[20.10.2010] Постмиссионерский декаданс
1. Определение жанра: постмиссионерство
Всё, что нас окружает – всё о чём-то говорит: это языки, которыми передаётся смысл. А языком является всё: взгляд, жесты, птицы, звери, рыбы (у них свой язык), ветер, цунами, – всё носит в себе смысл, который вложил в них Сам Господь Бог. И как из букв складываются слова, а из отдельных звуков речь, так и события, происходящие с миром, народом, каждым человеком – они также являются Посланием, несущим определённый смысл. И эти цепочки событий, на которые человек обычно не обращает никакого внимания, являются логическим Посланием каждому человеку или народу. Эти Послания – суть Божие вмешательства в нашу жизнь: застрял в лифте, подавился рыбной костью, долго не подходил трамвай, из-за чего человек промёрз и заболел и т.д. Всё, что с нами происходит, наполнено глубоким смыслом: всё говорит о Боге. Большинство людей эти события считают случайностью, не обращают на них внимания и не стремятся прочитать эти Послания: видя – не видят, и слыша – не слышат, как сказано в Евангелии. Это – спящие люди.
Но в жизни человека бывают значимые события, которые пробуждают его от подобной спячки. Иногда жизнь его меняется и он начинает по-другому смотреть на вещи. То же самое происходит и в жизни церковной. Чаще всего это – спячка. Обратите внимание, насколько часто совершенно оторванными от современной жизни являются слова, проповеди и суждения многих наших священников. Это прискорбно, но с другой стороны мы наблюдаем и обратный перекос в проповеди внешним: это попытка говорить на их языке, на языке мiра сего, пользуясь не духовным оружием, от которого у «противника» не будет защиты, а интеллектуальным. Духовный путь практически мало кому знаком, в том числе и внутри Церкви. Однако играть на поле противника – это заранее обречь свою проповедь на поражение, ибо против церковного интеллектуала всегда найдется более изощренный интеллектуал от мiра сего, для которого этот мiр является его родной стихией и местом обитания. И поэтому он, профессиональный медийный интеллектуал, всегда будет выглядеть более убедительным и авторитетным, окажется победителем, что мы и наблюдаем в многочисленных телешоу с участием духовенства, которое выглядит абсолютно беспомощным и даже смешным в дискуссиях на злободневные темы, ибо прибегает не к духовному оружию, к владению которым оно призвано, а к интеллектуальному.
Накануне революции т.н. «ищущая интеллигенция» ездила по монастырям и обращалась к духовенству. И духовенство очень хорошо на их вопрошания цитировало св. Отцов, но не имело никакого представления о новейших тенденциях в современной жизни, а главное – духовного понимания процессов в российском обществе того времени. И разочарованная этими безжизненными ответами интеллигенция стала обращаться к модным энергичным и авангардным учениям: марксизму, спиритизму, масонству, декадентству – учениям, которые были наполнены жизненной энергией революционеров, спиритов, масонов и др., потому что их носители жили тем, что они проповедовали. Они готовы были пожертвовать своей жизнью ради своих идеалов (чаще ложных). И интеллигенция, не находя жизни в потерявших соль проповедях и неудовлетворительных ответах на их вопрошания в церкви, устремлялась туда, где кипела активная «жизнь», пусть и иллюзорная.
Хрестоматийный язык современных безжизненных проповедей по телевидению и в храмах, которые по букве может и очень правильные, сегодня уже не воспринимается, не зажигает, ибо часто не имеет в себе соли (см. Мф. 5, 13). Поэтому проповеди и статьи, чтобы они действовали на людей, должны быть наполнены рассказами из опыта подвижников Церкви и подтверждаться жизненным примером.
Дать какому-нибудь явлению точное понятие и определение – означает уже попытку понять его сущность и распознать его. Постмиссионерство – это отказ от реальной миссии в пользу симуляции её и подделки, порой не осознаваемой и самими постмиссионерами: они продолжают серьёзно относиться к своим надуманным и подчас эпатажным «миссионерским проектам», часто не замечая того, что проекты эти как минимум вызывают иронию, а чаще всего просто отталкивают людей от Церкви. Однако нельзя исключить и то, что всё это делается сознательно, продуманно и системно в целях разрушения церковного Предания и традиций и приспособления Церкви Христовой земным нуждам и идеологиям. Однако не станем вдаваться в конспирологию и поверим в наивность деятельности постмиссионерских активистов и агитаторов…
Оголтелая погоня за количеством «новообращённых», в ущерб действительному качеству обращенных к вере, когда человек осознанно принимает в сердце Христа Спасителя и учение Православной Церкви, свидетельствует о чисто католическом понимании миссии у наших нынешних «миссионеров в законе». И если подлинная миссия в традиционном церковном понимании очень высоко поднимала перед миссионерами духовную планку – самим быть носителями благодати и святости, – то для достижения целей массового охвата от миссионеров нынче требуется совсем иное: проповедь предельно облегчённого варианта православной жизни, – того, что сегодня получило наименование «гламурного православия». А это есть проповедь комфортной жизни в Церкви – без самоограничений, без борьбы с грехом, без молитвенного подвига, и в конце концов без Креста и крестораспятия человеческих страстей, к которому всегда вела людей подлинно апостольская проповедь спасения. Поэтому было бы правильно то явление, о котором мы говорим, именовать не миссионерством, а постмиссионерством, поскольку оно имеет совершенно иную природу, нежели подлинное православное миссионерство, каким оно было в Церкви на протяжении двух тысяч лет.
В постмиссионерстве сочинённый образ (например, «миссионерское байк-шоу») отрывается от первообраза и его центрального смысла (миссия в традиционном её понимании) и выдвигается вместо него нечто такое, что на самом деле не существует: миссия ради самой миссии. Основная причина этой псевдомиссионерской химеры – полнейшее непонимание причин, по которым современный человек не желает воцерковляться: наивное убеждение, что внешняя проповедь на стадионе, подстраивание Церкви под запросы молодежных субкультур («молодежные литургии», рок-миссия, байк-шоу с церковными хоругвиями и т.п.) способны пробудить внутри человека веру в Бога и привлечь его в храм и тем более подвигнуть его на великий труд переделывания самого себя.
Желание встроиться в мiр и современность, заменить Церковь духовную, неотмiрную, Божественную – на земное сообщество – комьюнити, где обыкновенному плотскому мудрованию будет всё понятно, всё доступно и комфортно, и даже весело и радостно (о радостях православия зазывалы постмиссионерства не устают кричать на всех перекрестках, в то же время сознательно замалчивая как что-то неприличное такие неприятные и «неудобные» темы, как смерть, мытарства и проч.), где не будет ничего аскетического, сверхутомительного, даже намёков на личный подвиг, в первую очередь подвиг молитвы, вообще «напряга» (Креста) – это и есть постмиссионерство, или миссионерский декаданс. Тут – полная аналогия с постмодернизмом: это своего рода изображение без оригинала. Когда, например, в церковной проповеди внешнее начинает превалировать над внутренним, то есть, когда картинка о действии становится чем-то самоценным, то это и есть отрыв образа от первообраза и его смысла, т.е. церковный постмодерн.
Церковные и в первую очередь богослужебные реформы и обусловлены как раз постмиссионерским желанием завлечь любыми способами (например, путём русификации богослужения, сокращения служб, облегчением постов и т.п.) как можно большее число людей в лоно Церкви. При этом наивные (?) постмиссионеры совершенно не понимают, как уже говорилось выше, причин, в силу которых люди не желают становиться христианами, а также того, что никакие внешние послабления церковных предписаний и традиций вроде изменения литургического языка, служб с открытыми Царскими вратами ради невоцерковлённых людей не способны их приблизить к Богу и привлечь в храмы.
Одним известным столичным архиереем поставлена под вопрос каноничность воздержания от скоромной пищи во время постов: «мне никогда еще не довелось увидеть официального документа, который говорил бы, что можно, а что нельзя есть в те или иные посты. В одном случае говорят, например, что в Рождественский пост можно употреблять в пищу рыбу, в другом случае уточняют, что есть ее можно во все дни этого поста, кроме среды и пятницы; есть также мнение, что есть рыбу во время предваряющего Рождество Христово поста можно только в субботу и воскресенье» (http://www.mospat.ru/ru/2010/01/29/news12293/). Печально, что владыка вероятно никогда не открывал такую книгу, как Типикон, сиречь Устав, в коей подробным образом прописано, что разрешено вкушать, а что нет во время всех постов, установленных Церковью. Другое дело, если в угоду повестки дня Всеправославного Собора, одним из пунктов которого является «вопрос поста в современном мире», владыка решился дерзнуть на пересмотр традиционной в нашей Церкви дисциплины соблюдения постов, узаконенной содействием Святого Духа Священным Преданием.
2. На путях в европравославие
Сейчас многие со страхом ожидают церковных реформ и такие опасения небезосновательны. Но, вне всякого сомнения, если масштабные реформы и начнутся, то не сверху, а со среднего звена, усилиями нового поколения священнослужителей, воспитанных в отрыве от многовековых трациций Русской Церкви, т.е. в новых «традициях» церковного либерализма, и за счет притока в Церковь «новых православных». Становится всё более очевидным, что цель намечающихся церковных реформ – это не уния с Ватиканом, как полагают некоторые, а «европравославие» с его секулярным приспособлением Божественного к человеческому (и даже подчинения ему, поставления ему на службу) и «паноптикумом» современных отцов-модернистов во главе с Великим Протопресвитером Александром Шмеманом. А для продвижения в массы и в сознание верующих европравославного сознания задействован боевой отряд политправославных постмиссионеров.
Стратегия этих постмиссионеров, о которой они, естественно умалчивают, дабы их грандиозный обман не раскрылся раньше времени, состоит в следующем: путем «массовой миссии» попытаться формально вовлечь в лоно Церкви как можно больше населения РФ, невоцерковлённой молодежи и гламурной публики, чтобы через десяток лет консервативное большинство православных верующих (а сейчас это именно большинство, с которым никакие богослужебные реформы, никакой экуменизм невозможны) превратилось в вымирающее, разбавленное водой меньшинство, и тем самым произошла бы трансмутация православной духовности. А с таким «водянистым» православием можно делать, что хочешь. Сами же такие «новые православные», когда их будет большинство в нашей Церкви, потребуют облегчённой дисциплины в канонической (посты, календарь), литургической (русификация и прочие реформы), и, возможно, изменений в вероучительной области. И тогда уже никто не сможет показывать пальцем на каких-то «обновленцев» и «модернистов», ибо само большинство «новых православных» будет выступать за новую Реформированную Православную Церковь (также «РПЦ»).
После «выдавливания» как можно большего числа традиционалистов и «клинически воцерковленных», как позволил себе высказаться о православных верующих другой столичный архиерей, в Церковь будет привлечена массовка, у которой «Бог в душе» и которая может воспринимать только модернизированное вероучение и упрощенную обрядовую сторону церковного богослужения, ибо в «новом» церковном сознании обряд – не будет сакрально-содержательной частью, а лишь необходимой формой служебного назначения.
Ведь не даром же кочетковский СФИ ежегодно выпускает большое число молодых людей, воспитанных в полном отрыве от каких-либо церковных традиций. И такие люди, чуждые традициям Церкви, всё чаще становятся катехизаторами на приходах и управленческим звеном в структурах РПЦ и других ответственных церковных комиссий (например, профессор СФИ Д. Гзгзян — член Межсоборного присутствия).
Как бы не относиться к игумену Петру (Мещеринову), но он говорит всегда то, во что верит, и в этом отношении, по сравнению с некоторыми иными либералами и лукавыми постмиссионерами – он человек искренний. Вот что игумен Петр сказал не так давно в своем жж:
«Миссия = Реформация. И именно так. И только так. Если мы сейчас серьёзно займёмся миссией и призовём людей отвне вовнутрь, то нам неизбежно придётся всё менять: изменять богослужение, духовнические подходы, отменять или крайне послаблять посты, отказаться от связки “Православие – Империя”, созидать общины (о маловероятности чего я уже говорил, и ещё буду писать). Но что значит “отменить”? ведь смысла просто в отмене чего-либо нет, если не дать взамен по меньшей мере нечто равноценное, если не большее. Что же? Здесь terra incognita. Поэтому (я опять безоценочно) в своём контексте совершенно правы “антимиссионеры”. Они отчётливо видят и чувствуют то, что успешная миссия неизбежно приведёт к реформам; а миссионеры об этом умалчивают, может быть, боясь признаться в этом самим себе. Книга о. Андрея («Перестройка в Церковь» – Н. К.) вся прямо-таки приводит к этому выводу, но сам вывод не делается. Миссионеры говорят: миссия – да, реформы – нет. И сам я так говорю, хоть я и не совсем миссионер, а катехизатор. Тем не менее от логики никуда не убежишь».
Это честное откровение дорогого стоит.
Но вряд ли сами постмиссионеры верят в миссионерскую эффективность своих реформаторских затей, разрушающих многовековые церковные традиции. Однако раз они всё же решили осуществлять перестройку в Церкви, то не исключено, что их реформаторская деятельность преследует какие-то иные цели, о которых пока можно только догадываться, хотя не задуматься тоже нельзя…
3. Когда наши танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...
Скажем несколько слов об одном из главных постмиссионеров-декатентов нашего постмодернистского времени – протодьяконе Андрее Курае, который олицетворят ныне политкорректное и толерантное «православие с человеческим лицом» – то самое «европравославие». ве
«Европравославие» не нуждается ни в высоких делателях молитвы, ни в монахах, как хранителей православной духовности и света мiру, ни в традиционной монастырской жизни (пусть садятся за богословские парты в семинариях, или полностью секуляризируются, совмещая свое монашество с работой в Счетной Палате или участием в миссионерских шоу). Это – новая геномодифицированная разновидность православной веры, псевдодуховная «синтетика» без какого-либо внутреннего аскетического подвига: православие без Креста. Но мы знаем, что без Креста – так и без Христа.
Из лекций и высказываний о.Протодьякона, в которых о. Андрей часто обрушивается на монашество и монастыри, многим становится очевидным, что он совершенно чужд того молитвенного пути, по которому идут все монахи, независимо от их образования. Поэтому не случайно, что для о. Андрея православные монастыри – «оплот мракобесия», старух в юбках да послушниц в «черных тряпках», которые читают «технаря в Богословии, учившегося через очки ученика артиллерийского училища» Игнатия Брянчанинова, не желают садиться за семинарскую парту учиться современным теологическим и светским наукам и неизлечимо заражены гносеомахией: «где просто, там ересей со сто» (© Протодьякон Андрей Кураев).
Когда все гордятся своими познаниями, то Бог являет Свою святость в людях, совсем необразованных (см.: 1Кор 1, 28-29), не имеющих даже среднего образования: блаж. Матронушка (Кураев её сильно не любит, ибо это его антипод), Силуан Афонский, Паисий Святогорец и др.
Однако следует учитывать, что о. Протодьякон работает отнюдь не только на внешнюю, невоцерковлённую публику: он – профессор Московской Духовной академии, а академия эта – кузница кадров духовенства для Русской Церкви. Там должен закладываться фундамент для правильного образа мышления. А то, что заложено в священника – будет заложено и в его паству. Поэтому наивно полагать, что деятельность Кураева направлена только на невоцерковлённых людей.
Все постмиссионеры (оо. Охлобыстин, Кураев…) действуют в «пограничной зоне» между церковной и нецерковной средой. И в нецерковной зоне они набирают количественный электорат своих поклонников и завоёвывают среди них популярность, что «доказывает», якобы, эффективность их деятельности. Но этот их электорат духовно наивен. И «доказав» свою эффективность и миссионерскую активность среди внешних, они претендуют и на Учительство внутри Церкви, что является хорошо продуманной стратегией (наряду с уже указанными) по развалу церковной жизни.
Свидетельством этому является «зодческая» работа по перестройке и трансмутации церковного сознания среди православных. Постмиссионер – это в наше время погромщик Церкви.
Сам Кураев этого и не скрывает: даже его книга носит знаковое название «Перестройка в Церковь», а перестройка всегда начинается с разрушения старого. Обратите внимание на кощунственный «митьковый» стиль обложки этой книги протодьякона Кураева с изображением каких-то «дебилов»: породия на Спасителя и Богородицу («Спаситель» изображен на обложке кураевской книги спиной, в профиль и руки держит крестом).
В эзотерике используется такой приём: все архетипы восходят к первообразу (первоисточнику). Например, изображение черепа на весёлом Роджере пиратов, на фуражке SS-овцев, на тарелке ложи «Череп и кости», на бандане и майке рокера, на иконописном изображении Голгофы – всё это прочитывается любым мистиком как голова Адама. Тоже самое с изображением, например, яблока: на пластинке The Вeatles, на компьютерах «Эппл» – это прочитывается как яблоко, архетип запретного плода с древа познания Добра и Зла, который сорвала Ева. Протодьякон А.Кураев, который позиционирует себя как один из лучших знатоков оккультизма в нашей Церкви, не знать этого не может. Поэтому изображение на обложке его книги «матери и ребёнка» относится к архетипу Богородицы и Спасителя.
В названии последней книги Кураева «Перестройка в Церковь» использован архитектурный (вольных каменщиков) термин, напоминающий о всем известной Перестройке в нашем обществе. В связи с этим архетип Перестройки восходит к Перестройке горбачёвской. И не стоит лишний раз повторять, что имя Горбачёва стало синонимом предателя, а Перестройка ассоциируется с развалом и концом российско-советской Империи.
И тот месседж, который названием своей книги «Перестройка в Церковь» был послан Кураевым, был соответствующими людьми и структурами прекрасно понят и воспринят (вне зависимости от тонкостей грамматики русского языка). Это был знак к началу, и кто был посвящён – тот понял, что время настало. При покойном Патриархе Алексии II эта книга долго лежала в ящике стола о. Андрея, дожидаясь своего «часа Х».
«Я уже сказал выше, что кончину патр. Алексия я рассматриваю как явное вмешательство Божия Промысла и Его заботу о своей Церкви. Это, может, и не кара за грехи, но призыв Церкви к новому этапу ее истории» (http://diak-kuraev.livejournal.com/22289.html?replyto=2693649) – заявляет сам протодьякон А.Кураев. «Забота о своей Церкви» – это значит: вовремя Патриарх умер, иначе Перестройка в Церкви могла бы затянуться на неопределённое время. Но куда приведёт нас этот «новый этап»?
Привлекать неверующих в Церковь обязательно надо, но не такими методами, которые используют апологеты постмиссионерства и политправославные граждане, ибо методы эти скорее способны навсегда оттолкнуть от Церкви наших сограждан.
Кураев один из самых издаваемых авторов в нашей Церкви: со всех полок православных книжных лавок на нас сморит лицо Протодьякона. Он очень органично вписывается в идеологическую концепцию телевидения и, например, русофобской радиостанции «Эхо Москвы», где часто у него берут интервью по вопросам церковной жизни. Создается впечатление, что на «Эхе» о. Протодьякон обрел для себя более близких по духу соратников, нежели его православные единоверцы.
Напомним по памяти только некоторые примеры оскорбления о. Андреем Кураевым веры и религиозных чувств православных верующих:
а) высказывания о естественном происхождении чуда схождения Благодатного огня (чуть ли не с помощью зажигалки в кармане Иерусалимского патриарха);
б) высказывания о мытарствах блаженной Феодоры («это апокрифы, испытавшие влияние языческого герметизма»);
в) высказывания о св. Иоанне Предтече («Иоанн Предтеча пострадал не за то, что он обличал деспотизм Ирода, а за попытку контроля над его семейной жизнью. И с той поры все конфликты православных патриархов с царями — исключительно “постельные”»);
г) высказывания о покойном Патриархе Алексие II (проповеди его были недостойные преемника апостолов; «А я, знаете ли, в обстоятельствах кончины патриарха Алексия вижу ясное предостережение против его канонизации»; «Ошибок и грехов у его было немало» и т.п.).
д) высказывания о свт. Игнатии Брянчанинове («Очень советую Вам отложить в сторону творения св. Игнатия Брянчанинова. Православие радостнее, человечнее, умнее и богаче»; «его популярность у неофитов связана именно с тем, что св. Игнатий строит черно-белый мир, в котором кругом враги. Оттого он так любим именно “сталинистами-опричниками”»);
е) высказывания о блаженной Матроне;
ж) высказывания о Царственных мучениках;
з) высказывания о допустимости священников-гомосексуалистов;
и) высказывания о допустимости супружеского секса Великим постом.
к) высказывание на смерть Сербского Патриарха Павла («Радостный день в жизни Сербской Церкви»).
л) рассказ про 16-летнего святого Стефана Патриарха Константинопольского, который скончался от поедания брома или мышьяка для убиения в себе восстания похоти (это, видимо, призыв к критическому пересмотру агиографического наследия Церкви?).
м) высказывание о Петровом посте: «многодневный Петров пост — это некий модернизм» (а это, видимо, уже призыв к пересмотру церковного юлианского календаря: темами Всеправославного Собора являются: п.5. Установление общего календаря праздников, п.7. Вопрос поста в современном мире).
Да это же просто выражения скрытой ненависти к вере и снобизма о. Андрея, проявляющихся в осмеянии святых и дорогих верующим людям церковных традиций и личностей, это грех Хама!
Можно привести и другие провокационные высказывания о. Андрея в его «живом журнале». Создаётся впечатление, что какую-то свою игру проводит о. Протодьякон. Может это заболевание или переутомление от бесчисленных миссионерских гастролей, может просто эпатаж, а может и спецзаказ.
Так какова же роль протодьякона Кураева в нынешнем процессе обмiрщения церковной жизни? Версия такая (только версия!): это фигура сейчас не самостоятельная. Вероятно, в своё время на него соответствующими органами был собран компромат, весьма неблагоприятный для о. Андрея Кураева. И он вынужден говорить и писать то, что ему рекомендовано.
Ведь по большому счету – он просто подставляет Патриарха: о. Протодьякон раскрутил за последнее время в своем жж несколько тем, которые было бы лучше вообще покрыть молчанием, дабы не соблазнять никого и избежать ненужных кривотолков и компрометации Святейшего Патриарха и русского монашества:
1. Про патриаршие часы «Брегет» за 33 тыс. €.
2. Про описание подробностей обстоятельств смерти Патриарха Алексия II (например, такое странное высказывание: «А я, знаете ли, в обстоятельствах кончины патриарха Алексия вижу ясное предостережение против его канонизации» http://diak-kuraev.livejournal.com/22289.html?thread=2595345#t2595345).
3. Про иконописное изображение Патриарха Кирилла с нимбом в г. Городце.
4. Про женатых архимандритов и епископов в нашей Церкви:
«А я в ноги кланяюсь монахам, которые смогли полюбить, смогли СМИРИТЬ себя до поношений, оставить высокие посты и не оставить Церкви. Таков б. наместник Саввино-Сторожевского монастыря архимандрит Феоктист, б. иеродиакон Прохор Лисицын из Нило-Столобенской пустыни... Это все очень светлые люди. Господь благословил их сыновьями. Улюлюкать им вслед подло. Не нам они давали свои обеты» (http://diak-kuraev.livejournal.com/50996.html?thread=7871284#t7871284).
Смысл последнего поста Протодьякона вообще просто замечательный: отцы архимандриты и всечестные иноки, оказывается вам можно спокойно блудить и заводить семьи! А за это вам сам отец Протодьякон даже готов в ножки поклониться!
Возникает вопрос: зачем он это всё пишет? Это глупость Протодьякона, или сознательная дискредитация Святейшего и монашества? Первое – исключается, ибо протодьякон Андрей Кураев не дурак, а известный не только в церковных кругах интеллектуал. Похоже, что о. Андрей проводит какую-то свою игру, к Церкви никакого отношения не имеющей. Через эту призму и следует избирать фильтры, через которые нужно рассматривать его выступления в ЖЖ, и всю информацию, которую он вбрасывает в СМИ.
Известно, что масоны в своих целях, чтобы управлять обществом как системой, используют людей, близких себе по духу, во всех сферах, в том числе и церковной, щедро расплачиваясь с ними карьерой, $$. А такой авторитетный интеллектуал, либерал по духу и знаток церковной жизни, да ещё находящийся внутри церковной системы, для них просто находка. Формально человек может не принадлежать ни к какому тайному обществу или секретной организации и даже ничего не знать о них, чувствуя себя вполне независимой личностью. Однако кому надо, о нём знают всё и тонко используют, направляя в нужное русло его энергию, талант и интеллектуальные способности, для достижения своих корпоративных или зодческих задач. Протодиакон А.Кураев несомненно является интеллектуалом, причем таким, которых немного в нашей Церкви, и это очень многих подкупает. В случае с о. Протодьяконом речь как раз идёт о поиске продвинутых лидеров (в любых сферах: политике, религии, технологиях и т.д.). Все сообщества, как тайные, так и открытые, как было сказано выше, заинтересованы в них: тайные общества всегда ищут таких людей для продвижения своих целей. Качества этих людей тщательно предварительно анализируются.
Всё зависит от того – как человек мыслит. Если в данный момент образ мышления человека подходит для концепции их архитектуры, то человек активно поддерживается и финансируется. Его карьера идёт вверх (карьера протодьякона Андрея Кураева за последнее время пошла круто вверх!).
Существуют технологии расширения памяти, запоминания огромного количества информации и языков, быстрого чтения. Кураев именно такими качествами и обладает: он может как ходячий компьютер, сразу сказать, например, в каком томе какой книги что написано. Такие паранормальные способности достигаются чисто техническим путём и рядом с таким интеллектуалом любой человек (даже профессорского звания) будет выглядеть очень серо. Но это не духовный дар, которого у протодьякона Кураева никогда и не было, а чисто техническое развитие своих способностей. Что-то вроде интеллектуального каратэ: в словесных поединках такой человек всегда окажется победителем.
Именно энциклопедизм и подкупает многих людей в о. Андрее, которые просто очарованы таким стилем передачи информации. Но это духовно неопытные люди, не понимающие, что духовный путь – это не путь запоминания огромного количества информации, а крестный путь смирения и обязательной борьбы с самим собою. Лектор – это не проповедник, и преподаватель Духовной академии – не пастырь.
Духовная жизнь – «наука из наук» – это совсем другое «делание», к которому о. Протодиакон отношения никогда не имел, никогда по-настоящему на путь смирения не становился. У него была другая дорога под названием «карьера». Вот тут-то и вспоминается его патологическая ненависть к монастырям – это тот евангельский «свет», который разоблачает бездуховность Кураева.
Понятно, что увлекаться книгами и лекциями Кураева может только человек, ничего не понимающий в духовной жизни, но прельщающийся магией энциклопедического интеллектуализма. Собственно из таких людей и состоит аудитория его поклонников.
Вот что свидетельствует об о. Андрее протоиерей Георгий Городенцев: «Поясню свою позицию в отношении творчества диакона Андрея Кураева следующим примером из жизни и богословия. Лет 10 тому назад я дал студентам Одесской духовной семинарии в рамках преподаваемого мною предмета Основное богословие сочинение на тему “Нравственное содержание Талмуда”. И вот один, надо заметить, неплохой студент подал мне очень оригинальное сочинение. Критикуя Талмуд, он очень подробно остановился на том, как последний учит о Божией Матери. Причем он подробно, страницах этак на 5-7 привел все хулы Талмуда в отношении Нее. Все эти страницы я перечеркнул, снабдив их красноречивыми надписями типа – “это хула!”, “ты что, дурак!”, “надо быть идиотом, чтобы так подробно перечислять все эти хулы!” и т.д. Когда впоследствии, при разборе сочинений я попытался выяснить, откуда же черпал этот студент свое так сказать “творческое вдохновение”, он, не обинуясь, тут же признался, что этим источником послужили “творения” диакона Андрея Кураева. Исходя из этого, можно оценить степень благочестия и глубину ума о. диакона следующим сравнением: все это похоже на то, как если бы кто-то издал объемную книгу против порнографии, обильно снабдив ее выполненными на высоком типографском уровне порнографическими фотографиями, с такими, например, обличительными надписями: “Посмотрите-ка, что они делают!”; “Как им не стыдно!”; “Ай-яй-яй, как это нехорошо!” и т.д. Конечно, мы, православные христиане, имели бы весьма негативное суждение о такой книге, но вынуждены были бы признать, что она пользовалась бы большим успехом и шла бы нарасхват. Так и деятельность о.А.Кураева».
Приведем фрагмент из «миссионерских поучений» о. Андрея семинаристам – будущим православным пастырям нашей Церкви:
– Отец Андрей, как найти матушку?
– Регентши – студентки регентского отделения, – отвечает миссионер о.Андрей, – это девушки православные, в основном из поповских семей. Она тебе будет всю жизнь лысину протирать: «а у меня папа так не делал, а мама так не советовала; это можно есть, а это нельзя есть; сюда целуй, а сюда не целуй и т.д.». Поэтому лучше, ребята, так, по-миссионерски скажу: идите в город, на дискотеке найдите неверующую девочку. Отмиссионерьте её, катехизните её по самое не могу. Заслуга будет ваша: вы душу спасли для Церкви!
Рассказывает православная женщина из провинции, которую удостоил своим посещением миссионер Андрей Кураев: «он тут приехал и мало того, что горбачевскую муть нес (в церковном варианте), но и в аудитории с 17-летними девушками употреблял слова вроде “анальное отверстие” (пардон, но это было публично сказано). Девушки только в стулья вжимались, все присутствующие батюшки угодливо смеялись. Мерзость».
И это – не единственный случай. Помимо уже известного скандального высказывания о.Андрея о допустимости гомосексуалистам быть православными священниками, в своих лекциях о.Андрей часто церковные и даже богословские вопросы сводит к проблемам, расположенным ниже пояса. Такая «озабоченность» Протодьякона-целибата у многих вызывает недоумение и смущение. Именно в этой оригинальной сексуальной парадигме понятий целибатный протодьякон объяснял и взаимодействие (прости, Господи!) Лиц Святой Троицы, и причины употребления Великим постом монахами постной пищи. Да и похоже, что это уже становится «народной приметой»: если Кураев заводит речь «про это» – значит пост начался.
Вот что пишет одна очевидица выступления о. Андрея в Перми: «Бросалось в глаза, что с особенным удовольствием о. Андрей куражился над женской половиной православных за излишне показную ревность в соблюдении поста:
– Идет такая раба Божия и плакат несет перед собой: “Я сегодня особо духовитая, ко мне не приближайтесь”.
Бедным женщинам вообще достается, не жалует Кураев сестер во Христе. Что ни отрицательный пример, то обязательно героиня женского пола: в церквах сотрудницы – ханжи, студентки Богословского Свято-Тихоновского института – хуже Эллочки-Людоедки, потому что та хотя бы 12 слов знала, а студентки обходятся четырьмя – “смирение”, “искушение”, “послушание”, “благословение” – в общем, еще большие ханжи и лицемерки.
Особенно он возмущен тем, как одеваются православные христианки.
Так и сказал:
– Бабоньки, у меня к вам серьезные претензии – ну, как вы одеты?
Оказалось, что диакону Кураеву не нравятся ни длинные юбки до полу, ни блеклые цвета наших одежд, ни темные платки на головах. Игриво-пренебрежительное обращение “бабоньки” само по себе шокирует, ведь не зовем же мы его “папашей”. Но это еще что! Дальше был сформулирован тезис, валящий с ног:
– Это катастрофа! Перемена в национальном церковном костюме – катастрофа более суровая, нежели проигранная военная кампания.
Вот так, ни больше ни меньше. Я и не догадалась бы никогда, что мое скромное партикулярное платье (я сидела в черной юбке, темно-зеленой водолазке и джинсовом батнике) – это национальный церковный костюм XXI века. Свой деловой гардероб я характеризую просто – “и в пир, и в мир”, а в нем, оказывается, мощная мина заложена, страшнее постной у отдельных гражданок.
У Кураева свои доводы: наши женщины своими нарядами подчеркивают, что в своей вере они видят повод только к скорби, а не к радости или к творчеству.
– Такое ощущение, что мы – Церковь не правомыслящих, а правоскулящих, – резюмировал диакон под ликующий хохот слушателей.
Мои ощущения были не менее выразительны, они подсказали, что о. Андрей Кураев – скорее, современный мозгослов, чем богослов…
О. Андрей, подогревая аудиторию, ставил новые вопросы: как нам быть с неверующими? И предложил такой способ их обращения: “А пущай они нам завидуют!” Вот, к примеру, в воскресенье бабушка после литургии пришла домой вся такая белая и пушистая, а её внук-подросток после тяжёлой дискотечной ночи, якобы потрясённый её сияющим видом, должен воскликнуть: “Бабка, блин, колись, чем колешься?!” (Смех до потолка).
– Вот если у нас будет такое радостное переживание веры, так и люди к нам потянутся, – простодушно заключает наивный диакон.
Перепады блатного сленга и высокопарных тирад – один из любимейших приемов оратора. Впрочем, вся его лекция – это цепочка примеров из жития бесподобного диакона Андрея. То и дело произносится зачин типа: “Вот, помнится, в Ноябрьске был случай…”, или “Как-то на Сахалине подходит ко мне монах…” и т.п. Примеры из жизни, в основном о неправильных православных, склеены слюной сентенций, заправлены анекдотами в тему, поперчены жаргонными словечками, сдобрены елеем пастырских пожеланий, украшены веточками поэтических цитат – винегрет от Кураева готов. Но вкушать его в пост не рекомендовала бы – сальностей много.
В большей степени ораторский запал обращен к молодежи. О. Андрей и сам не скрывает интереса к молодым:
– Ежели однажды я все-таки соглашусь стать священником, то это, понятно, будет студенческо-молодежный приход. И я скажу: “Тусняк, слушай сюда! Хеар красить только по уставу: на Пасху в красный цвет, на Троицу – в зеленый, на Успенье – в голубой”.
Попсовый бы, одним словом, получился попик, просто отец родной, вот только скоро ли наступит светлый миг рукоположения о. Андрея? Как говорил Малыш в сказке про Карлсона, “так можно всю жизнь прожить без собаки!”
Сам Кураев грустно признавался, что не принимает священный сан, потому что у него нет ответа на вопрос, как поступать с теми гомосексуалистами, которые знают, что они грешники, но не могут победить свою неправильную натуру. Он привел в пример католиков, которые хотя бы работают над этой проблемой, а мы, стало быть, снова в хвосте плетемся» (http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=34255).
Или вот такое лукавое «пастырское Слово» диакона А. Кураева перед концертом ДДТ в Киеве на праздновании 1020-летия Крещения Руси: «Дети, любите друг друга! Если вы будете любить друг друга (а не вожделеть), то однажды, лет через 100, вы сможете лично поговорить с Виктором Цоем и вдоволь наговоритесь и с Юрием Шевчуком, и с Константином Кинчевым, и с кн. Владимиром, потому что все живы, никто не исчез. Потому что Христос Воскрес, а мы – Христовы!»
А вот свидетельство о гастролях о. Протодьякона в Минске весной 2009 года. «Одна из слушательниц Кураева задалась после его лекции таким вопросом: “Интересно, вот то, что он постоянно чертыхается, это просто дурная привычка или это осознанная тактика?” Но вопрос подобный возникает далеко не только по поводу чертыхания. Ощущение такое, что тебя как-то исподволь, но явно дурачат. Вот только неясно, от чистого сердца или специально. Казалось бы, по всем правилам языка и логики тебя ведут к одному выводу, но вдруг незаметно, как на представлении у фокусника, ты оказываешься в итоге с выводом другим, порой противоположным…
На одном из своих выступлений в Минске протодиакон Андрей Кураев посетовал, что все перевернулось, и сейчас “сексуальная сфера стала темой публичной, а религиозная – интимной”. Но протодиакон сам же показал себя в качестве яркого примера такого, по его же словам, “извращения” – о сексе им было сказано более, чем предостаточно, и почти ничего о вере и о Христе, “в роли” Предтечи Которого лектор сам себя выставил. Зато надо еще недюжинный талант иметь, чтобы в сорокаминутном выступлении перед педагогами дошкольной (!) сферы образования священнослужитель сумел ввернуть такие словечки, как “сексуальная маньячка”, “фаллоимитатор”, “затраханный” и т.п. По ходу еще рассказав несколько разной степени солености анекдотов, в том числе, например, про Вовочку и про совокупляющихся собачек. А про Христа… Что ж там было про Христа? Ах да, на Христа похож Гарри Поттер.
Кураев, между прочим, не считает нецензурную лексику неким табу – не так давно он долго разъяснял несколько смущенной украинской церковной аудитории великий смысл “церковнославянского слова «б….»”. Один из слушателей Кураева в Минске с искреннем недоумением отмечает повышенный интерес “лектора” к сексуально-эротической проблематике (официально Кураев – целибат): “Диакон все больше попсеет, все больше склонен к дешёвым внешним эффектам и в целом почти приблизился к Задорнову. Его выступление – это не тематическая лекция, а сборник плохо связанных околоцерковных анекдотов, в основном уже приевшихся, особенно тем, кто слышал его лекции в mp3, ряд просто пошловаты. Начал с любимой его темы, когда он выступает перед молодежью, о сексе”.
Рассматривая “сугубо богословские” проблемы, протодиакон тоже нередко опускался “ниже пояса”. Вот пример: “Начал с шокирующей фразы – «а вы знаете, что протестантизм основан на параше?» – и затем поведал, что Лютер страдал хроническим запором и много времени проводил в туалете. К чему было так грубо шутить, я не понял, возможно, он тем самым хотел упредить и смягчить сортирную тему, связанную с обстоятельствами смерти п. Алексия II, которую последнее время протодиакон активно поднимает”.
Неспроста “камнем преткновения” церковности новой волны стал такой, казалось бы, мелочный вопрос, как воздержание от супружеских отношений во время поста. Протодиакона Кураева, как магнитом, даже вне связи с темой разговора, потянуло туда же. В помощники было призвано Священное Писание, вообще говоря, далеко не столь жалуемое “лектором”, как скабрезные анекдоты. Но, однако, чудная двойственность проявилась и здесь. Слова апостола Павла, призванные вроде бы в качестве непреложного авторитета, тут же препарированы и поданы под нужным соусом.
”Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим” (1 Кор. 7:5). С нескрываемой иронией протодиакон поведал публике, что эти слова используются для оправдания супружеского воздержания “разными духовниками из монастырей”. Но тут же поспешно как бы с ними соглашается: “Вообще-то это правильно”. Как бы соглашается, потому что дальше не оставляет камня на камне от этой общепринятой концепции. Все мол, правильно, но слова апостола Павла совсем не о том.
Добавка о посте вообще появилась не раньше IX века – “явно постарались монахи”. А “не уклоняйтесь” – это чрезмерно деликатный синодальный перевод, на самом деле в буквальном переводе должно быть “исполняйте супружеский долг” (что, кстати, совершенно не соответствует истине, поскольку в греческом тексте “μη αποστερειτε αλληλουσ” – “не лишайтесь друг друга”). Слова же “для упражнения”, растолковал далее Кураев, означают “для отдыха”. Исполнили супружеский долг, а потом от этого отдохнули в молитве, вспомнив, что “мы люди, а не только обезьянки, чтобы кувыркаться”» (см. об этом подробнее: «Благодатный Огонь», № 19).
Приведём слова архимандрита Рафаила (Карелина) о диаконе Андрее Кураеве:
«У таких, как Кураев, размыт православный менталитет, они сами не понимают, во что верят, и поэтому свои сомнения приписывают не собственной отчужденности от духа и буквы Православия, а философии, так, чтобы их мировоззренческий сумбур и нравственный нигилизм выглядел бы элитарным. По моему мнению, группа таких теологов-скептиков хочет создать рационалистическое и гуманистическое христианство.
Мне кажется, что Кураев популярен именно потому, что выражает либеральный дух современности, т.е. удовлетворяет интеллектуальной страсти аудитории, кроме того, оригинальничает и пересыпает свою речь парадоксами. У неглубоких людей это вызывает интерес и воспринимается как глубокомыслие, как новые интеллектуальные открытия и озарения. Такие доказательства, что “Бог – это не дедушка с белой бородой” напоминают Ярославского-Губельмана.
Не знаю, чем кончится пляска модернистов на корабле во время бури. Думаю, что и хороших философов из них не выйдет: будут говорить, как семинарист, чтобы показать знание латинского языка: “лопатеус копатеус”.
Вы спрашиваете меня о плеяде современных богословов. Это талантливые жизнелюбцы, в самом прямом значении этого слова. Они будут есть в пост жареную курицу, утверждая, что они настолько духовны, что жареная курица для них все равно, что трава, но они поставили её на стол из-за любви к ближнему».
С сожалением приходится констатировать, что Кураев образца 90-х, это не Кураев модели 2009-2010. Кураев сегодня – это типичный последователь тех фарисеев, которые всегда гордились своими знаниями. Их распирает от чувства собственной начитанности, значимости и «совершенства». Путь Кураева – это путь убийства Бога сначала в самом себе, а затем и в его слушателях.
4. Тупиковые пути миссии
О размывании границ между священным и мiрским, светским в угоду псевдомиссионерских императивов последнего времени прекрасно сказал протоиерей Владимир Переслегин: «Посетители православной ярмарки смогут приобрести мёд по сниженным ценам, а также бесплатно пообщаться со священником и получить консультацию православного психотерапевта. На ярмарке можно будет увидеть чудотворные иконы». Эта реклама звучит сегодня в московском метрополитене. Ничего ужаснее для Церкви быть не может. Это кощунство над Святыней, но теперь уже не самодуровское, а со стороны «миссионеров»-атеистов. Атеизм – это ведь не убеждение в том, что Бога нет, а бесстрашие перед Богом. И такой атеизм в полной мере был присущ протопресвитеру Александру Шмеману. Он настаивал на том, что Святыни нет, что преклонение перед Святыней чуждо православной вере. Предметом его веры было существующее в его воображении «древнее христианство», а не Христос Бог и Его Церковь. Вот как он пишет об этом: «Древние христиане: Христос здесь, потому что Он посреди нас. Нынешние христиане: Христос здесь, потому что Он на Престоле в Св. Тайнах!». Это последнее заключение отвергается о. Шмеманом, подвергается резкой обструкции!
И вот результат 25-летнего уничижения школьного богословия, построенного на страхе Божием, уничижения, сделавшегося, благодаря Шмеману и подобным ему модернистам, всеобщим. «На ярмарке вы увидите чудотворные иконы. На ярмарке вы сможете поговорить со священником. Бесплатно!»
Ибо это – звенья одной цепи. И цепь, похоже, замкнулась. Рядом с мёдом, платками, деревянными ложками – «Евхаристия», «За жизнь мира», «Водою и духом». Как ни ненавидел о. Александр «бабье благочестие», платки и четки, а попал в их «калашный ряд». Именно он, а не подвергнутые его дерзкому уничижению памятники школьного – то есть единственно верного – богословия. Ибо на «православной ярмарке» никто не найдет ни «Послания о вере Восточных Патриархов», ни «Исповедания Православной веры», ни даже «Пространного Христианского Катехизиса» в вопросном изложении.
И в заключение скажем о полностью устаревшей методике постмиссионерских агитаторов. Большинство нынешних миссионеров, на наш взгляд, нереально представляют и доносят да своего электората картину духовных отношений сегодняшнего мiра. Их миссионерская деятельность в основном сосредоточена на сектах и субкультурах. Они пребывают где-то ещё в прошлом столетии, так же как в своё время барды и рокеры брежневского периода в большинстве своем воспевали сентиментальный или вчерашний день. Однако эта «бардовская эпоха» в Церкви и в мiре давно уже закончилась. Сегодня находящиеся в поисках «духовности» «продвинутые» люди ищут объяснения происходящих в современном мiре событий, цели и смысла собственной жизни в оккультных науках, в герметической традиции, в каббале и алхимии.
В басне Крылова «Кунсткамера» духовно слепой человек рассмотрел все микроскопические подробности мушек и букашек, однако не заметил главного – слона, и даже не знал, что он там находится.
На первый взгляд каббала и алхимия не присутствуют в нашей жизни, но уже существует, например, интернет канал каббала-TV. Мудрый и обаятельный человек – Михаель Лайтман очень простыми и доходчивыми словами может «замиссионерить» любого: когда-то закрытое для мiра учение каббалы сейчас отрывается Лайтманом всем желающим в популярной форме. Одним из самых популярных сегодня авторов в мiре являются Паоло Коэльо и Умберто Эко: сии «просвещённые» мужи таким же популярным и мудрым языком открывают нам древние тайны алхимии.
Секты и субкультуры являются производными плодами от корней каббалы, герметической традиции и алхимии. Массовая популяризация этих учений существует уже более 20 лет, но никакого ответа на эти вызовы мы от наших миссионеров и сектоведов не слышим. Беда наших постмиссионеров в том, что они абсолютно не владеют материалом по этим самым актуальным темам в «духовности» сегодняшнего дня, пытаясь при этом достичь каких-то миссионерских результатов в молодежной, субкультурной и гламурно-элитной прослойке нашего общества, не ведая при этом, что сейчас другой уровень понимания действительности и все их миссионерские усилия смываются древними учениями, пересказанными и преподанными подчас в самых авангардных и убедительных формах сегодняшнего дня, а посему более привлекательными для «духоискателей» новой эры. Если для материалистически и позитивистски мыслящих толп в качестве смысла и цели жизни предлагается sex, деньги и карьера, то для ищущих «духовных высот» и смысла жизни людей предлагается иное: магическое мышление в качестве эрзатца вымерших идеологий ХХ века.
Повторим ещё раз, что беда наших постмиссионеров именно в том, что они этого совершенно не знают, пребывая в прошлом веке и борясь с давно вымершими фантомами. И главное – они в своей постмиссионерской гордыне забывают, или же не хотят понять, что если и возможно что-то сделать по привлечению людей к Церкви, то только своим примером христианской жизни. И главное, что в конечном счёте обращает людей к Истине только Сам Бог и любые усилия человеческие чаще всегда остаются втуне: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1).
Николай Каверин
Благодатный Огонь № 20