Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Благотворительный фонд по спасению детей от абортов
  • Телефон доверия
  • Образование
  • Школа духовной безопасности
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Без любви и кошки не родятся. О фильме «Белая гвардия»

    [10.03.2012] Без любви и кошки не родятся. О фильме «Белая гвардия»

             

    Моя первая мысль, когда я начал смотреть «Белую гвардию», была о сценаристе. Кто это все придумал? Кто Булгакова обкорнал и взамен отрезанных фрагментов добавил свои, неуклюжие? Зачем эти брезентовые заплатки на шелковой ткани? Героев оказалось трое. Сам режиссер Сергей Снежкин, а также Марина и Сергей Дяченко. Не поверил глазам. Про Снежкина ничего не знаю, кроме того, что он неловко снял «Похороните меня за плинтусом», а вот Дяченко — замечательные писатели. Роман «Vita nostra» про таинственный университет, расположенный в заштатном городке и призванный превратить людей в части речи, я прочитал с интересом. Супругов Дяченко очень хвалила в интервью для «Литературной учебы» Юлия Николаевна Вознесенская, мнению которой я доверяю. Но то, что эта милая пара вольно или невольно учудила с «Белой гвардией», находится, по моему разумению, за гранью добра и зла.

    Из Булгакова—глагола, который управляет падежами, склоняет существительные и присоединяет наречия, образует виды, времена, спряжения, сделали какую-то служебную, неповоротливую частицу, мертвый, латинский аккузативус кум инфинитивум, пассивное причастие прошедшего времени несовершенного вида. Не знаю, насколько это зависело от сценаристов, насколько от режиссера, а насколько от главного действующего лица современного кинопроцесса — продюсера, насколько фильм —оригинальное детище, а не продукт компромисса с хозяевами канала, но если бы верил в теорию заговора, то решил бы, что увиденное нами в минувший, выборный уик-энд, стало даже не изысканной, а грубой местью Булгакову от товарищей-потомков.

    Проблема не только в неудачном кастинге, хотя он действительно удручает, при том, что состав, что называется, звездный. Ксения Раппопорт — отличная актриса, я восхищался ее игрой в «Юрьевом дне» и в «Двух днях» Авдотьи Смирновой, но играть в таком же надрывном, истеричном ключе Елену Васильевну Тальберг, в девичестве Турбину, нельзя. Она совсем другая, в ней свет, тепло, она — Лена ясная и ей 24 года. Хабенский — классный, пластичный актер, но он тоже не 28-летний Алексей Турбин. Шервинский, Мышлаевский, Лариосик, Тальберг — все это мимо. Несколько удачнее Карась, когда бы Стычкин не играл бы везде Стычкина. Единственная удача — гетман, сыгранный Шакуровым, но это исключение. А в остальном прямое непопадание в цель. Молоко.

    Булгаковские герои — цельные, славные люди с неистребимым понятием о чести, любящие друг друга, верные, преданные, чистосердечные, но при этом наивные, трогательные, нелепые, легкомысленные, однако этого в тяжелом фильме и близко нет. Когда читаешь книгу или смотришь пьесу «Дни Турбиных», то несмотря на все ужасы времени и места действия, хочется оказаться там, среди них. Тут же хотелось выключить телевизор.

    Булгаков написал страшный, пронзительный и вместе с тем веселый, живой, интимный роман. Он стремителен и начисто лишен занудства, тяжести, скуки, вялости. Его нельзя снимать медленно и нарочито, по-сокуровски, арт-хаусно. У него другая скорость, другая химия и физиология, а та размеренность, та вескость каждого слова и значительность движения героев фильма, которая присутствует почти в каждом кадре, уводит в сторону от его счастливого таланта. Вымарать из «Белой гвардии» смеховую, камерную стихию, свести все лишь к катастрофическому изображению грандиозных исторических событий — значит, Булгакова стерилизовать, оскопить, попытаться приспособить под политические тренды и страхи нашего времени. Может быть, так и было задумано, только для этого создателям пришлось ввести беспощадную цензуру, каковая никакому Главлиту не снилось.

    Тут все на уровне деталей, отдельных реплик, которые ждешь, а их — нет. И главное непонятно — почему нет? Ну, например, в романе, в той сцене, когда ограбленный Василиса идет за помощью к Турбиным, следует дивный фрагмент про Карася, остающегося у Василисы, попивающего с ним коньячок и ведущего пародийные беседы на политические темы. Где это? Сцена, когда герои садятся играть в карты и Мышлаевский распекает Лариосика за неверные ходы — где она? А где разбитая Лариосиком бутылка водки, приводящая Мышлаевского в неистовство? Зачем было выдумывать про какие-то картины 18 века, за которые, якобы, немцы берут Тальберга в свой вагон? Для чего наделять Шервинского трагическими чертами, и, если уж и показывать отсутствующую в романе, но взятую из пьесы «Дни Турбиных» сцену увоза гетмана — как можно было забыть про украденный портсигар или про реплику Шервинского, обращенную к сторожу Федору: «В вашем лице есть что-то эдакое… привлекательное… пролетарское». Зачем, изгоняя булгаковскую иронию, наделять ложным угрюмым пафосом сцену, в которой герои узнают о, якобы, спасшемся императоре? И так почти с каждым эпизодом. Впечатление такое, что строгая приемная комиссия, худсовет с товарищами из РАППа или Главискусства сделали социальный заказ и подвергли работу беспощадной переделке. Отформатировали, говоря современным языком.

    Героев «Белой гвардии»-книги невозможно не полюбить — то, что мы увидели в фильме, никакого отношения к любви не имеет. Ни со стороны режиссера, ни актеров, ни — думаю, зрителей. А без любви и кошки не родятся. Тут же — целый фильм снять захотели. Смешно, ей-Богу…

    Фото с сайта Кино-Театр

    Алексей Варламов
    Фома

    Календарь

    Последние новости
    15.06.2018 Экстрасенсы, маги и ведьмы... Как наживаются на чужом горе?
    15.06.2018 «Сделка с Богом»: Словно под гипнозом они достали свои кошельки
    15.06.2018 Церковь не может жить, лишь проводя мероприятия
    14.06.2018 Пастырь истины
    14.06.2018 Чума на наши души
    14.06.2018 Как головинцы реагируют на критику их гуру, или Ещё раз о докладе прот. Александра Новопашина «Коммерческо-религиозный проект священника Владимира Головина»
    14.06.2018 Со скрытой камерой в секту. «Бог сказал, у тебя есть конверт с деньгами, отдай его мне»
    13.06.2018 Виктор Мережко: «Шукшин не мода, а глубина для народа»



    Сектовед.ру

    Образование и Православие