Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Аргумент к Брейвику

    [26.07.2011] Аргумент к Брейвику

             

    Какими политическими, мировоззренческими или религиозными причинами можно объяснить то, что Андерс Беринг Брейвик совершил нападение на молодежный лагерь и убил десятки подростков? Похоже, что правильный ответ - никакими. А какими причинами можно объяснить поведение других маньяков? Почему, например, другой знаменитый убийца, Джефри Дамер, заманивал молодых людей к себе на квартиру, разделывал их кухонным ножом, жарил их печень и ел с зеленым горошком? Объяснить, какие бесы кишат в воспаленном мозгу безумца, едва ли возможно — бесы вряд ли могут быть предметом рационального анализа, на то они и бесы. Иногда зло оставляет всякую маскировку, всякие попытки приписать себе какие-то основания, какое-либо рацио, и предстает в виде чистой, беспримесной порчи и разрушения. Человек может не страдать галлюцинациями и не слышать голосов, быть в состоянии вести пространные и вполне членораздельные речи — но быть безумным в библейском смысле, человеком, утратившим способность отличать добро от зла, испытывать отвращение к крови и сострадание к чужому горю. Как если бы душа, все еще пребывая в теле, уже затворила за собой двери ада.

    Но есть то, что таким дистиллированным злом вовсе не является, и поэтому поддается анализу — реакция на происшедшее. И тут мы можем обратить внимание на людей, разумеется, далеких от такого рода безумия, а просто по-человечески заблуждающихся — заблуждающихся как в нравственном, так и в чисто логическом отношении.

    Как только сообщения об устроенной маньяком кровавой бойне облетели мир, началась его утилизация — люди стали искать, как вписать его в свои системы воззрений, к чему бы его приспособить. И, конечно, как бы "замазать" об Брейвика своих политических или мировоззренческих оппонентов.

    Попытка увязать некие несимпатичные автору взгляды с каким-то несомненным и вопиющим злом - очень популярный полемический примем. Его частная форма - известный аргумент "к Гитлеру", когда люди и убеждения, на которые автор желает напасть, увязываются с нацизмом и его злодеяниями. (Нацизм — порождение патриархальной культуры! Сторонники семейных ценностей голосовали за Гитлера! Христианство привело к Холокосту! etc.) Но, учитывая, что Гитлер всем надоел хуже керосину и истрепался до дыр, есть спрос и на злодеев помельче — так что Брейвик пришелся весьма кстати.

    Норвежский маньяк что-то там одобрительное говорил о Путине - ага, теперь нам все ясно в отношении Путина! Он заявлял себя консерватором, правым, противником исламизации, христианином - теперь нам все ясно с правыми, консерваторами, христианами и так далее.

    Занудливый логик мог бы указать на то, что пока мы имеем дело не с систематической практикой, характерной для того или иного движения, а с преступлением одного маньяка, который изъявляет к нему свои симпатии, мы не можем делать никаких выводов.

    Из того, что Джефри Дамер любил зеленый горошек, не следует, что между любовью к горошку и людоедством есть какая-то связь. Вот если бы мы могли обследовать, скажем, сто людоедов, и обнаружили бы, что 85 из них отличаются пристрастием к горошку — это дало бы нам почву для определенных выводов. Если бы, исследовав 100 террористических актов, происшедших за последние годы, мы бы обнаружили, что 85 из них совершены людьми, причисляющими себя к христианам, консерваторам, любителями классической музыки и политически правыми, мы имели бы основания для поиска причинно-следственных связей. Вопиющее злодеяние, совершенное одним маньяком, привлекает всеобщее внимание, но не дает фактической базы для каких-либо выводов.

    Однако при "замазывании Брейвиком" логичность никого не интересует - речь идет не о выстраивании сколько нибудь последовательных логических связей, а вызывании в голове читателя ассоциации - наши политические противники/мировоззренческие оппоненты - громкое преступление.

    При этом люди, прибегающие к такому приему, не заботятся о том, что его можно с тем же основанием обратить против них - да и против кого угодно. Тот же Брейвик хвалит Черчилля, Бисмарка, а единственная запись в его твиттере - цитата из либерального философа Джона Стюарта Миля. Такой подход рассчитан на человека, которому некогда и лень читать не только относящиеся к делу материалы, но и новости чуть дальше заголовка. “Христианский фундаменталист/поклонник Путина/социальный консерватор убил десятки невинных подростков” - это то, что одни жаждут провозгласить, а другие жаждут услышать. То, что ровно на том же материале и с тем же основанием можно заявить, что преступление совершил “поклонник Западных Ценностей/защитник гомосексуалистов/читатель либеральных философов” - их не интересует.

    Более того, они сами будут шокированы и возмущены, если ровно тот же метод будет использован в “нелиберальных” целях. Если кто-нибудь предположит, что преступления того же Джефри Дамера обусловлены его гомосексуализмом, это будет отвергнуто с негодованием, как проявление предвзятости и ненависти; наверное, и в самом деле не стоит делать широких обобщений на примере одного маньяка. Но давайте мерить одной меркой - если мы полагаем, что маньяк, принадлежащий к группе А никак не характеризует эту группу, то давайте также подходить и к маньяку, принадлежащему к группе В. Но от искателей “христианского следа” невозможно ожидать не только равной мерки, но и какой-либо мерки вообще - Брейвик вообще не был, в вероисповедном смысле, христианином (или христианским фундаменталистом), и мы имеем дело с двойной подменой - сначала злодея записывают (без достаточных оснований) в “христианские фундаменталисты”, потом переносят его преступление на христиан вообще.

    Является ли это проявлением осознанного коварства? Вряд ли, скорее перед нами пример определенного мышления — правда это не то, что соответствует фактам, правда это то, что помогает силам прогресса в их исторической борьбе с силами реакции. Чтобы поверить в "христианский фундаментализм" человека, который фотографируется в масонском наряде и прямо говорит об отсутствии у него личной веры во Христа (Брейвик полагал себя христианином в "культурном смысле" о чем прямо и писал), нужно очень-очень сильно хотеть поверить — и люди, с такой силой желания, конечно, есть. Надеюсь, они не обидятся на нас, если мы деликатно укажем на то, что такая вера плохо согласуется с имеющимися данными.

    Сергей Худиев
    Радонеж.ру

    Календарь

    Последние новости
    14.12.2019 Митрополит Никодим приветствовал участников Всероссийского турнира по ММА
    13.12.2019 Слово на день Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного. Истинное, вечное богатство человека
    12.12.2019 «Караулят возле похоронных бюро». Как россиян заманивают в секты
    11.12.2019 «Столетняя война» Константинополя
    11.12.2019 В Китае прошел суд над четырьмя членами секты «Всемогущего Бога»
    10.12.2019 Дворкин рассказал, кто стоит за ритуальным убийством ребенка в Екатеринбурге
    09.12.2019 «Ищите Христа в Церкви, только Его ищите!»
    09.12.2019 Константин Толкачев предложил контролировать деятельность религиозных сект

    Новосибирское отделение Общества православных врачей России

    Трезвое поколение