[21.03.2022] Пришло время сделать однозначный выбор

Известный религиовед Роман Силантьев, доктор исторических наук и заведующий лабораторией деструктологии МГЛУ в интервью порталу "Интерфакс-Религия" рассказал о том, как спецоперация на Украине повлияла на традиционные и нетрадиционные религиозные организации и как она отразилась на уровне угрозы со стороны террористических и экстремистских движений.

- Как духовные лидеры России восприняли начало спецоперации на Украине?

- Отвечу так: в целом традиционные лидеры восприняли это событие традиционно, нетрадиционные - нетрадиционно. Напомню, что еще опыт Евромайдана и восьмилетнего конфликта на Донбассе отлично показал, на какие религиозные организации в критических ситуациях могут рассчитывать люди доброй воли. Секты если и придут на помощь, то только к их врагам.

Следует честно признать, что в сложившихся условиях время "парения над схваткой голубем мира" и призывов к миру ради мира прошло, и всем пришло время сделать однозначный выбор.

Из российских христиан свою позицию пока высказали Русская православная церковь, старообрядческий митрополит Корнилий и пятидесятнический епископ Дмитрий Шатров из Санкт-Петербурга. Большая же часть протестантов и католики от комментариев воздержались.

От имени мусульманской общины спецоперацию поддержали все ведущие муфтии за исключением Равиля Гайнутдина. Более того, на съезде мусульман Северного Кавказа во Владикавказе был принят специальный документ в поддержку политики России, который также подписали лидеры ЦДУМ, Крыма, Татарстана и Духовного собрания мусульман России, суммарно объединяющие более 90% всех российских мечетей.

От лица иудейской общины всплеск неонацизма на Украине и начавшуюся в мире русофобию осудил президент ФЕОР раввин Александр Борода, в поддержку России выступил глава российских буддистов пандито-хамбо-лама Дамба Аюшеев.

Касательно сект можно сразу отметить антироссийское объединение усилий разных ваххабитских проповедников, а также неоязычников и сатанистов. И, конечно, против России выступили многочисленные раскольники.

Полагаю, власти страны сделают из вышеизложенного соответствующие выводы и пересмотрят формат сотрудничества с рядом религиозных организаций.

- Может ли происходящее оказать положительное влияние на религиозную сферу в России?

- Да, может и уже оказывает. В первую очередь, резко снизилось напряжение в межрелигиозной и межнациональной сферах. Минимализировались конфликты на национальной почве, а спикеры русских национальных движений и информресурсов все чаще хвалят мусульман Северного Кавказа за активное участие в спецоперации и даже предлагают сформировать из них особую колонну на грядущем параде победы над украинским нацизмом. А это значит, что достаточно острая и неприятная для внутренней безопасности проблема кавказофобии заметно купирована.

Со своей стороны, могу подтвердить, что именно совместные боевые действия максимально укрепляют дружбу между людьми различных народов и вер. Конференции, концерты и фестивали национальной кухни не дают и одного процента такого эффекта.

Кроме того, из России уходят крупные коммерческие секты, радикально затрудняется монетизация психокультов и магов с колдунами, в целом оздоравливается информационное поле. Кстати, очень жду, когда с российского рынка начнут уходить и религиозные бренды американского генезиса – мормоны, кришнаиты, сатанисты и ряд других. Пора бы им проявить солидарность с коммерческими брендами США, а то нехорошо получается.

- А что в сфере противодействия экстремизму и терроризму?

- Покушения на теракты в России, к сожалению, продолжают фиксироваться, но целые блоки преступной деятельности практически исчезли. Особенно это заметно по резкому сокращению звонков россиянам из "служб безопасности" банков, сообщений о минировании объектов и прочих форм телефонного терроризма.

В скором времени мы ожидаем резкого снижения покушений на школьные расстрелы, которые прямо провоцировались по линии СБУ и центров информационно-психологических операций ВСУ. Российское движение мизантропов, в значительной степени созданное и направляемое по этой линии, несет ответственность за гибель более 300 российских граждан, преимущественно подростков. Банды неонацистов-"чистильщиков", неонацистское движение "Маньяки: культ убийства", "игры смерти" в соцсетях и террористическая субкультура "Колумбайн" (запрещена в РФ - ИФ) - вот самые известные сейчас мизантропические проявления, и только за это украинские нацисты и подстрекатели терроризма заслужили наше возмездие.

О мизантропической идеологии пойдет речь в книге, которую я сейчас дописываю и которая выйдет в этом году, под названием "Убить биомусор".

- Стоит ли ожидать запрета новых движений?

- Да, полагаю, нам надо выходить на запрет сатанизма, особенно в форме вотанизма - неоязыческого нацистского движения, созданного американским ультраправым Дэвидом Лейном. Именно его символику мы чаще всего видим на форме украинских националистов, да и в российской неоязыческой среде почитатели германских и скандинавских богов начали вытеснять адептов Перуна и Сварога.

Практика показывает, что "религии ненависти" сейчас проще всего создавать на базе языческих культов, особенно практикующих "путь левой руки" и почитание "темных богов". В рамках христианства, ислама и буддизма сделать это гораздо сложнее: мировые религии непросто использовать для разжигания ненависти по национальному признаку, а вот объявить свой народ избранным конкретными богами и предопределенным к уничтожению чужаков намного проще. Что мы и наблюдаем сейчас на Украине.

Пока большинство населения Украины считает себя христианами, но так было и в откровенно антихристианском Третьем рейхе. Проблема в том, что неоязычники и там, и там начали серьезно влиять на политику и задавать вектор развития. Последствия мы сейчас можем наглядно наблюдать – сложился уже вполне религиозный культ ненависти к "москалям" со своими ритуалами. При этом "москалей" предлагается уничтожить полностью, во всем мире. Думаю, что евреи подтвердят: если кто-то постоянно призывает тебя убить, то он обязательно попробует. И тут лучше бить первыми.

Interfax