. создать при структурных подразделениях Священного Синода Украинской Православной Церкви Православную ассоциацию психологов из числа грамотных специалистов в психологии и психотерапии, имеющих опыт церковный жизни и соответствующие характеристики духовенства ведущего их духовное окормление;
    2. признать рецензию данной Ассоциации необходимым обоснованием для церковного благословения психологической практики позиционирующейся во взаимосвязи с Православием и Церковью или с ее структурами и приходами;
    3. создание в тесном взаимодействии с Православной ассоциацией психологов епархиальных психологических служб, действующих на основании того же рецензирования;
    4. распространить в церковных СМИ и довести до ведома духовенства и прихожан УПЦ информацию о необходимости наличия официальной рецензии Ассоциации у лиц, ссылающихся на некие церковные благословения или именующих себя «православными психологами»;
    5. отказывать в благословении лицам, не имеющим указанной рецензии и, несмотря на это, продолжающих практику и «православное» позиционирование. Распространить в церковных СМИ информацию об этом.

    Участники Круглого Стола:

    • Председатель Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ, ректор Киевской духовной академии и семинарии Архиепископ Бориспольский Антоний
    • Председатель Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ и Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и другими военными формированиями Украины Архиепископ Львовский и Галицкий Августин
    • Председатель Синодального миссионерского отдела УПЦ и Синодального отдела религиозного образования и катехизации УПЦ Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп
    • Председатель Синодального отдела УПЦ по делам семьи Епископ Васильковский Пантелеимон
    • Председатель по охране здоровья и пастырской опеке медицинских учреждений Епископ Дрогобычский Филарет
    • Председатель Синодального отдела УПЦ по делам молодежи Епископ Обуховский Иона
    • Председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко
    • Председатель Синодального отдела УПЦ протоиерей пенитенциарной системы протоиерей Виктор Яценко
    • Председатель Синодального отдела УПЦ по благотворительности и социальному служению архидиакон Сергий Косовский
    • Председатель Всеукраинского Апологетического центра во имя свт. Иоанна Златоуста протоиерей Александр Мирошниченко
    • Советник Министра обороны Украины, Президент Всеукраинского межконфессионального религиозного христианско-военного братства Лысенко С.П.

    Апологет

     

    Календарь

    Последние новости
    22.09.2018 Родное слово
    21.09.2018 Похвальное слово на Рождество Богородицы
    21.09.2018 Надымчанам показали кино мирового уровня
    21.09.2018 "Активизировались после назначения Хантсмана". Прокуратуру попросили заняться уральскими мормонами
    20.09.2018 Слаба на передоз: как одна семья ввергла Америку в опиоидную зависимость
    19.09.2018 Победа Христа. Размышления над чудом в Хонех
    17.09.2018 И снова победа: Фильм протоиерея Александра Новопашина объявлен лучшим на кинофоруме в Надыме
    17.09.2018 О христианстве и йоге от бывшего адепта последней

    Сектовед.ру

    Трезвое поколение