[28.09.2010] Использование сектами НПО и публичных мероприятий в целях саморекламы и вербовки

Реализация гражданами конституционных прав на свободу совести привела к тому, что сегодня в России зарегистрировано свыше 22 000 религиозных организаций. Две трети из них относятся к традиционным для нашей страны конфессиям, а одна треть исповедует нетрадиционные религии.

Такие общины, по устоявшейся в классическом религиоведении со времен Макса Вебера типологии, именуют сектами. И если в первые годы перестройки для жителей России секты были экзотикой, то с течением времени стали восприниматься как организации, несущие угрозу жизни и здоровью личности. Начало уделять больше внимания сектам и государство – поскольку некоторые из них пытаются влиять на политику, проникать в систему самих органов власти, то есть являются угрозой национальной безопасности.

Это стало затруднять привычную деятельность сект, заставило их искать новые формы для распространения своих доктрин и вербовки граждан. И здесь, к сожалению, на помощь подобным организациям пришли недостатки в российском законодательстве. Благодаря им секты получили возможность выдавать себя за светские организации, а свои религиозные мероприятия – за культурные акции.

Рассмотрим методы, используемые для этого сектами на территории России.

1. Деятельность сект под видом общественных объединений.

Если религиозных организаций в стране зарегистрировано более 22 тысяч, то общественных – свыше 150 тысяч. Контролировать их деятельность государству гораздо труднее. В результате секты стали всё чаще регистрироваться не как религиозные, а как общественные объединения.

Следует сказать, что закон «Об общественных объединениях» был принят еще весной 1995 года, и его разработчики просто не предусмотрели ситуации, когда кто-то станет использовать статус общественного объединения для ведения религиозной деятельности. Более того: очень неудачно составлена статья 5 закона, которая гласит, что общественное объединение состоит из граждан, которые реализуют «общие цели, указанные в уставе общественного объединения» . Рамки таких «общих целей» документ не ввел. В итоге желающим остается только включить в свой устав такую «общую цель», как, например, «распространение духовных ценностей», и вести под этим предлогом религиозную работу.

Именно так и поступают секты. Характерным примером являются многочисленные «центры дианетики и сайентологии» - то есть подразделения Церкви Сайентологии Рона Хаббарда. В настоящее время на территории России действует 71 такой «центр», зарегистрированный со статусом общественной организации. Еще больше – 116 общественных объединений - создали в нашей стране последователи «Международного общества сознания Кришны». Не отстают и другие: сторонники религиозного учения «Сахаджа-Йога», открыли в разных регионах страны 36 общественных объединений, а сторонники учения Махариши Махеш Йоги – 7 общественных объединений .

Но, безусловно, лидерами в создании общественных объединений, преследующих религиозные цели, являются псевдохристианские секты. В «Едином государственном реестре юридических лиц», который ведет Федеральная налоговая служба России, имеется более 1200 общественных объединений, учрежденных прихожанами различных «евангельских церквей». Формально такие организации появляются под невинными предлогами - например, для «поддержки молодых семей», «помощи малоимущим», «пропаганды здорового образа жизни», а на деле используются для религиозной агитации и вербовки в секты новых членов.

Из-за несовершенства законов закрыть такие структуры за религиозную пропаганду очень трудно. Поэтому, например, все случаи ликвидации зарегистрированных в качестве общественных объединений «центров дианетики и сайентологии» происходили по другим основаниям – в частности, за ведение образовательной и медицинской деятельности без лицензий. По этим основаниям был центры сайентологов 26 ноября 2002 года – в городе Хабаровске , 9 февраля 2004 года – в городе Уфа республики Башкортостан , 12 июня 2007 года – в городе Санкт-Петербурге, 10 ноября 2008 года – в городе Самаре .

На сегодняшний день известен всего один случай, когда российский суд открыто признал, что общественное объединение не имеет права заниматься религиозной деятельностью. Это произошло в Ярославле, где члены местной секты «Новое поколение», представляющей «Движение веры», зарегистрировали общественное объединение «Центр творческой молодежи». Последнее стало проводить под видом лекций о здоровом образе жизни мероприятия, на которых звучали религиозные проповеди, осуществлялись публичные молитвы и призывы вступать в «Движение веры» Ярославское областное управление Министерства юстиции вынесло в апреле 2001 года «Центру творческой молодежи» официальное предупреждение о том, что общественная организация не вправе заниматься религиозной деятельностью . «Центр творческой молодежи» попытался опротестовать это предупреждение в суде, заявляя, что закон «Об общественных организациях» не содержит запрета на ведение такими организациями религиозной деятельности. Судебные заседания по данному делу длились с переменными результатами два года. Лишь летом 2003 года областной суд постановил, что предупреждение, вынесенное Управлением юстиции в адрес «Центра творческой молодежи», было правильным, поскольку общественное объединение не может заниматься религиозной деятельностью . Однако это - локальная победа, потому что судебная система в России не основана на прецендентах, и в других регионах сектам по-прежнему ничто не мешает действовать со статусом общественных объединений.

2. Деятельность под видом «реабилитационных центров».

Как известно, для пополнения своих рядов секты всегда обещали пришедшим «чудесные исцеления» от разных болезней. Однако принятые в нашей стране «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» установили, что лечить граждан вправе только лица с медицинским образованием, имеющие сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Это стало препятствием для осуществления незаконного «целительства», которое особенно часто проводилось в сектах, принадлежащих к «Движению веры».

Но от самой идеи привлекать в свои ряды граждан обещаниями «исцелений» сектанты не отступились. Просто теперь сконцентрировали внимание на наркоманах, которым обещают излечение в ходе так называемой «социальной реабилитации».

Для этого сектантами был использован закон «О благотворительной деятельности», который позволяет религиозным организациям заниматься бесплатной социальной реабилитацией наркозависимых . Еще одним подспорьем стал закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Этот документ понимает под социальным обслуживанием, в том числе, «проведение социальной реабилитации граждан», позволяет заниматься такой «реабилитацией» любым организациям (включая религиозные), и, дополнительно, дает им право открывать для нуждающихся так называемые «временные приюты» .

В итоге секты основали огромное количество «реабилитационных центров», являющихся заодно и «временными приютами» для наркоманов. Практически при каждой крупной религиозной организации классических пятидесятников или неопятидесятников (то есть представителей «Движения веры»), а также баптистов действует по 2-3 реабилитационных центра. Всего сегодня в России насчитывается 460 таких центров.

Эти центры обычно не зарегистрированы и работают как подразделения самих сект, хотя могут иметь отличные от них названия. Возглавляют центры, как правило, пасторы, а обслуживают активисты религиозных организаций. Практически никто из них не имеет медицинского образования, причем сами «центры» размещаются или на обычных квартирах, или в частных домах. Реклама осуществляется путем расклейки объявлений или их публикации в газетах. При этом, конечно, не сообщается, что сама «реабилитация», предлагаемая наркоманам, будет носить религиозный характер.

Как правило, при поступлении в центр у человека сразу отбирают документы и деньги, чтобы он никуда не ушел. Одновременно прерываются все его контакты с родными и близкими. Формально это объясняется тем, что наркозависимый должен вырваться из привычной среды, которая напоминает ему о приеме наркотиков. Но, безусловно, в реальности изоляция преследует лишь одну цель – не допускать контактов человека с теми, кто поймет, что он попал к сектантам, и попытается его оттуда вывести. Далее пациента начинают убеждать, что единственным гарантированным способом бросить наркотики является вера в Бога. Даже если он не хочет принимать такую «веру», сама деятельность центра заставит его это сделать. Ведь в работе подобных центров утренние, дневные и вечерние молитвы, а также уроки по изучению религиозной литературы занимают до трети суток. После того, как пациент уверовал, его начинают «лечить» уже с помощью «трудовой терапии» – то есть отправляют в составе группы других пациентов на какие-либо черновые работы: разгружать уголь, заниматься ремонтом помещений и так далее. Такая деятельность осуществляется под присмотром работников центра, реабилитанты получают за нее только питание, а доход от работы поступает в бюджет секты. Можно смело сказать, что подобным образом лица, поступающие в религиозные «реабилитационные центры», используются просто в качестве бесплатных рабов.

Не исключено, что кто-то из них в процессе такой «социальной реабилитации» действительно перестанет принимать наркотики. Однако еще не было случая, когда подобные центры приводили бы точную, подкрепленную документами статистику «исцелений», из чего можно сделать вывод, что их количество крайне незначительно, и сами центры являются лишь сектантскими вербовочными пунктами.

Надо отметить, что российские сектанты, открывая «реабилитационные центры», постоянно ссылаются на «опыт Запада», где такие организации, якобы, действуют при многих религиозных общинах и не вызывают нареканий. Однако на деле всё не так. Известно, например, что в 2001 году в США случился скандал с религиозной организацией «Teen Challenge», которая получала государственные дотации на «лечение подростков-наркоманов», а тратила их на ведение в среде этих подростков миссионерской деятельности. Этот скандал привлек внимание к многим другим «реабилитационным центрам», действующим при разных сектах. В итоге 6 июня 2001 года на слушаниях в Сенате США председатель комитета по судебной системе, сенатор Патрик Дж. Лихи (Patrick J. Leahy) отмечал: «Оказание многих социальных услуг требует специальной медицинской подготовки. Возьмем в качестве примера программы лечения наркомании, применяемые в религиозных организациях. Наркомания представляет собой медицинскую болезнь с установленными правилами лечения. Одна лишь «духовная помощь» не может побороть зависимость. Нам необходимо ввести требование, чтобы религиозные организации, которые занимаются лечением наркомании, соответствовали тем же профессиональным стандартам, что и светские учреждения» .

3. Наконец, секты могут вообще не изобретать для вербовки членов никаких новых способов, а воспользоваться возможностями, которые им предоставляет закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В нем имеется один нюанс. Согласно ст.6 данного закона, религиозное объединение создается исключительно «в целях совместного исповедания и распространения веры» путем «совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний» а также «обучения религии и религиозного воспитания последователей». Однако в статье 18 того же закона сообщается, что религиозное объединение вправе вести также некую «культурно-просветительскую деятельность» путем организации разных «программ и акций» . К сожалению, закон не уточняет, что такие «программы и акции» не могут служить для пропаганды самих религиозных идей. Отсутствует пункт, запрещающий вести религиозную агитацию под видом культурных мероприятий и в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре».

В итоге секты постоянно организуют публичные религиозные мероприятия, выдавая их за «культурные», и таким образом получают доступ к широкой аудитории для вербовки новых членов.

Самым расхожим примером является проведение в разных регионах России последователями «Международного общества сознания Кришны» так называемых «Дней Индии». Сектанты сообщают властям, что намерены познакомить граждан с «культурой древней страны, ее традициями, песнями и танцами, особенностями национальной кухни» и без труда получают разрешение на проведение мероприятия . При этом сама акция не имеет ничего общего с индийской культурой, поскольку состоит из религиозных обрядов и церемоний «Международного общества сознания Кришны», исполнения принятых в секте религиозных гимнов и ритуальных танцев, а также раздачи окружающем посвященной Кришне ритуальной пищи (прасада) . Таким образом, люди, пришедшие на фальшивое «культурное мероприятие», обманным путем вовлекаются в деятельность самой секты.

Религиозные организации неопятидесятников, входящие в «Движение веры», также широко используют подобный прием. В частности, они выступили инициаторами ежегодного открытого конкурса-фестиваля творчества «Призван быть первым». Формально его устроителем является общественное объединение «Мое поколение» - однако за ним стоит московская религиозная организация христиан веры евангельской-пятидесятников «Слово Жизни» , входящая в «Движение веры». Сам конкурс-фестиваль проводится по регионам России и представляется как «культурное молодежное мероприятие», но состоит из концертов религиозных ансамблей и публичных проповедей пасторов «Слова Жизни», после чего самые внимательные слушатели приглашаются в местные религиозные общины «Движения веры», а если такие отсутствуют – создается новая «церковь» из самих слушателей.

Как раз в эти дни по городам Центра России проводится под видом культурного еще одно крупное вербовочное мероприятие «Ощути силу перемен» (Experience The Power To Change). Его инициатором и главным спонсором является финский неопятидесятник Ханну Хаукка . Само мероприятие заключается в том, что жителям городов предлагают бесплатно получить книгу «Ощути силу перемен» со «свидетельствами людей, жизнь которых изменила вера в Бога». Для этого размещаются рекламные плакаты, рекламные ролики на телевидении, объявления в газетах. В результате все желающие почитать такую книгу звонят по контактным телефонам и оставляют свои домашние адреса. После этого к людям приходят «курьеры», которые вручают книгу и заводят разговоры «о Боге» . Как правило, это заканчивается тем, что жители оказываются втянутыми в деятельность местных общин, представляющих «Движение веры».

«На сегодняшний день мы поочередно обработали 20 городов. – отмечается на сайте организаторов проекта. - Весной этого года мы надеемся прийти в новые города… Благодаря глобальным финансовым потрясениям, которые сильно затронули Россию, наблюдается временное затишье во враждебном отношении к местным евангельским церквям. Мы не знаем, сколько оно продлится, но думаем, что сам Бог дал эту возможность, чтобы помочь нам окончательно «завоевать» крупные российские города».

Подводя итоги, можно отметить, что на сегодняшний день главная причина деятельности сект под видом общественных объединений и «реабилитационных центров», а также осуществления сектами религиозных акций под видом «культурных», заключается в несовершенстве российских законов, а также в отсутствии там четких запретов религиозным организациям заниматься «чужими» видами деятельности. Второй по значимости причиной можно назвать религиозную неграмотность многих чиновников, которые плохо представляют, чем вообще отличается религиозное объединение от общественной организации и в чем именно заключается религиозная деятельность. Чиновник привычно обращается за разъяснениями к законам – но законы таких разъяснений не дают.

В итоге на сегодняшний день единственным эффективным способом борьбы с сектами, которые прикрываются статусом общественных объединений, «реабилитационных центров» или осуществляют вербовку на псевдокультурных акциях, остается только предупреждение жителей через средства массовой информации.

Евгений Мухтаров
Iriney.ru