Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » История и преемственность

    [03.11.2011] История и преемственность

             

    Вас волнует преемственность поколений? Меня волнует.

    Если человек что-то важное понял, то страшнее смерти для него – невозможность своим опытом поделиться. Не надо лишний раз трубить о традиции, якобы она у нас есть. Вся наша традиция в инерции. А если нет, и если кто-то тебя научил чему-то, то назови имя учителя. Если ты чему-то кого-то научил, назови имена учеников. Далеко не все на это способны.

    Без передачи опыта геометрическая прямая распадается на множество отрезков, каждый отрезок – на множество точек, а точку пробуют расщепить, как атом, ради получения ядерной реакции. Мир рушится. Да что там рушится, сгорает в пожаре расщепленных атомов. Атомы – человечки, а инструмент для расщепления – эгоизм и беспамятство.

    * * *

    Единство языка и общность территории проживания, это - слишком мало, чтобы создать и сохранить народ. Нужен еще общий взгляд на историю, нужно мировоззренческое тожество, образуемое, в свою очередь, общим опытом молитвы, терпения и преодоления трудностей.

    Мне кажется, что русские – тип очень устойчивый. Русский сам себе равен на довольно больших просторах мировой истории. Вот, как у Михалкова в «Сибирском цирюльнике» за кадром говорится: «На войну – с песнями; под венец – в слезах. И все – всерьез». Так было при царе Горохе, так есть сейчас, и завтра так будет.

    Может быть и англичанин только фасон галстуков меняет, а сам все тем же остается. Может это и немцев касается. Трудно сказать. Однозначно то, что сохранение внутреннего облика и неистребимость психотипа сродни Богоизбранности.

    Так еврей, кочуя по странам и континентам, сам себе равен, и таким пребудет до Страшного Суда. Зане, миссия у него такая: свидетельствовать об истинности Священной истории, хотя бы и от противного.

    * * *

    Что до русских, то у них вечно – Смута. Причем именно с большой буквы.

    Элита выродилась, иноземцы хамеют, как у себя дома, «народ безмолвствует». А если не безмолвствует, то еще хуже, потому как «не приведи Господи видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

    Смута приводит к тому, что крестьянин пахать перестает, народ не знает, кто над ним главный, все пьют и пакостничают, грабят по дорогам, а мир расшатывается, и можно уверенно говорить о «конце света в отдельно взятой стране». И вот тут, когда все уже вроде бы заканчивается, начинается нечто чудесное.

    То ли народ начинает каяться и молиться; то ли святые угодники, при земной жизни говорившие по-русски, приносят Богу совместное моление, то ли Сама небесе и земли Царица вмешивается в ход событий, но жизнь не заканчивается, волны утихают и болезни исцеляются. Так было уже не раз и не два. Есть твердая надежда на то, что и в будущем так и произойдет. Хотя есть и обратное чувство: вечно так продолжаться не может.

    * * *

    Живучесть и неистребимость подобны качествам Богоизбранности.

    Это мы уже говорили.

    На Пасху (разумеется, их, а не нашу) у евреев происходит один и тот же веками разработанный ритуал. За столом маленький ребенок спрашивает самого старшего мужчину: «А зачем мы здесь сегодня собрались?» И самый старший мужчина произносит слова, произносимые в этот день во всех еврейских домах на протяжении столетий. Он говорит: «Народ наш был рабом в Египте, в доме рабства, в железной печи. И Всевышний сжалился над нами и вывел нас из дома рабства рукою простертою и мышцею высокою». Потом излагается часть того, что описано в книге Исход. Потом пьют вино и произносят благословение. Потом рассказ продолжается. Потом опять пьют, едят, благодарят, рассказывают.

    Зачем я это говорю? Затем, что это ярчайший пример неумирающей традиции и исторической памяти, освященной призыванием Бога. Не понятно, кто кого хранит: евреи обряд иди обряд – евреев. Умнейшие из них говорили, что они хранят субботу ради того, чтобы суббота хранила их.

    Эту мысль следует взять на вооружение в виде аналогии.

    * * *

    Если народ не хочет умереть, он должен помнить главные периоды и этапы, главные события своей собственной Священной истории. Думаю в том, что всякий во Христа уверовавший народ имеет свою Священную историю, никто не сомневается.

    Нужно, чтобы маленький мальчик спросил отца или дедушку: «А что сегодня за праздник?», и старший мужчина мог ему ответить.

    «Понимаешь, сынок, много лет назад наш народ чуть не погиб. Люди перестали любить друг друга, грешили постоянно и не боялись Бога. За это Бог навел на нас все беды. Был неурожай. Были болезни, был голод. Потом пришли враги. И вот тогда наш народ стал сильно плакать перед Господом и просить прощения. И Богородица, Мать Спасителя тоже молилась Сыну о нас. И Господь помиловал отцов наших, и не истребил нас до конца. Мы благодарим за это Господа, и еще: мы помним об этом, чтобы не грешить. Ведь мы не знаем, будет ли Господь столь же милостив в следующий раз»

    Вообразите подобный диалог в каждой семье, и вы получите День народного единства.

    * * *

    Вера требует преемственности больше, чем преподавание алгебры. Если в преподавании алгебры пресечь преемство, то мы будем на пальцах считать, а мир будет над нами смеяться. А если в вере разорвать непрерывность и благодарную память, то мы в зверей превратимся.

    И вот, уже ходя на четвереньках, как некогда Навуходоносор, мы все еще имеем возможность вспомнить великие дела Божии: изгнание Тамерлана в веке XIV-м, освобождение от поляков в веке XVII-м, и многое-многое другое.

    Это воспоминание даст нам возможность прочувствовать слова Писания и молитв, где Бог называется «Богом отца моего». Не просто «мой Бог», как будто до меня и кроме меня никого нет, и не было, а именно - «Бог отцов наших».

    «Господи Вседержителю, Боже отец наших, молимтися, услыши и помилуй», - разве не о том же речь в этих словах?

    * * *

    Домом Богородицы называли предки наши землю своего временного странствования. И действительно, нет ни одного грандиозного по масштабу и спасительного по сути события в нашей истории, которое бы не ознаменовалось участием в нем Богоматери.

    Празднование в честь иконы Казанской – лишнее тому подтверждение.

    Не думаю, что те россияне, что жили в XVII веке, сильно отличались от нас. Видно были и буйны во хмелю, и глупы так, что обмануть себя позволяли, и в браке нецеломудрены, и в труде неусердны. Короче, что мы, что они – яблочко от яблони.

    Но все же умели они стряхнуть с себя пыль и гниль повседневную, когда смерть в глаза им заглядывала; умели стать самими собой, и молиться по-настоящему, и умирать за правое дело, а не за котячий чих.

    Нужно, стало быть, и нам обретать смысловой стержень, то есть вертикальную координату, то есть смысл жизни, заключенный в Боге Отце нашем, Который на небеси.

    Это и есть подлинное движение в сторону всенародного единства, обретаемого на пути к Богу.

    Путь сей крестный, покаянный, молитвенный, от отцов нам заповеданный.

    С праздником!

    Протоиерей Андрей Ткачев
    Православие.ру

    Календарь

    Последние новости
    15.01.2021 Преподобный Серафим Саровский
    15.01.2021 Защитники г-на Романова
    15.01.2021 Сергий Романов: жизнь после секты
    15.01.2021 Светлой памяти прихожанина собора Аркадия Борисовича Пасмана
    14.01.2021 Слово на Обрезание Господне
    14.01.2021 Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Вселенский учитель
    14.01.2021 Про голодовку Романова (возникшие вопросы)
    13.01.2021 Молебен для сотрудников «Линии Жизни»



    Фильм МЕНЯ ЭТО НЕ КАСАЕТСЯ кинокомпании АКРОСТИХЪ

    Православный миссионерский апологетический центр «Ставрос»