Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » О нравственности, политике и Церкви

    [27.12.2011] О нравственности, политике и Церкви

             

    В последние недели, на фоне оживившейся политической жизни, те или иные политически активные граждане ставят вопрос: почему Церковь не с нами? Церковь должна поддержать нашу сторону в конфликте, потому что другая сторона поступает безнравственно, и вот против этой-то безнравственности мы и выступаем; почему священноначалие не с нами? Некоторые священники с нами, некоторые - против нас, а вот священноначалие занимает какую-то недостаточно ясную позицию. Что же, вопрос о соотношении нравственности, Церкви и политики нам стоит рассмотреть подробнее.

    Участники любого человеческого конфликта стремятся изобразить его как конфликт между добром и злом, ангелами и демонами. Реальность, однако, такова, что на обеих сторонах любого конфликта находятся грешные человеки. Ваши противники безнравственны? О, это можно сказать наверняка. Также наверняка можно сказать, что безнравственны ваши лидеры и ваши союзники. Вы думаете, вас ведут в бой за правду добродетельные мужи, исполненные благоразумия, ответственности и нелицемерного попечения об общем благе? В самом деле? Так мало кто думает - и слава Богу, восторженного почитания вождей нам еще не хватало. Должна ли Церковь обличать их неправды? Нет? Вы готовы мириться с их неправдами ради дела, которое представляется вам справедливым и важным? Вас не возмущает, что священноначалие не высказывается подробно по поводу всем нам хорошо известного нравственного облика видных представителей вашей стороны?

    Но давайте будем честны с собой. Вам не нужно, чтобы Церковь обличала неправду вообще - но чтобы она обличала избирательно неправду ваших противников, а о неправдах ваших вождей и союзников снисходительно умалчивала. Начни Церковь неизбирательно и нелицеприятно раздавать обличения - Вы будете первыми, кому это резко не понравится. Вопрос о финансовой прозрачности, например, может оказаться чрезвычайно болезненным не только для ваших противников, но и для ваших друзей. Как и вопрос о личной нраственности. Как и вопрос о соответствии криков “незабудемнепростим” евангельской этике.

    От Церкви хотят не нравственного руководства, а чего-то другого, маскирующегося под нравственность - а именно пропаганды в пользу одной из сторон. Церковь такой пропагандой заниматься не будет, по ряду вполне очевидных причин.

    Первая причина - как раз нравственная. Как раз забота о справедливости. Каждая и сторон конфликта всегда уверяет, что ее дело справедливое; но давайте попробуем определить, что же такое справедливость. Французская мыслительница Симона Вайль определяла это понятие так: “Справедливость - это забота о том, чтобы никому не причиняли вреда без крайней необходимости”. Это определение минимально, понятие справедливости обширнее - но оно уже помогает внести некоторую ясность. Не делать зла и вреда, не предпринимать действий, которые приведут ко злу и вреду. Как говорит Апостол, “Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. (Рим.13:10)”. Чтобы понять, справедливое ли это дело, нам надо задаться вопросом - ведет ли оно к умножению или к уменьшению людских зол и бед.

    Это очень простой критерий. Посмотрим, хотя бы, на “освобождение” Ирака или на “арабскую весну” - улучшилась ли жизнь людей? Меньше ли стало литься невинной крови, уменьшились ли людские страдания, стала ли жизнь более безопасной и зажиточной, стали ли такие блага, как медицина или образование, доступнее? Боюсь, что ответ оглушительно очевиден. Возможно, Саддам Хуссейн и Муамар Каддафи были дурными правителями - но при них сотни тысяч людей, которые сейчас замучены и убиты, были бы живы, а другие сотни тысяч, вынужденные бежать из своих домов, продолжали бы в них благополучно жить. Тысячи американских и британских солдат, сотни тысяч местных жителей отдали свои жизни или приобрели мучительные увечья за... за что? Какой еще эффект, кроме разрушения, хаоса и резни всех со всеми был произведен?

    В интернете доступны пейзажи ливийского города Сирт - подходящие декорации для съемок мрачной фантастики про жизнь после ядерной войны. Только это не декорации. Это был город, в котором жило множество мирных обывателей, которые ходили на работу, растили детей, жили своей обычной жизнью. Где они сейчас - вопрос, которым радетели о демократии и правах предпочитают не задаваться.

    Сейчас аналогичное благодеяние хотят оказать Сирии - и тамошние Христиане со страхом ожидают развития событий. А из освободившегося Египта Христиане уже бегут, из свободного Ирака убежало уже две трети христианского населения, которое как-то жило там при кровавом диктаторе.

    Люди, которые несут плакаты, изображающие рядом Путина и Каддафи, недоговаривают - им следует также нести плакаты, изображающие рядом Москву и Сирт. Людей, которые сидят со своими новенькими айпадами в уютных московских кафе, и постят в уютные социальные сети призывы к революции, следовало бы свозить на экскурсию в Сирт - или хотя бы в Багадад, раз уж за неимением машины времени свозить их отечественный 1918 год их не представляется возможным.

    И позиция не только Церкви, но и любого нравственно вменяемого человека - стремиться к неумножению людских страданий. Революция - мы должны это помнить из отечественной истории, и это хорошо видно из текущих событий в других странах - всегда приводит именно к умножению страданий. Это не значит, что проблемы, порождающие революционную ситуацию, следует игнорировать. Как раз их-то и не стоит игнорировать, и Церковь этого не делает. Но ожидать от Церкви присоединения к революционной эйфории, требовать, чтобы архиереи сменили свои облачения на [прекрасные] революционные шубы было неуместно.

    Другое соображение связано с миротворческой миссией возложенной на Церковь Господом. Как в еще двенадцатом веке сказал митрополит Никифор, "Мы поставлены от Бога унимать вас от кровопролития". Не воодушевлять на борьбу - а именно унимать. А чтобы быть миротворцем, нужно не быть комбатантом - невозможно одновременно разнимать драку и участвовать в ней. Однозначное отождествление с одной из сторон конфликта лишило бы Церковь возможности выступать в качестве модератора.

    Третье соображение носит практический характер. Вообразим (хотя это маловероятно), что Навальный сделается президентом. Вообразим также, что при нем массовые выступления будут возможны - хотя бы как сейчас. Каковы будут лозунги этих выступлений? О, это очевидно - “банду Навального под суд!”. Это все мы проходили, это все нам задавали. Мы помним также героиню “Оранжевой Революции”, Юлию Тимошенко, и мы знаем, где она сейчас - с полного одобрения ее ближайшего соратника Виктора Ющенко.

    Сегодня Церковь имеет дело с интернет-толпой, которая требует благословить Навального, завтра она будет иметь дело с толпой, которая будет требовать проклясть Навального - раздача благословений, а равно проклятий, по требованию той или иной группы политических активистов их сильно обесценит. Поэтому лучше проявлять умеренность в этом вопросе.

    Значит ли это, что Церкви нечего сказать относительно политики? Нет, почему же, Патриарх ясно высказывался. Просто призыв с ума не сходить, беречь страну и людей остается не услышан теми, кто желает именно сходить с ума. Поэтому очень важно понять, чего мы хотим - и как мы хотим этого добиться. Это не означает пассивности и неучастия в политике вообще - хотя бы потому, что если благоразумные и ответственные граждане будут пассивны, ход событий будут определять “настоящие буйные”.

    Это означает, что нужно ясно определиться со своими ценностями и своими намерениями. И со своими методами тоже. И высоко ценить, что Церковь не делается военной базой для борьбы одних сограждан с другими - и поэтому остается прибежищем для всех.

    Сергей Худиев
    Радонеж

    Календарь

    Последние новости
    21.01.2020 В Новосибирске состоялся Кубок святого князя Александра Невского по практической стрельбе из пистолета
    21.01.2020 Как действовала секта "бога Кузи"
    20.01.2020 "Отцы". Специальный репортаж Саши Бублик
    20.01.2020 Протоиерей Александр Новопашин: Деструктивных зависимостей становится всё больше
    20.01.2020 В рамках проекта «Путь домой» руководитель Миссионерского отдела Новосибирской епархии посетил женскую колонию города Новосибирска
    20.01.2020 Представители Новосибирской епархии посетили областной наркологический диспансер
    19.01.2020 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Поучение на Богоявление
    19.01.2020 Великое освящение воды - 2020

    Фильм МЕНЯ ЭТО НЕ КАСАЕТСЯ кинокомпании АКРОСТИХЪ



    Новосибирское отделение Общества православных врачей России