[25.02.2011] Воробьева И.Б. Термин «секта» и его использование в юриспруденции

Воробьева И.Б. Термин «секта» и его использование в юриспруденции.
// Вестник Саратовской государственной академии права: научный журнал.
- 2010. - №3(73): [Подписано в печать 21.06.2010 г.]. – с.160-164.

И.Б. Воробьёва
Кандидат юридических наук, доцент кафедры
криминалистического обеспечения расследования преступлений
(Саратовская государственная академия права)

ТЕРМИН «СЕКТА» И ЕГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ

С конца 80-х гг. прошлого века в России появилось множество новых религиозных объединений. Запрещенные во многих странах мира, они получили государственную регистрацию и беспрепятственно осуществляют свою деятельность на территории России. Большое количество россиян, ранее далеких от религии, откликнулись на призывы миссионеров, распространяющих нетрадиционные для России учения, и уже покалечили свои судьбы. Примеров социальной опасности сект становится все больше.

Разнообразие религиозных новообразований настолько велико, что возникла потребность в их общем наименовании. Ни в России, ни за рубежом нет единого мнения относительно их терминологического обозначения. Называют их по-разному: секты, нетрадиционные религии, новые религиозные объединения, альтернативные верования, возникающие религии или просто культы, Нью Эйдж - Религии Нового Времени и т.п. Отсутствие терминологического аппарата привело к тому, что толковать эти понятия каждый стал по собственному усмотрению, исходя из своей мировоззренческой позиции.

Последнее время не только современные публицисты, представители СМИ, религиозные деятели, но и ученые стали широко применять слова «секта», «сектант». Огромное значение имеет позиция автора определения, его отношение к данной проблеме.

Отдельные авторы руководствуются представлением о сектантстве исключительно как о порождении обмана, жульнических образованиях, применяющих мошеннические приемы. Естественно, подобное мнение существенно препятствует его объективному исследованию. Понятие «секта» уже давно сложилось как научное, что позволяет применять его как социологический, религиоведческий термин.

Термин «секта» использовали еще древние римские авторы. Так, Т. И . Буткевич[1] напоминал, что «секта» (secta) - слово латинское и у древних авторов (Цицерон, Плиний, Тацит и др.) оно употреблялось для обозначения философского метода, правила, школы, учения, отделившихся от общепринятого мировоззрения, приемов, правил и господствующего философского учения.

Таким образом, изначально понятие «секта» не несло в себе какой-либо оскорбительной смысловой нагрузки. Поэтому нельзя согласиться с мнением А.А. Николаева[2], считающего, что с самого начала слово «секта» имело негативную коннотацию. Впоследствии, когда зародилось христианство, то и его изначально называли сектой. Так, Плиний Младший говорит о секте христиан, появившихся в его время среди иудеев [3].

Происхождение слова «секта» трактуется по-разному. Так, составители «Словаря иностранных слов» считают, что оно происходит от латинского secta - учение, направление, школа[4]. По мнению Д.Ушакова, буквальный перевод латинского слова secta означает отрезанная, отделенная[5]. С точки зрения А.Л. Дворкина[6], слово «секта» может происходить либо от латинского secare, означающего «отсекать» (часть от целого), что совпадает с предыдущим толкованием, либо от латинского же segui – «следовать» (за лидером, задающим направление).

Каждая из этих этимологий по-своему раскрывает понятие «сектантство», но, если первая из них более подходит к сектам историческим (таким, как менноиты, баптисты, молокане), то вторая - к сектам новоявленным.

Различные трактовки происхождения рассматриваемого слова нашли свое отражение и в его определениях. «Секта - религиозное течение (община), отделившееся от какого-н. вероучения и ему противостоящее»[7]. Слабая сторона этого расплывчатого определения состоит в том, что секта не всегда отделяется от какого-нибудь вероучения, а может создаваться буквально из ничего, что типично для новоявленных сект. Это же замечание относится и к понятию, раскрываемому в «Словаре иностранных слов», в котором секта определяется как «религиозная община, группа отколовшихся от господствующей церкви»[8].

Аналогичное замечание относится и к следующему определению: «Секта - религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение»[9]. В «Большом юридическом словаре» слово «секта» определено как «отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т.п.»[10].

В данных определениях излишне акцентируется внимание на господствующем положении церкви, от которой откалывается секта. Это ограничивает возможность отнесения российских новообразований к рассматриваемой категории, поскольку многие из них не отделялись от традиционных для России вероисповеданий.

По отношению к исходной религии секта, во-первых, может являться частью исходной религии, что признается остальной частью этой религии; во-вторых, считает себя частью исходной религии, что, однако, отвергается остальной частью этой религии (как правило, на основе серьезных вероучительных разногласий): например, мормоны считают себя христианами, но не признаются таковыми остальными христианами; в-третьих, изначально возникла независимо от других религий или на основе сочетания элементов разных религий.

Новые религиозные объединения не вписываются в рамки традиционных определений слова «секта», поскольку в основном у них наблюдается не отклонение от традиций и не отделение от конкретных вероучений, а создание совершенно нового вероучения или учения на основе синкретизма, т.е. сочетания разнородных, порой противоречивых и несовместимых воззрений. Для таких учений характерно не столько стремление исправить существующие религии, сколько поиск новых и нетрадиционных практик и путей религиозного познания.

Согласно второму значению, секта - это «группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах»[11]. Именно данное значение широко распространилось в последнее время. Зачастую оно встречается и в решениях суда. Указанное определение нельзя назвать комплексным, поскольку в нем дается характеристика только духовно-нравственного состояния членов секты, но не фокусируется внимание ни на специфике вероучения, ни на источнике происхождения секты.

С учетом сделанных замечаний можно предложить следующее определение рассматриваемого термина: секта - это объединение лиц, отделившееся от какого-либо вероучения, либо возникшее на основе принятия самостоятельной доктрины или религиозно-мистического опыта отдельной личности; использующее совокупность специфических вероучительных представлений и культовой практики в качестве инструмента воздействия на людей; как правило, осуществляющее свою деятельность в противостоянии основным религиозным традициям страны.

По нашему мнению, предлагаемое определение имеет нейтральное смысловое значение, отвечает реалиям нашего времени. До выработки официального определения термина «секта» предлагаемый вариант может использоваться в официальных документах, законодательной деятельности и правоприменительной практике. В дальнейшем оно может быть усовершенствовано и дополнено иными признаками.

Большинство зарубежных исследователей предпочитают пользоваться такой конструкцией, как «новые религиозные движения», к которой прибегают в основном в политических целях для декларации т.н. религиозной толерантности по отношению к сектам. Такое словосочетание считают наиболее приемлемым и некоторые теологи, принадлежащие к самым различным конфессиям. Преимущество рассматриваемого термина И.Я. Кантеров видит, прежде всего, в том, что он точнее и полнее передает своеобразие типа религиозных образований, возникших после Второй мировой войны в государствах Востока, в США, странах Западной Европы и, наконец, на волне перестроечных процессов в СССР и продолжающихся распространяться в современной России[12].

Необходимо отметить, что использование словосочетания «новое религиозное движение» не раскрывает сути предмета, а создает иллюзию смысловой тождественности традиционных церквей и сект. При таком подходе отличия между ними усматриваются лишь в продолжительности их существования.

Авторы, предлагающие термин «новые религиозные движения», видят его преимущество в том, что он не содержит оскорбительных, уничижительных характеристик, не вызывает сомнений в свободном выборе последователями таких движений своих взглядов и убеждений.

Данная позиция вызывает серьезные возражения, поскольку деятельность целого ряда т.н. новых религиозных движений запрещена за рубежом и вызывает к ним вполне обоснованные подозрения. В 90-е гг. прошлого века в Российской Федерации была отмечена разрушительная роль некоторых религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни российского общества, представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан и зачастую используемых для прикрытия различного рода противоправной деятельности.

По мнению В.Ю. Троицкого, понятия «секта» и «культ» сами по себе не несут какой-либо оскорбительной смысловой нагрузки. «Эти понятия, широко распространенные в обиходной русской речи, объективно отражают характер деятельности некоторых религиозных групп. В авторитетных словарях и научных исследованиях приводятся в целом сходные определения этих слов, и они нигде не трактуются в уничижительном, презрительном или оскорбительном смысле, означая всего лишь понятия о некоей обособленной группе по отношению к той или иной религии... Если та или иная религиозная группа, являясь по определению сектой, своими антисоциальными действиями или человеконенавистническим учением вызывает к себе негативное отношение общественности, то в этом вина исключительно этой религиозной группы»[13].

В то же время и сами авторы[14] термина «новые религиозные движения» признают, что его нельзя признать удовлетворительным, т. к. не все они новые, не все религиозные и не все являются движениями.

Действительно, термин не безупречен и недостатки его заметны. Он не охватывает все разнообразие новых религиозных феноменов и является двусмысленным по своей семантике, т. к. не указывает, что именно следует понимать под новизной - время их появления или специфику. Непонятно, до какого времени возникшее религиозное образование может именоваться новым, и действительно ли в вероучении и обрядах данного образования содержится нечто новое. В нашей стране анализируемый термин используется в специальных научных статьях, но за пределами академического круга он все-таки не приживается.

В последнее время все чаще можно услышать аргумент, состоящий в том, что, т. к. у термина «секта» нет четкого юридического определения, то он не имеет никакого правового основания. Так, В.П.Лукин считает, что суды применяют понятие «нетрадиционные религии» вкупе со столь же неправовым определением «секта»[15].

Действительно, в законодательстве нашей страны нет дефиниции термина «секта», а применяются только словосочетания «религиозное объединение», «организация», «группа». По мнению В.Ю. Троицкого, даже если понятие «секта» не используется в нормативно-правовых документах России, это вовсе не определяет невозможность его законного использования в юридической практике. Ведь законодательство России не должно и не может юридически узаконивать употребление всех слов русского языка или толкование их[16].

Однако анализируемый термин «секта» начинает входить в документы, имеющие юридическое значение. Термин фигурирует в законодательстве Европейского парламента. Так, в Постановлении от 12 февраля 1996 г. «О сектах в Европе» указано, что: «Европейский парламент... принимая во внимание, что многие существующие в Европейском Союзе религиозные и прочие секты действуют абсолютно легально и поэтому имеют право на то, чтобы их собственные организации и деятельность были защищены гарантиями свободы личности и вероисповедания, содержащимися в Европейской Конвенции по правам человека.»

Термин секта используется в Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 1994 г. №1178 «Секты и новые религиозные движения». Этот же термин фигурирует в официальном дипломатическом документе посольства ФРГ - вербальной ноте МИД РФ от 22 ноября 1995 г. №2604. Во Франции принят Закон от 30 мая 2001 г. «О предупреждении и профилактике сектантских течений, ущемляющих основные права и свободы человека». Рассматривая его требования, Парламентская Ассамблея Совета Европы также употребляет термин «секта» в Резолюции №1309 «Религиозная свобода и религиозные меньшинства во Франции», принятой 18 ноября 2002 г.

Термин «тоталитарные секты» содержится в подписанной В.В. Путиным «Доктрине информационной безопасности России», в которой, в частности, говорится о необходимости противодействия негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров[17].

Рассматриваемым понятием оперируют также различные государственные органы, в частности Министерство внутренних дел РФ, в прилагающейся к письму от 23 октября 1996 г. 1/17464 в Государственную Думу РФ справке «О деятельности в России некоторых иностранных религиозных организаций»; Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ - в прилагающемся к письму от 21 августа 1996 г. 2510/3774-96-27 «Информационном материале о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим»; Министерство образования РФ - в прилагающейся к письму от 12 июля 2000 г. 549/28-16 «Информации о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений» и др.

Увеличивается число официальных юридических документов, составленных российскими судебными органами, в которых применяется как термин «секта», так и производные от него слова и словосочетания. Данным термином оперировал Хорошевский межмуниципальный народный суд СЗАО г. Москвы в решении от 21 мая 1997 г. (дело 2-1208) по иску «Общественного комитета защиты свободы совести», Л.С.Левинсона, М.С.Осадчева и Н.А.Балуковой к А.Л.Дворкину и Отделу религиозного образования и катехизации Московского Патриархата[18]. Дзержинский федеральный суд г. Санкт-Петербурга в решении о защите чести, достоинства и деловой репутации отмечал следующее: «Суду представлены выписки из различных словарей и энциклопедий, из которых следует, что слово секта как понятие общеизвестно и употребляется в отношении религиозных организаций, которые исповедуют взгляды довольно узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством. Следовательно, употребление слова секта не может оскорбить чьих-либо чувств»[19]. Кузнецкий районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в решении от 6 июня 2001 г. пришел к аналогичному выводу[20]. В тексте решения Калининского районного суда г. Челябинска организация Свидетелей Иеговы неоднократно именуется сектой[21].

Точку в споре по поводу использования неправового термина секта поставил 23 ноября 1999 г. Конституционный Суд РФ, подтвердив возможность его использования и таким образом введя его в юридическую практику. В связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в г. Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления» Конституционный Суд констатировал, что сведения, сообщенные СМИ о Свидетелях Иеговы, соответствуют действительности. Изучив выписки из словарей и энциклопедий, Суд также пришел к выводу, что употреблявшееся в газете и телепередаче понятие «секта» общеизвестно и используется в отношении религиозных организаций, исповедующих взгляды узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством. Следовательно, оно не может оскорбить чьих-либо чувств[22]. Таким образом, судебная практика в Российской Федерации исходит из допустимости термина секта и рассматривает его как вполне легитимный.

Вышеперечисленные документы показывают, что отсутствие понятия «секта» в нормативно-правовых документах России вовсе не ограничивает возможности его использования в юридической практике. Исходя из постановления Конституционного Суда, необходимо разработать системный комплекс правовых установлений, регламентирующих деятельность такого опасного феномена современной социальной жизни, каким являются секты. И, прежде всего, в современном российском законодательстве необходимо сформулировать и дать оценку понятию секта, а не отмахиваться от него как от надуманного, имеющего только религиозное значение.

- - - - - - - - - -
 

  1. См.: Буткевич Т.И. Обзор русских сект и их толков с изложением их происхождения, распространения и вероучения и с опровержением последнего. 2-е изд., испр. и знач. доп. - Пг., 1915. - с. 4.
  2. См.: Николаев А.А. О понятии секта // Религия и право: журнал. - 1999. - №2. - с. 23.
  3. См.: Барсов М.В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Т. 1. - М., 2002. - с. 18.
  4. См.: Словарь иностранных слов. М., 1996. - с. 447.
  5. См.: Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Ушакова. Т. 4. - М., 1996. - с. 132.
  6. См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. - Н. Новгород, 2000. - с. 35.
  7. Ожегов С. И ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1993. - с. 734.
  8. Словарь иностранных слов. - М., 1996. - с. 447.
  9. Толковый словарь русского языка: в 4 т. - с. 132.
  10. Большой юридический словарь, 2003. URL: http://www.petrograd.biz/dictionaries/dict_big_law.php (дата обращения: 10.01.2010).
  11. Ожегов С.И ., Шведова Н.Ю. Указ. соч. - с. 734.
  12. Кантеров И.Я. Деструктивные, тоталитарные... и далее везде // Религия и право: журнал. - 2002. - №1. - с. 27.
  13. Троицкий В.Ю. Официальное разъяснение характера и смысловой нагрузки термина «секта», выполненное доктором филологических наук В.Ю.Троицким по запросу профессора Российской академии государственной службы при Президенте РФ М.Н.Кузнецова. URL: http://www.propovednik2100.ru/index.php?page=144 (дата обращения: 10.01.2010).
  14. Например, британский социолог Айлин Баркер предлагает ввести понятие «новое религиозное движение» (НРД) и заменить им термин «секта».
  15. Лукин В.П. Доклад О деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2005 году. URL: http://www.ombudsmanrf.ru (дата обращения 19.12.2009).
  16. См.: Троицкий В.Ю. Указ. соч.
  17. Путин В.В. Доктрина информационной безопасности России // Российская газета (федеральный выпуск).- 2006. - 19 июля.
  18. См.: Секты против Церкви (Процесс Дворкина) / сост. А.Л.Дворкин. - М., 2000. - с. 246-326.
  19. Решение Дзержинского федерального суда Центрального района г. Санкт-Петербурга от 4 августа 1999 г. 2-237. URL: http://www.iriney.ru/sects/witness/news018.htm (дата обращения: 29.12.2009).
  20. См.: Решение Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 6 июня 2001 г. URL: http://www.k-istine.ru/sects/neo50/neo50_court.htm (дата обращения: 29.12.2009).
  21. См.: Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 2 октября 2000 г. 2-263/2000. URL: http://www.iriney.ru/legal/006.htm (дата обращения: 29.12.2009).
  22. Постановление Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1997 г. 16-П По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». URL: http://www.medialaw.ru/article10/7/5-4.htm (дата обращения: 29.12.2009).

Iriney.ru