[20.05.2011] Роман Силантьев: Передел мечетей идет по всей стране

Намерение РПЦ построить 300 храмов шаговой доступности в уральской столице вызвало бурные дискуссии среди екатеринбуржцев. Сенатор Аркадий Чернецкий отреагировал на это в духе: "хотеть не вредно". Между тем, как рассказал в интервью Накануне.RU побывавший на днях в Екатеринбурге известный исламовед, доцент МГЛУ Роман Силантьев, задача по строительству храмов шаговой доступности – общая для РПЦ во всех регионах. Православие чувствует себя в некотором роде ущемленным – ведь обеспеченность мечетями в России втрое выше (!), чем православными храмами. Более того, в настоящее время в стране еще идет и мощный передел влияния среди мусульманских общин.

Вопрос: Роман Анатольевич, Вы часто посещаете различные регионы страны, что изменилось на Урале с момента последнего Вашего визита, чем интересен регион в плане межнациональных отношений?

Роман Силантьев: Я бываю во всех регионах России, стараюсь регулярно посещать в той или иной последовательности. Уже три года не был в Свердловской области, поэтому пришло время посетить ее в очередной раз.

У нас начинается религиозное возрождение в стране, увеличивается доля верующих, продолжает увеличиваться количество религиозных организаций. Растет доля традиционных религий, для нас это православное христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Сейчас в среднем по России около 75% общин – это общины этих четырех религий. Самая динамично растущая организация – это РПЦ, у нее наибольший прирост доли общин.

Вопрос: РПЦ озвучила планы по строительству 300 храмов в Екатеринбурге – по сути, это будут храмы шаговой доступности. Нужно ли такое количество церквей в таком городе, как Екатеринбург?

Роман Силантьев: Сейчас есть общая церковная программа увеличения количества приходов. Дело в том, что население в советский период перераспределилось, и там, где храмы исторически существовали, людей может уже и не остаться. То же самое и крупных городов касается, которые раньше, естественно, были меньше по размеру, а храмы, в основном, располагались в центральных районах. В Москве, например, большинство храмов расположены в ЦАО, где населения меньше всего. А в крупных районах на 200 тыс. человек, например, один храм находится. Там можно построить несколько храмов – и все они будут полными.

Это касается крупных городов – сейчас храмы будут строиться там, где люди живут, это совершенно нормальное явление. Храмы шаговой доступности должны быть – раньше храмы так и строились.

Вопрос: То есть, храмы должны строиться под паству…

Роман Силантьев: Естественно, храмы и строятся под паству. Существует ошибочное мнение, что храмы строятся в каких-то особых местах, в местах чудес. Конечно, есть такие случаи, но, в основном, храмы строятся там, где живут люди, и сейчас это совершенно нормальное явление.

В идеале – храм должен стать не просто местом молитвы, но еще и местом отдыха. Очень многие храмы имеют детские площадки на своих территориях, спортивные комплексы, парки, сады. То есть, в храм можно прийти не только помолиться, но и погулять на прилегающей территории, детей разместить на детской площадке. Также при храмах зачастую и трапезные открываются, библиотеки, социальные пункты. То есть, в идеале храм – это некий комплекс, куда человек может прийти, и детей любого возраста отправить, и сам отдохнуть, а не некое закрытое место, которое открывается только на службу.

Вопрос: Надо полагать, вслед за таким масштабным открытием храмов, если оно последует, и мусульмане активизируются со строительством мечетей?

Роман Силантьев: У нас мечетей, в общем-то, довольно много. Обеспеченность мечетями мусульман в перерасчете на количество населения следующая. На один храм у нас приходится в среднем по стране 12 тысяч человек, а на мечеть – 4 тысячи человек. То есть, мусульмане мечетями обеспечены втрое лучше. В принципе, мечети продолжают строиться, но этот процесс замедляется. По данным Минюста за этот год, это первый год, когда упала доля мусульманских общин от числа зарегистрированных, где-то уже произошло полное насыщение мечетями.

Вопрос: Как получается, что обеспеченность мечетями в стране лучше, чем православными храмами?

Роман Силантьев: Это по-разному можно объяснять. Можно мечеть построить за 60 млн, а можно за 1 млн – и все они считаются.

Вопрос: Говорят о некоем переделе в сфере мусульманских общин, о переделе мечетей, в том числе, в Свердловской области. Действительно ли происходит нечто подобное?

Роман Силантьев: Практически везде в России это происходит, потому что мусульмане разные. Есть мусульмане дружественные, а есть мусульмане враждебные. Практически в каждом регионе и те, и другие мусульмане присутствуют, и сейчас у нас насчитывается в стране 73 муфтията, хотя раньше их было значительно меньше. В царский период на территории современной России действовал один муфтият, а в советский их было два. Теперь если было бы два муфтията, это было бы нормально, но не 73! В некоторых регионах по две и более враждующих мусульманских организации. Кстати, Свердловская область входит в число "рекордсменов" по этой части – здесь представлены четыре централизованных мусульманских организации и также весомая часть независимых общин. То же самое – в Челябинской области, то же самое – в Тюменской области, в ЯНАО, Кургане. На этом фоне активно распространяются ваххабиты, и в Свердловской области они в большом количестве представлены. Есть такой муфтий Нафигулла Аширов, именующий себя главой управления мусульман Азиатской части России. Этот человек признан пособником террористов, террористической организации "Хизб ут-Тахрир", и у него некоторое количество общин присутствует в регионах Уральского округа. Они очень серьезный урон наносят межрелигиозным отношениям. Есть они и в Свердловской области.

Вопрос: Как Вы считаете, может ли национальный вопрос стать предвыборным в этом году? Возможно ли вхождение каких-то национальных, религиозных организаций в созданный Путиным "народный фронт"?

Роман Силантьев: Сейчас религиозных партий как таковых нет, хотя их пытались создавать в 90-е года. Успеха на выборах они никакого не имеют. Мусульманские политические организации в принципе не пользуются поддержкой избирателей. Они когда участвовали в выборах, они набрали меньше голосов, чем у них значится членов. Ну, а РПЦ не приветствует создание православных партий.

Что касается межнациональных отношений, то сейчас на этом можно сыграть – ЛДПР, например, очень активно это использует. Действительно, есть серьезные проблемы в межнациональных отношениях. Как известно, подавляющее большинство населения поддерживает тех, кто вышел на Манежную площадь, и это накладывает свой отпечаток на грядущие избирательные кампании.

Вопрос: А возможно ли повторение таких событий, которые были на Манежной площади?

Роман Силантьев: Не только возможно, но и вполне вероятно. То, что они состоятся, сомнений особых нет – важно, как на них власти отреагируют, какие выводы сделают.

Вопрос: Из прошлой ситуации, судя по всему, серьезных выводов не последовало?

Роман Силантьев: Какие-то выводы были сделаны – расследование было проведено. И по другим вопросам начались некоторые подвижки.

Вопрос: Но, например, вопрос создания национальной концепции в России "заглох".

Роман Силантьев: Сложно об этом говорить, поскольку не совсем понятно, что это значит на практике, значит ли, что одни будут иметь больше прав, чем другие, что, естественно, неправильно. Можно в пример привести царскую Россию, где не было межнациональных конфликтов, поскольку вопрос национальности был на втором плане – людей интересовал вопрос религии. Судили по религии, по ее лояльности государству. Если ты исповедуешь определенное направление ислама, христианства или иудаизма – то ты считался законопослушным гражданином. Если ты член какой-то секты, то ты незаконопослушный. Твоя национальность уже никого после этого не волнует. Естественно, верноподданный мусульманин ценился властями гораздо сильнее, чем русский сектант.

Cергей Хурбатов
Накануне.RU