Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Благотворительный фонд по спасению детей от абортов
  • Телефон доверия
  • Образование
  • Школа духовной безопасности
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Сектоведение » Новости » Определение участников круглого стола "Православие в Украине: актуальность современной апологетики" об актуальности создании православной ассоциации психологов и недопущении псевдоправославной психологической практики

    [23.11.2011] Определение участников круглого стола "Православие в Украине: актуальность современной апологетики" об актуальности создании православной ассоциации психологов и недопущении псевдоправославной психологической практики

             

    г.Киев
    Киево-Печерская Лавра
    Киевская Духовная Академия и Семинария

    Собравшиеся по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира участники Круглого Стола «Православие в Украине: актуальность современной апологетики» определили:

    Продолжающийся в течение последнего десятилетия всплеск общественного интереса к психологии и психотерапии не обошел стороной и Церковь. Стремление духовенства и церковнослужителей помочь людям, часто не готовым к восприятию духовных советов и наставлений, заставляет искать компромиссные – психологические методы помощи. В то же время часто сами психологи, приходя в Церковь, стараются использовать свои знания и навыки для помощи людям. Не маловажна психология и в организации волонтерского служения, решении семейных проблем, реабилитации алко- и наркозависимых, бывших заключенных и других видах социального служения. Особенно актуальны психологические вопросы, когда речь идет о молодежи.

    Однако применение психологических навыков и методик требует особо трепетного, крайне осторожного анализа возможных последствий, как для психики человека, так и для его духовной жизни. Часто популярные методы вступают в прямое противоречие с наставлениями святых Отцов, а то и вовсе представляют из себя игру в «русскую рулетку» с психикой человека.

    За последние двадцать лет на постсоветском пространстве возникло много школ и направлений как импортного, так и отечественного происхождения, называющих себя психологическими. При новаторской полезности некоторых из них, порой даже возможности их синергии со святоотеческой аскетикой, некоторые из них несут в себе и нечто совсем обратное – антинаучные, оккультные составляющие.

    К таковым относиться т.н. «положительное мышление», построенное на самовнушении и деформации восприятия реальности, НЛП, заведомо устремленное на недопустимое для православного христианина стремление влиять и манипулировать другими людьми. К ним же относятся те из методов психотренингов, которые направлены на «выработку командности», «привитие корпоративных ценностей» и «повышение эффективности», которые переводят рабочие обязанности из ранга социально и личностно значимых в ранг смысла жизни и основы всего в сознании человека. Таким образом, выводят их на место в жизни человека предназначенное лишь для Господа Иисуса Христа. Следовательно, стираются грани человеческой личности, формируется внешняя корпоративная личность, при этом игнорируется внутреннее состояние человека.

    К ним относятся и всевозможные методы, включающие в себя скрытое воздействие на психику человека, пусть даже и с благими целями, но без информирования объекта о применяемых к нему методах и возможных последствиях. К сожалению, есть случаи, когда такие методы с целью «повышения эффективности» иногда по неведенью используют при проведении православных мероприятий социального или молодежного направления. Как правило, это есть следствие желания «повысить эффективность» мероприятия и восприятия информации, без понимания самим тренером сути используемых им техник.

    Иногда из-за недостаточной информированности православные люди воспринимают в качестве научных явно оккультные практики, такие как ДЭИР Верещагина, «метод Сильвы», «Вальдорфская педагогика», практики Козлова, Некрасова, Норбекова и другие.

    Порою сомнительные системы вовсе позиционируются как «православные» или «очень близкие к Православию». К сожалению, могут исходить они и от лиц наделенных священным саном. Например – психологические методы и рекомендации игумена Евмения, несмотря на то, что в феврале 2008 года пресс-служба Синодального миссионерского отдела РПЦ распространила заявление, оценив его методы и тексты, как: «сомнительные примеры и сравнения, которые вносят смущение в умы и сердца новоначальных и не могут служить главному назначению миссионерства — распространению православной веры».

    Разобраться во всевозможных психологических школах и методах, оценить степень квалификации специалиста, который в случае недостаточной подготовленности может этим нанести вред, даже используя вполне полезные методы, – задача не из простых. Она под силу профессионалам, имеющим хороший консультационный опыт и опыт воцерковления. Только так можно оценить научный потенциал психологической методики и возможные духовные последствия ее применения. Сочетание таких двух качеств – достаточно редкое явление. Поэтому, порой благословение священноначалия получают люди, просто пользующиеся расположением и доверием. Часто и без всякого благословения отдельные граждане или группы, именуемые в сектоведении психокультами, выдают себя за православных психологов, при этом не являясь ни православными, ни психологами.

    Еще одним риском является смешение понятий «психологической помощи» и «духовного наставничества», которое иногда практикуют не в меру ретивые православные прихожане, под вывеской «православной психологии» занимаясь духовным наставничеством, при этом не будучи ни священниками, ни монахами.

    Для предостережения от возможного вреда прихожан Православной Церкви и людей, просто доверяющих именно православным психологам, участники Круглого Стола считают целесообразным:

    1. создать при структурных подразделениях Священного Синода Украинской Православной Церкви Православную ассоциацию психологов из числа грамотных специалистов в психологии и психотерапии, имеющих опыт церковный жизни и соответствующие характеристики духовенства ведущего их духовное окормление;
    2. признать рецензию данной Ассоциации необходимым обоснованием для церковного благословения психологической практики позиционирующейся во взаимосвязи с Православием и Церковью или с ее структурами и приходами;
    3. создание в тесном взаимодействии с Православной ассоциацией психологов епархиальных психологических служб, действующих на основании того же рецензирования;
    4. распространить в церковных СМИ и довести до ведома духовенства и прихожан УПЦ информацию о необходимости наличия официальной рецензии Ассоциации у лиц, ссылающихся на некие церковные благословения или именующих себя «православными психологами»;
    5. отказывать в благословении лицам, не имеющим указанной рецензии и, несмотря на это, продолжающих практику и «православное» позиционирование. Распространить в церковных СМИ информацию об этом.

    Участники Круглого Стола:

    • Председатель Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ, ректор Киевской духовной академии и семинарии Архиепископ Бориспольский Антоний
    • Председатель Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ и Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и другими военными формированиями Украины Архиепископ Львовский и Галицкий Августин
    • Председатель Синодального миссионерского отдела УПЦ и Синодального отдела религиозного образования и катехизации УПЦ Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп
    • Председатель Синодального отдела УПЦ по делам семьи Епископ Васильковский Пантелеимон
    • Председатель по охране здоровья и пастырской опеке медицинских учреждений Епископ Дрогобычский Филарет
    • Председатель Синодального отдела УПЦ по делам молодежи Епископ Обуховский Иона
    • Председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко
    • Председатель Синодального отдела УПЦ протоиерей пенитенциарной системы протоиерей Виктор Яценко
    • Председатель Синодального отдела УПЦ по благотворительности и социальному служению архидиакон Сергий Косовский
    • Председатель Всеукраинского Апологетического центра во имя свт. Иоанна Златоуста протоиерей Александр Мирошниченко
    • Советник Министра обороны Украины, Президент Всеукраинского межконфессионального религиозного христианско-военного братства Лысенко С.П.

    Апологет

     

    Календарь

    Последние новости
    13.12.2017 Слово на день Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного. Истинное, вечное богатство человека
    13.12.2017 Встреча в Новосибирском колледже автосервиса и дорожного хозяйства
    13.12.2017 "Рядом с нами" в финале Назаретского международного кинофестиваля
    12.12.2017 Главный турнир года по смешанным единоборствам ММА пройдёт в Новосибирске
    11.12.2017 Цель художника – служение Богу!
    11.12.2017 Сайт «Фонтанка» стал рупором американской секты?
    10.12.2017 Икона «Знамение» Курско-Коренная
    10.12.2017 Представители Дома молодежи Новосибирской Епархии приняли участие в Международном форуме бизнеса моды

    Православное общество трезвости Новосибирска

    Епархиальный реабилитационный центр во имя св. прп. Серафима Саровского