Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Тоска по правде

    [15.03.2012] Тоска по правде

             

    Прочитав список согласованных массовых мероприятий на 5 марта в родном Екатеринбурге, невольно поражаешься – собирается ли кто-нибудь просто трудиться в этот официально рабочий день? Часть площадок предусмотрительно заняты «Молодой гвардией», однако нашлись площади и для тех, кто «не голосовал за Путина». Отдельные особо находчивые организаторы «застолбили» время аж с 7 утра до 23.00 – лишь бы не допустить на людное место «конкурентов».

    Митинговая лихорадка не спадает, и по-прежнему в ней принимают активное участие православные – по тем же причинам, что уже неоднократно высказывались: нельзя мириться с ложью, и верующий человек не имеет права оставаться равнодушным к тому, что происходит в обществе. Молчание, потворчество обману и конформизм – поведение недопустимое, и площадь – прекрасное место, чтобы заявить об этом во всеуслышание раз, наверное, в десятый за последние три месяца.

    Евангельская «тоска по правде» – так в большинстве своём объясняют мои соверующие желание обязательно принять участие в политических волнениях. В ответ на это более консервативные пастыри призывают начать борьбу с неправдой изначально в собственной жизни.

    – До тех пор, пока ложь является нормой для каждого человека, пока мы все обманываем друг друга и считаем это чем-то привычным, нам не помогут никакие протесты. Никогда внешние перемены не могли изменить человеческую природу. Если мы хотим изменить что-то в стране, мы должны начать с себя и стараться жить так, чтобы в нашем поведении воплощались христианские заповеди, – убеждал паству екатеринбургский игумен Вениамин во время молебна «За стабильное развитие России» 4 февраля. Аналогичного мнения придерживаются и многие московские священники.

    Их слова, на первый взгляд такие банальные, я бы всё же не спешила окрестить «фарисейством», как это сделали наиболее политически активные христиане. «Убрать ложь из своей жизни» – это значит не только не лгать самому, но и не соучаствовать во лжи. При этом неучастие во лжи и желание построить на земле идеальный мир – это далеко не одно и то же. Христос никогда не призывал своих последователей обличать неправды и беззакония римской власти, а на протяжении всей Священной истории критика правителей и государств оставалась прерогативой пророков и святых – людей с особыми духовными дарованиями.

    Это не значит, конечно, что православный человек не может бороться с ложью или не испытывает жажды справедливости. В одной из молитв – «Вопле к Богоматери» есть пронзительные слова: «Только сердце мое, бедное человеческое сердце, изнемогшее в тоске по правде, бросаю к Пречистым ногам Твоим, Владычица». Здесь возникает только один вопрос: с какой же ложью должен столкнуться человек, чтобы его сердце в прямом смысле слова изнемогало от тоски, рождая столь пламенную молитву?

    Если честно, мне почему-то трудно поверить, что такое возможно от какой-то далёкой, прямо нас не затрагивающей неправды: фальсификации не выборах или чересчур пафосных обещаний кандидатов в президенты. Искать поводы для борьбы и недовольства там, где ты не сталкиваешься с ними непосредственно в своей жизни – скорее проявление страстности, чем евангельской совести. Христианскому сердцу свойственно остро чувствовать зло и фальшь во всех проявлениях, с которыми оно сталкивается, и этих проявлений в повседневности намного больше, чем те, которые открылись нам во время выборов. Может быть, прежде чем выходить на площадь, полезнее спросить себя: ощущаем ли мы несправедливость в отношении тех, кто нас окружает, наших соседей, сослуживцев, просто знакомых? И если да, то как мы сами себя повели, столкнувшись с ней?

    Кто может честно сказать про себя, что, столкнувшись с неправдой, ни разу не поступил по-конформистски? Каждый раз заступался за того, кого на его глазах несправедливо обижали? Мог выступить против своих же единомышленников и в чём-то их обличить? Видел зло и не участвовал в нём молчаливым соглашательством? Невольно на ум приходят слова известного советского учёного Льва Когана:

    «Кто в наши дни сумел остаться чистым?
    И хоть режим не очень я любил,
    Сказать по правде, тоже заслужил
    Презрительную кличку конформиста».

    Безусловно, я не могу говорить за всех. Очень хочется верить, что у тех, кто продолжает сегодня протестовать, сохраняются чистые и светлые мотивы. Могу сказать лишь за свой личный опыт. В своё время, будучи ещё почти нецерковным человеком, я по наивности попала в среду, в которой клевета и ложь были вполне нормальным явлением. Когда со временем я стала это осознавать, мне стало в какой-то момент понятно, что дальнейший компромисс с совестью невозможен, что ещё шаг – и я впаду в человекоугодничество, и совсем отойду от Христа. Именно осознав это, я ощутила вот эту резкую, жизненно необходимую тоску по правде.

    Конечно, такая тоска требовала конкретного поступка, который определил бы мой выбор. Только найдя в себе силы заступиться перед толпой за оклеветанную девочку, я почувствовала, что жажда правды удовлетворена. Не думаю, что я могла бы восполнить её тогда, имея возможность и повод хоть каждый день выходить на главные площади города.

    Конечно, мне могут возразить, что такого рода поступки носят бытовой «местечковый» характер, и на ситуацию в стране повлиять не могут никак. И это утверждение, как мне кажется, выглядит столь же здраво, сколь и атеистично. Мы же, не будучи атеистами, не должны забывать, что живём в особом мире, где слезинка грешника дороже всех даров, где крохотные островки добра непостижимым образом оказываются сильнее всего зла, которое есть во вселенной, а упование на Бога открывает простор для совершения чуда.

    И, пытаясь жить по необъяснимым и невероятным законам христианского мира, нам следует помнить, что какие-то внешние действия вряд ли имеют смысл, если не меняют чего-то в нашей собственной жизни. Для изменения жизни всегда нужна жертвенность, а особой жертвы в том, чтобы со всеми вместе поучаствовать в протестных акциях в хорошей компании, я, если честно, не увидела. Гораздо больше мужества требуется, чтобы упрекнуть в неправоте начальника, от которого зависишь, не поучаствовать в чьей-то травле, заступиться за кого-то, не поддержать распространение сплетни, рискуя оказаться «белой вороной».

    Я не говорю о том, что высказывать недовольство властью ни в коем случае не надо. Я предлагаю лишь попробовать перед этим совершить в своей жизни маленькие подвиги честности и проверить, не утолят ли они «тоску по правде» надёжнее и вернее, чем любые протесты. Если же мы не готовы на это, что означает, что выход на площадь будет лишь внешней имитацией того, чего на самом деле требует наша душа.

    Ксения Кириллова

    Календарь

    Последние новости
    16.10.2019 «Со мной никто никогда об этом не говорил...»
    15.10.2019 Пылесосы, личностный рост, религия: как сразу распознать секту
    14.10.2019 Слово на Покров Пресвятой Богородицы святителя Николая (Велимировича)
    14.10.2019 Покров Пресвятой Богородицы
    13.10.2019 Радиация греха: ситуация в России
    12.10.2019 Радиация греха: взгляд из Великобритании
    12.10.2019 Криминал в реабилитационных центрах пятидесятников "Исход" (ХВЕ)
    11.10.2019 О духовном содержании дарвинизма





    Тайна ложных учений