[11.02.2012] Протоиерей Александр Шаргунов: БГ в МДА

Выступление на радио «Радонеж»

На православном сайте «Татьянин день» появилась радостно-победная информация о первом собрании в Московской Духовной академии арт-клуба, на котором состоялась встреча со звездой рок-музыки – Борисом Гребенщиковым. Прежде всего обратим внимание на установки этого клуба: «Открывая первое заседание арт-клуба, протоиерей Павел Великанов, проректор по научно-богословской работе МДА, сказал, что пастырь “должен занимать активную позицию по отношению к любому явлению современной культуры, даже к такому явлению, с которым он внутренне в чем-то, а может быть, и целиком не согласен”».

Если только правдива эта информация, потому что, вообще-то говоря, мы живем в мире, где каждый день узнаем о том, что раньше обыкновенно сообщалось под рубрикой «не может быть», если это правда, то сразу спросим: «активная позиция» – это что? Это значит интересоваться, вникать, реагировать – многие этим интересуются, и мы должны? Но если я «целиком не согласен» и активно не согласен, ради чего буду предлагать это другим? Как любил повторять в свое время один известный поэт народное присловье, «я в сортах дерьма не разбираюсь, и вроде бы не обязан».

Далее проректор по научно-богословской работе МДА сказал: «Живя в стенах духовной школы, трудно познакомиться с современной культурой во всем ее многообразии, и уж тем более – лично пообщаться с теми, кто ее создает. Арт-клуб – площадка, в рамках которой будущие пастыри (а может быть, и архипастыри) нашей Церкви смогут встретиться с наиболее яркими, значимыми, неординарными представителями культуры, задать вопросы, пообщаться или подискутировать на любую тему». О каком многообразии современной культуры идет речь? Входит ли сюда так называемое концептуальное искусство с его знаменитыми выставками «Осторожно, религия!», «Запретное искусство» – неслучайно, наверное, его апологеты участвовали в скандальной выставке в храме мученицы Татьяны? (см.: http://www.blagogon.ru/digest/82/) «Встретиться с наиболее яркими, значимыми, неординарными представителями культуры, задать вопросы, пообщаться или подискутировать на любую тему».

Просим простить, мы приведем примеры и высказывания, невыносимые для всякого нормального слуха, но без этого нельзя увидеть глубину происходящего. Может, следовало бы пригласить в МДА знаменитую «Мадонну», уже выступавшую однажды с огромным успехом в Москве, о которой известно, что она публично занималась онанизмом перед Распятием, и которую Римский папа назвал «дочерью сатаны»? Или еще какую-нибудь «неординарную» знаменитость, вроде Леннона (из группы, так поразившей воображение юного Бори Гребенщикова), который в былое время сочинял глумливые письма от имени Иоанна Крестителя и развешивал презервативы на скульптурах святых? Д. Тейлор, пресс-секретарь «Битлз», признавался: «Они как будто создали новую религию. Они против Христа. Я хочу сказать, что я и сам против Христа, но они настолько против Него, что их богохульство даже меня шокирует».

Сайт «Татьянин день» сообщает: «Первый гость клуба, Борис Борисович Гребенщиков, по справедливому замечанию протоиерея Павла, в представлении не нуждался. Зал встретил музыканта аплодисментами. Общение началось с песен. Огромное удовольствие, что мы здесь, на нас смотрят портреты старцев, это очень помогает петь, – поделился впечатлениями Борис Гребенщиков во время концерта. “Бог есть Свет, и в Нем нет никакой тьмы”, – пел Гребенщиков, сидя под портретами двух патриархов, между иконами Христа (с зажженной перед ликом лампадкой) и Божией Матери. Окружающие предметы словно подчеркивали в песнях доброе, хорошее, светлое, что в них было, и никакого противоречия между БГ и обстановкой духовной школы во время концерта не было. Все было очень просто, по-домашнему. В углу на полу сидели и в такт постукивали ногами звукооператоры, в зале постоянно щелкали затворы фотоаппаратов (как ночные сверчки), кто-то записывал концерт на телефон. Акустика в зале замечательная, а пел Борис Борисович бесподобно».

Не будем каламбурить по поводу последнего слова «бесподобно» и комментировать то, что не нуждается в комментариях. Кажется невозможно уже ничего добавить к этой благостной картине, кроме приведенных выше мерзостей. Но мы хотим, чтобы слушатели поняли: мы не открываем Америку, а только напоминаем всем известное.

Уже неоднократно была дана духовная и художественная оценка творчеству БГ на страницах не только церковной печати. Вот цитаты из двух обстоятельных статей «Литературной газеты» (выпуск №7–8, 2006 г., № 48, 2011 г.) – наиболее авторитетного сегодня издания, придерживающегося традиционных ценностей, защищающего в меру своих сил нашу культуру от распада, от растленного влияния телевидения: «Духовный гуру, он (Гребенщиков) окружен аурой тайны. Должно быть, чтобы решительно всех запутать, перейдя в стан дзен-буддизма, наружно БГ реинкарнировался не то в китайского мандарина, не то в ростовщика-процентщика. Только аватаре (воплощению Бога на земле!) Саи Бабе, к которому БГ время от времени наведывается в Индию, удается если не перемолвиться с ним несколькими словами, то хотя бы прочитать на почтительном расстоянии его недоступные олухам мысли. При этом наш рафинированный “шикша-гуру”, “великий шаман” (как именуют БГ почитатели) величает себя православным, прибавляя к этому в очередном из своих глубокомысленных интервью (еще раз прошу простить за приведение гнусной цитаты): “Траханье девушек для меня не менее свято, чем молитва”». «Его утонченно-просветленный взор как-то младенчески невинно устремлен туда, где грех, где распад личности, вавилонский блуд и смрад. Какой изысканный эстет в нем сразу просыпается! “Девочки из «Тату» – молодцы, кланяюсь им в пояс” – словно с духовными подвижницами раскланивается он с неразумными отроковицами, годящимися ему почти во внучки, благословляя их своим авторитетом на дальнейшие растление и погибель, а с ними и тысячи подражающих им юных поклонниц! В общем, как поется у него же: “Вавилон – город как город, печалиться об этом не след”» («Литературная газета»).

Чтобы дать понять, каков художественный уровень творчества Гребенщикова, «Литературная газета» приводит высказывание талантливого, трагически погибшего барда Александра Башлачева: «Нельзя, – настаивал он, – оправдать слабость текстов, слабость идеи, ее отсутствие полнейшее… тем, что это якобы рок-поэзия». «И если уж серьезно говорить о подлинной культуре – пишет о Гребенщикове поэт Геннадий Красников в статье “Путем распада”, – памятуя о понятии “петербургского текста”, то возможно ли соотнести с этими критериями как с филологической, так и с эстетической и, если хотите, философской точки зрения любительские упражнения рок-стихотворца? Поражают необязательность языка, пустота и пустячность слов, маленьких, будто аквариумные рыбки. И чувства такие же, стершиеся, затасканные, состарившиеся еще в пору юности и молодости, словно они идут не “путем зерна”, как у В. Ходасевича, а путем последнего и безвозвратного распада: “Теперь я пью свой вайн, я ем свой чиз, я качусь по наклонной, не знаю, вверх или вниз…”». Называя творчество БГ «чудовищной карамельностью», «Литературная газета» выносит точный диагноз: «В том-то и разница, что есть судьба, а есть игра, имитация. Вроде об одном и том же и почти одними словами говорится, а какая пропасть лежит между этими словами, между живым и мертвым».

Это пишут о БГ люди вполне светские. Вот кого надо бы обращать в Церковь, вот кого надо бы приглашать в МДА к студентам и преподавателям, вот к какой невоцерковленной еще культуре обращать их взор, вот с кем вести обсуждение, как спасать нашу молодежь. А не с теми, кто, притворяясь «своим», ведет войну с Церковью.

Кажется, нам даны исчерпывающие характеристики. Но нет, кто бы что бы и сколько бы ни говорил, – полный вперед! Ради чего? Ради миссионерства? Ясно, что после встречи в МДА сам БГ ни на миллиметр не стал ближе к Православной Церкви, наоборот, еще более утвердился в своем гибельном самодовольстве. А какое влияние мог оказать он на неокрепшие души! Некоторые, едва выкарабкавшиеся из тины прежних сомнительных увлечений, снова сползут в нее. Сколь многие из них обретут навсегда ложные ориентиры, которые абсолютно противоположны указаниям святых отцов. Как точно заметил один знаток творчества БГ: «Эта музыка, может быть, более всего опасна тем, что носит суицидальный характер. В ней притягательная сила инфернального света». Что это за свет и как он сочетается со «светом, в котором нет никакой тьмы»? Так же как иконы святых – с «иконами Битлов» и ладан с гашишем. «…А здесь тишина, иконы Битлов, ладан, гашиш, а мне всё равно, лишь бы тебе было светлей…» – поет БГ. (Пресса сообщает, что наша страна прочно занимает первое место по числу детских самоубийств, только в последние дни у нас пять подростков покончили с собой. Некоторые комментаторы цинично говорят, что теперь это модно).

Да, кто-то из молодых людей отчаянно сопротивляется и напоминает нашим пастырям на том же сайте «Татьянин день» слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Храни ум и сердце от учения лжи. Не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями… Великие угодники Божии, познавшие немощь общую всем человекам, страшились яда ереси и лжи, и потому со всевозможным тщанием убегали бесед с людьми, зараженными лжеучением». Разве напрасно Христос говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас»? (Мф. 7, 6). А другой читатель пишет: «“То, что мы называем Великая пустота, – исповедует Б. Гребенщиков, – это приблизительно то, что вы называете Бог Отец”. Богохульство и ересь, открытым текстом. И это в стенах духовной академии. Мерзость запустения на святом месте. Ужас». И еще один комментатор из Питера по поводу информации на сайте «Татьянин день»: «В годы большевизма безбожниками монастыри и храмы были превращены в “позорищные” места: клубы, театральные сцены, кинотеатры... Кто и зачем делает это сейчас? Нет духовной силы, по примеру св. Иоанна Кронштадтского, самим идти к людям с проповедью? В МДА не нашлось никого, кто бы объяснил Гребенщикову, что он в глубокой прелести, и почему».

Люди культуры, тянущиеся к Церкви, с тревогой говорят: «Конечно, сугубо личным делом каждого является возможность выбирать для себя смысл жизни. Но речь о том, ретранслятором каких идей на миллионы юных доверчивых душ является современный кумир». А мы, православные христиане, должны ясно осознавать, что для многих, если не для большинства, все труднее будет устоять в ясном различении истины и лжи, если подобные арт-клубы будут все дальше распространять свою деятельность. Это можно сравнить с попыткой насаждения греха как нормы в современном обществе, где среднему человеку, как без конца повторяем мы, не выжить. Все слишком очевидно, чтобы открывать по этому поводу дискуссию. Как пишет «Литгазета»: «Стоит ли при такой массированной атаке удивляться дрейфу общества к доморальному уровню развития?»

Профессор Александр Дворкин в своем открытом письме игумену Сергию Рыбко, выступившему против беспощадной богословской критики творчества БГ тульских священников-миссионеров, свидетельствует: «Позвольте, Ваше Высокопреподобие, рассказать Вам о других: о десятках, если не сотнях тысяч нынешних поклонниках Бориса Гребенщикова, которые благодаря его творчеству и воззрениям отпали от Церкви (или так и не пришли в нее), увлекшись пропагандируемым им буддизмом или вовсе тоталитарными сектами. Я лично знаю десятки таких людей (а опосредованно – сотни). Их родители звонят нам в Центр св. Иринея Лионского и с плачем рассказывают о попадании сына или дочери в секту, адептом которой называл себя их кумир БГ и которой они, благодаря этому, заинтересовались» (http://www.blagogon.ru/news/106/).


Ответы о.Александра Шаргунова на вопросы ведущего:

– БГ откровенно связывает свои позиции с так называемой культурой «New аge». Что это такое? Некоторые говорят, что именно здесь главная духовная опасность нашего времени.

– Культура «New age» – это безличный коллективизм, грех как норма (грех стирает черты личности). Для этой культуры Бог – не личное существо, а «космическое первозданное сознание», «космическая энергия». Они не отрицают Христа, но для них Христос в ряду Будды, Гермеса, Кришны: «Космический Христос придет, чтобы помочь нам освободиться от ограничений этого тварного мира и соединиться с Божественной энергией, в которой мы найдем свое завершение. Бог не личное существо, и человек не имеет нужды в посредниках – в Церкви, в догматах, в таинствах, в иерархии – чтобы встретиться с Ним. Надо только «открыться» Ему».

Тайна христианской веры – Бог послал Своего Сына Единородного, чтобы разделить с нами нашу жизнь, наши радости, наши страдания и нашу смерть и засвидетельствовать тем самым о великой любви к людям. В этой тайне мы достигаем самых глубоких личных отношений с личным Богом.

Культура «New age» предлагает нам обратное: слияние с безличным божеством. Отсюда либо идолопоклонство, обожествление того, что дано природой, то есть энергий – пантеизм, либо инфантилизм сознания, различные секты, «гуру»… При этом адепты «New age» называют «божественное» – Духом, любовью. Но мы познаем Бога и созерцаем Его как Божественную личность, а не как олицетворение космических сил.

Дух Святой совершает в нас и с нами дело Воскресения Христова. И Он должен преобразить весь мир. Бог для нас – общение любви. Мы вступаем в это общение, научаясь любить, как Христос возлюбил нас, вдохновением и помощью Духа Святого. Мы не сливаемся с силами природы, но трудом, мыслию, молитвой, покаянием, жизнью по заповедям Божиим продолжаем дело Христа.

Для «New age» каждый может непосредственно погрузиться в «божественное», без посредников, потому что оно окружает со всех сторон. Все прежние религии мира ограничены. Тем не менее, признаются все пути в их разнообразии, с их особенностями: они хороши, если подходят кому-то.

Из этого прямо вытекает так называемое «правильное мышление»: можно делать, что угодно, не стесняя себя никакими ограничениями нравственного порядка.

– Как Вы относитесь к проповеди христианства среди любителей рок-музыки?

– Проповедь христианства может быть, как известно, среди кого угодно. Среди уголовных преступников и блудниц. Вы, наверное, хотели спросить о другом: совместимо ли христианство с любовью к рок-музыке. Один из проповедников рок-музыки в своих выступлениях по православному радио любит рассуждать о трезвении в духовной жизни, и часто цитирует по этому поводу святителя Игнатия Брянчанинова. На память приходят такие, наверное, многим известные, слова Святого о ложной духовности в церковном искусстве: «Вдохновенным пророкам придан вид беснующихся жрецов, утонченное сладострастие дышит там, где должно изображаться целомудрие». Если святитель Игнатий так определяет искусство тех, кто все-таки верит в Христа Бога и исповедует главные догматы Символа веры, то что бы сказал он о такой музыке, с помощью которой, как правило, откровенно возносятся гимны сатане? Конечно же, не случайно сатанисты избирают такую форму. В искусстве, претендующем на подлинность, всегда действует закон единства формы и содержания. Одной такой музыкой, без всяких слов, может совершаться десакрализация смысла и жизни. Для нормальной, чувствующей красоту души, это может быть невыносимой пыткой, наподобие ада. Однако хуже всего, как известно, смешение истины с ложью. Дело не просто в плохом вкусе, а в ложной духовности. Даже Лев Толстой, которого невозможно заподозрить в чрезмерной склонности к мистике, любил повторять, что настоящее искусство мистично, то есть духовно. Но всякому ли духу можно верить? Китайские императоры, говорил он, держали под строгим контролем публичное исполнение музыкальных произведений. Ибо невозможно оставить без внимания то, что может поколебать духовное состояние целого народа. Всем известен вклад сегодняшнего псевдоискусства в разрушение нравственных и духовных устоев в нашем Отечестве. Прежде всего, у молодежи. Проповедь христианства и одновременно рок-музыки можно, без преувеличения, сравнить с проповедью христианства, без призыва отказаться от греха – во имя ложно понятой христианской свободы. Именно такими проповедниками в I веке были так называемые гностики, которых Церковь сразу же назвала врагом номер один христианства. Хотя у них не было цели разрушить христианство. Они искренне хотели усовершенствовать его, сделать интеллектуально привлекательным для язычников. Святые отцы говорят, что эти «глубины сатанинские» с особенной силой раскроются в последние времена. Антикультура создает атмосферу, благоприятную для прихода антихриста. Так что речь идет об очень серьезных вещах. И все это – в ближайшей перспективе. Один мой знакомый сравнил деятельность этих проповедников с попыткой внедрить троянского коня в Ноев ковчег Церкви.

– Как относиться к тому, что некоторые священники, как бы опираясь на слова апостола Павла: «Для всех я сделался всем, что-бы спасти по крайней мере некоторых», приходят на рок-концерты, принимают в них участие в качестве исполнителей для того чтобы «сойти за своего» и привлечь этим молодежь к Церкви? Или ведут свои «духовные беседы» на сайтах рок-групп? Возможно ли серьезное отношение к словам такого «проповедника» у тех, кто не видит ни в чем отличие его от них самих?

В подтверждение своих сомнений приведу реплики рокеров, встреченные мною в Интернете, которые обращены к одному их таких современных православных миссионеров (имени называть не буду): «…Я никогда не приму это площадное, тем более, виртуальное христианство. Чрезмерным увлечением неотехнологиями, стремлением осовремениться Церковь делает широкий, размашистый шаг... сами думайте, к кому…». И еще: «Может, вскоре мы увидим новую коллекцию ряс или монастырских вин, стильный постный ресторан и студию записи духовных песнопений от продвинутого священника. Он обходит каноны, как коварные шхеры. Он передовой и современный, он шагает далеко впереди. Куда уж угнаться за ним составителям регламентов на Соборах! Пока те подумают, сориентируются, приведут ранжиры в соответствие со временем, батюшка успеет поотрываться, пожить в свое тихое укромное удовольствие. Разотрет ладошки. Ах, каким умным оказался! Экими же недальновидными оказались святые отцы прошлого! Не догадались включить в свод правил рок!»

Также меня впечатлили слова о. Иоанна Крестьянкина на эту тему. Приведу фрагменты из двух его писем: «Одержимость бесовскую Вы получили, когда еще рок-музыкой увлекались. А что делать теперь? Если нисколько не находите сил противостоять насилию вражию, то хоть временно отойдите от служения у престола. Займитесь строительством, помогайте в Церкви, но только отойдите от престола, иначе враг Вас погубит и в этой жизни, и в вечности».

И второе: «Дорогой о Господе О.! Скажу Вам сразу – помысл о рукоположении отгоните от себя раз и навсегда. Даже если Вас будут соблазнять такими предложениями. Опыт показывает, что пришедшие к престолу от рок-музыки, служить во спасение не могут. Я получаю столько писем от таких несчастных людей, но помощь им приходит только после того, как они снимают с себя сан. Некоторые вообще не могут стоять у престола, а некоторые опускаются на дно ада беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали. Так что имейте это в виду».

– Мне кажется, что эти слова всероссийского пастыря должны бы всегда быть перед глазами семинаристов – будущих священников. Полезно было бы всем прочитать также прекрасную брошюру о рок-музыке профессора МДА М.М. Дунаева, недавно отошедшего ко Господу.

Поистине, подлинная любовь ищет блага другого человека. Не становясь наркоманом или тем, кто любит болезнь другого. Но помогая ее исцелить. И, конечно же, не принимая наркотик с ним под предлогом, что так можно лучше его понять. Мы не поможем грешникам нашим грехом. А отступившим от истины – нашей неверностью истине.

Это плохой путь, он вызывает разделение в глубине нашего сердца и в человеческом обществе. Вот почему подлинно любят грешника только тогда, когда ненавидят его грех. Это главное. Этим определяется любовь ко Христу. Этим определяется стиль жизни христианина. Кто живет главным, рано или поздно войдет в искренний диалог со всеми. У того, кто способен все потерять ради любви ко Христу, не будет никакого интереса, кроме своего ближнего. Любовь и истина взаимно ищут друг друга.

Протоиерей Александр Шаргунов,
доцент МДАиС
Благодатный Огонь