[20.01.2011] Религиозный экстремизм в деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов.

Доклад на прошедших в Новосибирске XIV "Рождественских чтениях" сотрудника новосибирского центра "Э" Золотухина П.В.

Экстремизм за достаточно короткий срок превратился в одну из главных проблем в России. Его проявления разнообразны – от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования незаконных вооруженных формирований и совершения террористических актов. Число преступлений экстремистского характера на территории области постоянно увеличивается.

В отечественной литературе выделяются три основные формы экстремизма: политический, национальный и религиозный. Как показывает практика, все три составляющие взаимосвязаны. Однако сегодня мы остановимся лишь на одной форме - религиозном экстремизме, в частности - на деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов. По разным соображениям, а прежде всего ввиду отсутствия законодательно закрепленных указанных терминов, я не буду сейчас приводить определения и понятия.

Религиозный экстремизм - это оборотная сторона религии. Самая прекрасная идея, доведенная до абсурда, превращается в свою противоположность и становится опасной для окружающих.

Зачастую религиозный экстремизм напрямую связывают с сектантством. Однако проведение подобной параллели носит условный односторонний характер. Вызывает опасения то, что многие религиозные организации лишь прикрываются своей принадлежностью к мировым религиям, а на самом деле пропагандируют свои политические интересы.

Опасность тоталитарных сект заключается в том, что, претензии лидеров этих сект на абсолютную правоту в сочетании с требованием безоговорочного подчинения своих адептов позволяют порабощать людей, которые ищут опоры в сложной жизненной ситуации, стремятся обрести более адекватное мировоззрение. Отрицательными последствиями членства в этих сектах могут стать серьезные изменения личности, утрата восприятия действительности, что чревато конфликтами с родственниками, близкими людьми. Кроме того, в результате слишком резких мировоззренческих и ценностных изменений, а также в связи с использованием тоталитарными сектами деструктивных методов воздействия на психику человека, у членов этих сект часто возникают такие социально-психологические проблемы, как, например, отчуждение от внешнего мира, вынужденный переход на менее квалифицированную работу, прекращение работы и образования, замкнутость, агрессивность в фанатичном отстаивании своей идеологии, а также отказ от критического и рационального мышления.

Заложенные в личности некоторых людей склонность к зависимости, несамостоятельность и замкнутость в подобных группировках за счет их тоталитарного характера часто еще более усиливаются. Введение в заблуждение путем скрытых методов манипулирования сознанием и психологического насилия в тоталитарных сектах, а также проникновение этих сект в сферу политики и экономики создают опасность для общества.

Все эти черты характерны для разных направлений сектантства. В качестве характерных примеров на территории Новосибирской области можно привести уже всем широко известные организации «Ашрам Шамбалы», Международная Церковь Саентологии, Свидетели Иеговы, Алля-Аят.

В 2008 году в поле зрения правоохранительных органов попала так называемая религиозная группа «Ашрам Шамбалы», на тот момент проявлявшая значительную активность по распространению идеологии и вербовки новых адептов, которые в результате участия в ее деятельности в течение незначительного периода времени, который порой составлял около 2-3-х месяцев, отказывались от родственных связей, покидали места постоянного проживания, отказываясь сообщать родным адреса своего фактического нахождения. В результате работы нами был задокументирован состав статьи 239 УК РФ (руководство объединением, посягающим на личность и права граждан), было возбуждено уголовное дело по факту организации и руководства Рудневым К.Д. религиозной группы «Ашрам Шамбалы». В ходе сопровождения уголовного дела были выявлены дополнительные факты преступной деятельности Руднева К.Д., в частности – факты насильственных действий в отношении адептов общины.

Начиная с 2007 года, в связи с возросшей активностью их деятельности, особый интерес ОВД также вызывали представители дочерних структур Международной Церкви Саентологии, в частности – Некоммерческого Партнерства «Сибирский Центр «Дианетика» (НП «СЦД»). В результате работы был выявлении факт причастности председателя правления НП «СЦД» Захаровой Ю.А. к совершению преступления, предусмотренного п.«б» ч.2 ст.171 УК РФ (незаконное предпринимательство), которое заключалось в проведении фактически образовательной деятельности без получения соответствующей лицензии. Проведенным исследованием ряда печатной, видео и аудиопродукции, активно используемой в своей деятельности представителями Церкви Саентологии, установлено, что применяемые методики Л.Рона Хаббарда способны нанести вред психическому состоянию лиц, их изучающих. В связи с чем собран материал, свидетельствующий о возможной причастности руководителя и активных представителей указанной организации к совершению преступлений, предусмотренных ст.ст.238 (реализация товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности) и 239 (руководство объединением, посягающим на личность и права граждан).

На сегодняшний день особый интерес также вызывает деятельность представителей таких религиозных организаций, как «Свидетели Иеговы» и «Алля Аят». Установлены факты отказов от использования донорской крови и ее компонентов, а также от прохождения воинской службы участниками религиозной организации «Свидетели Иеговы». Проведенным исследованием литературы, используемой и распространяемой представителями «Алля Аят» установлена возможность пагубного воздействия на психику и сознание лиц, их использующих. В результате использования практик «Алля Аят» и отказа от традиционной медицины имеются факты летальных исходов у адептов организации. На сегодняшний день собран материал о причастности представителей «Алля Аят» к совершению преступлений, предусмотренных ст.ст.235, 238, 239 УК РФ.

В качестве особенностей работы по данному направлению деятельности, одновременно являющимися и проблемными вопросами, значительно снижающими эффективность работы правоохранительных органов по данному направлению, стоит отметить следующие:

  • отсутствие единой практики возбуждения уголовных дел в отношении представителей религиозных структур данной категории.
  • частичная легализация их деятельности, а именно наличие официальной регистрации в органах юстиции самих организаций или их дочерних структур, под прикрытием которых они осуществляют свою деятельность.
  • недостаточная информированность представителей различных государственных структур, органов власти и местного самоуправления об истинном характере и мотивах деятельности организаций, в результате чего интересующие структуры получают возможность принимать участие в официальных мероприятиях, в частности – областного и городского масштабов, а также, под видом благотворительной деятельности, осуществлять проникновения в образовательные учреждения, учреждения ФСИН.
  • недостаточно устоявшаяся и, подчас, противоречивая законодательная база, как по направлению противодействия экстремизму, так и по сопутствующим направлениям (в том числе в области образования и медицинской деятельности, некоммерческих и благотворительных организаций), в результате чего возникает проблема квалификации преступлений.
  • по фактам противоправной деятельности той или иной религиозной структуры в правоохранительные органы обращаются, как правило, родственники лиц – участников деятельности сект, а не сами потенциальные заявители, которые потерпевшими себя не считают, в связи с чем на документирование преступной деятельности данных объединений затрачивается значительно большее время и ожидаемый результат по привлечению виновных к уголовной ответственности не гарантирован.

Особо следует остановиться на деятельности псевдоисламских организаций.

Отдельные экстремистские организации построены по типу закрытых «партийных ячеек», имеющих определенную иерархию и строгую дисциплину. На территории Новосибирской области отмечены факты деятельности таких организаций, как «Таблиги Джамаат» и «Нурджулар», которые уже признаны судебными органами экстремистскими.

Деятельность данных организаций обычно попадает в перечень действий, предусмотренных ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и соответственно ст.282.2 УК РФ (Организация деятельности экстремистской организации).

Эти религиозно-политические организации ставят перед собой цель воссоздания всемирного исламского государства халифата. Халифат предусматривает сосредоточение светской и духовной власти над мусульманской общиной, над обществом в руках теократического правителя – халифы. В состав халифата должны входить в статусе регионов (вилаятов) все страны мира, большинство населения которых исповедуют ислам.

В течение последних лет эти организации в том числе и террористическая «Хизб-Ут-Тахрир Аль-Ислами» осуществляет последовательную, целенаправленную политику массовой вербовки в свои ряды верующего населения путем распространения своих политических идей почти во всех мусульманских странах мира, в том числе и на территории России. Суть стратегии заключается в достижении такого баланса политических сил в стране, когда сторонники организации в каждой из обрабатываемых стран составят большинство населения и путем легального или нелегального государственного переворота будет осуществлено изменение конституционного строя и провозглашен вилаят исламского государства халифат. По мере увеличения числа вилаятов они будут объединяться в единое государство халифат вплоть до полного объединения всех мусульман под единым флагом.

Такой баланс политических сил достигается путем массового распространения идей организации и вовлечения верующих в ряды организации. Когда число сторонников организации превалирует над любой политической силой в стране, будет осуществлен «бархатный» переворот с изменением конституционного строя.

В планах организаций стоит совершение актов терроризма на территории России. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по пресечению деятельности указанной организации в г. Москве были изъяты экстремистские материалы, т.е. литература, листовки и другая пропагандистская продукция, направленная на разжигание религиозной ненависти и межнациональной розни.

Летом 2010 года в Новосибирске был задержан гражданин Узбекистана, прибывший в Россию для проведения вербовки и организации деятельности местной ячейки Нурджулар. Следует отметить, что у себя на родине он находился в розыске за совершение ряда преступлений экстремистской направленности.

Вербовка и реклама самой организации Нурджулар осуществляется в открытой телекоммуникационной сети Интернет, где ряд общественных деятелей, в том числе и в Новосибирской области, открыто высказываются в поддержку организации.

Изучение ситуации, вызванной притоком на территорию области мигрантов из республик Северного Кавказа, Средней Азии и Закавказья, выявило процесс постепенного изменения этнического состава мусульманских общин. В общей массе мусульманского населения начинают преобладать северокавказские и среднеазиатские этносы, отличающиеся большей внутренней организованностью, направленностью их лидеров и активных членов на осуществление противоправной деятельности.

Важнейшей стратегией противодействия терроризму и религиозному экстремизму должна стать политика отказа радикалам в использовании средств массовой информации. На экранах телевизоров и в печати не должны появляться и цитироваться теоретики и активисты экстремизма, более того, сообщения на эту тему, с учетом социальной опасности этого явления, должны быть строго дозированными и целенаправленными. Регистрационные и контролирующие органы должны проводить необходимые меры и осуществлять адекватные масштабам явления правовые действия по защите общества, в т.ч. - при регистрации таких организаций, и отказывать им в официальной регистрации на основе квалифицированных заключений экспертов об истинных целях и намерениях.

В свою очередь хочу сказать, что нашим подразделением подготовлены и направлены в Центральный аппарат МВД России предложения по совершенствованию отдельных положений нормативно-правовой базы по данному направлению деятельности, в том числе – по отмеченным выше проблемным вопросам.